Образовательная программа "Художественная обработка материала"
рабочая программа на тему

Исраэлова Татьяна Витальевна

Художественная обработка материалов - это один из видов декоративно-прикладного искусства. Декоративное искусство - обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №735

юго-восточного административного округа

район «Лефортово»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»

                                                                                      Составитель:

                                                                                                      Исраэлова Татьяна Витальевна

                         учитель технологии шк.№ 735

МОСКВА, 2010  год.

1. ВВЕДЕНИЕ

Художественная обработка материалов – это один из видов декоративно – прикладного искусства. Декоративное искусство (от латинского dekoro – украшаю) – обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально – декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, мозаик, украшающих фасады и интерьеры), декоративно – прикладное и оформительское искусство.

Декоративно – прикладное искусство – область декоративного творчества, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение, в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, одежды, игрушек). Декоративно – прикладное искусство – одна из важнейших областей народного творчества; в ХХ веке тесно связано с дизайном.

Произведениями декоративно – прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, а также одежда, украшения. Наряду с делением произведений декоративно – прикладного искусства по их

практическому назначению в научной литературе со второй половины Х1Х века утвердилась классификация областей по материалу (металл, керамика, древесина, ткань) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литье, инкрустация и т. д.).

 

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно – прикладного творчества в то же время как бы поглощаются ею. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Становление, эволюция и смена художественных стилей протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства.

Отдельные отрасли декоративно – прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из теста, из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.

 

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к искусству – это этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Художественная обработка требует определенных знаний и умений. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труду подбираются так, чтобы они были познавательными, имели эстетическую привлекательность  и давали представление о художественных видах обработки материалов.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 12 – 13 лет по 2 часа в неделю. Общее количество часов за учебный год – 72 часа.

   

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: способствовать формированию у учащихся художественной

культуры,  развитию художественно – творческой активности и

овладению образным языком декоративно – прикладного искусства.  

Задачи:

- сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;

- научить различным способам обработки материалов;

- способствовать развитию творческого и художественного вкуса;

- совершенствовать трудовые умения детей;

- сформировать культуру труда.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо:

- создать необходимые условия для творческой деятельности;

- оказывать психологическую поддержку учащимся на занятиях;

- охранять и укреплять физическое и психическое состояние учащихся;

- использовать рациональные и эффективные организационные формы работы, направленные на развитие интеллектуально – волевой, эмоциональной и воспитательной деятельности детей;

- контроль и коррекция деятельности.

  1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации поставленных задач использованы методы обучения на обогащение творческого воображения и мышления учащихся, увлеченных этим видом деятельности. Это:

- рациональное использование времени на занятиях, оптимальность темпа;

- обратная связь с детьми;

- оценка учебной работы;

- соблюдение правил труда и техники безопасности.

Формы занятий:

- групповая;

- индивидуальная.

Педагогические технологии и личностно – ориентированный подход:

- отбор учащихся по принципу заинтересованности;

- практико-ориентированное развитие личности, индивида;

- расширение круга общения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях художественной обработки материалов раскрываются большие возможности овладения работы с различным материалом: тканью, различными видами ниток, шпоном, бумагой, сухоцветом и т.д.

Дети знакомятся с понятиями икебана, составлением композиций, росписью по стеклу, с декорированием предметов, что развивает творческие способности, мышление, воображение.

В процессе художественной обработки материалов прививаются такие качества, как усидчивость, аккуратность, трудолюбие, развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер, концентрируется внимание, т.к. ребенок сосредотачивается на процессе изготовления работы, стремясь к желаемому результату.

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе работы по данной программе можно использовать:

- новые педагогические технологии в воспитательном процессе;
- литературу по разделам: «Декоративные растения», «Икебана. Бонсли», «Роспись по стеклу», «Аппликация», «Работа с кожей и др. материалом» и т.д.

3.2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

- дидактический материал по изучению составления композиций;

- дидактический материал по изготовлению панно;

- образцы поделок, эскизы панно;

- дидактический материал по изучению специальных терминов.

3.3. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия кружка должны проводится в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Дети занимаются сидя за столом по 2 человека и группой по 5 человек. Необходим шкаф для хранения оборудования, дидактических пособий, методической литературы, стенды для выставки готовых изделий. Для занятий необходимо иметь нужные инструменты, материалы – ткань, шпагат, веревку, ножницы, клей, иголки.

