Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.
рабочая программа по музыке на тему

Семикова Елена Ивановна

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании федеральных государственных требований Приказ № 165 Министерства Культуры от 12 марта 2012г. и  «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждённого Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты». Учебный предмет «Фортепиано» относится к обязательной части образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhoviki_5_let_2012.doc221 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

 «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ

 ЮРИЯ ДМИТРИЕВИЧА КУЗНЕЦОВА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01 УП. 03 И ВО.01 УП.01 «ФОРТЕПИАНО»

 ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Разработчик –Семикова Елена Ивановна преподаватель МАОУДОД «ДМШ им. Ю.Д. Кузнецова»

Оглавление

Пояснительная записка        

Учебный план        

Содержание учебного предмета        

Требования к уровню подготовки обучающихся        

Формы и методы контроля, система оценок        

Методическое обеспечение программы        

Список литературы        


Пояснительная записка

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании федеральных государственных требований Приказ № 165 Министерства Культуры от 12 марта 2012г. и  «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждённого Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты». Учебный предмет «Фортепиано» относится к обязательной части образовательной программы.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • приобщение детей к коллективному  музицированию;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Актуальность - творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач ДМШ. Курс фортепиано - это одно из направлении комплекса музыкальный знаний обучающихся, это одна из возможностей подготовки детей к активному любительскому музицированию.

 Педагогическая целесообразность – фортепиано, для детей, специальностью  которых выбран другой инструмент, не является профилирующим предметом, но музыкант любой специальности должен владеть в достаточной мере игрой на фортепиано: на нем можно сыграть произведения любых форм и жанров, музыку, написанную для любого исполнительского состава.

Новизна данной программы – в подборе индивидуальной методики обучения в зависимости от общей подготовленности учащихся, специфики репертуара в классе основной специальности. Приобщение обучающегося к различным видам музыкального творчества, не только интенсифицирует обучающий процесс, но становится хорошим стимулом для музыкальных занятий, способствует его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формирует устойчивый интерес к ней.

Цель образовательной программы по учебному предмету «Фортепиано» заключается в развитии обучающихся и овладении ими системой знаний, умений и навыков грамотного исполнения на инструменте произведений различных стилей, жанров и форм музыкального   искусства.

Программа ориентирована на следующие задачи образовательного процесса:

  • обучить учащихся самостоятельной работе над музыкальным
    произведением, чтению с листа, основам транспонирования, игре в
    ансамбле, подбору по слуху,
  • освоить основные понятия области музыки и искусства,
  • развить у учащихся музыкальное мышление, внимание, память,
    эмоциональное восприятие искусства,
  • сформировать комплекс исполнительских умений и навыков
    эстетические идеалы, потребности и высокий художественный вкус -
    основу эстетически развитой личности,
  • воспитать  духовно-нравственные и эстетические качества личности,
    интерес к культуре и искусству посредством приобщения к шедеврам
    отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим
    образцам народного творчества, классического и современного
    искусства,
  • создать условия для        самостоятельного жизненного и
    профессионального самоопределения.

Содержание музыкального образования включает в себя:

  • формирование у обучающихся культурно-исторической компетентности,
    подразумевающей изучение теории, истории музыки и
    исполнительства различных эпох и народов,
  • формирование художественно- практической компетентности,
    подразумевающей овладение средствами художественной
    выразительности музыкального искусства, активную художественно-
    музыкальную деятельность,
  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся выступает учебный и концертный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач; отбор высокохудожественных произведений отечественной, зарубежной классики, образцов народного музыкального   творчества,      произведений   местных,   национальных композиторов, разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и музыкальных форм, мелодичных и эмоциональных, содержательных и развивающих произведений с учетом музыкальных интересов и художественного вкуса учащегося.

Срок освоения программы для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 4 года (со второго класса обучения по 5 класс включительно).

Срок освоения программы "фортепиано" для детей, поступивших в ОУ на отделение "Духовые и ударные инструменты"  не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Ведущей формой занятий является индивидуальный урок,
который проводится один раз в неделю и длится один академический час, или 2 раза в неделю по 0.5 академического часа. Это время складывается из обязательной и вариативной частей.

Учебный план

Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах

Распределение по годам обучения

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

Обязательная часть.

ПО.01. УП.03

Фортепиано

Аудиторные  занятия (в часах)

82,5

0,5

0,5

0,5

1

Самостоятельная  работа (в часах)

264

2

2

2

2

Вариативная часть.

В. 01.УП. 02

Ансамбль

Аудиторные  занятия (в часах)

 

49,5/

82,5

0,5

0,5

0,5

1

Самостоятельная  работа (в часах)

0/66

-

-

-

-

2

Максимальная

 учебная нагрузка по предмету (без консультаций)

396/

495

3

3

3

3

3

 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Общий курс фортепиано характеризуется:

расширением музыкального кругозора, музыкальных                            впечатлений, репертуара.

процессам обучения навыкам игры на фортепиано.

возможностью большей реализации творческих способностей и потребности самовыражения.

Совместным  музицированием  детей и преподавателей.

