ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Соловушки» (художественная направленность) 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Карпец Екатерина Александровна

Программа по внеурочной деятельности, разработала учитель музыки Харченок Екатерина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solovushki_s.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

                                                                                           

Утверждаю

Директор  ГБОУ  СОШ  № 491

_____________В.А.Коганкова

Приказ №___от___________

Принято

 на заседании педагогического совета

Протокол №   от  

Рассмотрено

на заседании методического объединения

Руководитель методического объединения _____________________

     

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Соловушки»

(художественная направленность)

5 класс

          Автор:   Харченко Екатерина Александровна,

          Учитель музыки

           

Санкт-Петербург 2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена принятием ФГОС общего образования и необходимостью разработки методического сопровождения для внедрения и реализации программ внеурочной деятельности. В России уделяется огромное внимание развитию художественно-эстетического (в том числе музыкального) образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования: школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодёжи, клубов и студий по месту жительства, а также отделений дополнительного образования в общеобразовательных школах. Вокальному воспитанию в детских студиях придаётся особо важное значение, так как пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются  первые навыки:

  • индивидуального труда;
  • умения творчески подходить к постановке и решению задач;
  • воспитания организованности, ответственности, добросовестности и умения работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации, и выработке позитивных личностных качеств ребёнка.

Санкт-Петербург славиться своими  традициями вокального искусства. На петербургской и ленинградской сцене рождались подлинные шедевры, а имена великих артистов вписаны навсегда в мировую историю искусства.  Программа продолжает сохранение традиций  петербургской вокальной культуры, возрождение интереса к вокальному искусству, приобщение юного поколения к культурному наследию Петербурга.

Данная программа рассчитана на первый год обучения в 5 классе. Основные положения Программы рассмотрены в русле  Программы по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 год (постановления Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года №1534), Программы Федеральный государственный образовательный стандарт, Стратегии развития Петербургской школы до 2020 года «Петербургская школа 2020».

 Данная образовательная программа имеет художественную направленность.

Тип программы: модифицированная с авторскими наработками.

Вид программы по целевой установке: профильная.

По форме деятельности: индивидуальная.

По структуре: по годам обучения.

По уровню освоения программа – специализированная, направленная на выявление и развитие способностей детей, приобретение детьми определенных знаний и умений в исполнительском виде деятельности.

Программа опирается на:

1.   Дмитриев Л.Б.   Основы вокальной методики – М.: Музыка, 2004.

  1. Сет Риггс «Методика обучения взрослых и детей певческим навыкам. Техника пения в речевой позиции «Как стать звездой», Guitar College 2005 г.

Модификация программы состоит :

1.  включении новых разделов (культура поведения на сцене, развитие музыкальной памяти, общеразвивающие воспитательные занятия);

2.  разработке своего учебно-тематического плана;

      3.   разработке содержания тем согласно поставленной цели и задачам.

Цель программы:

Создание условий для формирования у  обучающихся  устойчивого интереса  к пению через активную  музыкально-творческую деятельность.

Задачи программы

Образовательные:

  • Формирование музыкально – сенсорных способностей и особенно музыкально – слуховых представлений звуковысотных отношений;
  • Овладение вокально-хоровыми навыками:

- певческое дыхание;

- дикция и артикуляция;

- звуковедение и звукообразование;

- выразительность исполнения.

  • Ознакомление детей с различными песенными жанрами (популярные детские песни, популярные отечественные песни, ретро – песни, народные песни), формирование слушательской культуры.
  • Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения классической, народной, современной отечественной, зарубежной, эстрадной и джазовой музыки.
  • Формирование основных свойств голоса (звонкости, полетности, ровности, вибрато и др.)

Ожидаемые результаты

Личностные (психолого-педагогические):

развитие эмоционально-духовной сферы:

  • Развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма);
  • Развитие эстетических и нравственных представлений;
  • Раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его вокальных способностей в частности.
  • Развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма);
  • Развитие эстетических и нравственных представлений;
  • Раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его вокальных способностей в частности.