3.4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Оценка творческого роста учащихся, активности, уровня усвоения знаний.

Форма оценки контроля: участие в выставке – 1 раз в год.

  1. Оценка обученности, самостоятельности, сообразительности.

Форма оценки  контроля: задания на самостоятельное выполнение композиции, изделия.

Зачетная система контроля позволяет:

- проследить уровень обученности, усвоения учащимися программного материала;

- выявить наиболее способных детей;

- накопить демонстрационный материал.

  1. Оценка качества изготовления детских работ по разработанным критериям оценки:

- аккуратность выполнения;

- качество выполнения отдельных деталей;

- цветовая гамма;

- творческий замысел;- знание понятий – композиция, композиционный центр, симметрия.

  1. Результативность программы призвана обеспечить:

 

- освоение приемов составления букетов, композиций;

-  умение понимать графические изображения, выполнять изделия;

- знакомство с техникой обработки материалов;

- приобретение знаний и расширение кругозора.

3.5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В КРУЖКЕ

Изготовление  изделий идет по этапам:

- подбор материала;

- композиционное решение, осмысление творческого замысла;

- приготовление отдельных элементов изделия;

- усвоение отдельных терминов, понятий;

- сборка композиций, изделий, панно;

- обсуждение готовых работ (самооценка, мнение товарищей, оценка педагога).

Демонстрируя образцы отдельных элементов изделия, педагог останавливается на качестве выполнения элементов, творческой фантазии. После объяснения дается детям возможность задавать вопросы. Непосредственный процесс изготовления идет по этапам. Каждый этап предваряет объяснение с показом или без него. Затем совместное выполнение и сразу же контроль работы каждого ребенка с целью исправления ошибок на начальной стадии.

3.6а. ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОЗРАНЫ ТРУДА

  1. Руководитель кружка несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
  2. Обязан создать здоровые и безопасные условия для проведения занятий.
  3. Несет ответственность за нарушение техники безопасности и норм гигиены.
  4. Готовит кабинет к занятиям.
  5. После окончания занятий отключает электроприборы, находящиеся под напряжением и приводит в порядок кабинет.
  6.  Запрещается применять приборы и оборудование без актов соответствия требованиям техники безопасности и охраны труда.

3.6б. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Пользоваться ножницами с тупыми концами.
  2. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
  3. Пользоваться ножницами только на период работы.
  4. После работы ножницы убрать.
  5. Опасаться попадания клея в глаза. В случае попадания – промыть глаза проточной водой.

Тема 1. «Знакомство с новым видом рукоделия. Инструменты и  материалы. Вводный инструктаж»  (2 часа)

Цель: ознакомление с новым видом рукоделия, развить интерес к данному виду творчества.

Задачи:

 - создать условия для реализации цели;

- расширить кругозор детей;

- уметь видеть прекрасное.

Теория: показ иллюстраций, знакомство с новым видом рукоделия, необходимые инструменты и материалы.

Практика: рассматривание и обсуждение иллюстраций, аппликаций, схем, графических рисунков, эскизов.

Тема 2. «Цветочная композиция. Свойства композиции. Правила составления композиции. Техника безопасности». (2 часа)

Цель: способствовать развитию эстетического восприятия природы у учащихся.

Задачи:

- создать условия для реализации цели;

- развивать моторику рук;

- провести сравнительный анализ живых цветов, фотографий, рисунков.

Теория: ознакомить детей с правилами составления композиций, свойствами композиции.

Практика: составление цветочной композиции по выбору.

Тема 3. «Цветочная композиция. Композиционный центр».  (2 часа)

Цель: познакомить детей с понятием «композиционный центр».

Задачи:

- научить  определять композиционный центр и составлять композицию;

- укрепление связи между наглядными, практическими и словесными источниками действия, активизировать мыслительные процессы;

- уметь признавать  и исправлять допущенные ошибки.

Теория: понятие – композиционный центр, последовательность составления композиций, дополнительные украшения в композиции, обработка ткани методом сшивания

Практика: выполнение композиции по образцу; выполнение деталей к композиции – сшивание роз.

Тема 4. «Цветочная композиция. Выполнение цветов. Дизайн, интерьер». (4 часа)

Цель: развитие интереса к изготовлению композиций.