Содержание учебного предмета

первый год обучения

Учебный элемент

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Постановка исполнительского аппарата

6

8

2

История исполнительства

2

2

3

Музыкальная подготовка

4

4

4

Учебно-техническая работа

8

22

5

Художественно-музыкальная работа

13

30

Всего  99 часов:

33

66

Постановка исполнительского аппарата. Выявление особенностей игрового аппарата учащегося и его соответствие инструменту. Правила посадки за инструментом. Постановка корпуса, головы, предплечья, плеч, рук, локтей,    кистей, ладоней,    пальцев, ног.    Мышечная свобода. Роль

скамейки (подставки) в правильной посадке. Нумерация пальцев. Работа над организацией игровых движений, распределением веса руки, движений руки в соответствии с движением  мелодической линией, правильными игровыми приемами, координацией слухом и моторикой пальцев, синхронизацией левой и правой рук, развитием двигательных навыков.

 История исполнительства. Возникновение и развитие фортепиано: группа клавишных инструментов - орган, клавесин, клавикорд, фортепиано, рояль, синтезатор, особенности их устройства и звукоизвлечения. Устройство инструмента: стальные струны, чугунная рама, деревянная резонансная дека, деревянный корпус, клавишный механизм, педали. Клавиатура фортепиано и расположение на ней октав.

Основные понятия: этюд, пьеса, гимн, миниатюра, упражнение, гамма, полифония, имитационная полифония.

Музыкальная подготовка. Название нот их расположение на нотоносце, клавиатуре, название клавиш. Такт и тактовая черта, затакт, реприза. Длительности и игра со счетом вслух и «про себя», нота с точкой, паузы, обозначения и выдерживание пауз при исполнении мелодии (со счетом); лига. Знаки альтерации, расположение нот на клавиатуре со знаками и без знаков (ключевых, случайных), ноты на верхнем нотоносце в скрипичном ключе и в нижнем - басовом ключе. Фермата. Сольмизирование и сольфеджирование нотного текста. Понятие вольты, ее обозначение и исполнение. Форшлаг, триоли и их исполнение. Понятия: песня, танец, марш, канон.

Учебно-техническая работа. Работа над артикуляцией, плавным подкладыванием первого пальца в гаммаобразных пассажах, чередованием различных регистров, метрическими и ритмическими соотношениями звуков, качеством мягкого и глубокого звучания, равномерной пульсацией, темпоритмической организацией текста, штрихами (legato, staccato, non legato), legato, non legato различными последованиями пальцев в пределах позиции руки от разных звуков, с перемещениями по октавам, мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков в прямом и противоположном движении одной и двумя руками в двух октавы, в натуральном, гармоническом и мелодическом миноре (ля, ми, ре) каждой рукой отдельно в две октавы, слигированными звуками, синкопами и акцентами, динамическими оттенками (приемом контраста forte и piano), пятиклавишными последованиями, различными позиционными построениями с передачей движения из руки в руку, параллельным движением обеих рук в разных регистрах инструмента, короткими арпеджио (по три звука), аккордами ( по три звука), приемом имитации; мажорными гаммами в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре, принципом одно-, двух-, трехчастного строения пьес; работа над полифоническим произведением. Художественно-музыкальная работа. Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, каждого голоса и их сочетания ( с подголосками, аккомпанементом), темпом как   средством выразительности и образности.

над осмыслением содержания музыкального текста и характера музыки.
Понятие     образа,        музыкального     образа,     музыкальных     средств

выразительности. Художественные особенности имитационной полифонии и полифонического произведения. Информация об авторе и о произведении. Этические и эстетические категории в музыкальном произведении: добро и зло, прекрасное и безобразное.

В конце учебного года обучающийся должен знать: правила посадки за инструментом, возникновение, развитие и устройство инструмента, основные музыкальные понятия и термины, характеристику песни, танца, марша, последовательность чтения нот с листа, сведения об исполняемых произведениях и их авторах.

Обучающийся должен уметь: точно воспроизводить нотный текст произведения (звуковысотно, метроритмично, динамически и артикуляционно правильно), читать с листа простые произведения, выразительно, полным и певучим звуком играть мелодии с несложным аккомпанементом и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать характер и образ пьес

У обучающегося должны быть сформированы — правильная посадка, пластичность действий аппарата, инструментальные навыки, координация рук и синхронность действий, аппликатура в позиционных группах, в аккордах и арпеджио; интерес к музыке, к изобразительному искусству, театру; положительное отношение к занятиям, эмоциональная реакция на художественные произведения, передачу чувств в рассказе, исполнении, впечатлительность от восприятия художественных произведений, приобретен элементарный исполнительский (сценический, слушательский, зрительский ) опыт, общие представления о добром и прекрасном. Обучающийся должен исполнять: 2-3 упражнения, мажорные гаммы: До, Соль, Ре в две октавы, минорные гаммы ля, ми в натуральном, гармоническом и мелодическом виде каждой рукой отдельно в две октавы, 3-4 этюда, 8 произведений песенного и танцевального характера, марши, пьесы с элементами полифонии, из них эскизно разобрать 7 произведений, 1 ансамбля; в конце второго полугодия сдать контрольный урок.

Второй год обучения.