развитиесферы социализации:

  • выполнение различных социальных ролей в исполнении разножанровых произведений;

развитие коммуникативной сферы:

  • Воспитание организованности, внимания, трудолюбия;
  • Воспитание музыкально – эстетического вкуса на лучших образцах русского музыкального искусства, национальной русской музыки;
  • Приобщение к концертной деятельности;
  • Формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;
  • Расширение и обогащение музыкального кругозора.

развитие сферы самопознания:

  • познания себя через проживание и переживание «здесь» и «сейчас» жизненных ситуаций и явлений;
  • спонтанности;
  • самопознания через идентификацию с создаваемыми образами;
  • импровизационного самочувствия;
  • чувства времени;

развитие речевой сферы:

  • монологическая и диалогическая речь;

Метапредметные

  • формироване критического мышления
  • обогащение эмоционально-образной реакции при исполнении песен, умение передавать в исполнении разноплановый характер песни; уметь раскрепощено и ритмично двигаться на сцене в соответствии с характером исполняемого произведения;
  • Проявлять навыки позитивного общения со сверстниками и окружающими;
  • Уметь ориентироваться в различных явлениях музыкального искусства;
  • Проявлять такие личностные качества как: уверенность в себе, своих силах, активная жизненная позиция, трудолюбие, стремление к самообразованию.
  • взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
  • оценивать достигнутые результаты;

Предметные (в рамках предметов искусства – МХК, искусство, изобразительное искусство, музыка):

  • развитие художественно-образного, эстетического типа мышления;
  • формирование целостного восприятия мира; 
  • развитие фантазии, воображения, художественной интуиции;
    Формы и режим занятий

Количество учебных часов в год – 68часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 2 урока по 45 мин. Занятия проводятся как в классе, так и в театрах, кинотеатрах, концертных залах, участие в конкурсах и ином исоциальном пространстве города. При внеаудиторной работе  возможны сдвоенные занятия.

Используемые педагогические технологии

Интерактивные методы в технологии театральной педагогики: метод театрализации, этюдная работа (метод физических действий: одинокий или парный этюд на физическое действие; на физическое состояние (самочувствие);на действие с воображаемыми предметами;  этюд на освоение способов словесного воздействия; инсценировка; технологии бессловесных действий и словесного воздействия;упражнения на наблюдение и на эмоциональную память (воспоминание);

Дискуссионные технологии: метод действенного анализа (перевод главной идеи на язык действия, т.е. ее раскрытие путем решения цепочки проблемных ситуаций);

Игровые технологии: ролевая игра, игры-драматизации

Арт-педагогические театральные технологии: арттерапия (драматерапия, маскатерапия), сказкотерапия;

Исследовательские технологии: две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (наблюдение, интервью); теоретические (метод выводного знания)и художественный метод (создание публицистических образов, содержащих вымысел, ограниченный "правдой факта");

Познавательные (когнитивные) технологии: метод сбора первичной информации (познавательная деятельность по сбору и анализу фактических данных (группировка, типологизация, классификация); фокусированное интервью;использование социологических источников (социологические данные как событийный повод); и социологические методы сбора информации (экспресс-опрос; методика структурализованного наблюдения; метод контент-анализа); метод подачи материала – переосмысление (фактологический(отражение текущей реальной действительности) и культурологический (использования «культурных запасов» общества).

Музыкально-ритмические технологии:кинестетические (овладение сценическим ритмом, способностью управлять своим ритмическим поведением на сцене, уроке); импровизационные музыкально-инструментальные (система Карла Орфа) и музыкально-вокальные (система Огородникова и Стрельникова).

Результативность

текущая:

К концу обучения дети приобретают определенные  навыки и умения, а именно:

  • развитие координации между слухом и голосом в процессе исполнения песен;
  • овладение вокально-техническими навыками, в том числе разными техническими приемами исполнения; выработка кантилены, мягкого спокойного вдоха в начале пения, распределение певческого дыхания на фразу;
  • формирование навыков отчетливого и осмысленного творческого подхода к самостоятельной трактовке и интерпретации исполняемого произведения; выразительное исполнение песен;
  • выработка широкого дыхания, легкого «полётного» звучания;
  • расширение певческого диапазона голоса;
  • исполнение штрихов в зависимости от жанровых особенностей;
  • чисто интонировать при пении  с инструментальным сопровождением и без него, накопление песенного репертуара;

Учебно – тематический план.

