Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ (фортепиано / ФГТ / 8 лет)
рабочая программа по теме

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Срок реализации программы - 8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl_fgt_fortepiano8_let.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Методическим советом

МБОУ ДОД

«Верхнеднепровская ДШИ»

_______________________20_______

Утверждаю

директор школы

Кузьмин В.А.

               _________________________

               __________________ 20____

М.П.

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ)

«ФОРТЕПИАНО»

название программы

Организация-разработчик: МБОУ ДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»

Разработчик – Воронежская Светлана Анатольевна, преподаватель Верхнеднепровской ДШИ.

Рекомендована фортепианным отделением            «___ » __________ 20 __ г.

Рецензент – ___________________________________________________

Рецензент – ____________________________________________________

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО          ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

АНСАМБЛЬ

название предмета

  1. 1. Область применения программы:

    Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе

«ФОРТЕПИАНО»

название образовательной программы

     Программа учебного предмета может быть использована преподавателями фортепианных отделений в учебном процессе  ДШИ и ДМШ, направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создания основы для приобретения им опыта исполнительской практики.

    Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

Музыкальное исполнительство

принадлежность предмета к предметной области

2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- ансамблевый репертуар (музыкальные произведения, созданные для фортепианного дуэта, переложения симфонических, циклических - сонат, сюит, органных и других произведений, а также камерно – инструментальный репертуар) различных отечественных и зарубежных композиторов;

- основные направления камерно – ансамблевой музыки эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- пути решения музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкальных произведений.

 В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- применить  сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

(требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГТ по образовательной программе)

Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  330  часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  132 часа;

самостоятельной работы обучающегося  198 часов.

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  2.              Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

330

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

132

в том числе:

практические занятия

112

контрольные уроки, зачеты, прослушивания и т.д.

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

198

в том числе:

итоговая аттестация

-

Тематический план и содержание учебного предмета:

АНСАМБЛЬ

Наименование

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Развитие первоначальных ансамблевых навыков.

Содержание учебного материала

18

 Формирование навыка слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений. Умение передавать партнеру мелодию или сопровождение, не прерывая музыкальной ткани. Развитие навыка самоконтроля и самооценки собственных и коллективных действий.

Практические занятия

15,5

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа обучающихся

27

Тема 2.

Индивидуальное разучивание партий.

Содержание учебного материала

20

Правильность  исполнения  нотного текста, аппликатуры, штрихов, ритмического рисунка. Работа над звукоизвлечением, фразировкой, артикуляцией, динамикой. Соблюдение темпа, авторских указаний.  

 

Практические занятия

17

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающихся

30

Тема 3.

Отработка навыка чтения с листа.

Содержание учебного материала

8

Отработка умения ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте: приобретение навыков быстрого определения ладотональных и метро – ритмических особенностей, умение распределять внимание на относительно законченные музыкальные построения, владение штриховыми и аппликатурными приемами как важными техническими, так и художественно – выразительными средствами исполнения.

 

 

Практические занятия

7

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

12

Тема 4.

Работа над совместным исполнением произведения.

Содержание учебного материала

33

Отработка синхронности в исполнении партнеров. Работа над звуковым балансом  партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями. Умение вместе начинать фразу и вместе заканчивать её. Работа над ритмическим  и темповым  единством.

Практические занятия

28

Контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающихся

49,5

Тема 5.

Изучение ансамблевого репертуара, знание основных направлений музыки.

Содержание учебного материала

28

Изучение произведений различных   художественных стилей и направлений.

Знание ансамблевого репертуара.

Обобщение приобретённых учащимися исполнительских навыков, синтез исполнительского мастерства и образного содержания. Умение воплощать определённые динамические состояния и развёртывающуюся на их основе музыкальную драматургию.

Знакомство с оперными клавирами, аранжировками симфонических, камерно-инструментальных  и вокальных опусов.

Практические занятия

24

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся

42

Тема 6.

Раскрытие художественного содержания и особенностей форм – жанра и стиля музыкальных произведений.

Содержание учебного материала

17

Анализ  формы произведения, крупные и мелкие разделы, общее представление о произведении, его смыслового  художественного образа. Интерпретация музыки, осмысливание и исполнительское раскрытие  образного содержания.

