"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности, 2 год обучения
рабочая программа на тему

Дей Михаил Васильевич

Рабочая общеразвивающая программа "Радиопеленгация", разработана  на второй год обучения. Программа обеспечивает последовательность и  непрерывность подготовки радиоспортсмена. Значительная часть времени уделяется технической и конструкторской деятельности. Программа второго года обучения усложняет темы занятий, что позволяет обучающимся приобрести  более глубокие знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр  творчества»

Программа рассмотрена                                                      

на методическом объединении        

протокол № ______        _  от «___» ____________200___г.

от «___» _________20__г.

______________ Зав. отделом

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УР

_________А.К. Москвитина

«___» _________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ДО «ЦТ»

__________________

 Л.А. Дряхлова

«_____»______ 20 _ г

        

 «Радиопеленгация»

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования

технической направленности

на 2015-2016 учебный год

2-й год обучения

Автор: Дей Михаил Васильевич  

педагог дополнительного образования

г. Шелехов

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая  общеразвивающая образовательная программа «Радиопеленгация» (далее программа),  разработана в соответствии с требованиями:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  № 273 от 29.12.12г;
  • Примерными  требованиями к программам дополнительного образования детей  (Приложение к письму Департамента молодежной политики,  воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России  от 11.12.2006 № 06-1844);
  • Положения МКОУ ДОД «ЦРТДЮ» «О дополнительной образовательной программе педагога».

Данная программа составлена на основе многолетнего опыта автора и опирается на программы авторов:

  1. Васильева Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учебное пособие
  2. Новикова Е.Т. Образовательная программа по радиоэлектронике, микропроцессорной технике и спортивной радиопеленгации. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  3. Пермина В. Т. Основы радиоэлектроники. - М.: Высшая школа, 2006.

Содержание программы «Радиопеленгация»  обеспечивает  освоение обучающимся:

  • физической подготовки;
  • ориентирования на местности;
  • навыка работы с картой и компасом;
  • навыков владения спортивной аппаратурой;
  • умений по обслуживанию и ремонту спортивной аппаратуры;
  • приемов пользования телеграфными знаками кода Морзе;
  • правил участия в соревнованиях по радио ориентированию и спортивной радиопеленгации;
  • навыков спортивно-технического конструирования;
  • правил участие в соревнованиях.

Актуальность программы «Радиопеленгация» –  в том, что она позволяет познакомиться с  этим техническим видом спорта,   пользующегося  большим спросом у подростков. «Охота на лис» - другое название этого технического вида спорта еще более интригует ребят. И это не случайно, т. к. за кажущейся простотой скрывается много сложностей. Чтобы найти спрятанные в лесу радиомаяки требуется хорошая техническая подготовка. Спортсмен должен хорошо владеть аппаратурой, точно определять пеленги, хорошо ориентироваться на местности, быть физически подготовлен. Ведь на соревнованиях нужно не просто пройти трассу и найти «лис», а найти быстрее других. Поэтому особое внимание в данном виде радиоспорта отводится физической подготовке и в частности бегу. Благотворность влияния на человека бега на свежем воздухе доказана многими исследованиями. Однако сам по себе бег зачастую весьма скучен, даже при полном осознании того, что это делается ради здоровья. Этот своеобразный «абстрактный» стимул действует менее эффективно, нежели «конкретный», каким может выступать поиск радиопередатчиков в соревнованиях по спортивной радиопеленгации. И это является наиболее актуальным на данном этапе развития российского общества, так как государство, в последнее время, уделяет особое внимание сохранению, приумножению и совершенствованию физического, нравственного, социального здоровья человека.

Занимаясь спортивной радиопеленгацией, человек учится жить в гармонии с природой. Уникальная возможность комплексного воздействие на человека различных факторов – природной среды, удовлетворения потребностей в саморазвитии, самореализации и физического развития - является содержательной характеристикой спортивной радиопеленгации как вида спорта вообще.

В спортивной радиопеленгации сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений. Этот вид спорта требует от спортсмена конкретных знаний, навыков и умений, связанных с вопросами техники и тактики поиска радиопередатчиков, ориентирования на местности, высокого уровня физической и психологической подготовленности.

Как технический вид спорта спортивная радиопеленгация способствует также военно-патриотическому воспитанию молодежи, формированию ее высокого гражданского сознания и чувства верности своему Отечеству, стремлению к научно-техническому творчеству, техническим знаниям, к здоровому образу жизни.