Учебный элемент

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Постановка исполнительского аппарата

5

6

2

История исполнительства

1

4

3

Музыкальная подготовка

4

10

4

Учебно-техническая работа

10

20

5

Художественно-музыкальная работа

13

26

Всего  99 часов:

33

66

Постановка исполнительского аппарата. Выявление степени приспособляемости учащегося к инструменту. Работа над организацией игровых движений, правильными игровыми приемами, координацией слух моторикой пальцев, синхронизацией левой и правой рук, развитием двигательных навыков, над целесообразностью игровых движений. Контроль за напряжением, перенапряжением, зажатостью, судорожностью и другими недостатками в организации игрового аппарата.

История исполнительства. Понятие  глиссандо, пассаж,  вариации,  серенада. Фортепианная музыка для детей: детский альбом П.И Чайковского, детские сцены, альбом для юношества - Р. Шумана, детские игры Г.Бизе, детский уголок К. Дебюсси,

Понятие фортепианный дуэт.

Музыкальная подготовка. Изучение иностранных музыкальных терминов и их обозначение. Понятия сонатина, соната, характеристика танцев: менуэт, полонез, мазурка, полька, хоровод, плясовая. Музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, форма, развитие мелодии, кульминации, главная кульминация.

Учебно-техническая работа. Работа над аппликатурой в различных тональностях, произведениями в быстром темпе, пальцевой беглостью, штрихами (legato, staccato, non legatto), непрерывностью движения, ровностью звучания в гаммаобразных позиционных последовательностях, гармонических последовательностях; кистевым стаккато в медленном, щипковым в подвижном и быстром темпах, легкими перебросами руки на широкие расстояния (скачки) ритмическими вариациями; работа над независимостью самостоятельностью рук при одновременном исполнении различных штрихов, над звуком как средством музыкальной выразительности, различными способами звукоизвлеченйя, аккордовой техникой, приемами работы над произведениями (артикуляционными, аппликатурными пр.), двухголосными произведениями полифонического типа, работа с педалью (прямой и запаздывающей), мелизмами в различных вариантах (мордентами, группетто, трелями).

Художественно-музыкальная работа. Работа над нотным тестом как изложенным авторским замыслом музыкального произведения, художественного образа (текстовые обозначения, развитие мелодии, темы, кульминации, главная кульминация, аппликатура, динамические оттенки, штрихи, темпы, смена размеров, короткие и длинные лиги, ремарки в тексте , характер произведения и пр.). Музыкально-художественный анализ произведения: название и образ, средства выразительности, о чем произведение (идея), содержание, драматургия и форма произведения. Понятие кантилены и правильное её исполнение.

Работа над двухголосными полифоническими произведениями: роль каждого голоса и совместного их звучания, регистрово - тембровая характеристика и художественный образ.

В конце 2 класса обучающийся должен знать: иностранные термины, требования к правильной организации игрового аппарата, понятия фортепианный дуэт, фортепианную музыку для детей, формы вариации, сонатины, основные старинные танцы, характеризовать двухголосную полифонию.

Обучающийся должен владеть аккордовой техникой, уметь синхронно играть в ансамбле, читать с листа, технически грамотно исполнять произведения, самостоятельно их разучивать.

У обучающегося должны быть сформированы: координация движений рук на клавиатуре, ощущение объема клавиатуры,        скоординированы мышцы,

голос, слух и художественные представления, сформированы основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость; воспитано осознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый интерес к искусству, развиты музыкальные и художественные способности.

Обучающийся должен исполнять: 3-4 упражнения на различные виды техники, 4 этюда, мажорные гаммы До, Соль, Ре, в прямом движении Минорные гаммы Ля, Ми, (натуральный, гармонический, мелодический) в прямом движении двумя руками в две октавы, простейшие кадансы к нескольким мажорным и минорным гаммам (T-S-T; Т- D- Т), хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш, тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука, 10 произведений в том числе 1полифонических произведения, 8 пьес (включая 2 ансамбля). В конце каждого полугодия сдать контрольный урок.

Третий год обучения

Учебный элемент

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Постановка исполнительского аппарата

2

4

2

История исполнительства

1

-

3

Музыкальная подготовка

2

2

4

Учебно-техническая работа

10

20

5

Художественно-музыкальная работа

18

40

Всего  99 часов:

33

66

Постановка исполнительского аппарата. Контроль и развитие самоконтроля за постановкой аппарата, свободным исполнением.

История исполнительства. Жизнь   и творчество русских пианистов.

Понятия: увертюра, гармония, джаз, программная музыка, интерпретация, камерная музыка, фортепианное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет.

Музыкально-теоретический анализ. Информация о композиторе и особенностях его творчества, исполнителях произведения, об истории создания. Определение формы, жанра, стиля, содержания произведения, тональности, размера (размеров), темпа, мелодии, темы, ее развития, кульминаций и главной кульминации; драматургическое развитие произведения. Выразительные средства: музыкальная речь, тема и музыкальный образ, мотив, мотивный состав темы; построения - фразы, предложения, периоды, ритм, динамические оттенки, характер и др. Гармонический анализ текста. Характеристика художественных образов. Соотношение музыки и содержания текста.

