Дополнительное образование в век перемен
статья на тему
В материале отражён опыт работы Центра детского творчества в непростой период нескончаемого реформирования, рассуждения о необходимости активного изменения окружающей действительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Арзгирского района Ставропольского края
Педагогический совет-конференция
«Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».
Автор:
Стрикачева Елена Викторовна,
заместитель директора по УВР
Педагогический совет-конференция
«Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».
Этапы подготовки.
№ | Мероприятие | Место проведения/кем осуществляется | Период |
1 | Анализ существующего положения. | Совещание при директоре, методический совет | Август-сентябрь 2015 г. |
2 | Разработка целей, задач педсовета. | Совещание при директоре | Сентябрь-октябрь 2015 г. |
3 | Обсуждение формы педсовета, создание творческих групп | Методический совет | Октябрь 2015. |
4 | Работа творческих групп над темами, разделами | Творческие группы | Октябрь-ноябрь 2015 г. |
5 | Проведение Школы передового педагогического опыта | Руководитель ШППО | Ноябрь 2015 г. |
6 | Проведение заседаний методических объединений отдела прикладного творчества, отдела музыкального творчества | Руководители МО | Октябрь-декабрь 2015 г. |
7 | Работа над основным докладом | Заместитель директора | Октябрь-ноябрь 2015 г. |
8 | Обсуждение предварительной работы групп и проектов выступлений спикеров, основного доклада | Методический совет | Декабрь 2015 г. |
9 | Проведение педагогического совета | Администрация, педагогический коллектив | Январь 2016 г. |
Творческие группы по подготовке педагогического совета
Тема | спикер | группа |
«Проектирование качества образования как основного результата учебно-воспитательной деятельности в МКУ ДО ЦДТ» | ||
«Общение как социокультурная коммуникация» | ||
«Вариативное образование как конструирование возможностей развития личности» | ||
«Дополнительное образование как зона вариативного развития (диагностика и мониторинг результативности)» |
Время проведения педагогического совета (1час 30 минут)
Цель: Определение потенциала персонального образования в ЦДТ.
Задачи:
1. Определение профессиональных позиций педагогов в отношении персонализации.
2. Анализ среды учреждения как фактора персонализации дополнительного образования.
3.Выстраивание примерной схемы персонального образования с учётом перемен.
4.Обучение педагогов чётко, конкретно и грамотно подавать собранный и проанализированный материал.
Ход педагогического совета
1.1.Установочный доклад – 5 минут (Осуществляется проблематизация (обозначается проблема), актуализация (демонстрируется значимость проблемы); проводится анализ состояния проблемы на данный момент времени, история, предлагается примерный перечень путей ее решения, методов воздействия на проблемные аспекты)
«Персональное образование – требование времени. Место ПО в учебно-воспитательном процессе Центра» (директор МКУ ДО ЦДТ)
Содокладчики:
1.2.Доклад заместителя директора по УВР «Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение» (до 10 минут).
1.3.«Проектирование качества образования как основного результата учебно-воспитательной деятельности в МКУ ДО ЦДТ» - спикеры: (15 минут)
1.4. Общение как социокультурная коммуникация – спикер: (10 минут)
1.5.Вариативное образование как конструирование возможностей развития личности – спикеры: (15 минут)
1.6.Дополнительное образование как зона вариативного развития (диагностика и мониторинг результативности) – спикеры: (15 минут)
1.7. Работа в группах.(5 минут)
1.8. Общее заседание круглого стола. Выступления от групп. Докладчик знакомит членов педагогического совета с результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий, инноваций, отмечают плюсы и минусы существующего положения. (5 минут).
1.9.Коллектив обсуждает предложения групп. Подводятся итоги педагогического совета, озвучивается общее мнение по рассмотренным вопросам. Намечается комплекс мероприятий. Вносятся предложения в решение педагогического совета. (5 минут)
3. Формирование решения. Проект решения педагогического совета. (5 минуты)
Материалы педагогического совета
- Доклад заместителя директора
«Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение».
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».
Константин Дмитриевич Ушинский
С каждым годом остается все более актуальным программный этот тезис великого русского педагога.
Человек -Личность — персона — просопон — ипостась — индивид — индивидуальность — особа — самость — субъект — Я — все эти термины чрезвычайно необходимы для разработки учения о личности как основания персонального образования.
Персонализация
Откуда и как возникает персональность? Через волевые устремления личности на преобразование мира и реализацию себя в мире.
Как одновременно обучать всех не просто по-разному, а персонально, т.е. простраивая персональный путь, собственный процесс персонализации?