Воспитание исполнительских приёмов, совершенствование навыков звукоизвлечения, фразировки, штриховой техники. Владение навыками исполнительской техники.

Практические занятия

14,5

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа обучающихся

25,5

Тема 7.

Педализация музыкальных произведений.

Содержание учебного материала

2

 Формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами.  Знание принципа действия фортепианных педалей. Отработка навыков всех видов педализации. Воспитание понимания музыки и педального чутья.

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тема 8.

Творческая работа.

Содержание учебного материала

6

Организация творческой деятельности обучающихся, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, творческих вечерах.

Практические занятия

4

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

9

* Объем часов указывается по каждой позиции.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

   - материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам охраны труда.

 Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета:

 класс для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.

класс для индивид. занятий, аудитория, зал

Оборудование учебного кабинета: 2 фортепиано  (фортепиано и рояль), стулья, подставки, метроном.

Технические средства: наличие аудио и видеозаписей, интернет - ресурса.

 Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых  

 учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.

                                   Литература  для преподавателей:

  1. Алексеев А.  Методика обучения игре на фортепиано / А. Алексеев. - М., 1978.
  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство /   Л.Баренбойм. – М.,1974.
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированию /Л. Баренбойм. – М.: Советский композитор, 1979.
  4. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе/  И. Браудо. – М.: Музыка, 1979.
  5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М., 1961.
  6. Коган Г. Работа пианиста / Г. Коган. -  М., 1979.
  7. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман.- М.:  Музыка, 1971.
  8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. - М., 1967.
  9. Перельман Н. В классе рояля / Н. Перельман. – М.: Классика XXI, 2002.
  10. Тимакин Е. Воспитание пианиста / Е. Тимакин. - М., 1984.
  11. Флейман В. Д. Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развивающая роль в процессе обучения: учебно-методическое пособие. – Смоленск, 2011.
  12. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта / Р. Шуман. - М.,1958.
  13. Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков /  Шмидт-Шкловская. – М.: Классика, 2002.
  14. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе / А. Щапов -  М.: Классика, 2002.

                                Список рекомендуемых нотных сборников:

  1. Ансамбли для фортепиано. Младшие классы. / Бакулов А. – М.: Советский композитор, 1981. – Вып. 2.
  2. Ансамбли для фортепиано. Средние классы. / Пороцкий В.-М.: Советский композитор, 1985. – Вып.1.
  3. Альбом ученика – пианиста. Хрестоматия 3 класс / Цыганова Г., Коромкова И. – Р - Д .: Феникс, 2005.
  4. Ансамбли в 4 руки для двух фортепиано/ Самонова А. – М.- Советский композитор, 1970.
  5. Балаев Г. Современные фортепианные ансамбли для музыкальных школ /  Г.Балаев. – Р-Д.: Феникс, 2000.
  6. Бизе Ж. Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки / Андреева Н., Индейцева. – СПб. : Композитор, 2002.
  7. Гаврилин В. Вальсы для фортепиано и фортепиано в 4 руки /В. Гаврилин.-  СПб.: Композитор, 2001.
  8. Мой Верди. Популярные фрагменты в легком переложении в 4 руки  / Металлиди Ж. – СПб.: Композитор, 1996.
  9. Петров. А. То, что хочется играть. Песни и романсы из кинофильмов для фортепиано / Перел. Дуловой В.-  СПб.: Союз художников, 2002.
  10. Первые шаги. Сборник для начинающих. Фортепиано / Голованова С.- М.: Крипто-логос, 1997. – Ч.2.
  11. Пьесы и ансамбли. Фортепиано. 4 класс. / Голованова С. – М.: Крипто-логос, 1996. –  Вып.4. -  (Репертуарная серия для музыкальных школ).
  12. Рыбкин Е. Музыкальная переменка. Фортепианные пьесы и ансамбли для детей и юношества / Е.Рыбкин. - Изд.2-е., доп. - Белгород, 2004.
  13. Рыбкин Е. Фольклорный калейдоскоп. Русские народные песни в современной обработке для фортепианных ансамблей / Е.Рыбкин. - Белгород, 2002.
  14. Симонова Т. Ансамбли для двух фортепиано. Средние и старшие классы детских музыкальных школ / Т. Симонова. - Смоленск, 2007.
  15. Смирнова Н. Хрестоматия для фортепиано. Средние классы ДМШ / Н Смирнова. – Р-д.: Феникс, 2009.
  16. Смирнова Н. Ансамбли  для  фортепиано  в  четыре  руки / Н. Смирнова. – Р-Д.: Феникс, 2006.
  17. Хачатурян К. Музыка из балета «Чиполлино» для фортепианно в четыре руки / К. Хачатурян. – М.: Советский композитор, 1983.
  18. Чайковский П. Легкие  переложения  в  четыре  руки  для  фортепиано  / П.Чайковский. –М.: Классика-XXI, 2002.
  19. Шмитц М. 44 пьесы для фортепиано в четыре руки / М. Шмитц. – Leipzig: IVEB Deutscher Verlag fun Musik,  1987. – Т.3.