Учебно-техническая работа. Развитие техники, работа над аппликатурой в различных тональностях в быстром темпе, разной динамикой и ритмической группировкой, навыками правильного звукоизвлечения, (культурой звука), кадансовыми оборотами: Т -D- Т; Т- S- Т к нескольким мажорным и минорным гаммам; секвенциями, полифоническими произведениями, крупной формой. Понятия: рондо, концерт, сюита.

Мажорные гаммы: Ре, Ля, Ми, Фа, в прямом движении, в противоположном движении — гаммы с симметричной аппликатурой, минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) : Ре, Соль - в прямом движении двумя руками в две октавы, хроматические гаммы

каждой рукой отдельно от всех клавиш, тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками в пройденных тональностях.

Художественно-музыкальная работа. Работа над техническими и художественными задачами как единым средством музыкальной выразительности, духовное содержание произведения и художественный образ, работа над различными формами - как художественной организацией музыкального материала, воплощающей содержание произведения; характерностью выразительных средств различных художественных стилей, творческого музыкального мышления композитора, школы, направления, эпохи, национальными особенностями в произведении.

В конце 3 класса обучающийся должен знать: основные понятия: рондо, концерт, сюита, форма музыкального произведения, жанр, стиль, содержание произведения, отклонения и модуляции, драматургическое развитие произведения, выразительные средства в музыкальном произведении, основы гармонического анализа произведения.

Обучающийся должен уметь самостоятельно контролировать постановку исполнительского аппарата, работать над техническими и художественными задачами произведений различных форм, владеть основами виртуозной техники, читать с листа, подбирать по слуху простейшие мелодии и аккомпанемент к ним, владеть техникой педализации.

У обучающегося должны быть воспитаны: глубокий интерес к музыке, потребности в художественной деятельности, в выступлениях, участии в концертах, конкурсах.

Обучающийся должен исполнять в течение года 10 произведений, в том числе  8 пьес (включая 2 ансамбля), 2 этюда, упражнения. В конце каждого полугодия должен сдать контрольный урок.

Четвертый год обучения

Учебный элемент

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Постановка исполнительского аппарата

2

3

2

История исполнительства

1

-

3

Музыкальная подготовка

2

2

4

Учебно-техническая работа

10

21

5

Художественно-музыкальная работа

18

40

Всего  99 часов:

33

66

История исполнительства. Зарубежные исполнители: ИС Бах, В.Моцарт, К.Черни, Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуман, Р.Шуберт, М.Клементи

Музыкальные понятия. Понятия: крупная форма, увертюра, инвенция, фуга, фугетта, агогика. Музыкально-теоретический и гармонический анализ музыкальных произведений различных стилей.

 Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев, над свободными кистевыми движениями путем игры интервалов. Работа над мажорными гаммами до 3 знаков в прямом движении (в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой) в 2 октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) ля, ми, си - двумя руками в прямом движении от 2-3 клавиш, простейшими кадансами в пройденных гаммах, тоническими трезвучиями с обращениями аккордами по 3 и 4 звука в этих же тональностях, короткими арпеджио двумя руками.

Художественно-музыкальная     работа.     Работа     над         целостностью

художественного образа произведения. Художественно-техническая   работа

над     точностью   исполнения     нотного  текста,   Анализ   произведения   и

собственная его интерпретация.

Чтение с листа Чтение с листа в медленном темпе двумя руками. Анализ трудностей и   ошибок.   Чтение   произведений      из  репертуара 1-2 класса   в умеренном, медленном,    подвижном темпах.

Обучающийся должен знать: основные понятия:

крупная форма, увертюра, инвенция, фуга, фугетта, агогика, композиция,

импровизация;   музыкально-теоретический       и       гармонический   анализ

музыкальных произведений.

Обучающийся должен уметь: самостоятельно анализировать и разучивать музыкальное произведение, читать с листа ,подбирать по слуху знакомые произведения.

У обучающегося должно быть воспитано осознанное, оценочное отношение к художественной     деятельности,        развита самостоятельность в музицировании, участии в мероприятиях.

Обучающийся должен исполнять: 10 произведений, в том числе 2 полифонических произведения, 5 пьес ( включая 2-3 ансамбля), 2 этюда, гаммы до3 знаков при ключе, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы ( за 1 класс ). В конце каждого полугодия должен сдать контрольный урок.

Пятый год обучения.

Учебный элемент

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Постановка исполнительского аппарата

2

3

2

История исполнительства

1

-

3

Музыкальная подготовка

2

2

4

Учебно-техническая работа

11

21

5

Художественно-музыкальная работа

17

40

Всего  99 часов

33

66

Музыкальные понятия. Понятия и характеристика: прелюдия, скерцо, токката, токкатина, каприччо

 Учебно-техническая работа. Работа над различными видами техники, мажорными и минорными гаммами .

Художественно-музыкальная работа. Работа над техникой, качеством звукоизвлечения и художественной законченностью произведения - содержанием и музыкальной формой, художественным образом, авторской концепцией и индивидуальной исполнительской интерпретацией.

Чтение с листа: зрительный разбор партитуры, анализ текста. Чтение с листа двумя руками в медленном темпе. Чтение с листа в заданном темпе. Анализ трудностей и ошибок

Чтение с листа    текстов фортепианных ансамблей с различной формой нотации.