Конечно, в лучших ОУ России и мира уже есть определенный опыт того, как это примерно можно делать.
В качестве версии того, через что можно персонализировать образование личности и тем самым строить процессы персонализации, предлагается следующий перечень персонализаций:
- содержания образования (куррикулума)
- культуры
- режима (темпоритма)
- позиции — позициирования
- стилей — как учебных и педагогических, так и образовательного стиля в целом
- среды (в трактовке образовательной — educational environment)
- инструментальных систем и «контента» (кастомизация содержания образования в виде учебного материала и пособий, программного обеспечения)
- услуг, в том числе информационных — кастомизация и персональный маркетинг
- технического и телекоммуникационного обеспечения, персонализация связи
- отношений, ансамбля отношений (католическая линия на личность как отношения) и институализации
- мировоззрения, мировидения — выход на мироразвитие и мировидение.
Персональное образование как собственность
Для становления практики персонального образования огромное значение играет сфера дополнительного образования, которая сегодня не просто «дополняет» основное образование, но и оказывается пространством прорастания персонального образования.
А. Асмолов (российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования») ссылается на работы Г.П. Будановой-соратницы А.К.Бруднова, которая является одним из создателей идеологии дополнительного образования и в настоящее время выдвигает программу перехода к открытому образованию (разумеется, понимая под этим не компьютеры и телекоммуникации, а образование с основой в персонализации и рефлексивности).
Именно Г.П. Буданова показала фундаментальность того образования, которое у нас называют дополнительным, а на Западе неформальным или иногда даже альтернативным.
Основная идея дополнительного образования, по Г.П. Будановой, состоит в том, что именно здесь ребенок может плодотворно расходовать свой главный ресурс и главное сокровище — свободное время.
Получается, что эффективное использование ребенком при помощи взрослых своего свободного времени является по факту инвестициями в его персональное будущее и в его будущую образованность.
Здесь ценность образования приобретает не только нравственно-духовный, но и непосредственно экономический смысл. Т.е. при рассмотрении правильно организованного образования именно для данного человека как инвестиций в его будущее возможно и необходимо переводить ценность в непосредственную стоимость. Очень важно, что помимо собственно образовательного и культурного смысла средством реализации и составляющей ценность персонального образования, конкретной образованности конкретного ребенка в эпоху перемен большую роль играют информационно-коммуникационные технологии.
Отсюда результатом персонального образования для личности образующегося является образование как ценность и как собственность, а для общества и государства — как неотчуждаемый, но оцениваемый и измеряемый потенциал образованности каждого человека и отдельных сообществ и категорий населения.
В персональном образовании у каждого ребенка должна быть своя система личностно построенных и присвоенных образовательных средств, способов и техник мышления и деятельности, которые в целом создают персональный набор инструментов и средств.
С нашей точки зрения, необходимы общие профили знаний о конкретном ребенке, которые необходимы для построения практики персонального образования. Это следующие профили:
- Социальное обеспечение (благосостояние)
- Семья (реализация неотчуждаемого права жить и воспитываться в семье)
- Безопасность
- Здоровье
- Образование
- Профессионализация
- Общее развитие и идентификация.
В муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района СК проектирование персональных индивидуальных образовательных программ позволяет абсолютному большинству учащихся достигать определённых результатов, сформировать портфолио и получить заслуженную награду.
В данном учебном году двое наших учащихся, предоставив портфолио в комиссию по распределению бесплатных путёвок в «Артек» и на Кремлёвскую ёлку, прошли конкурсный отбор с большим отрывом за счёт достижений в ходе обучения в Центре детского творчества.
Всего за последние 5 лет личностно-ориентированное обучение и персонализация позволили четырём учащимся получить Премию приоритетного национального проекта «Образование», пять детей награждены путёвкой в ВДЦ «Орлёнок». В учреждении реализуется программа «Путь к успеху» для одарённых детей. 82% обучающихся по этой программе отмечены грамотами, кубками, медалями, дипломами различного уровня.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана и реализуется программа «Островок надежды», цель которой – создание развивающего пространства для раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, их допрофессиональной ориентации и личностного становления. Дети получают навыки декоративно-прикладного искусства, музыкальные, интеллектуальные. За последние 5 лет обучались по данной программе 103 ребёнка.
Постоянный мониторинг образовательных результатов позволяет ребятам устанавливать новые высоты, новые перспективы, быть в постоянном поиске.
Как образовывать личность?
Не следует забывать, что понятие образования исходно в русском языке употреблялось с обязательным дополнением: образование чего? То есть необходимо термин «образование» понимать не ведомственно, и не только в качестве общего понятия сферы, но и буквально: как делание по конкретному образу и подобию, как органичное и осмысленное нормирование.