Задачи:

- закрепление ЗУН  по сшиванию роз;

- развитие речевой культуры, активизировать мыслительные процессы, умение применять приобретенные знания;

- воспитание качеств – целеустремленность, терпение.

Теория: познакомить с технологическими картами по изготовлению цветов; дать понятие – дизайн, интерьер; использование композиций в интерьере.

Практика: сшивание роз, выполнение цветов (хризантемы, маки и др.)

Тема 5. «Цветочная композиция. Изготовление композиции с применением дополнительных деталей».  (4 часа)

Цель: развитие интереса к изготовлению композиций.

Задачи:

- закрепление полученных знаний, умение выполнять работу в нужной последовательности;

- развивать фантазию, творчество;

- воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, настойчивость для достижения результата.

Теория: детали композиции: цветы, листики, украшения; составление композиции.

Практика: выполнение деталей композиции, выбор композиционного центра, выполнение работы по этапам, окончательная обработка, приклеивание деталей на основу.

 

Тема 6. «Искусство составления композиции в технике «икебана» (16 часов)

Цель: освоение свойств композиции в технике «икебана»

Задачи:

- уметь выполнять работу по схемам;

- развитие творческог8о мышления;

- воспитание качеств: аккуратность, бережливость; анализирование

готовых композиций и эскизов.

Теория: история возникновения техники «икебана»; свойства изучаемой техники; инструменты, материалы; подбор эскизов, фотографий; анализ готовых изделий.

Практика: составление композиций по эскизам, самостоятельное выполнение работ.

Тема 7. «Декорирование различных предметов» (20 часов)

Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства.

Задачи:

- научить разнообразным методам декорирования предметов;

- развивать творчество, фантазию;

- прививать навыки культурного поведения на занятиях.

Теория: понятие «декор», «папье-маше» - техника выполнения; закрепление имеющихся знаний.

Практика: применение знаний в практической работе; выполнение изделий.

Тема 8. «Комплексное панно» (20 часов)

Цель: научить выполнять панно.

Задачи:

- знакомство с некоторыми видами панно;

- развивать фантазию, творчество, инициативу;

- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, при выполнении коллективных работ, развитие коммуникативности.

Теория: понятие «коллаж», «роспись по ткани», «витраж», роспись по дереву; эскиз панно, этапы сборки панно, подбор материала, шаблоны деталей для панно.

Практика: выполнение панно, сборка деталей панно в композицию, оформление панно.

ЛИТЕРАТУРА

  1. К. Митителло «Аппликация. Техника и искусство» Изд. «Москва «Эксмо», 2005 г.

  1. Е. Закомурная, Е. Стажкова  «Мех: история, мода, практические советы» Изд. «Москва «Олма – пресс», 2002 г.

3.  Л. Г. Куликова, Л. Ю. Короткова «Цветы из бисера» Изд. «Москва. Издательский Дом МСП», 2005 г.

         4.  Н. Гликина «Искусственные цветы» ООО «Издательство «Эксмо»,          

       2004г.

  1. И. А. Кулик «Выжигание по ткани» серия «Рукодельница» Изд. «Ростов – на – Дону «ФЕНИКС», 2003 г.

  1. Черил Эванс «Поделки. Папье – Маше, Бумажные цветы», изд.        «Москва «Росмэн», 1998 г.

  1. В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества», серия «Библиотека учителя изобразительной деятельности», изд. «Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2004 г.

  1. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко, А.Г. Ивлева «Объемные картины из кожи», серия «Город мастеров», изд. «Ростов – на – Дону «Феникс», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по обработке бросового материала.

Тема занятия: Конструирование из пластмассы. « Кресло» Цель занятия: знакомство с новым материалом-пластмассой, ее свойствами; учить применять в своей работе бросовый материал; развивать творчество, э...

Методические рекомендации «Основы преподавания предметной области «Технология» модуля «Художественная обработка материала»» направление: «Технологии ведения дома»

Методические рекомендации «Основы преподавания  предметной области «Технология»  модуля «Художественная обработка материала»»  направление: «Технологии ведения дома»...

Тест "Обработка материала" 7класс

предоставлен тест. кросворд по теме "Обработка материала" по технологии мальчики....

Обработка материала. «Моя записная книжка»

quot;Экологическая журналистика"...