Дополнительное образование в век перемен
статья на тему

Стрикачева Елена Викторовна

В материале отражён опыт работы Центра детского творчества в непростой период нескончаемого реформирования, рассуждения о необходимости активного изменения окружающей действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_v_vek_peremen._personalizatsiya.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

 Арзгирского района Ставропольского края

  Педагогический совет-конференция

 «Дополнительное  персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».

Автор:

Стрикачева Елена Викторовна,

заместитель директора по УВР

  Педагогический совет-конференция

 «Дополнительное  персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».

Этапы подготовки.

Мероприятие

Место проведения/кем осуществляется

Период

1

Анализ существующего положения.

Совещание при директоре, методический совет

Август-сентябрь 2015 г.

2

Разработка целей, задач педсовета.

Совещание при директоре

Сентябрь-октябрь 2015 г.

3

Обсуждение формы педсовета, создание творческих групп

Методический совет

Октябрь 2015.

4

Работа творческих групп над темами, разделами

Творческие группы

Октябрь-ноябрь 2015 г.

5

Проведение Школы передового педагогического опыта

Руководитель ШППО

Ноябрь 2015 г.

6

Проведение заседаний методических объединений отдела прикладного творчества, отдела музыкального творчества

Руководители МО

Октябрь-декабрь 2015 г.

7

Работа над основным докладом

Заместитель директора

Октябрь-ноябрь 2015 г.

8

Обсуждение предварительной работы групп и проектов выступлений спикеров, основного доклада

Методический совет

Декабрь 2015 г.

9

Проведение педагогического совета

Администрация, педагогический коллектив

Январь 2016 г.

Творческие группы по подготовке педагогического совета

Тема

спикер

группа

«Проектирование качества образования как  основного результата учебно-воспитательной деятельности в МКУ ДО ЦДТ»  

«Общение как социокультурная  коммуникация»

«Вариативное образование как конструирование возможностей развития личности»

«Дополнительное образование как зона вариативного развития (диагностика и мониторинг результативности)»

Время проведения педагогического совета  (1час 30 минут)

Цель: Определение потенциала персонального образования в ЦДТ.

Задачи:

1. Определение профессиональных позиций педагогов в отношении персонализации.

2. Анализ среды учреждения как фактора персонализации дополнительного образования.

3.Выстраивание примерной схемы персонального образования с учётом перемен.

4.Обучение педагогов чётко, конкретно и грамотно подавать собранный и проанализированный материал.

Ход педагогического совета

1.1.Установочный доклад – 5 минут (Осуществляется проблематизация (обозначается проблема), актуализация (демонстрируется значимость проблемы); проводится анализ состояния проблемы на данный момент времени, история, предлагается примерный перечень путей ее решения, методов воздействия на проблемные аспекты)

«Персональное образование – требование времени. Место ПО в учебно-воспитательном процессе Центра» (директор МКУ ДО ЦДТ)

Содокладчики:

1.2.Доклад заместителя директора по УВР «Дополнительное  персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение»  (до 10 минут).

1.3.«Проектирование качества образования как  основного результата учебно-воспитательной деятельности в МКУ ДО ЦДТ» - спикеры: (15 минут)

1.4. Общение как социокультурная  коммуникация – спикер: (10 минут)

1.5.Вариативное образование как конструирование возможностей развития личности – спикеры: (15 минут)

1.6.Дополнительное образование как зона вариативного развития (диагностика и мониторинг результативности) – спикеры: (15 минут)

1.7. Работа в группах.(5 минут)

1.8. Общее заседание круглого стола. Выступления от групп. Докладчик знакомит членов педагогического совета с результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий, инноваций, отмечают плюсы и минусы существующего положения. (5 минут).

1.9.Коллектив обсуждает предложения групп. Подводятся итоги педагогического совета, озвучивается общее мнение по рассмотренным вопросам. Намечается комплекс мероприятий. Вносятся предложения в решение педагогического совета.      (5 минут)

3. Формирование решения. Проект решения педагогического совета.             (5 минуты)

Материалы педагогического совета

  1. Доклад заместителя директора

«Дополнительное  персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

 то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

Константин Дмитриевич Ушинский

С каждым годом остается все более актуальным программный этот тезис великого русского педагога.

Человек -Личность — персона — просопон — ипостась — индивид — индивидуальность — особа — самость — субъект — Я  — все эти термины чрезвычайно необходимы для разработки учения о личности как основания персонального образования.

Персонализация

Откуда и как возникает персональность? Через волевые устремления личности на преобразование мира и реализацию себя в мире.

Как одновременно обучать всех не просто по-разному, а персонально, т.е. простраивая персональный путь, собственный процесс персонализации?