Причем речь идет не только о том, что сам учитель или специально приглашаемый для диалога с детьми человек должен в этом пространстве действовать как личность. А наша систематическая учебная работа с классическими произведениями, мировыми достижениями и выдающимися открытиями отличает образовательный учреждения мирового уровня и качества образования от низкоуровневого образования, которая выстраивает каркас и фундамент, говоря по-современному, инфраструктуру личности. Это высшие способности или особые «органы» понимания, воображения, мышления, идеализации, позициирования и др..
Образование личности может идти только на добровольной основе и при полном согласии со стороны родителей и самих детей. Принудительное образование личности невозможно по технологическим основаниям. Необходимы решимость и единство самосознания вступающих в образование личностей.
То есть основа практики персонального образования и основа нового российского образования должна состоять в том, чтобы вводить детей не только в качественные ЗУНы (знаменитые советские «знания, умения, навыки»), но и в высшие способности понимания, воображения, мышления, идеализации, моделирования, проблематизации и пр. как фундаментальное условие образования российской личности, государственности, общества и мира.
Подобное программирование непосредственно начинается с организации ситуации вопрошания или иного типа работы с бескорыстным интересом ребенка и его различными откликами на специально создаваемые межличностные ситуации.
Вместо приспособления ребенка к образовательным программам в персональном образовании требуется выстраивать нужную и самую необходимую для конкретного ребенка программу.
Разумеется, речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы культуру и историю, приспосабливать к ребенку, вообще подстраиваться под ребенка, вставать вровень с ребенком в культурном и социально-возрастном пространстве. Нет, при абсолютном уважении к личности ребенка необходимо ответственно, с позиции реальной культуры и истории вводить ребенка в реальное присвоение этих высших способов и техник мышления и деятельности и перевода их в персональные образовательные и жизненные средства.
В персональном образовании совершенно по-новому выступают возможности дополнительного образования, поскольку именно в дополнительном образовании возникает уникальная возможность относиться ко всему многообразию образовательной работы детей и выстраивать Личные образовательные программы, в которых сочетаются и соединяются разные стороны образовательной жизни детей и всё это в режиме сотворчества, сотрудничества, самотворения.
На вопрос, как называется время, в которое мы живём, дают разные ответы: время перемен, сетевое столетие, эпоха безвременья, ускользающий мир, мобильный мир, эпоха перемен.
Мы всегда будем жить в эпоху перемен, и это уже не прогноз, а состояние нашего быстро меняющегося мобильного, сетевого общества. В эпох у перемен резко меняются функции образования. И сегодня мы должны понимать, что образование – это не отрасль, и не отдельная программа или сфера. Это – уникальный путь социального проектирования общества. И в этой ситуации особое значение приобретает дополнительное образование.
А.Асмолов говорит о том, что дополнительное образование – это зона ближайшего развития школы и образования в целом.
Вспомним историю. «Потешные войска» ПетраI были первыми опробовавшие имитационную, игровую форму обучения, были «гранитной мастерской» воспитания личности.
В 21 веке ключевую задачу ставит нам государство – это превращение жизненного пространства, в котором живут и развиваются наши дети, в котором живём и развиваемся мы, в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности. Развитие сети ДО – это стратегическая программа развития мотивации подрастающих поколений. ДО всегда развивается поверх барьеров, и любое принудительное сокращение Центров ДО, превращение их в школы недопустимо. Дополнительное образование оберегает социальную экологию детства, оно всегда шире, чем формальное образование в школе, его нельзя загнать в систему Коменского. Образно говоря, школа – это «ядро», вокруг которого «облако» ДО. Так например, в С-Пб есть два учреждения- Дворец творчества на Воробьёвых горах, Дворец творчества юных, в которых в огромном количестве объединений, кружков, студий расположились лицеи.
Не декларации, не фразы, а изменяющая на с эпоха заставляет нас утверждать, что сейчас происходит метаскачок в изменении образования в целом. Суть этого скачка-переход к эпохе персонального образования, которое представляет собой уникальную интеграцию общего и дополнительного образования. Между ними должен развиваться диалог. Так в сентябре 2015 года при формировании объединений, состоялось совещание администраций и методслужбы ЦДТ и СОШ №1, на котором вырабатывалась стратегия охвата школьников ДО. Разговор получился конструктивным. Был проведён мониторинг охвата, выявлено, что 5 человек среднего звена были не охвачены ДО. Сразу же были сделаны шаги по охвату этих детей. Педагоги ЦДТ в тесной интеграции с образовательными учреждениями используют вариативное образование во внеурочное время. Охвачено 30 классов в СОШ района. Это 850.человек. В ЦДТ дополнительное образование получают всего 2520 человек, 1400 по Алфавитной книге.