Ансамбль. Игра в четыре руки ( с преподавателем) произведений русской и зарубежной классики - пьес для фортепиано, песен, арий из опер, сонат, отдельных частей, отрывков из симфоний, переложений национальной музыки, музыки из опер и увертюр.

Художественное воспитание. Воспитание высокохудожественного вкуса, самостоятельности ( в выборе репертуара, самостоятельном разучивании произведений и программ, выборе разнообразных видов деятельности), потребности ( в профессиональной деятельности, в художественных занятиях), формирование эстетического отношения к действительности, системы эстетических и этических знаний.

Обучающийся должен уметь самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, играть в ансамбле, аккомпанировать, читать с листа произведения за 2-3 классы, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент, анализировать музыкальные произведения.

Обучающийся должен знать основы музыкальной грамоты и применять ее в исполнительской практике, основные музыкальные понятия и термины, методики подбора по слуху.

Обучающийся должен исполнять: 10 произведений, 2-3 разобрать эскизно, мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в 2 октавы, минорные гаммы до 3 знаков включительно в прямом движении двумя руками в две октавы, 4 этюда, хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков.

В конце каждого полугодия должен сдать контрольный урок.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ожидаемые результаты  - к окончанию школы обучающийся должен иметь:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные опросы , классные концерты, прослушивания, контрольные уроки.

 Основными формами текущего контроля является опрос, оценка на уроке за выполнение заданий и работу на уроке. На каждое полугодие педагог составляет для обучающихся индивидуальные планы с учетом их возможностей, где включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, а также произведения современных отечественных и зарубежных композиторов.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

 систематичность,

 учет индивидуальных особенностей обучаемого,

 коллегиальность (для проведения промежуточной  и итоговой аттестации учащихся).

Каждый  из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, и пр.)

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 – 3-ий урок) в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем  оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.  

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоения им  образовательной программы на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме:

  • зачета
  • контрольного урока

Зачеты проводятся во втором полугодии учебного года и проходят в форме урока. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер и выставлением оценки по пятибалльной системе оценивания.

Контрольные уроки  направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся  по определенным видам работы, не требующим публичного  исполнения и концертной готовности: проверка навыков  самостоятельной работы учащихся, проверка технического продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,  пение с аккомпанементом и др.), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов  к итоговой аттестации  и т.д.  Контрольные уроки  проводятся в счет аудиторного времени в классе  в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с обучающимися и предполагают обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера с применением пятибалльной системы оценок.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

2 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

3 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных, разножанровых произведения

4 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных, разножанровых произведения

5 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных, разножанровых произведения

6 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных, разножанровых произведения

Система оценок в рамках промежуточной и  итоговой  аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;

Музыкальное исполнительство

Оценка «5» («отлично»):

  • увлечённость исполнением;
  • художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
  • слуховой контроль собственного исполнения;
  • корректировка игры при необходимой ситуации;
  • свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
  • убедительное понимание чувства формы;
  • выразительность интонирования;
  • единство темпа;
  • ясность ритмической пульсации;
  • яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

  • незначительные помарки в тексте;
  • недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  
  • грамотное понимание формы произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
  • стабильность воспроизведения нотного текста;
  • попытка передачи динамического разнообразия;
  • единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

  • формальное отношение к исполнению;
  • слабый слуховой контроль собственного исполнения;
  • ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
  • темпо - ритмическая неорганизованность;
  • однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

  • срывы и остановки при исполнении;
  • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
  • ошибки в воспроизведении нотного текста;
  • метро-ритмическая неустойчивость.

Методическое обеспечение программы

 1.Дидактический материал   набор     открыток портретов пианистов и      отечественных и зарубежных композиторов.

2 Методический материал: разработки открытых уроков, бесед о фортепианной музыке и музыкантах- исполнителях, беседы о творчестве композиторов.

3.        Оборудование класса: два фортепиано, четыре стула с мягким сиденьем, набор подставок (скамеек).

4.        Технические   средства   обучения:       магнитофон,    проигрыватель,
фонохрестоматия ( с записями исполнения пианистов- исполнителей ).

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие инструментальных умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудиозаписей, видеоматериалов с их комментариями, анализом, коллективными обсуждениями.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как надо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Музыкальное воспитание ученика и совершенствование его игрового аппарата проходит в основном в  работе над музыкальным произведением. Репертуар необходимо формировать, принимая во внимание необходимость знакомства учащихся с музыкой различных эпох, стилей, жанров. Ведущее место в репертуаре пианиста должно отводиться классической музыке.  Именно классическая музыка воспитывает чувство стиля, культуру исполнения, тонкость нюансировки музыканта.

Индивидуальный план ученика составляется в начале каждого полугодия. При его составлении необходимо соблюдать основные  дидактические принципы обучения доступности, постепенности, последовательности; а так же учитывать требования программы соответствующего класса и  индивидуальные черты ученика: его психофизические особенности,  музыкальные способности, интеллектуальный уровень, трудолюбие. Продуманный и умело подобранный репертуар - мощное средство для воспитания музыкального вкуса и развития исполнительского аппарата ученика.  В индивидуальный план учащегося могут включаться произведения повторного репертуара,  для самостоятельного изучения и  ознакомления,  чтения с листа, этюды, гаммы, упражнения. Выбор произведений  должен осуществляться с таким расчётом, чтобы показать не только лучшие качества одарённости ученика, но и помочь  искоренить недостатки,  и развить более слабые стороны его способностей.

