Гармоничное восприятие школы искусств учениками как своего второго дома или «все дороги ведут к дому»
статья по теме

Горбунова Лариса Владимировна

Есть очень точное выражение «нельзя научить – можно научиться». Как сделать так, чтобы ребёнок захотел быть именно твоим учеником, учиться только у тебя, видеть и слышать тебя? Есть такая сила, которая созидает, творит, помогает раскрыться лучшим качествам каждого человека, помогает увидеть прекрасное и ощутить проживание настоящего момента в полноте и гармонии. Это – Любовь.Каждое наше действие, поступок, все наши мысли, должны быть пронизаны этим чувством. Как нас когда-то любили наши родители. Что мы ощущали? Комфорт, уют, раскрепощение. И тогда захочется нашим ребятам вновь и вновь приходить к нам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармоничное восприятие школы искусств учениками как своего второго дома или «все дороги ведут к дому»

Методическое сообщение

Преподаватель  Л.В. Горбунова

 Муравленко

Гармоничное восприятие школы искусств учениками как своего второго дома или «все дороги ведут к дому»

Отнюдь не случайно проведена параллель Школа – Дом. Всем знакома буква «Д». В старинном русском алфавите она называется просто – ДЭ. В старинных азбуках её красиво именовали – ДОБРО. А на что она похожа внешне? На крестьянский дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – ДОМ.

Дом – это добро. Дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, от всяких бед. Он давал ему тепло, уют, покой. В нём спасались от холода и дождя, от ветра и туманов. В нём спали, ели, отдыхали. Нянчили детей. Молились Богу. Пели песни. Рассказывали сказки. Привечали странников. Порой укрывали скотину.

Дом – это, прежде всего, заботливое отношение к человеку, к тому, что его окружает и сто ему принадлежит. И люди заботились о доме, ценили и любили его. Не просто строили, а украшали его, обустраивали так, что любо-дорого посмотреть.

Очень важно иметь свой дом. Без дома человек не может быть счастливым. Нет несчастнее бездомного.  Именно исходя из этого и строится весь учебный и творческий процесс на фольклорном отделении. Через восприятие школы маленьким человеком как уютного дома, в котором раскрываются все грани творческого начала ребенка.

Главной целью нашего отделения является изучение народных традиций, обычаев, обрядов русского народа через устное, музыкальное, декоративно-прикладное и танцевальное народное творчество.

Фольклор – это своеобразная школа жизни, школа саморазвития, главное достоинство которой состоит в том, что человек с самого раннего возраста поставлен в условия, когда он незаметно для самого себя включается в процесс активного творчества. Поэтому у нас на отделении в теснейшей взаимосвязи находятся такие предметы как фольклорный ансамбль, народный традиционные ремёсла, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота (сольфеджио) и народная хореография (ритмика).

В каждом из этих предметов мы стараемся осуществить один из главных принципов народной педагогики – никакого насилия, натаскивания, нудных поучений, давящей морализации. Теория и практика неразличимо слиты и образуют единый и своеобразный фон.

Этот фон – игра и творчество. Обучающий процесс для ребёнка должен быть естественным. Те знания и умения, которые он получил на уроках, должны стать его душой, плотью, проявиться в привычках, во всей системе общественного и семейного поведения. И чем незаметнее для обучающегося войдут в него нужные навыки и привычки, нравственные и эстетические представления, тем полезнее и результативнее будет продвигаться весь учебный процесс.

К примеру, возьмем такой предмет, как «фольклорный ансамбль». Здесь ребята не только изучают песенное народное искусство, они также учатся и творить. Любые несложные песенные материалы могут использоваться по-разному: с изменением темпа, ритма, гармонии, сочинением других слов и, наконец, созданием театральной мини-сценки. Весь творческий потенциал ребят раскрывается на уроке в игровой обстановке. Мы обыгрываем буквально каждый персонаж, каждый характер и действия в исполняемых песнях. И вот тут уже происходит не только совместное исполнение песни, а ансамбль воспринимается как работа единого организма. Это как в семье, ощущение поддержки, чувство плеча, необходимости в другом человеке; воспитание взаимоотношений в коллективе не только между учащимися, но и между преподавателем и учеником.

