Пояснительнительная записка к методическому семинару "Использование научно - исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми"
материал на тему

Шайхисламова Гульнара Амержановна

Конкурс "Педагог года - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.docx63.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

КОНКУРСНОЕ  ЗАДАНИЕ  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

                 Шайхисламова Гульнара Амержановна

МАОУ ДОД «ДДТ» МР Учалинский район РБ

Одна из сфер деятельности педагог - работа с одаренными детьми. Кто же они, одаренные дети? Это дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Российская глубинка всегда была богата талантливыми людьми. В нашем доме детского творчества есть замечательные педагоги и прекрасные талантливые дети. Происходящие глобальные изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициативой, умением самостоятельной работы в информационных полях.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, работать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся,  развитие  конкурсного движения среди исследовательских работ.

Идея объединить ребят, занимающихся учебной исследовательской деятельностью не нова, но в свете новых тенденций в образовании (например, введение ФГОС второго поколения) она становится более значимой и актуальной.

Работа  вытекает из идеи: одарен каждый ребенок, способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Что же такое одаренность? Как развить? По В.А. Сухомлинскому: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтоб он вырос и дал обильный плод». 

«Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

               Основные проблемы в работе с одарёнными детьми:

- Отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

- Ориентация образования на «уравнение» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие;

- Функционально- целевая направленность образования в плане развития интеллекта.

       По теории Дж. Рензулли одаренность – это  взаимодействие трех групп человеческих качеств:

- интеллектуальные способности превышают средний уровень;

- высокая мотивация деятельности;

- высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. По мнению Виннер Э.   в целом одаренные дети характеризуются тремя основными признаками:

  • демонстрацией ранней зрелости;
  • в их собственном понимании последовательным поведением, собственным и самостоятельным обучением;

-  внутренней мотивированной неуемной жаждой знаний, повышенным интересом, высокой концентрацией внимания и желанием понять все до конца.

                       Компоненты одарённости

      - Конкретность мышления и способность к абстракции;

      - Быстрота и точность выполнения умственных операций;

      - Способность к рассуждению, обобщению объектов и их отношений, выделению главного, способность к классификации;

       - Способность к логическому мышлению;

       - Гибкость мыслительных процессов, способность к перестройке мыслительного процесса.

Можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области  знаний, дисциплин.
  3.  Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

     Цель  нашей программы: создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренных детей.

                 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 

   -  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

      -     принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

      -     принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

      -  принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

      -     принцип свободы выбора воспитанником помощи, наставничества.

           

Если раньше суть работы педагога заключалась в трансляции знаний и способов познания, то в современном образовании важно осуществлять функцию проектирования хода индивидуального развития каждого воспитанника (как одаренного, так и обычного). На первый план выходят такие формы деятельности педагога:

-    учебно-педагогическая диагностика;

-    разработка индивидуальных стратегий обучения;

-    индивидуальное консультирование.

        Сили К.  также предложил список профессиональных умений, которыми, по его мнению, должен обладать педагог для успешной работы с одаренными детьми:

-     умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

-    умение   модифицировать  учебные   программы   с   целью   учета интеллектуальных особенностей своих одаренных воспитанников;

-    умение стимулировать умственные способности детей;

-    умение консультировать обучающихся и их родителей.

         Помощь одаренным детям в самореализации:

  1. Гибкий и мобильный учебный план
  2. Независимое продвижение при изучении отдельных предметов.
  3. Планирование и принятие решений самими воспитанниками.
  4. Конструирование учебного плана на базе интересов обучающих
  5. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
  6. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад
  7. Детские научно практические конференции и семинаров

         «Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской   работе». А. Н Колмагоров

Организация научно -  исследовательской деятельности учащихся.

Сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования.

Несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над  исследованиями ребята могут получить здесь опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а также приложения своих творческих способностей.                     

                     Задачи научно – исследовательской работы:

       -   актуализация исследовательской потребности воспитанников;

       -   вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;

       -   помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;

       -   создание условий, стимулирующих познавательную активность;

       -   повышение результативности изучения предмета;

       -   развитие личностных, метапредметных и надпредметных умений  через     проектно-исследовательскую деятельность.

Теоретической базой для построения  научного исследовательской работы служат занятия в эколого–биологическом и учебно-исследовательском отделе ДДТ. Где проводятся занятия на расширение знаний воспитанников по таким дисциплинам как химия, биология, экология и на привитие обучающимся навыков исследовательской деятельности (постановка и проведение эксперимента, наблюдение, работа с научной и методической литературой, умение обобщать и систематизировать полученные результаты).

Отдел позволяет раскрыть воспитательный и развивающий потенциал эколого – биологических знаний, создаёт благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования.

Методы: проведение биологических и химических опытов, выполнение экспериментальных работ.

Формы: беседы, экскурсии на природе, игра, викторина, путешествие, конкурсы.

Для эффективности восприятия изучаемого объекта использую: рисунки, легенды, DVD-фильмы, мультимедийные презентации, творческие задания.

В своей педагогической практике я использую различные виды проектов.

  • Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления: доклада или  реферата;
  • Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
  • Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.;
  • Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

Результатом работы данного отдела является участие воспитанников в конференциях различного уровня.

Приобретенные на занятиях дополнительного образования навыки воспитанники  оттачивают с индивидуальными руководителями при работе над исследовательскими и творческими проектами (работами). Подобная деятельность  осуществляться как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме, в зависимости от темы, глубины и направленности рассматриваемых проблем и стадии их изучения.

Кроме того, воспитанники, занимающиеся у нас несколько лет, сформировали достаточный уровень исследовательских навыков, нашли свое творческое направление и предлагают работы не только грамотные, но и интересные, креативные.

        Большое внимание при осуществлении исследовательской деятельности учащихся на занятиях уделяется экологическому образованию обучающихся, формированию ответственного отношения детей к окружающей их природе.

          Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения воспитанников

  • понимание проблем окружающей среды;
  • развитие критического отношения к результатам деятельности человека;
  • развитие   умения  анализировать собственное поведение в природе;
  • формирование личной ответственности  за состояние окружающей среды;
  • развитие умений и навыков  проводить исследовательскую деятельность (ставить задачи и решать их).

Решение экологических задач возможно при выполнении основных принципов экологического образования:

  1. принцип целостности (формирования  понимания единства мира);
  2. принцип межпредметных связей (раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира);
  3. принцип непрерывности (вовлечение детей всех возрастов);
  4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующих вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность;
  5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Использование проектно-исследовательской технологии характеризуют следующие результаты   работы: 

1. Ребята научились навыкам работы с тестовыми заданиями различного характера, что показывает предметную направленность.

2.  Могут самостоятельно разбираться в научно-популярной литературе, анализировать и делать итоги, выводы,  высказывать свою точку зрения, аргументировать факты, связывать разнообразную информацию. А это надпредметная компетентность обучающихся.

3.  Изучили  правила оформления научно-исследовательских  работ.

4.  Научились сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству.

        Педагоги дома детского творчества разрабатывают разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей   и их сопровождения в течение всего периода обучения. Наш девиз: «Каждому ученику – индивидуальный подход».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Научно-исследовательская деятельность как форма работы с одарёнными детьми

В статье приводятся примеры работы с одарёнными детьми в научно-исследовательской деятельности....

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ  Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...

Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми

Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Актуальность также обусловлена ее методологическо...