В основе нашей деятельности лежит, во-первых, личностно образующая деятельность, во-вторых, конструктивная деятельность. Мы аппелируем не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума, и это крайне важно! Дети в ДО, как и мы, усваивают уникальный мир ремёсел, технологий, и ДО в буквальном смысле - именно ведущая деятельность. Наши выпускники, обучающиеся в ВУЗа , активно используют полученные навыки. Так, Марюфич Михаил, наш скрипач, обучаясь в подготовил курсовую «Автоматическое распознавание аккордов с использованием скрытых марковских моделей», где ему помогли знания теории музыки и гармонии.
На начальном этапе взрослые задают магистральный путь развития, а далее ребёнок сам выбирает ту форму деятельности, в которой идёт его развитие. Этот переворот характеризует персональное образование Оно дополняется в ходе общения, социальной коммуникации (это работа наших клубов «Авангард» - музыкального - 40 детей и подростков, «Диалог»-социально-педагогического – 200 подростков, и Арзгирской районной детской организации «Союз детей Ставрополья» - 2000 детей и подростков), осуществляется не только в зоне ближайшего развития, но и диагностируется, корректируется, варьируется. В целом ДО-это школа взросления, и определённой неопределенности.
В заключении следует сказать, что ДО – это персональное образование, охватывающее весь мир, всё жизненное пространство. Нужно чётко понимать взаимоотношения между формальным, школьным образованием, где есть стандарты, и потому оно консервативно, и ДО как источником формирования идентичности личности и её мотивации к будущему, мотивации к развитию.
Многие нормативно-правовые документы упорядочивают деятельность ДО, разрабатываются в целях совершенствования работы с детьми и подростками. Мы рассматриваем и изучаем их на заседаниях. Когда мы обсуждали Концепцию развития дополнительного образования в РФ, хотелось бы верить, что это не очередной документ, который отправят на свалку истории. За ним стоят перспективные линии развития образования и диалога поколений.
Литература
1.Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.
2.Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. — Изд. 2-е. — М.: Земля и фабрика, 1923. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 3. Из электронного каталога НПБ им.К. Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_novye-puti-vospitaniya_1923/go,0;fs,0/
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
4.Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).
5.Сайт dopedu.ru
Е.В.Стрикачева,
заместитель директора по УВР
муниципального казенного учреждения
дополнительного образования
«Центр детского творчества» Арзгирского района
Ставропольского края
2.Выступления спикеров творческих групп с анализом деятельности учреждения согласно тематике
(презентации прилагаются)
3.Обсуждение
4.Проект решения
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА №3 ОТ 27.01.2016 г.
Заслушав выступления, педсовет отмечает актуальность поднимаемой проблемы, эффективность и объективность системы работы ЦДТ.
Выступления обобщают опыт работы по теме «Дополнительное персональное образование в век перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение». Творческие группы и спикеры (руководители групп) анализировали деятельность работы МКУ ДО ЦДТ в соответствии с программой развития «Планета детства-2», строили своё выступление в соответствии с регламентом, подготовили медиапрезентации.
В Центре непрерывно совершенствуется социально-педагогическая система, которая создала условия для перспектив, позволяет учреждению меняться в ногу со временем, и в целом создавать новую модель образовательно-воспитательной деятельности. ЦДТ является центром культуры, развития личности, психологически комфортной средой для воспитанников, их родителей, педагогического сообщества, работников учреждений района. Центр - развивающееся учреждение с ориентацией на потребителя, с чётким планом и стратегией деятельности, с готовностью педколлектива к инновациям, организованной внутренней средой, с откликом на внешние запросы, с ориентацией на результат и персональным подходом к каждому ребёнку.
На основании вышеизложенного педагогический совет решает:
1.Признать работу по данному направлению удовлетворительной.
Для дальнейшего качественного прогнозирования и планирования: использовать накопленный опыт при работе МО, МС, ШППО, педсоветов; всему коллективу принять к руководству обозначенные задачи, продолжать внедрение инноваций
2.Проанализировать траекторию персонального развития выпускников ЦДТ, продолживших или продолжающих обучение по выбранному профилю, а также добившихся успехов в общественной жизни, признания. Полученные сведения использовать при подготовке педагогического совета «Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся».
3.Обобщить подготовленные материалы по теме педагогического совета и принять участие в конкурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-2965-1386578259.jpg)
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...