Конечно, в лучших ОУ России и мира уже есть определенный опыт того, как это примерно можно делать.

В качестве версии того, через что можно персонализировать образование личности и тем самым строить процессы персонализации, предлагается следующий перечень персонализаций:

  • содержания образования (куррикулума)
  • культуры
  • режима (темпоритма)
  • позиции — позициирования
  • стилей — как учебных и педагогических, так и образовательного стиля в целом
  • среды (в трактовке образовательной — educational environment)
  • инструментальных систем и «контента» (кастомизация содержания образования в виде учебного материала и пособий, программного обеспечения)
  • услуг, в том числе информационных  — кастомизация и персональный маркетинг
  • технического и телекоммуникационного обеспечения, персонализация связи
  • отношений, ансамбля отношений (католическая линия на личность как отношения) и институализации
  • мировоззрения, мировидения —  выход на мироразвитие и мировидение.

Персональное образование как собственность

Для становления практики персонального образования огромное значение играет сфера дополнительного образования, которая сегодня не просто «дополняет» основное образование, но и оказывается пространством прорастания персонального образования.

А. Асмолов (российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования») ссылается на работы Г.П. Будановой-соратницы А.К.Бруднова, которая является одним из создателей идеологии дополнительного образования и в настоящее время выдвигает программу перехода к открытому образованию (разумеется, понимая под этим не компьютеры и телекоммуникации, а образование с основой в персонализации и рефлексивности).

Именно Г.П. Буданова показала фундаментальность того образования, которое у нас называют дополнительным, а на Западе неформальным или иногда даже альтернативным.

Основная идея дополнительного образования, по Г.П. Будановой, состоит в том, что именно здесь ребенок может плодотворно расходовать свой главный ресурс и главное сокровище — свободное время.

Получается, что эффективное использование ребенком при помощи взрослых своего свободного времени является по факту инвестициями в его персональное будущее и в его будущую образованность.

Здесь ценность образования приобретает не только нравственно-духовный, но и непосредственно экономический смысл. Т.е. при рассмотрении правильно организованного образования именно для данного человека как инвестиций в его будущее возможно и необходимо переводить  ценность в непосредственную стоимость. Очень важно, что помимо собственно образовательного и культурного смысла средством реализации и составляющей ценность персонального образования, конкретной образованности конкретного ребенка в эпоху перемен большую роль играют информационно-коммуникационные технологии.  

Отсюда результатом персонального образования для личности образующегося является образование как ценность и как собственность, а для общества и государства — как неотчуждаемый, но оцениваемый и измеряемый потенциал образованности каждого человека и отдельных сообществ и категорий населения.

В персональном образовании у каждого ребенка должна быть своя система личностно построенных и присвоенных образовательных средств, способов и техник мышления и деятельности, которые в целом создают  персональный набор инструментов и средств.

С нашей точки зрения, необходимы общие профили знаний о конкретном ребенке, которые необходимы для построения практики персонального образования. Это следующие профили:

  • Социальное обеспечение (благосостояние)
  • Семья (реализация неотчуждаемого права жить и воспитываться в семье)
  • Безопасность
  • Здоровье
  • Образование
  • Профессионализация
  • Общее развитие и идентификация.

В муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района СК проектирование персональных индивидуальных образовательных программ позволяет абсолютному большинству учащихся достигать определённых результатов, сформировать портфолио и получить заслуженную награду.

 В данном учебном году двое наших учащихся, предоставив портфолио в комиссию по распределению бесплатных путёвок в «Артек» и на Кремлёвскую ёлку, прошли конкурсный отбор с большим отрывом за счёт достижений в ходе обучения в Центре детского творчества.

 Всего за последние 5 лет личностно-ориентированное обучение и персонализация позволили четырём учащимся получить Премию приоритетного национального проекта «Образование», пять детей награждены путёвкой в ВДЦ «Орлёнок». В учреждении реализуется программа «Путь к успеху» для одарённых  детей. 82% обучающихся по этой программе отмечены грамотами, кубками, медалями, дипломами различного уровня.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана и реализуется программа «Островок надежды», цель которой – создание развивающего пространства для раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, их допрофессиональной ориентации и личностного становления. Дети получают навыки декоративно-прикладного искусства, музыкальные, интеллектуальные. За последние 5 лет обучались по данной программе 103 ребёнка.

 Постоянный мониторинг образовательных результатов позволяет ребятам устанавливать новые высоты, новые перспективы, быть в постоянном поиске.

Как образовывать личность?

