Рабочая программа по элективному предмету "Право в нашей жизни" 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Геращенко Сергей Андреевич

Программа рассчитана на изучение предмета в 3 четверти (10 часов, 1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pravo_v_nashey_zhizni_9_klass.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Программа по элективному предмету «Право в нашей жизни» для 9 класса составлена в соответствии с:

•        Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

•        Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планамидля образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

•        Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

•         Письмом Министерства образования Саратовской области от 08.07.2015 г. №01-26/45-41;

•        Учебным планом МОУ «СОШ №24 Кировского района г. Саратова»;

•        авторской программой И.Л. Каменчук (ГАОУ ДПО «СОИРО»).

Программа элективного предмета «Право в нашей жизни» рассчитана на 10 часов (1 час в неделю) в 9 классе.

Основные функции программы:

1. Информационно-методическая функция позволяет учащимся получить представление об истории становления и развития права, о различных правовых системах современности и их особенностях, углубить знания по праву и системе права.

2. Интерактивная функция. В ходе изучения курса, учащиеся на практике ознакомятся с источниками права, правовыми документами разных исторических эпох, получат практические навыки работы с правовыми нормами.

Общая характеристика учебного предмета.

Социальный заказ, выдвигаемый обществом к изучению предметов гуманитарного цикла, требует определения у учащихся собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях, формирования мировоззренческих, ценностно-мотивационных взглядов, умения на практике применять полученные знания.

Кроме этого низкая правовая культура и правовой нигилизм части современного общества предполагает более пристальное внимание к изучению права в школе и правовому воспитанию.

Элективный предмет «Право в нашей жизни» предполагает ознакомление учащихся с правовым опытом человечества, более углубленное изучение основных разделов правоведения и проведение с учащимися практических работ по изучению источников права, системы права, Конституции РФ и текущего законодательства. Особое значение придается развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, работы с ее различными типами.

Критерием оценивания знаний учащихся по предмету является не только усвоение количества учебного материала и способность его воспроизводить, но и овладение навыками анализа, объяснения, умения давать определения, приводить доказательства; развитие правовой и коммуникативной культуры школьников.

Цели и задачи элективного предмета «Право в нашей жизни»:

•        Формирование у учащихся углубленного интереса к праву.

•        Развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.

•        Воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства. Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.

•        Соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.

•        Освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.


II. Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Вводный урок

1

Тема 1. Введение в право

2

1

Что такое право?

1

2

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов

1

Тема 2. Права и свободы человека и механизмы их защиты

6

3

Естественное право и права человека

1

4

Государственное право

1

5

Конституционные права и обязанности граждан РФ

1

6

Права ребенка и необходимость их защиты

1

7

Институт уполномоченного по правам человека

1

8

Защита права и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями

1

Повторительно-обобщающее занятие. Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?»

1

Всего часов

10


III. Содержание тем учебного курса

Вводный урок.

Теория права как наука и учебная дисциплина. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Система основных понятий юриспруденции.

Тема 1. Введение в право.

Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. Способы образования права. Нормы права в системе социальных норм.

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов. Условия и юридические гарантии применения права. Институт медиации.

Тема 2. Права и свободы человека и механизмы их защиты.

Естественное право и права человека. Соотношение норм права и норм морали, корпоративные нормы. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формирования уважения к праву.

Государственное право. Общая характеристика прав, свобод и обязанностей человека. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Виды гарантий.

Конституционные права человека и обязанности граждан РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие в РФ. Механизм государства. Избирательное право. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Местное самоуправление в Российской Федерации.

Права ребенка, необходимость их дополнительной защиты. Конвенция о правах ребенка.

Институт уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам ребенка.

Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями. Право гражданина России защищать свои права. Законные пути его реализации. Общественные правозащитные организации, их многообразие. Условия эффективности их деятельности.

Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?»


IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного предмета «Право в нашей жизни» ученик должен знать/понимать:

  • основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права;
  • основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;
  • основы текущего законодательства России;
  • возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданин;

уметь:

  • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать полученную информацию;
  • участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
  • формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;

практически использовать приобретенные знания и умения для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
  • соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;
  • объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей;
  • осознания себя как представителя гражданского сообщества, гражданина России.