В процессе обучения  в репертуар учащегося могут быть внесены изменения.

В характеристике обучающегося по итогам учебного года должны быть зафиксированы успехи,  недостатки в работе и развитии ученика, делаются  необходимые выводы для дальнейшей работы.

Одна из задач преподавателя – научить ученика самостоятельно и грамотно разбираться в доступных ему музыкальных произведениях. Для развития навыков разбора нотного текста необходимо фокусировать внимание ученика на элементах музыкальной речи: тональности, размере, ритме, нюансах, знаках альтерации.

Подбор по слуху, чтение нот с листа, транспонирование, простейшая импровизация активно развивают музыкальные способности обучающихся, способствуют скорейшему разучиванию музыкального произведения, расширяют музыкальный кругозор.  Для этого выбираются  те произведения, которые  ученику нравятся, а  по уровню своей  сложности  на один – два класса ниже обучения. Все вышеперечисленные формы работы  не должны опережать развитие технических навыков, а  являться частью исполнительского опыта. Лучший способ их освоения – систематическая практика.

Коллективные формы музицирования – игра в ансамбле, оркестре  имеют большое значение для всестороннего развития обучающихся.

Техническое развитие обучающегося осуществляется в большей степени с помощью изучения гамм, арпеджио, упражнений, специальной работы над освоением различных приёмов игры. За годы обучения ученик  должен освоить все виды техники и приёмы игры на фортепиано.

Список литературы

  1. Алексеев А.Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1978.
  2. Алексеев А, Николаев А Как ЕФ Гнесина занимается с учениками //50
    лет музыкальному училищу им. Гнесиных.- М.-1945. С.44-48.
  3. Альманах музыкальной психологии.- М: МГК им. ПИ Чайковского,
    Проблемная НИЛ музыки и музыкального образования, 1994.
  4. Артоболевская  А.   Первая   встреча  с  музыкой:   Из  опыта  работы
    педагога-пианиста  с  детьми  дошкольного  и  младшего  школьного
    возраста.- М., 1985.
  5. Баренбойм ЛА Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974

8.        Баренбойм ЛА Путь к музицированию .- М.-Л, 1973.
9.Ю.Беркман ТЛ Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1977.
10.Богино Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М., 1974.

11.Булатова Л. Педагогические принципы ЕФ Гнесиной. -М., 1976-81с

12.В классе АБ Гольденвейзера.-М., 1986

13.Вопросы музыкальной педагогики.-Вып.2.-М., 1980.

14.Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. - Киев, 1964.

15.Воспитательная работа в музыкальной школе. - Л., 1959

     16.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М, 1981. 17.Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы.- М., 1984

18.Гнесина Е.Фортепианная азбука.- М., 1952 (этюды, пьесы)

19.Гнесина   Е   Подготовительные   упражнения   к   различным   видам

фортепианной техники.-М.-Л, 1947.

20.Кабалевский ДБ Воспитание ума и сердца. - М., 1981 35.Кабалевский ДБ Как рассказывать детям о музыке? М., 1977. Зб.Кабалевский ДБ Основные принципы и методы программы по музыке

для общеобразовательной школы.-М.,1982.

21.Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. - М., 1979. 22.Кременштейн БЛ Педагогика ГГ Нейгауза.- М., 1984. 40.Крючков Н. Искусство   аккомпанемента  как предмет обучения. - М.,

1950 41.Курбатов   М.Несколько   слов   о   художественном   исполнении   на

фортепиано. - М., 1899.

23.Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. - М., 1985.. 24.Либерман Е Работа над фортепианной техникой. - М., 1985. 25.Любомудрова Н.Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1982. 26.Мартинсен Карл Адольф Методика индивидуального преподавания

игры на фортепиано. -М., 1977.

27.Натансон В А Прошлое русского пианизма. -М ., 1960. 61.Нейгауз ГГ Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967

28.Перельман НЕ В классе рояля. -Л., 1970 65. Петрушин ВИ Музыкальная психология. -М., 1997. бб.Понизовкин ЮВ Рахманинов- пианист, интерпретатор собственных

произведений. - М., 1965.

29.Шмид-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Л., 1985.
Рекомендованная нотная литература

  1. Альбом для чтения нот с листа. Вып 1,2.-М, 1965.
  2. Ансамбли. Вып 1-10., М., 1969, 1973, 1982, 1983, 1985.
  3. Ансамбли для фортепиано. Вып. 1 , -М., 1990.
  1. Библиотека юного пианиста.Под ред. ЛИ Ройзмана и В А Натансона.- 4
    кл. ДМШ.-М., 1958. Вып 1.

5.        Бах И.С. Инвенции для фортепиано. -М., 1971.

  1. Бах ИС Органные хоральные прелюдии.- Киев, 1973.
  2. Бетховен Л. Багатели.- М., 1985
  3. Бетховен Л. Избранные вариации.- М.-Л., 1988
  4. Бетховен Л. Вариации. - М., 1974.

10.Бетховен Л. Пьесы для фортепиано в 4 руки .- М., 1979.