Не следует забывать, что понятие образования исходно в русском языке употреблялось с обязательным дополнением: образование чего? То есть необходимо термин «образование»  понимать не ведомственно, и не только в качестве общего понятия сферы, но и буквально: как делание по конкретному образу и подобию, как органичное и осмысленное нормирование.

Причем речь идет не только о том, что сам учитель или специально приглашаемый для диалога с детьми человек должен в этом пространстве действовать как личность. А наша систематическая учебная работа с классическими произведениями, мировыми достижениями и выдающимися открытиями отличает образовательный учреждения мирового уровня и качества образования от низкоуровневого образования, которая выстраивает каркас и фундамент, говоря по-современному, инфраструктуру личности. Это высшие способности или особые «органы» понимания, воображения, мышления, идеализации, позициирования и др..

Образование личности может идти только на добровольной основе и при полном согласии со стороны родителей и самих детей. Принудительное образование личности невозможно по технологическим основаниям. Необходимы решимость и единство самосознания вступающих в образование личностей.

То есть основа практики персонального образования и основа нового  российского образования должна состоять в том, чтобы вводить детей не только в качественные ЗУНы (знаменитые советские «знания, умения, навыки»), но и в высшие способности понимания, воображения, мышления, идеализации, моделирования, проблематизации и пр. как фундаментальное условие образования российской личности, государственности, общества и мира.

Подобное программирование непосредственно начинается с организации ситуации вопрошания или иного типа работы с  бескорыстным интересом ребенка и его различными откликами на специально создаваемые межличностные ситуации.

Вместо приспособления ребенка к образовательным программам в персональном образовании требуется  выстраивать нужную и самую необходимую для конкретного ребенка программу.

Разумеется, речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы культуру и историю, приспосабливать к ребенку, вообще подстраиваться под ребенка, вставать вровень с ребенком в культурном и социально-возрастном пространстве. Нет, при абсолютном уважении  к личности ребенка необходимо ответственно, с позиции реальной культуры и истории вводить ребенка в реальное присвоение этих высших  способов и техник мышления и деятельности и перевода их в персональные образовательные и жизненные средства.

В персональном образовании совершенно по-новому выступают возможности  дополнительного образования, поскольку именно в дополнительном образовании возникает уникальная возможность относиться ко всему многообразию образовательной работы детей и выстраивать Личные образовательные программы, в которых сочетаются и соединяются разные стороны образовательной жизни детей и всё это в режиме сотворчества, сотрудничества, самотворения.

На вопрос, как называется время, в которое мы живём, дают разные ответы: время перемен, сетевое столетие, эпоха безвременья, ускользающий мир, мобильный мир, эпоха перемен.

Мы всегда будем жить в эпоху перемен, и это уже не прогноз, а состояние нашего быстро меняющегося мобильного, сетевого общества. В эпох    у перемен резко  меняются функции образования. И сегодня мы должны понимать, что образование – это не отрасль, и не отдельная программа или сфера. Это – уникальный путь социального проектирования общества. И в этой ситуации особое значение приобретает дополнительное образование.

А.Асмолов говорит о том, что дополнительное образование – это зона ближайшего развития школы и образования в целом.

Вспомним историю. «Потешные войска» ПетраI  были первыми опробовавшие имитационную, игровую форму обучения, были «гранитной мастерской» воспитания личности.

В 21 веке ключевую задачу ставит нам государство – это превращение жизненного пространства, в котором живут и развиваются наши дети, в котором живём и развиваемся мы, в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности.  Развитие сети ДО – это стратегическая программа развития мотивации подрастающих поколений. ДО всегда развивается поверх барьеров, и любое принудительное сокращение Центров ДО, превращение их в школы недопустимо. Дополнительное образование оберегает социальную экологию детства, оно всегда шире, чем формальное образование в школе, его нельзя загнать в систему Коменского. Образно говоря,  школа – это «ядро», вокруг которого «облако» ДО. Так например, в С-Пб есть два учреждения- Дворец творчества на Воробьёвых горах, Дворец творчества юных, в которых в огромном количестве объединений, кружков, студий расположились лицеи.

Не декларации, не фразы, а изменяющая на с эпоха заставляет нас утверждать, что сейчас происходит метаскачок в изменении образования в целом. Суть этого скачка-переход к эпохе персонального образования, которое представляет собой уникальную интеграцию общего и дополнительного образования. Между ними должен развиваться диалог. Так в сентябре 2015 года при формировании объединений, состоялось совещание администраций и методслужбы ЦДТ и СОШ №1, на котором вырабатывалась стратегия охвата школьников ДО. Разговор получился конструктивным. Был проведён мониторинг охвата, выявлено, что 5 человек среднего звена были не охвачены ДО. Сразу же были сделаны шаги по охвату этих детей. Педагоги ЦДТ в тесной интеграции с образовательными учреждениями используют вариативное образование во внеурочное время. Охвачено 30 классов в СОШ района. Это  850.человек. В ЦДТ дополнительное образование  получают всего 2520 человек, 1400 по Алфавитной книге.