Новизна данной  программы «Радиопеленгация» заключается  в том, что

при ее создании учтены те изменения, которые произошли в развитии радиотехники и радиоспорта на современном этапе их развития. А также в  том, что в программу интегрировано, включены элементы разнообразных видов радиоспорта: спортивная радиопеленгация, спортивное радио ориентирование, спортивное ориентирование и спортивно-техническое конструирование. Кроме того,  в программе часть учебного времени отводится на изучение радиоэлектроники, целью которой является и обучение способам ремонта спортивной радиоаппаратуры. Это очень актуально  для ребят и связано с тем, что  сегодня практически нет специалистов,  умеющих ремонтировать спортивную аппаратуру. Наилучший выход из данной ситуации – подготовка спортсмена, умеющего самостоятельно обслуживать и ремонтировать радиоаппаратуру

Из существующих ранее программ взяты лишь методы, формы и направления учебной деятельности, по разделам:

  • Основы спортивно-технической подготовки спортсмена.
  • Физическая подготовка спортсмена.
  • Устройство спортивной аппаратуры.
  • Ремонт и обслуживание спортивной радиоаппаратуры.

Программа может заинтересовать обучающихся, у которых есть склонности не только к радиотехнической деятельности, но и к физической культуре, спорту.

Основная возрастная категория  это обучающиеся  4-11 классов.

При наборе в группу обучающихся разных возрастов, предполагается, что часть заданий будет даваться индивидуально, соответственно каждому возрасту. Программа охватывает всю систему подготовки спортсменов: физическую, техническую, тактическую, морально-волевую. Она обеспечивает

последовательность и непрерывность всего процесса подготовки радиоспортсмена.  Значительная часть времени на втором году обучения уделяется технической и конструкторской деятельности.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах.

Построение программы – линейно-концентрическое, программа 2-го года обучения усложняет темы занятий, это позволяет дать более углубленные знания. В программу добавляется тема «Ремонт и обслуживание спортивной аппаратуры».

Цель

Развитие у обучающихся необходимых  навыков для участия в радиоспорте, формирование устойчивого  профессионального интереса к радиоэлектронике и здоровому образу жизни.

Задачи

  • сформировать технические знания и умения в области ориентирования и радиоориентирования;
  • помочь развитию и реализации интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся;
  • добиться творческой активности детей, устойчивого интереса к занятиям радиоспортом;
  • обеспечить активный досуг, способствующий профилактике асоциального поведения подростков;
  • способствовать  поиску одаренных детей и развитие их способностей для достижения высоких спортивных результатов;
  • воспитать культуру отношения к своему здоровью, формировать потребность к здоровому образу жизни;
  • научить адекватно, оценивать и действовать в экстремальных ситуациях.

Формы и режим занятий. Программа рассчитана на два года обучения. Группы обучающихся комплектуется  в  составе не менее 10 человек.   Программа второго года обучения  реализуется в объеме  216-х часов,  2 раза в неделю. Занятия проводятся  в специализированной аудитории клуба «Юный техник». Режим продолжительности учебных занятий: по 3 часа в день, по 40 минут  каждое занятие с перерывами 10 минут. 

Основным видом деятельности на занятиях всех 2-х лет обучения является практическая работа, в её основе лежит самостоятельный выбор обучающегося варианта заданий, который определяется его возможностями, интересами и способностями к техническому творчеству.

Ожидаемые  результаты

По освоению программы обучающиеся должны демонстрировать:

  • устойчивый интерес к систематической спортивной подготовке;
  • конкурентоспособные качества к достижению высоких спортивных результатов на соревнованиях различного уровня.
  • высокое качество важных спортивных и профессиональных навыков.
  • гармоничное развитие физического, интеллектуального и психологического здоровья.
  • отличное владение спортивной аппаратурой,  ориентирования на местности,

Учебно-тематический план второго года обучения

п\п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Занятия на пересеченной местности.

3

42

45

Ремонт и обслуживание спортивной радиоаппаратуры.

6

57

63

Прием и передача телеграфных знаков кода Морзе.

2

16

18

Тренировочные занятия в небольших помещениях.

1

14

15

Весенний цикл занятий на пересеченной местности.

3

72

75

ИТОГО:

15

201

216

Содержание разделов программы  второго года обучения

Тема 1. Занятия на пресеченной местности.

