Психофизиологические особенности подростков
статья (6 класс) на тему

Михайлова Тамара Петровна

статья "Психофизиологические особенности подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihofiziolog_osob_podr.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

                                                                                             

Психофизиологические особенности подростков

Преподаватель

Михайлова Тамара Петровна

Высокий – 2014 г.

Физиологические особенности детей "переходного" возраста

Для каждого подростка мнение о нем окружающих является важным. Здесь и таится отражение важного, для многих так и не решенного вопроса: как же остаться самим собой? Как совместить радостную непосредственность детского "Я сам!" с взвешенной мудростью взрослого "Мы вместе"? В этом и заключается проблема в становлении личности и самоопределении человека. Связана она с самым тонким, переходным возрастом жизни наших детей.

Уже совсем не ребенок, но еще и не вполне юноша, он возникает на жизненной сцене, хрупкий и тонкий, странно отчужденный от всех. Резкий профиль. Голос, словно сорвавшийся, перегоревший. Улыбка, от которой лицо не хорошеет, а сдвигается в гримасе. Вызов, холодность во всем... Мучительная проблемность и внутри, и снаружи, и в сознании, и в поведении.

При всех индивидуально-неповторимых деталях "вступление в жизнь" происходит в три основных этапа. Первый, собственно подростковый, начинается в 11 -12 лет и продолжается до 14-15 лет. Это переходный в биологическом плане отрезок.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности (удлиняются руки и ноги) и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, гормональная "буря" и, как следствие, - эмоциональная неуравновешенность.

Психологические особенности детей "переходного" возраста

Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Его суть - иждивенчество и учеба. Психологически это назревание конфликта. Пока он проявляется в детских формах, подросток требует свободы и самостоятельности в распоряжении:

• собственным временем ("снимите контроль за приходом-уходом");

• внешностью (начиная от одежды - "они меня закутывают, хотя на улице жара" - до причесок и появляющейся косметики у девочек);

• друзьями ("хочу дружить, с кем хочу").

Одним из центральных моментов развития в младшем подростковом возрасте становится формирующееся "чувство взрослости": школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания этого, прежде всего равных с окружающими взрослыми прав. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.

Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образах "настоящего мужчины" и "идеальной женщины".

Вместе с тем подросток осознает, что его взрослость еще не совсем "подлинная", чувствует неуверенность в своей новой позиции. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой позиции взрослыми и сверстниками.

Появление "ценностных" конфликтов и их решение

В 12-13 лет появляются первые признаки "ценностного" конфликта. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании школьниками собственного понимания справедливости в самых разных областях: от замечания педагога, "несправедливой" отметки до политических, экономических проблем. Подросток с каким-то особым удовольствием начинает "обличать" родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам, которые проповедуют, обвинять их в лицемерии. Он как бы специально "нацелен" на выискивание недостатков у взрослых.

Решение "ценностных" конфликтов не в том, чтобы пассивно соглашаться с подростком, а в том, чтобы выражать и аргументированно, отстаивать собственную позицию. Именно подобное спокойное, доброжелательное противодействие оказывается наиболее значимым для подростка, поскольку позволяет ему "оттачивать" свою логику, утверждать свои принципы в достаточно мягком и безопасном противоборстве.

Роль педагогов и родителей в развитии самооценки подростков

Несмотря на наличие указанных форм утверждения взрослости и определенных проблем, возникающих между подростком и взрослыми, этот возраст еще достаточно благоприятный во взаимоотношениях взрослых и детей. Школьники открыты по отношению к взрослым, в основном доверяют им и, несмотря на все более усиливающее значение общения со сверстниками, продолжают в основном ориентироваться на взрослых, на их нормы и ценности. То новое, что возникает в этот период, охотно обсуждается с теми взрослыми, которым подростки доверяют.

На первостепенную роль педагогов и родителей в развитии самооценки школьников средних классов указывают данные, полученные при изучении известного "эффекта Розенталя". "Эффект Розенталя", или "эффект Пигмалиона", состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается вне зависимости от реального уровня этих способностей, уровень интеллектуального развития действительно существенно возрастает. Специальные исследования показали, что этот эффект проявляется лишь в тех случаях, когда учителя и родители начинают объяснять удачи подростка его способностями, а неудачи - не недостатком способностей, а недостатком усилий и создают условия для того, чтобы ученик прилагал больше усилий.

Напротив, в тех случаях, когда взрослые (и учителя, и родители) постоянно подчеркивают неудачи подростка, его недостатки, промахи, а успех объясняют случайностью, у него формируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

Влияние возраста на учебную деятельность и мотивацию

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в 7-8-х классах имеет двойственный характер. С одной стороны, это период, характеризующийся снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно в этот период начинают формироваться новые, зрелые формы учебной мотивации, самообразования и самосовершенствования.

В классах "повышенного уровня", гимназических, специализированных, ориентированных на продолжение учения, падение учебной мотивации, в т. ч. и непосредственного интереса к учению, можно наблюдать лишь у отдельных учеников, которые по той или иной причине не могут открыть для себя личностного смысла в учении (например, обучение в математическом классе при ярко выраженном интересе к живописи или существенное отставание в учебе).

В классах обычных, ориентированных в лучшем случае на получение среднего образования (краткосрочную образовательную перспективу), отмечается резкое снижение учебной мотивации именно вследствие того, что школьники не видят смысла в получении знаний, и ценность школьных знаний не включена в их представление о взрослости.

Проявления любознательности поверхностны, практически отсутствует их связь со школьной программой. Среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, лишь бы это не входило в школьную программу. Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для "подпитки" чувства взрослости.

Интересы подростка

Спецификой интересов в 11-14-летнем возрасте является то, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем и его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которой увлечена эта компания (например, какой-либо рок- или панк-группой, стилем одежды). С этим связана и характерная для подростков "мода на интересы", когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностью в эмоциональном насыщении.

Эмоции и чувства регулируют наше общение с детьми, помогают добиться контакта, а могут, наоборот, привести к разобщенности. Иногда возникает ощущение, что невозможно решить проблему так, чтобы это решение удовлетворяло интересы всех сторон в конфликте. Тем не менее определенная последовательность действий приводит именно к такому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся”

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся” Тезисы.Во-первых, если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строи...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Психофизиологическое развитие подростка

Психофизиологическое развитие подростка...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Статья "ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ"

Специфика психологии подросткового возраста...