11.Бетховен Л. Легкие вариации. - М., 1981.

12.Бетховен Л. Пьесы для фортепиано. - М., 1974.

1З.Бетховен Л. 32 сонаты для фортепиано. - Т. 1-2, М., 1982, 1990.

14.Бетховен Л. Сонаты в 4-х томах. - М., 1960-1964гг.

15.Брат и сестра. - Выпуски с 1961 г. по 1965., 1993-1995.

16.Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству. - М., 1973.

П.Вебер К. Сонаты.- М., 1071.

18.Гаврилин  В.  Пьесы  для  фортепиано.   Младшие,  средние,  старшие

классы ДМШ.- Л., 1990.

 19.Гаджибеков У. Пьесы.-М., 1990.

 20.Гайдн Й. Альбом пьес для фортепиано .-М., 1975.

21.Гайдн Й. Избранные сонаты.- М, 1982.

22.Гайдн Й. Нетрудные сонаты.- М., 1965.

23.Галынин Г. Сонатная триада.- М., 1968, 2001.

24.Галынин Г. Три сонаты для фортепиано. Концерт №2.-М., 1970., 1973.

25.Галынин Г.  Пьесы для фортепиано.  (Испанская фантазия,  Скерцо,

Вальс, Прелюдии).-М., 1974,  1978, 1983. 26.Галынин Г. В зоопарке. - М., 1983.

27.Гаммы и арпеджио для фортепиано.- М, 1990. 28.Гедике А. Избранные детские пьесы. - М., 1959. 29.Гедике А. Альбом пьес. - М., 1986.

ЗО.Гедике А. 20 маленьких пьес для начинающих. - М., 1961.

31.Гедике А. Избранные сочинения для детей. - М., 1985.

32.Глинка МИ Пьесы для фортепиано. - М., 1974.

 ЗЗ.Глинка МИ Сочинения. - М., 1987.

34.Глинка МИ Сочинения для фортепиано. - М., 1976.

35.Глиер Р. Избранные пьесы для фортепиано. - М., 1986.

З6.Григ Э. Избранные произведения для фортепиано.- Л., Т.1 - 1979.- Т.2

- 1972.

37.Дворжак А .Славянские танцы. - М., 1990

38.Дворжак А. Избранные славянские танцы- М., 1967. 39.Дебюси К. Прелюдии. - ML, 1982.

4О.Дебюси К. Пьесы.-М., 1974.

41.Детские альбомы советских композиторов. - Вып. 1-8.-М., 1985. 42.Дуэт из сказки. Фортепианный ансамбль. Сост. Прокопец ОН, Кривова

ИА.-Тюмень, 2003. Вып.1.

43.3атаевич АВ Детский альбом. - Алма-Ата, 1968 44.3олотая лира. Вып 1, 2.-М., 1995. 45.Кабалевский Д. 24 прелюдии.- М., 1976. 46.Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества. - Вып.

1-10.- 1974-1983.

47.Кабалевский Д. Фортепианные пьесы для детей.- Т. 1, 2.- Киев, 1976. 48.Калейдоскоп     фортепианных  ансамблей.   Сост.   Прокопец     ОН  и

Скуднова ГР.-Тюмень, 2003. Вып. 3.4.1. 49.Калейдоскоп фортепианных ансамблей. Сост. Прокопец ОН, Кривова

ИА.-Тюмень, 2003.Вып. З.Ч. 2.

50.Клементи М. Избранные пьесы для фортепиано- М., 1962.

51.Конорова ЕВ Методическое пособие по ритмике.- Вып. 1,2, - М., 1973. 52.Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. - Л, 1978.

 53.Лира. Альбом пианиста-любителя. Сост. КС Сорокин. -М., 1971. 54.Майкапар С. Избранные пьесы .-М., 1985.

55.Мендельсон Ф. Песни без слов. - М., 1968.

56.Моцарт  и  его  музыка.  Отрывки  из  произведений  для  школьного

возраста.-М., 1975.

57.Моцарт В. Пьесы для фортепиано. - М., 1972. 58.Моцарт В. Сонаты. - в 2тт.- Л., 1979.

59.Моцарт В. Сонатины. - М, 1980.

бО.Музыкальная хрестоматия современного бального танца для ф-п. - М,

1979.

61.Мусоргский М. Избранные пьесы и отрывки из опер. - М., 1972. 62.Натансон ВА Народные песни и танцы. - М., 1962. бЗ.Огинский М.К. Пьесы для фортепиано. - М., 1965. 64.Павлюченко СА Песни народов мира. - Киев, 1978. 65.Парцхаладзе М. Детские пьесы .- Т.1,2.-М., 1983. бб.Пейко Н. Пьесы для фортепиано. - М., 1976. 67.Персел Г. Клавирные пьесы.- М., 1989. 68.Полифонические пьесы. 6 кл.-Вып.1,- М., 1977 69.Полифонические пьесы для фортепиано. 6 кл.- М., 1982. 70.Полифонические пьесы русских композиторов.-М., 1971, 1979. 71.Пособие по чтению с листа на фортепиано.- 4.1, 2, - Л., 1969 72.Пособие по чтению нот с листа для фортепиано.- 4.1, -М., 1976. 73.Прокофьев С. Детская музыка. 12 легких пьес для ф-п.-М., 1978. 74.Прокофьев С. Мимолетности.- М., 1979 75.Прокофьев   СС   Петя   и   волк.   Симфоническая   сказка.Свободная

транскрипция Т. Николаевой.-М., 1964. 76.Прокофьев С. Сонаты для фортепиано.- Киев, 1973. 77.Прокофьев С. Сонаты. Соч. в 5 Т., М., 1982. 78.Прокофьев С, Шостакович Д. Избранные фортепианные пьесы для

детей.-М., 1980.

