Научно-исследовательская деятельность как форма работы с одарёнными детьми
статья (5 класс) на тему

Рубцова Елена Александровна

В статье приводятся примеры работы с одарёнными детьми в научно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rubtsova_e.a.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Рубцова Елена Александровна,

МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»,

учитель химии и биологии

rubtsovaea@mail.ru

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования – научить детей учиться, уметь находить и отфильтровывать нужную информацию из обилия различных информационных источников. На смену лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Одной из особенностей стандартов нового поколения является обязательное использование деятельностного подхода и внеурочной деятельности. Поэтому при работе с учащимися я использую в большей степени исследовательскую деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время.

Ученикам намного интереснее изучать новый материал, или закреплять уже изученный с помощью лабораторных и практических работ, исследований. Особенно учащихся заинтересовывают работы, связанные с их повседневным бытом. Например, на уроках химии в 10 классе, несмотря на программу базового уровня во втором полугодии можно постоянно проводить уроки-исследования по темам: «Спирты», «Жиры», «Мыла. Моющие средства», «Углеводы», «Белки», «Витамины», «Лекарства». Все эти темы тесно связаны с жизнью и вызывают неподдельный интерес. Многие учащиеся, сами того не замечая, становятся успешными в изучении этого предмета. Курс биологии также насыщен уроками-исследованиями, но особый интерес вызывает программа 8 класса. Изучение темы «Организм человека» позволяет понять строение, предназначение своего организма и понимать ценность своего здоровья.

В результате проведения уроков-исследований, постоянно выявляются дети, желающие работать по линии исследований во внеурочное время. Они приходят со своими различными идеями, уже с готовыми темами исследований или просто с желанием работать и исследовать. Абсолютно все темы, с детьми мы подбираем по их интересам в области химии, биологии, экологии, медицины.

Я достаточно часто посещаю конференции различного уровня (школьные, муниципальные, краевые) и мне ни раз случайно приходилось слышать от учителей-наставников следующую фразу: «Я вчера сказал(а) ребёнку подготовить самостоятельно презентацию и доклад по проделанной работе, а он почти ничего не сделал и сегодня очень плохо выступил. Зря только время потратили». Странно слышать такие слова от учителей, людей, которые постоянно должны учить и учиться сами. Каким бы умным, талантливым, общительным не был ребёнок, ему всегда нужно помогать и повышать его уровень умений и знаний. Детей, с которыми работаем мы – учителя, можно сравнить с алмазами. Да, дети являются минералами, но не более. Только после шлифовки, огранки и подборки соответствующей оправы, они становятся блестящими, дорогими бриллиантами. А если учитель сам этого не умеет, и не хочет учиться, то никакого положительного результата не достигнет. Даже студенты в ВУЗах при написании дипломных работ нуждаются в помощи преподавателя, что же тогда говорить о школьниках.

При выполнении научно-исследовательской работы, вместе с детьми мы следуем  плану:

1. Определение темы, с учётом интересов ребёнка.

2. Определение цели исследования.

3. Составление плана реферата. Обязательное условие, учитель должен вместе с учеником выбрать подходящие пункты и объяснить все правила оформления реферата.

4. Написание реферата. Это необходимо для изучения теории ребёнком. В ходе написания реферата, учащиеся параллельно определяют задачи исследования и методику, которую будут использовать в работе. Важно дать детям самостоятельно найти необходимую информацию, для хорошего ориентирования в теме.

5. Выполнение самого исследования. Учащиеся должны самостоятельно проводить эксперименты и делать из них выводы. Задача учителя состоит в том, чтобы проследить за правильностью выполнения опытов, научить сравнивать и делать выводы из полученных результатов.

6. Описание экспериментальной части в реферативной работе.

7. Создание презентации научно-исследовательской работы и написание текста доклада для выступления. Если учащийся впервые выполняет такую работу и не имеет опыта выступления на конференциях, то учитель должен вместе с ним создать презентацию и текст доклада, показав и рассказав все правила.

8. Выступление с презентацией. Перед выступлением на конференции, учащиеся должны отрепетировать свой доклад. Для этого им обязательно нужно знать текст своей работы практически наизусть.  Репетиция доклада обязательно должна проходить в присутствии руководителя работы, который может внести корректировки в текст и задать актуальные вопросы по теме исследования.

Таким образом, учитель должен постоянно сопровождать учащегося в выполнении научного исследования, но не вмешиваться в научно-творческий процесс, для того, чтобы ребёнок чувствовал самостоятельность выполнения работы.

Кроме того, сам учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.

Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.

В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...