Программа ДО по математике
рабочая программа (9 класс) на тему

Орлова Татьяна Ивановна

Программа ДО по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_po_matematike_9_klass_2015_god.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1460

ПРИНЯТО

 методическим объединением учителей ДО ГБОУ СОШ  №1460

№______ от ______________

_____________(председатель МО)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №1460

_______(Швец Е.В.)

«_____»_______20  _ г.

Рабочая программа

Избранные вопросы по математике

в 9 классе

на 2015-2016 учебный год

Составитель(Ф.И.О.) Желтоухова Т.И.

Предмет       математика

Москва

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа для обучающихся  в рамках дополнительного образования в основной школе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта второго поколения основного  общего образования и  написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа по математике  / сост. Бурмистрова Т.. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).

Цели изучения

Познавательные:

- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких, как информатика, математика и т.д.

- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.

Развивающие:

- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);

- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);

- интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений

Воспитательные:

- становление самосознания;

- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;

- воспитание культуры умственного труда.

Общая характеристика курса

Значение  математики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.

.

Целями и задачами дополнительной образовательной программы является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим программа соответствует основному общему уровню образования. Программа кружка является дополнительным к стандартному курсу математики 9 класса для общеобразовательных учреждений и является его расширением на более углублённом уровне, с включением материала повышенной трудности и творческого уровня.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

         

Занятия проводятся в форме кружка во внеурочное время, носят интегрированный характер.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии  обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, проблемное обучение.      

 Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, деловые игры, интеллектуальные турниры, математические бои.

 Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.

 Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.

Применяются беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

   Особое внимание в курсе математики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий  комбинированный урок.

 Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини -  лекции.

 После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для  закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Требования  к  уровню  подготовки   учащихся

Учащиеся  должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и  повышенного  уровня сложности;точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.

         Учащиеся должны уметь:

1.Уметь выполнять действия с числами:

Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных

чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.

Выполнять арифметические действия с рациональными числами.

Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений.

2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:

Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.

Применять свойства арифметических квадратных корней  для вычисления

значений и преобразований выражений , содержащих корни.

3.Уметь решать уравнения и неравенства:

Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.

Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы.

4.Уметь выполнять действия с функциями:

Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять

формулы общих членов, суммы n членов  арифметической и геометрической прогрессий.

Находить значения функции.

Определять свойства функции по графику.

Описывать свойства функций.

Учебно  – тематический план

Название темы

Всего часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Числа и выражения ,преобразования выражений

5

1

4

2

Уравнения

6

1

5

3

Системы уравнений

6

1

5

4

Неравенства

4

1

3

5

Координаты и графики

5

2

3

6

Функции

5

2

3

7

Прогрессии

6

2

4

8

Текстовые задачи

6

2

4

9

Уравнения и неравенства с модулем

4

1

3

10

 Уравнения и неравенства с параметром

4

1

3

11

Элементы комбинаторики ,статистики и теории вероятности

5

2

3

12

Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков

4

1

3

13

Геометрия

8

3

5

14

Обобщающее повторение

6

2

4

15

Итоговый урок

2

1

1

76

23

53

Содержание изучаемого курса

  • Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

  • Тема 2.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

  • Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

                                       
Тема 4. Неравенства

  • Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

  • Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы

  • Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

  • Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

  • Тема 8. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

  • Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения

  • Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

  • Тема 11. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

 

  • Тема 12. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков

Извлечение информации из графиков, таблиц и диаграмм

  • Тема 13. Геометрия

Техника решения задач на вычисление элементов треугольника и четырехугольника, вычисление площадей фигур, задачи на окружность , простейшие тригонометрические задачи . Решение задач из второй части.

  • Тема 14. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Средства  контроля

  • Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.
  • В конце курса будут проведены:
  • зачет по проверке умения ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;
  • тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.