                                               

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение. Организационное занятие: инструктаж по технике безопасности, охрана и гигиена голоса.

1

-

1

2.

Введение. Ознакомление с правилами пения и охраны голоса.

-

1

1

3.

Воспитание вокально – хоровых навыков. Певческое дыхание.

1

-

1

4

Певческое дыхание.

1

-

1

5

Певческое дыхание.

-

1

1

6

Певческое дыхание.

-

1

1

7

Певческое дыхание.

-

1

1

8

Дикция и артикуляция.

1

-

1

9

Дикция и артикуляция.

-

1

1

10

Дикция и артикуляция.

-

1

1

11

Дикция и артикуляция.

-

1

1

12

Дикция и артикуляция.

-

1

1

13

Звуковедение и звукообразование.

1

-

1

14

Звуковедение и звукообразование.

-

1

1

15

Звуковедение и звукообразование.

-

1

1

16

Звуковедение и звукообразование.

-

1

1

17

Звуковедение и звукообразование.

-

1

1

18

Выразительность исполнения.

1

-

1

19

Выразительность исполнения.

-

1

1

20

Выразительность исполнения.

-

1

1

21

Распевание и вокальные упражнения.

1

-

1

22

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

23

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

24

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

25

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

26

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

27

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

28

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

29

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

30

Распевание и вокальные упражнения.

-

1

1

31

Работа над музыкальным материалом.

1

-

1

32

Работа над музыкальным материалом.

1

-

1

33

Работа над музыкальным материалом.

1

-

1

34

Работа над музыкальным материалом.

1

-

1

35

Работа над музыкальным материалом.

1

-

1

36

Работа над музыкальным материалом.

1

-

1

37

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

38

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

39

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

40

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

41

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

42

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

42

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

43

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

44

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

45

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

46

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

47

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

48

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

49

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

50

Работа над музыкальным материалом.

-

1

1

51

Музыкальная грамота.

1

-

1

52

Музыкальная грамота.

1

-

1

53

Музыкальная грамота.

-

1

1

54

Импровизация и сценическое движение.

1

-

1

55

Импровизация и сценическое движение.

-

1

1

56

Импровизация и сценическое движение.

-

1

1

57

Культура поведения на сцене.

1

-

1

58

Культура поведения на сцене.

-

1

1

59

Развитие музыкальной памяти.

1

-

1

60

Репетиции к массовым мероприятиям, пение в дуэтах, трио, ансамблях.

-

1

1

61

Репетиции к массовым мероприятиям, пение в дуэтах, трио, ансамблях.

-

1

1

62

Репетиции к массовым мероприятиям, пение в дуэтах, трио, ансамблях.

-

1

1

63

Участие в массовых мероприятиях.

-

1

1

64

Участие в массовых мероприятиях.

-

1

1

65

Участие в массовых мероприятиях.

-

1

1

66

Участие в массовых мероприятиях.

-

1

1

67

Участие в массовых мероприятиях.

-

1

1

68

Участие в массовых мероприятиях.

-

1

1

Итого часов:

17

51

68

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

                                          1 год обучения 68 часов

Тема 1. Введение.  2 часа

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа об охране и гигиене детского певческого голоса.

             Ознакомление с правилами пения и охраны голоса.

Тема 2. Воспитание вокально – хоровых навыков18 часов

  1. Певческое дыхание.  5часов

         Вводная беседа о вокале. Типы, виды вокальной музыки.

         Знакомство с правилами установки при пении стоя и сидя        

         Понятие певческого дыхания. Примеры  упражнений.

         Понятие певческой опоры. Упражнения на диафрагму.

         Формирование умения правильно дышать.

         Знакомство с основными жестами дирижера (внимание, вдох, начало пения и его окончание).

        2. Дикция и артикуляция. 5 часов

         Обучение четкому, быстрому произнесению согласных и правильному формированию гласных.

         Освоение упражнений освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

        Развитие артикуляционного аппарата детей.      

        Формирование дикционных навыков, пение скороговорок в подвижном и быстром темпах.

        Тренировка четкого произношения согласных. 