Календарно-тематическое планирование

по элективному предмету «Право в нашей жизни»

 

Учитель Геращенко Сергей Андреевич

Класс  9

Количество часов на год:

Всего 10_час.; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ______, зачётов _______,   тестов__________ ч.

     

Административных контрольных уроков ________ ч.

Планирование составлено на основе:

авторской программы И.Л. Каменчук (ГАОУ ДПО «СОИРО»)

                                         

                                                       

Дополнительная литература

1.        Арбузкин А.М. Обществознание. Пособие для поступающих в юридические вузы. М., 2009.

2.        Лейст О.Э. Сущность права. М.: Зерцало-М, 2011.

3.        Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4.        Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. М.: Юнити-Дана, 2010.


Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Оборудование, основные понятия и термины

Домаш-нее задание

Кол-во часов

Дата

план

факт

III четверть

10

1

Вводный урок

ПК, мультимедийный проектор

Теория права как наука и учебная дисциплина. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Система основных понятий юриспруденции

1

Тема 1. Введение в право

2

2

Что такое право?

ПК, мультимедийный проектор

Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. Способы образования права. Нормы права в системе социальных норм.

1

3

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов

ПК, мультимедийный проектор

Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов. Условия и юридические гарантии применения права. Институт медиации. Судебная защита прав и свобод граждан

1

Тема 2. Права и свободы человека и механизмы их защиты

6

4

Естественное право и права человека

ПК, мультимедийный проектор

Соотношение норм права и норм морали, корпоративные нормы. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формирования уважения к праву

1

5

Государственное право

ПК, мультимедийный проектор

Общая характеристика прав, свобод и обязанностей человека. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Виды гарантий.

1

6

Конституционные права и обязанности граждан РФ

ПК, мультимедийный проектор

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие в РФ. Механизм государства. Избирательное право. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Местное самоуправление в Российской Федерации

1

7

Права ребенка и необходимость их защиты

ПК, мультимедийный проектор

Права ребенка, необходимость их дополнительной защиты. Конвенция о правах ребенка

1

8

Институт уполномоченного по правам человека

ПК, мультимедийный проектор

Институт уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам ребенка.

1

9

Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями

ПК, мультимедийный проектор

Право гражданина России защищать свои права. Законные пути его реализации. Общественные правозащитные организации, их многообразие. Условия эффективности их деятельности

1

10

Повторительно-обобщающее занятие. Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?»

ПК, мультимедийный проектор

1


VI. Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
  2. Арбузкин А.М. Обществознание. Пособие для поступающих в юридические вузы. М., 2009.
  3. Бабаев В.К., Баранов В.М. Теория права и государства. М.: Юрист, 2005.
  4. Бархатова Е.Ю. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.: «Проспект», 2007.
  5. Ильин А.В. Из истории права. 10-11 класс. М.: Просвещение, 2002.
  6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Просвещение, 2001.
  7. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М.: Юрист, 2007.
  8. Лейст О.Э. Сущность права. М.: Зерцало-М, 2011.
  9. Малько А.В. Основы государства и права. М.: Кнорус, 2007.
  10. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. М.: Инфра-М, 2010.
  11. Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 класс. М.: Просвещение, 2007.
  12. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2005.
  13. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2006.
  14. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  15. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся.9 класс М.: Просвещение, 2002.
  16. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. М.: Юнити-Дана, 2010.

Образовательные инернет-ресурсы

http://www.1sentember. ru

http://www.uroki.ru

http://www.metodiki.ru

http://www.school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи». 11 класс.

Современные стандарты образования выдвигают новые тре­бования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимся знаний орфографи­ческих и пунктуацио...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-го класса

Включает в себя титульный лист, пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, тематические планиерование, список литературы....

Рабочая программа по элективному курсу "Спасем нашу планету" 9 класс

Элективный курс по английскому языку с экологической направленностью “SAVE OUR PLANET!” рассчитан на учащихся 9-х предпрофильных классов.В соответствии с социальным заказом общества перед ...

Рабочая программа по элективному курсу «Медицинская география» 11 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Медицинская география» 11 класс...