Учебно-методические  средства  обучения

  • Алгебра. Экспр.-репетитор для подг. к ГИА. Нестандартные задачи_Сычева Г.В_2011 -128с.
  • ГИА 2013. Математика. 9кл. Типов. тест. задания_Ященко, Шестаков и др_2013 -64с.
  • Математика. 9кл. ГИА. Темат. тр. задан. Повыш. уровень_п.р. Семенко Е.А_2011 -80с.
  • Математика. 9кл. Подготовка к ГИА. Решебник_под ред. Лысенко Ф.Ф, Кулабухова С.Ю_ -240с.
  • Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Кузнецов Л.В., Суворова С.Б.,  Бунимович Е.А.
  • Алгебра 9 класс. Подготовка к ГИА 2010. Под редакцией Лысенко Ф.Ф.
  • Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  •  Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. – М.: Экзамен, . – 110 с.

Дата

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Универсальные учебные действия

1-5

Числа и выражения ,преобразования выражений

5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

. Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Предметные :

 ори ентироваться на разнообразие способов решения

задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

6-11

Уравнения

6

Урок закрепления знаний. Практикум. С/Р. Индивидуал. контроль

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

Регулятивные различать способ и результат действия.

Предметные владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

12-17

Системы уравнений

6

Самост. изучение теории. Самоконтроль и индивидуальный контр

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

 Предметные ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера

18-21

Неравенства

4

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. Урок зачет.

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Предметные

Применять законы сложения  рационализации вычислений

Регулятивные 

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

22-26

Координаты и графики

5

Комбинированный урок. Изучение нового материла. С/Р обучающего характера. Взаимный контроль

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы

Регулятивные оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные

комбинировать известные алгоритмы .

Коммуникативные

аргументировать свою точку зрения

27-31

Функции

5

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Регулятивные различать способ и результат действия.

Предметные владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

32-37

Арифметическая и геометрическая прогрессии

6

Изучение нового материала. Лекция. Самоконтроль.

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Предметные

Записывать степень числа; вычислять степени натуральных чисел; пользоваться таблицей квадратов

Коммуникативные

строить монологическое контекстное высказывание

38-43

 Текстовые задачи

6

Комбинированный урок. Изучение нового материла. С/Р обучающего характера. Взаимный контроль

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Регулятивные оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные

комбинировать известные алгоритмы

Коммуникативные

аргументировать свою точку зрения

44-47

 Уравнения и неравенства с модулем

4

Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. Урок зачет.

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения

Регулятивные различать способ и результат действия.

Предметные владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

48-51

Уравнения и неравенства с параметром

4

Уроки практикумы по решению задач. С/Р

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Предметные

комбинировать известные алгоритмы

Коммуникативные

аргументировать свою точку зрения

52-56

 Элементы комбинаторики и теории вероятностей

5

Изучение нового материала. Лекция. Самоконтроль.

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Регулятивные различать способ и результат действия.

Предметные владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

57-60

Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков

4

Уроки практикумы по решению задач. С/Р

Извлечение информации из графиков, таблиц и диаграмм

Регулятивные оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные

комбинировать известные алгоритмы

Коммуникативные

аргументировать свою точку зрения

61-68

 Геометрия

8

Усвоение изученного материала в процессе решения задач. С/Р обучающего характера

Техника решения задач на вычисление элементов треугольника и четырехугольника, вычисление площадей фигур, задачи на окружность , простейшие тригонометрические задачи . Решение задач из второй части.

Регулятивные различать способ и результат действия.

Познавательные владеть общим приемом решения задач

Коммуникативные

строить монологическое контекстное высказывание

69-74

Обобщающее повторение

6

Комбинированный урок. . С/Р обучающего характера. Взаимный контроль

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Регулятивные оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные

комбинировать известные алгоритмы

Коммуникативные

аргументировать свою точку зрения

75-76

Итоговый урок

2

Практикум по решению задач. Групповой, устный и письменный контроль. Урок зачет.

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Предметные

использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...