В основе нашей деятельности лежит, во-первых, личностно образующая деятельность, во-вторых, конструктивная деятельность. Мы аппелируем не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума, и это крайне важно! Дети в ДО, как и мы, усваивают уникальный мир ремёсел, технологий, и ДО в буквальном смысле - именно ведущая деятельность.  Наши выпускники, обучающиеся в ВУЗа , активно используют полученные навыки. Так, Марюфич Михаил, наш скрипач, обучаясь в  подготовил курсовую  «Автоматическое распознавание аккордов с использованием скрытых марковских моделей», где ему помогли знания теории музыки и гармонии.

На начальном этапе взрослые задают магистральный путь развития, а далее ребёнок сам выбирает ту форму деятельности, в которой идёт его развитие. Этот переворот характеризует персональное образование Оно дополняется в ходе общения, социальной коммуникации (это работа наших клубов «Авангард» - музыкального - 40 детей и подростков, «Диалог»-социально-педагогического – 200 подростков, и Арзгирской районной детской организации «Союз детей Ставрополья» - 2000 детей и подростков), осуществляется не только в зоне ближайшего развития, но и диагностируется, корректируется, варьируется. В целом ДО-это школа взросления, и определённой неопределенности.

В заключении следует сказать, что ДО – это персональное образование, охватывающее весь мир, всё жизненное пространство. Нужно чётко понимать взаимоотношения между формальным, школьным образованием, где есть стандарты, и потому оно консервативно, и ДО как источником формирования идентичности личности и её мотивации к будущему, мотивации к развитию.

Многие нормативно-правовые документы упорядочивают деятельность ДО, разрабатываются в целях совершенствования работы с детьми и подростками. Мы рассматриваем и изучаем их на заседаниях. Когда мы обсуждали Концепцию развития дополнительного образования в РФ, хотелось бы верить, что это не очередной документ, который отправят на свалку истории. За ним стоят перспективные линии развития образования и диалога поколений.

Литература

 1.Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.

2.Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. — Изд. 2-е. — М.: Земля и фабрика, 1923. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 3. Из электронного каталога НПБ им.К. Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_novye-puti-vospitaniya_1923/go,0;fs,0/             

3.   Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.               

4.Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).

5.Сайт dopedu.ru

Е.В.Стрикачева,

заместитель директора по УВР

муниципального казенного учреждения

дополнительного образования

 «Центр детского творчества» Арзгирского района

 Ставропольского края

2.Выступления спикеров творческих групп с анализом деятельности учреждения  согласно тематике

(презентации прилагаются)

3.Обсуждение

4.Проект решения 

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА №3  ОТ 27.01.2016 г.

Заслушав выступления, педсовет отмечает актуальность поднимаемой проблемы, эффективность и объективность  системы работы ЦДТ.

Выступления обобщают опыт работы по теме «Дополнительное  персональное образование в  век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение». Творческие группы и спикеры (руководители групп) анализировали деятельность работы МКУ ДО ЦДТ в соответствии с программой развития «Планета детства-2», строили своё выступление в соответствии с регламентом, подготовили медиапрезентации.

 В Центре непрерывно совершенствуется социально-педагогическая система, которая создала условия для  перспектив, позволяет учреждению меняться в ногу со временем, и в целом  создавать новую модель образовательно-воспитательной деятельности. ЦДТ является центром культуры, развития личности, психологически комфортной средой для воспитанников, их родителей, педагогического сообщества, работников учреждений района. Центр - развивающееся учреждение с ориентацией на потребителя, с чётким планом и стратегией деятельности, с готовностью педколлектива к инновациям, организованной внутренней средой, с откликом на внешние запросы, с ориентацией на результат и персональным подходом к каждому ребёнку.

На основании вышеизложенного педагогический совет решает:

1.Признать работу по данному направлению  удовлетворительной.

 Для дальнейшего качественного прогнозирования и планирования: использовать накопленный опыт при работе МО, МС, ШППО, педсоветов; всему коллективу принять к руководству обозначенные задачи, продолжать внедрение инноваций

2.Проанализировать траекторию персонального развития выпускников ЦДТ, продолживших или продолжающих обучение по выбранному профилю, а также добившихся успехов в общественной жизни, признания. Полученные сведения использовать при подготовке педагогического совета «Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся».

3.Обобщить подготовленные материалы по теме педагогического совета и принять участие в конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...