Есть очень точное выражение «нельзя научить – можно научиться». Как сделать так, чтобы ребёнок захотел быть именно твоим учеником, учиться только у тебя, видеть и слышать тебя? Есть такая сила, которая созидает, творит, помогает раскрыться лучшим качествам каждого человека, помогает увидеть прекрасное и ощутить проживание настоящего момента в полноте и гармонии. Это – Любовь.

Каждое наше действие, поступок, все наши мысли, должны быть пронизаны этим чувством. Как нас когда-то любили наши родители. Что мы ощущали? Комфорт, уют, раскрепощение. И тогда захочется нашим ребятам вновь и вновь приходить к нам.

Народные традиционные ремёсла – это тоже совместный труд, это тоже коллективное творческое начало, где на уроке создаётся каждым ребёнком индивидуальный и неповторимый образ игрушки.

Изучение этого предмета также основывается на принципах народной педагогики – теория и практика неразделимы. Все знания теоретического материала они получают совместно с практическими действиями «как в старину». Например, изучая каргопольскую традицию ребята лепят не только баб и мужиков, но ещё их образ жизни, характер людей северного края, их условия бытования. И вот здесь фольклорная деятельность детей происходит как творческий акт разрешения собственной потребности ребёнка.

Выше было сказано о тесной взаимосвязи  всех предметов  нашего отделения. В чем это заключается? Тот музыкальный материал, который мы изучаем на фольклорном ансамбле, обязательно закрепляется на уроках сольфеджио, фортепиано и хореографии. Только задачи на каждом предмете решаются соответственно свои. Разногласия в подборе музыкального материала не существует, ребёнок не комплексует от того, что на него обрушивается огромный поток разной музыкальной информации. Ему легко воспроизвести песню и на сольфеджио, подобрать гармоническую основу, опять же к знакомой песне на фортепиано и простучать её ритмически на шумовом инструменте.

Особо хотелось сказать о народных играх, как о составной части учебного процесса. Именно народные игры, оставаясь в своей основе традиционными, и есть «живые», ныне живущие, развивающиеся.

Педагогика издавна осознавала важность игр для общего развития ребёнка и необходимость включения их в воспитательный процесс. Да и сами правила игры учат нравственным принципам: честности, ответственности, верности слову, благородству, гумманизму и демократизму. Они вызывают активную работу мысли ребёнка, способствуют расширению его кругозора, совершенствованию психических процессов. Связь игр с любыми сферами искусства является одновременно и связью с её эстетическим воспитанием. Благодаря игре рождаются такие формы воспитательного воздействия, которые являются доходчивыми для детей и подростков, доступными для детского уровня восприятия.

Ушинский писал: «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство – задача будущей педагогики».

В основе воспитания фольклором положено игровое начало. Именно оно позволит воспринимать занятия детям как живой естественный процесс. Отсюда можно сделать вывод: там, где ребёнку хорошо во всех отношениях, туда ему захочется прийти снова.

Закончить хотелось бы словами А.С. Пушкина о том, что «уважение к прошлому отличает образованность от дикости».

Очень важно, чтобы наши дети развивались гармонично и чтобы, кроме всего нового, что получают они от современной жизни, активно усваивали и то, что было прекрасного в прошлом. Тогда они вырастут настоящими культурными людьми с активной жизненной позицией. И наша задача помочь им в этом, ведь «все дороги ведут к дому» (А.И. Лазарев).

Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А

Книги и статьи

  1. Аникин А., Круглов Ю. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1987.
  2. Антипова Л. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М., 1993.
  3. Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре. СПб., Нация, 1993.
  4. Богатырев П. Традиция и импровизация в народном творчестве. – В сб.: Вопросы теории народного искусства. М.,1971.
  5. Богатырев П. Фольклор как особая форма творчества. – В сб.: Вопрсы теории народного искусства. М.,1971.
  6. Браз С. песенный фольклор как основа репертуара народно-певческих коллективов. М., 1984.
  7. Василенко В. Детский фольклор из истории русской фольклористики. М., 1978.
  8. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. М., 1975.
  9. Виноградов Г. Детский фольклор. – В кн.: Из истории русской фольклористики. Л., 1978.
  10. Возрастная и педагогическая психология. М., Просвещение, ред. Гализо. М., 1984.
  11. Вопросы вокальной педагогики. М., 1976, вып. V.
  12. Гошовский В. У истоков народной музыки славян.- М., 1971.
  13. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
  14. Давыдов В. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1976.
  15. Доскин В., Ховрентьева Н. Ритмы жизни. Изд. 2-ое. М., 1991.
  16. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. Музыка. М., 1972.
  17. Земцовский И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора). М., Музыка, 1977.
  18. Земцовский И. Песня как исторический феномен. – В кн.: Народная песня. Проблемы изучения. Л., 1983.
  19. Игры народов СССР. Сборник материалов, сост. Всеволодский-Генгросс и др. Академия, 1933.
  20. Каган М. Человеческая деятельность. М., Политиздат. 1974.
  21. Калугина И. Сценическое воплощение песенного фольклора. – В кн.: народная песня звучит. М., 1982.
  22. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
  23. Кондратьева С. О развитии средств музыкальности в фольклоре. – В кн.: Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.
  24. Краснопевцева В., Величкина В. Проект детского школьного народного творчества // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1990.
  25. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьбы. М., 1962.
  26. Куприянова Л. Активизация творческой деятельности младших школьников, осваивающих песенный фольклор. – В кн.: Проблемы детского музыкального образования. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, вып. 131, М., 1994.
  27. Куприянова Л. Вокальное воспитание в детском народно-хоровом коллективе. М., 1984.
  28. Куприянова Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом. ВНМЦ, М., 1982.
  29. Куприянова Л. формирование исполнительско-творческой деятельности детей в процессе освоения песенного фольклора. Музыкальное воспитание в школе. Сост. О Апраксина, вып. 17. М., 1986.
  30. Лао-Тзе. Изречения китайского мудреца, избранные Л. Толстым. М., 1992.
  31. Лапин В. Об историзме в изучении русского музыкально-песенного фольклора. – В кн.: Методы изучения фольклора. Л., 1983.
  32. Лазарев А.И.  Народоведение. книга 1,2. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1997.
  33. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
  34. Материалы совещания-семинара для руководителй детских народных хоров и ансамблей. М., 1985.
  35. Мельников М. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.
  36. Мехнецов А. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры. – В сб.: русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Л., 1985.
  37. Мешко Н. Вокальная работа с исполнителем русских народных песен. – В сб.: Клубные вечера. М., СК, 1976, вып.2.
  38. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. М., 1995.
  39. Музыкальное воспитание в школе. М., 1971, вып. 7.
  40. Мухлынин М. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. М., ВНМЦ. 1987.
  41. Народная педагогика воспитания детей, подростков, молодежи. Материалы VII Виноградовских чтений. Екатеринбург, 1993, ч. I – II.
  42. Новицкая М. Детская школа народных искусств – В сб.: Сохранение и возрождение фольклора. М., 1990.
  43. Новицкая М. Человек и природа в народной культуре. Изд. Центра Планетариум. М., 1994.
  44. Обряды и обрядовые праздники. Акад. Наук СССР, 1982.
  45. О детском голосе. Под ред. Н. Орловой. М., Просвещение. 1966.
  46. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Переизд.; Рис С. Острова – Л.: Детская литература, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.

Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...

классный час «На всех обитаемых планетах дороги ведут к тем, кто их построил»

Родительский дом - значение этого понятия трудно переоценить. Для всех людей - это залог их будущего успеха в жизни.Жизнь начинается с детства, а детство - с родительского дома, поэтому очень важно с ...

Реферат Тема: « Работа над техникой с учениками специального фортепиано в школе искусств».

Техника нужна в любом искусстве. Фортепианное исполнительство не исключение , а скорее наоборот. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной и многолетней работы овладеть ею...

Образовательная программа по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах «Безопасный путь домой»

Данная программа предназначена для обучения детей детского сада и обучающихся школы правилам безопасного поведения на дорогах. В конце программы представлены мероприятия, которые проводятся с детьми 1...

Интерактивная игра-путешествие "Все дороги ведут к людям"

Интерактивная игра-путешествие проводилась для учащихся 5-8 классов, состоящих на внутришкольном учете, в рамках районного круглого стола "Ребенок в современном обществе". Игра мож...

проект "Все дороги ведут в Рим"

Эти  учебные проекты пятиклассников завершают изучение большой темы римской истории. В качестве рефлексии ученики должны вспомнить и проанализировать изученное и представить в форме проектов...