Проведение тренировок по радиопеленгации на диапазонах 3,5 мГц. и 144 мГц. в условиях пересеченной местности, на трассах средней сложности. Ориентирование на трассах средней сложности с целью отработки навыков работы с картой и компасом и бег на выносливость. Отработка приемов движения по азимуту. Проведение осенних соревнований по радиопеленгации. Обслуживание аппаратуры в полевых условиях. Многократные тренировки по радиопеленгации в различных условиях местности.  Проведение радиоигр на маленькой площадке.  Бег с преодолением препятствий.  Система физических упражнений направленная на развитие мышц и физической выносливости.

Тема 2. Ремонт и обслуживание спортивной радиоаппаратуры.

Блок схемы супергетеродинных приемников. Неисправности в усилителях НЧ. Методика проверки усилителей НЧ. Проверка усилителя ПЧ, Настройка контуров. Ремонт смесителя и гетеродина. Проверка и ремонт входных цепей приемников. Изготовление радиомаяков. Изготовление печатных плат для радиомаяков. Сборка и настройка радиомаяков. Изготовление корпусов для радиомаяков. Изготовление антенн для радиомаяков. Ремонт головных телефонов.

Тема 3. Прием и передача телеграфных знаков кода Морзе.

Прием и передача телеграфных знаков кода Морзе. Прием радиограмм со скоростью 40 знаков в минуту.

Тема 4. Тренировочные занятия в небольших помещениях.

Слепой поиск с заходом в круг. Слепой поиск с выходом на антенну.  Пеленгование нескольких маячков с заходом в круг.

Тема 5. Весенний цикл занятий на пересеченной местности.

Преодоление препятствий на местности. Легкий бег на длинные дистанции. Движение по азимуту. Радиопеленгация в парковой зоне на диапазонах 3,5 и 144 мГц. пеленгация в населенном пункте.  Радиопеленгация и радиоориентирование на пересеченной местности средней и повышенной сложности. Отборочные соревнования для участия в областных соревнованиях по радиопеленгации.  Участие в областном фестивале лесных видов спорта. Ремонт спортивной радиоаппаратуры. Обслуживание аппаратуры в полевых условиях. Заключительное занятие.  Подведение итогов учебного года и прошедших соревнований. Консервация пеленгаторов и аккумуляторных батарей.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей  программы

№ п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Методы

обучения

Дидактический

Материал и ТСО

Форма подведения

итогов

1. Занятия на пересеченной местности.

2. Ремонт и обслуживание спортивной радиоаппаратуры.

3. Прием и передача телеграфных знаков кода Морзе.

4. Тренировочные занятия в небольших помещениях.

5. Весенний цикл занятий на пересеченной местности

Практико- тренировочные

практические

практические

Практико- тренировочные

Практико- тренировочные

самостоятельная отработка разных видов бега, повторение приемов пользования спортивной аппаратурой, компасом, картой

индивидуальная работа по технологическим картам заданиям

взаимоконтроль на правильность выполнения заданий. Наблюдение, индивидуальная помощь, показ приемов выполнения операций

отработка навыков приема передачи, кода, выполнение  контрольных заданий

игровые задания,

наблюдение, тренировка навыков поиска

самостоятельная отработка разных видов бега,  отработка приемов пользования спортивной аппаратурой, компасом, картой

карта и компас,

 спортивная аппаратура

радиомаяки

Блок схемы супергетеродинных приемников;

материалы для изготовления радиомаяков,

спортивная радиоаппаратура, приборы для выявления неисправностей

материалы для изготовления печатных плат, инструменты для ремонта,

материалы для изготовления антенн для радиомаяков, головные телефоны;

аппаратура для приема и передачи телеграфных знаков кода Морзе

пеленгаторы и аккумуляторные батареи. радиомаяки

карта и компас,

 спортивная аппаратура

 полный комплект спортивного оборудования и аппаратуры

участие в соревнованиях разного уровня,

выполнение контрольных заданий

Календарно -тематическое планирование второго года обучения

№ п\п

Раздел, тема занятия

К-во часов

Тема 1.

Занятия на пересеченной местности.

45ч.

Тренировка на диапазоне 3,5 Мгц.

6

Тренировка на диапазоне 144  Мгц.

6

Движение по азимуту

3

Соревнования по радиопеленгации

6

Обслуживание аппаратуры в полевых условиях

3

Тренировка на диапазоне  3,5  Мгц.

3

Тренировка на диапазоне  144 Мгц.