       3. Звуковедение и звукообразование.  5 часов

      Знакомство с приемами звуковедения (legato, staccato, nonlegato), динамическими нюансами (f, p).

       Освоение трех видов атак звука.

       Применение упражнения для выработки навыка пения:

  • по руке дирижера вне ритма;
  • опертого дыхания при смене различной динамики в подвижных темпах;
  • отрывистого характера звуковедения;
  • в исполнение маркатированного штриха с применением твердой атаки звука;
  • в исполнении различных типов звуковедения;
  • интонационной точности в различных ладовых наклонениях;
  • в единой позиции при прерывистой подаче звука.

        Знакомство с правилами переноса согласных при пении.

         Развитие навыков правильного формирования гласных, четкого и короткого произношения согласных.

        Закрепление навыков мягкого формирования гласных, мягкого перехода из грудного регистра в головной.

4. Выразительность исполнения.  3 часов

         Разбор поэтического текста.

         Определение характера произведения и способа звуковедения.

Тема 3. Распевание и вокальные упражнения.  10 часов

          Вокально-технические упражнения.

          Игры – распевки.  

Тема 4. Работа над музыкальным материалом.  20 часов

Последовательность изучение музыкального произведения:

  • Разбор поэтического текста;
  • Понятие о фразе, вытекающей из музыкального и текстового содержания произведения;
  • Определение формы произведения (периоды, предложения, фразы), соотношения с дыханием и нюансировкой;
  • Определение характера произведения и способа звуковедения;
  • Выработка чистоты интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней лада, основных интервалов вверх и вниз;
  • Правильное звукообразование, певческое дыхание, единая вокальная манера.

Понятие о фразе, вытекающей из музыкального и текстового содержания произведения.

Определение формы произведения (периоды, предложения, фразы).

I этап разбор произведения. Беседа об эмоционально – образном содержании песни, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дыхания, дикции.

II этап – разучивание произведения. Овладение певческими навыками: ритм песни, выразительные нюансы,  звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования.

III этап –проверка готовности ребенка к исполнению.

Тема 5. Музыкальная грамота. 3 часа

Освоение материала на основе расширения слухового опыта.

Ознакомление:

- с основными средствами музыкальной выразительности  (мелодия, лад, темп, метр, ритм, динамика, регистр, тембр),

- с простыми жанрами (песня, танец, марш)

- устойчивые, неустойчивые, вводные звуки.

- с музыкальными инструментами и типами певческого голоса,

- с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями).

- с интервалами (1,2,3,4,5,6,7,8)

- с тремя видами минора и мажором.

        Контрастное сопоставление ладов.

Формирование музыкально - слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков.

        Ознакомление;

- с размерами 2/4; 3/4; 4/4;

- с паузами.

         Освоение материала на основе расширения слухового опыта одновременно почти во всех тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных звуков;

Тема 6. Культура поведения на сцене. 2 часа

          Обучение основам сценической культуры.

Тема7. Развитие музыкальной памяти. 1час

         Развитие музыкальной памяти: разучивание распевок, скороговорок, текстов песен

         Игра «Эхо».

Тема 8. Участие в массовых мероприятиях. 6 часов

          Концертные  выступления.  Частота концертных выступлений зависит от запланированных мероприятий.

          Разбор успехов и недостатков выступлений, просмотр видео материалов

                 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНЕ ПРОГРАММЫ

Методика работы с детьми по индивидуальному вокалу по программе «Соловушки» опирается на методы, которые можно классифицировать:

      1.  по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические;

  1. по назначению и дидактическим задачам – восприятия, приобретения знаний, формирование умений и навыков, запоминания, применения знаний, повторения и контроля.

Формы организации музыкальной деятельности детей.

1. Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. На занятиях решается  одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Вера ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности.

2.  Пение в дуэтах, трио - один из видов творческой деятельности обучающихся. Такое пение помогает достигнуть хорошего унисона, развивает гармонический слух, помогает выработать единую манеру звукоизвлечения, «подтянуть» детей с более скромными вокальными возможностями до уровня более способных детей, что позволяет детям малоспособным к сольному пению участвовать в концертах, фестивалях и даже конкурсах.

3. Репетиционные.

4. Концертная деятельность.