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся  знает:

- ансамблевый репертуар (музыкальные произведения, созданные для фортепианного дуэта, переложения симфонических, циклических - сонат, сюит, органных и других произведений, а также камерно – инструментальный репертуар) различных отечественных и зарубежных композиторов, что способствует формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- основные направления камерно – ансамблевой музыки эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- пути решения музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкальных произведений.

 В результате освоения предмета обучающийся  умеет:

- применять  сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

Формы:

    1.Зачёты

    2.Контрольные уроки

    3.Прослушивания

    4.Концертные выступления

    5. Творческий показ

    6. Промежуточная    

       Аттестация (экзамен)

Приложение.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК:

3 класс

Белорусский танец «Бульба» переложение Дементьева- Васильева С.

Богословский Н. «Игра в лошадки»

Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Неволович А. «Менуэт»

Прокофьев С. «Петя» отрывок из симфонической сказки «Петя и волк»

Р.н.п. «Я на горку шла» обработка Голубовской Н.

Хромушин О. «Ехали медведи на велосипеде»

Чайковский П. «Вальс» (оп. 39, №8)

Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»

4 класс

Аренский А. «Вальс» (соч. 34)

Блок В. «Буковинские узоры»

Варламов А. «Красный сарафан»

Джоплин С. «Регтайм»

Металлиди Ж. «Полька»

Моцарт В. «Менуэт»

Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» обработка Боголюбовой Н.

Рыбкин Е. «Чудесный миг»

Шаинский В. «Антошка»

5 класс

Балаев Г. «Скерцо»

Бизе Ж. «Хабанера»

Блок А. «Московская полька»

Григ Э. «Норвежский танец» (соч. 35, №2)

Куртиди В. «Шуточная»

Петров А. «Вальс» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Раков Н. «Грустная песенка»

Р.н.п. «Во поле береза стояла» обработка Рыбкина Е.

Смирнова Н. «Восточный напев»

6 класс

Аренский А. «Шесть детских пьес» (с.34, по выбору)

Глинка М. «Первоначальная полька»

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Кальман И. «Дуэт Сильвы и Эдвина» из оперетты «Сильва»

Рахманинов С. «Русская песня»

Р.н.п. «Со вьюном я хожу» обработка Флярковского А. и Щедрина Р.

Рыбкин Е. «Рок-н-ролл 70-х»

Симонова Т. «Огоньки»

Хачатурян А. «Вальс» из музыки к драме Лермонтова М. «Маскарад»

7 класс

Брамс И. «Венгерские танцы» (т.1,2, по выбору)

Глинка М. «Камаринская» переложение Чернова В.

Дога Е. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Мусоргский М. «Великий колокольный звон»

Рыбкин Е. «Джаз –вальс»

Свиридов Г. «Военный марш»

Соловьев В. «Кружева»

Украинская песня «Ой, при лужку, при лужку» Вар. Рыбкина Е.

Фрид Г. «Театральный вальс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 1-3 класс

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...

Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 4-9 класс

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02

Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....

Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...

Примерная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ (фортепиано / ФГТ / 3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (срок реализации 3 года)....

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...