3

Движение по азимуту на пересечённой местности

3

Тренировка на диапазоне  3,5  Мгц.

3

Тренировка на диапазоне  144 Мгц.

3

Радиоигры на маленькой площадке

3

Тренировка пересечённой местности

3

Тема 2.

Ремонт и обслуживание спортивной радиоаппаратуры.

63 ч.

Ремонт пеленгаторов на 3,5 Мгц.

12

Ремонт пеленгаторов на 144Мгц.

12

Изготовление  радиомаяков.

24

Изготовление корпусов для радиомаяков.

6

Антенны для радиомаяков.

6

Ремонт головных телефонов.

3

Тема 3.

Прием и передача телеграфных знаков кода Морзе.

18 ч.

Передача радиограмм.

3

Прием радиограмм.

3

Прием и передача радиограмм.

12

Тема 4.

Тренировочные занятия в небольших помещениях.

15 ч.

Слепой поиск с заходом в круг.

6

Слепой поиск с выходом на антенну.

6

Пеленгование  трех маячков с заходом в круг.

3

Тема 5.

Весенний цикл занятий на пересеченной местности.  

75 ч.

Легкий бег на длинные дистанции.

3

Преодоление препятствий на местности.

3

Движение по азимуту.

6

Радиопеленгация в парковой зоне.

18

Радиопеленгация на пересеченной местности.

3

Тренировка в населенном пункте.

3

Радиопеленгация на пересеченной местности.

6

Тренировка на диапазоне 3.5 Мгц.

3

Тренировка на диапазоне 144 Мгц

3

Тренировка и обслуживание аппаратуры в полевых условиях.

3

Отборочная тренировка для участия в областных соревнованиях по радиопеленгации.

3

Участие в областных соревнованиях по радиопеленгации.

6

Ремонт спортивной аппаратуры.

6

Тренировка в парковой зоне.

6

Заключительное занятие. Консервация пеленгаторов и аккумуляторных батарей.

3

ИТОГО:

216 ч.

Литература для педагога

  1. Единая всероссийская спортивная классификация, 2001 – 2005.
  2. Зеленский К. Г., Кузьмин В. Г. Основные параметры тренировочной работы в спортивной радиопеленгации при подготовке спортсменов-юниоров высокого класса. Оптимизация учебно-тренировочного процесса: сборник статей. – Н. Новгород, 2002.
  3. Журналы  «Радио».
  4. Новиков Е.Т. Образовательная программа по радиоэлектронике, микропроцессорной технике и спортивной радиопеленгации. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  5. Пермин В. Т. Основы радиоэлектроники. - М.: Высшая школа, 2006.

Литература для обучающихся

  1. Дригалкин В. Электронная версия учебника «Начинающий радиолюбитель». (lenin@zoos.net)
  2. Гречихин А. И. Спортивная радиопеленгация в вопросах и ответах. - М.: ДОСААФ СССР, 1985.
  3. Гречихин А.И. Спортивная радиопеленгация. – М.: ДОСААФ, 1985
  4. Журналы «Радио».
  5. Энциклопедический словарь юного техника – М.: Педагогика, 1987.

Мониторинг  реализации дополнительной общеразвивающей программы «Радио пеленгация »

Для оценивания знаний обучающихся принята десятибалльная система оценки

«Показатели (оцениваемые параметры

«Критерии»

«Степень выраженности оцениваемого качества»

«Возможное количество баллов»

«Методы диагностики»

Теоретическая

подготовка ребенка. «Дети будут знать»

1. Теоретические

знания по основным

разделам тематического

плана программы

2. Владение

специальной

терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 объема

знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употребления специальных терминов);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

5

10

Наблюдение,

тестирование,

контрольный опрос и

др.

Собеседование

Контрольные

Задания

Анализ

Исследователь

ские работы

Практическая

подготовка ребенка. «Дети будут уметь».

1. Практические

умения и навыки,

предусмотренные

программой

2. Владение специальным

оборудованием

и оснащением

3. Творческие навыки

Соответствие теоретических знаний ребенка практическим требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2)

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными

программой за конкретный период)

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения в работе с оборудованием);

 средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить

лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

Общеучебные умения и навыки ребенка.