Методы проведения занятий:

  • Объяснительно – иллюстративный:

этот метод  предполагает сообщение детям определенных сведений, объяснение, рассказ.

  • Репродуктивный метод:

применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторение.

  • Поисковый метод:

предполагает постановку проблемы  и частичное её решение уже с помощью детей. Дети побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям.

.                  Перцептивный - передача и восприятие учебной информации посредством чувств. Они могут быть переданы через эмоциональный рассказ педагога, использование наглядных материалов.

  • Активные методы обучения - (игра, театрализация, звукоимитация, дискуссия).
  • Метод контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Поощрение, личный пример.

Способы проверки результатов

     •   Сдача вокальных партий

  • Открытые занятия для родителей.
  • Индивидуальные выступления на концертах, конкурсах, праздниках.
  • Участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

Методика работы с детьми от 10 до 16 лет опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятии, приобретении знаний, формировании умений и навыков, запоминании, применении знаний, повторении и контроля. Развитие слуха и голоса происходит успешнее, если этот процесс подкрепляется двигательно-моторной активностью детей. С этой целью на занятиях используется логопедическая ритмика. При этом выбор методов основан на особенностях содержания учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

Принципы педагогического  процесса:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

-   принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

Формы организации воспитательного процесса.

Программа предусматривает общеразвивающие воспитательные занятия:

  • совместные посещения концертных и выставочных залов, театров, что способствует расширению кругозора детей, знакомит с различными видами искусств;
  • посещения концертов хоровой, вокальной и симфонической музыки, что в значительной степени помогает формированию художественного вкуса учащихся;
  • проведение музыкальных гостиных, связанных с заметными событиями в культурной жизни.

Формы организации занятий:

  • индивидуальные занятия;
  • открытые занятия;
  • публичные выступления (концерты, фестивали, конкурсы и др.);

Дидактический материал:

  • вокально - тренировочные упражнения;
  • речевые упражнения, скороговорки;
  • распевки;
  • вокальные партитуры;
  • наглядные пособия по изучению теории музыки;
  • аудио, видеоматериал.

От правильно подобранного репертуара зависит не только творческий, но и духовный рост каждого ученика, формирование его художественного вкуса. На каждом этапе обучения подбираю вокально-тренировочные упражнения и репертуар с учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста и их возможностей.

        При подборе репертуара стараюсь заботиться о разнообразии тематики и доступности аранжировок. Музыкальные произведения, из которых создается песенный репертуар программы, делаю яркими, эмоциональными и интересными, а не скучными и заунывными; включающими в себя обработки классических произведений, народного творчества и лучшие образцы джаза и эстрады. С первых занятий дети приобретают опыт музыкального восприятия. И главная моя задача - создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Одной из необходимых и эффективных форм работы на занятиях являются вокальные упражнения, распевки, вокализы. Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), воспитанию практических вокальных навыков, выработки координации слуха и голоса, сбалансированности дыхания и звукоизвлечения.

              Репетиционная работа является органическим продолжением творческого процесса на занятиях при постановке концертного номера. Завершающим этапом творческой деятельности является концертная деятельность, а также участие в конкурсах и фестивалях

В основу разработки программы  «Соловушки» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- здоровьесберегающие технологии.

              V. Материально – техническое обеспечение

  1. наличие учебного класса, оборудованного столами, стульями, доской
  2. учебно – тренировочный материал;
  3. магнитофон (музыкальный центр) – 1;
  4. аудиокассеты –5;
  5. аудиодиски – 24;
  6. ноутбук – 1;
  7. микрофон – 1;
  8. фортепиано – 1.
  9. стол учительский – 1;

        9.   флешка – 1;

       10. тексты исполняемых произведений

              VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                    Методическая литература

1. Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 год (постановления Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года №1534). Спб. 2011.

2. Программа Федеральный государственный образовательный стандарт, Стратегии развития Петербургской школы до 2020 года «Петербургская школа 2020». Спб. 2010.

3. Дмитриев Л.Б.   Основы вокальной методики – М.: Музыка, 2004.

4. Сет Риггс Методика обучения взрослых и детей певческим навыкам. Техника пения в речевой позиции Как стать звездой, Guitar College 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс

 Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...