79.Пьесы в форме вариаций. М., 1967

8О.Пьесы советских композиторов.- М., 1967,1968. 81.Равель М. Пьесы для ф-п.- М., 1974.

82.Рахманинов СВ.- Избранные фортепианные произведения.- Л., 1972. 83.Репертуар концертмейстера. Вып 3. Историко-бытовой танец. - СПб,

2002.

84. Репертуар концертмейстера. Вып 1. Классический танец. - СПб, 2002. 85.Репертуар концертмейстера. Вып 2.Народно-характерный танец.- СПб,

2002. 86.Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки.-   М.,

1985.

87.Русские народные песни/легкие обр. Е.Комалысовой,- М., 1989. 88.Сборник полифонических пьес для фортепиано.- М., 1960.

89.Сборник пьес и ансамблей. Ред В. Битюцкий.- 1-2 кл.-М., 1980. 90.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.-

Л., 1990.

91.Сборник этюдов  технических пьес. - М., 1974.

92.Свиридов Г. Альбом пьес для детей.- 7 маленьких пьес.-М., 1989. 93.Советские композиторы - детям . (пьесы.) -М., 1973, 1975, 1976,1982;

этюды (1969, 1970).

94.Современная фортепианная музыка для детей. - М., 1968 -1972. 95.Сонатины и вариации для фортепиано.-Л.- 1969-1974.

96.Стравинский ИФ Весна священная, Картина языческой Руси.-Перелож

автора для ф-п в 4 руки.-Л., 1972.

97.Танцы из балетов русских композиторов. Преложение в 4 руки.- М.,

1987.

98.Тен Чу 20 казахских мелодий.- А-Ата, 1980.

99.Ты, я и ... Гершвин.-Авторские концертные обработки, переложенные

для ф-п в 4 руки С. Пичугиным.- М., 1998

  1. Увертюры. Переложения для ф-п в 4 руки.- Л., 1972.
  1. Фортепиано. Сост. Б.Милич.-М., 1981-1983.5 кл. М, 1996.;  5 кл.
    Пьесы. - Киев, 1975; 6 кл.- Киев, 1974.
  2. Фортепианная музыка. 1-2 кл. Вы4 Сост. Б.Грач.-Л., 1980.
  3. Фортепианный ансамбль.- Тюмень, 2003.Вып. 2
  4. Фортепианный дуэт.-М., 1988.
  5. Фортепианная     игра.     Сост.     А.Николаев,     В.Натансон,     В
    Малинников.- 1-2 кл. ДМШ.- М., 1982
  6. Фортепианная музыка для ДМШ,_ М., 1969, 1972-1973.
  7. Фортепианная техника.-М., 1983.
  8. Хачатурян А. Сочинения для ф-п.- Т. 1,2.- М., 1978.
  9. Хрестоматия    для    фортепиано.    Ред-сост.    Н. Любому дрова,
    К.Сорокин, А.Туманян. 3 кл.-М., 1985. 4 кл. 1988.

ПО. Хрестоматия для фортепиано.-Произведения крупной формы. 5 кл. Вып.2.-М., 1978; бкл., М..1979. Вып.1., 1986, Сост. Н.Кончевский. Вып.1,М., 1990.

  1. Хрестоматия . Музыкальная литература зарубежных стран. Сост.
    Прохорова ИА. Для У кл. ДМШ, М., 1970.
  2. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1-2 кл.
    М., 1964, 1965; 3-4 кл. Вып. П. М., 1969, 5 кл. Пьесы зарубежных
    композиторов.-Сост. А. Руббах, В.Дельнова.-М., 1965.
  3. Хрестоматия по фортепиано. 1-2 кл, 1 кл, 2 кл. Сост. А.Бакулов,
    К Сорокин, М., 1989, 1990, 1991.
  4. Хрестоматия фортепианного ансамбля.- Вып.  1-3.-    М.,  1986,
    1988, 1989.
  5. Чайковский ПИ Времена года.- М, 1974.
  6. Чайковский ПИ Детский альбом.- М., 1973.
  7. Чайковский ПИ 50 русских народных песен.Для ф-п в 4 руки.
    Под ред. К.Лавринович.-М., 1967.
  8. Чайковский ПИ Сочинения для ф-п.- М., 1972.
  9. Школа фортепианной техники.-Вып 1-3, -М. 1967.
  10. Штраус И. Популярные танцы.-М., 1992.
  11. Этюды и виртуозные пьесы русских композиторов.-М., 1963.
  12. Этюды и технические пьесы.- М., 1974.

123.Юный пианист. Пьесы, этюды и ансамбли,- М., 1969; Вып. 6-7 .-
М., 1972.1983, 1984.