1. Учебно-

интеллектуальные умения:

  • Умение подбирать и анализировать

специальную литературу

  • Умение пользоваться компьютерными источниками информации;
  • Умение осуществлять учебно- исследовательскую работу (писать реферат, проводить самостоятельное учебное исследование )

2. Учебно-

коммуникативные умения:

  • Умение слушать и слышать педагога
  • Умение

выступать перед аудиторией

  • Умение

вести полемику, участвовать в дискуссии;

3. Учебно-

организационные

умения и

навыки:

  • Умение организовывать

рабочее (учебное) место

  • Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

  • Умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно- исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность построения дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности

требованиям согласно соответствующим инструкциям

Аккуратность и ответственность в работе

минимальный уровень (обучающиеся испытывают серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

максимальный уровень (работает с

литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии предыдущими показателями

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии с показателями  по пункту 2.

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 объема навыков соблюдения правил безопасности);

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более1\2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков безопасности)

Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Радиоэлектроника»

 (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________

Возраст __________________ Вид и название детского объединения _____________________________________

  Ф.И.О. педагога ___________________________________________Дата начала наблюдения __________________

Показатели                      

                                            Сроки

                                 диагностики

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

конец 1

полугодия

Конец

учебного года

конец 1

полугодия

Конец

учебного года

конец 1

полугодия

Конец

учебного года

Теоретическая подготовка

ребенка:

 1. Теоретические знания:

2. Владение специальной терминологией

Практическая подготовка ребенка.

1. Практические умения и навыки,

предусмотренные программой

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Творческие навыки

Общеучебные умения и навыки ребенка.

 1. Учебно- интеллектуальные умения

2.  Учебно- коммуникативные умения

3. Учебно- организационные

умения и навыки:

IV. Предментные достижения

обучающихся

а) на уровне детского объединения,

б) на уровне Центра,

в) на уровне района, города,

г) на краевом уровне

д) на уровне России,

е) на международном уровне


Формы подведения итогов реализации программы. Результаты  творческой деятельности детей представляются  на  школьных выставках, на  различных праздниках, а так же на  выставках  районного и областного детского технического  творчества. Проверка усвоения учебного материала проводится  2 раза в год  в начале и конце учебного года


Приложение 1

Тема. Основы спортивно-технической подготовки спортсмена. Работа с картой и компасом.

Тренировочные задания:

  1. Определить масштаб карты.
  2. Определить расстояния между точками 1 и 2,  2 и 3.
  3. На карте  даны  4 КП. А) составить кратчайший маршрут. Б) определить общее расстояние всей трассы.
  4. Определить азимуты  и расстояния КП 1,2,3.  Найти данные КП при помощи компаса. Без карты.
  5. При помощи карты найти КП  4,5,6,7. Без компаса.


Приложение 2

Ремонт и обслуживание спортивной радиоаппаратуры.

Изготовление радиомаяков

Радиомаяк, схема которого представлена на рисунке, состоит из двух блоков. На транзисторе V1 серии КТ315 собран задающий генератор. На транзисторе V2   серии П605 собран усилитель мощности.  Согласование антенны с усилителем осуществляется посредством П-контура. Катушка П-контура L4 наматывается на изолированном каркасе диаметром 12 мм и длинной 45мм , длинна намотки 35мм. Число витков 80 провод ПЭЛ 0,35. Катушка L3 наматывается также на изолированном каркасе диаметром 12мм. Длина намотки 35мм число витков 100, провод ПЭЛ 0,35. катушки L1 и L2 наматываются на четырех секционном каркасе от радиоприемника селга. L1 содержит 50 витков провода ПЭЛ 0,3. Катушка L2 содержит 5 витков провода ПЭЛ 0,55, намотанных поверх катушки L1. подстроечный сердечник из ферриа диаметром 2,8мм.

Размеры платы указаны на чертеже. Плату желательно изготовить печатную из фольгированного текстолита или гетенакса. Настройка передатчика сводится к подстройке сердечника катушки и подбору числа витков катушки L2. антенну настраивают конденсатором С6.

Радиомаяк на диапазон 3,5 мГц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности 1 год обучения

Рабочая программа составлена на основе многолетнего опыта  и опирается на учебные пособия авторов указанныхх в программе.В программе показана актуальность, обоснована новизна,. программа содержит...

"Радиоэлектроника, рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности расчитана на 2 года обучения. Цель программы: освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструк...

Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности

Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий  обучения, а именно проектного метода  при освоении программ  дополнительного образова...

Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»

Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению  в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...

Общеразвивающая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Ритмика»

laquo;Ритмика» – это общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста (4-7 лет).Основными средствами ...