Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
методическая разработка ( класс) на тему

Шишкунова Валентина Ивановна

  Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;

2. Проанализировать литературу по проблеме создания необходимых условий для совершенствования эмоционально–творческой культуры младшего школьника;

3. Провести опытно – экспериментальные исследования по проблеме влияния разработанной системы занятий на эмоционально–чувственный мир и творческий потенциал младшего школьника;

4. Разработать методические советы и рекомендации по данной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                ДОМ   ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Творческая мастерская.

Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

                        Составитель: Шишкунова Валентина Ивановна

                                педагог дополнительного образования,

       

ст. Кавказская

2015 - 2016 учебный год

Творческая мастерская.

Здравствуйте уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается творческая работа на тему: «Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника».  

Актуальность: данной работы  в том, что искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Наиболее благоприятным периодом для развития и воспитания является возраст младшего школьника, когда чувство красоты природы, окружающих людей вещей, создает в ребенке особые психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет их любознательность, развивает мышление, память, воображение, волю и другие психические процессы.

 Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. Образование - это не только получение знаний. Это действенный процесс системы психолого-педагогических условий по формированию потребностей детей. Формированию целостной организации образовательно-воспитательного пространства, направленного на создание условий для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием. Формирование культурно - нравственной, этически и эстетически эмоционально творческой, развитой, гражданско-патриотической личности. Становление и развитие умений человека жить в мире с собой и с другими людьми, готового к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, способного обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода.

На основании этого была определена цель аттестационной работы:

 Цель: исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;

2. Проанализировать литературу по проблеме создания необходимых условий для совершенствования эмоционально–творческой культуры младшего школьника;

3. Провести опытно – экспериментальные исследования по проблеме влияния разработанной системы занятий на эмоционально–чувственный мир и творческий потенциал младшего школьника;

4. Разработать методические советы и рекомендации по данной теме.

Объект исследования: процесс  формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.

 Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Традиционно – эмпирические методы;

3. Методы стратегических процедур.

База исследовательской деятельности: ДДТ Кавказского района. 2 группы детей (по 10 человек Дети младшего школьного возраста).

Гипотеза: анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что развитие эмоционально-творческой культуры детей младшего школьного возраста будет успешным, если в образовательном учреждении организуется работа, построенная по принципу комплексного подхода: включающая просвещение, коррекцию, литературное, музыкальное, изобразительное творчество.                                                                                                                                                                                           Условия созданные педагогом для успешной работы:

1. Эмоционально-положительное общение и атмосфера комфорта.

2. Эмоционально-положительная насыщенность предметной среды.

3. Организация специальной работы по развитию эмоционально-творческой культуры посредством специальных занятий.

4. Развивающее воздействие на произвольность поведения.

5. Развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих.

  • Условия, способствующие эмоционально–творческому развитию младшего школьника.                                                                                            Сделаем вывод что: в образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия, способствующие эмоционально–творческому развитию младшего школьника. К таким условиям  относятся:

– эмоционально–положительный тон общения с детьми;

– творческая личность педагога;

– организованная полноценная среда образовательного учреждения;

– эстетизация среды;

– эстетика поведения и внешнего облика педагога;

– представление большей самостоятельности детям;

– внутрисемейные отношения;

– внеклассная и внешкольная работа, театр, кино – и – телефильмы, СМИ;

– художественная подготовка учителя;

– организация уроков по музыке, изобразительному искусству, чтению.

 

Переходя  к практической части, которая включает в себя

  • Опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.  Можно сказать следующее: Эта работа содержит задачи.                                                                                                                                                           Задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Выявить уровень развития творческих способностей детей.

2. Выявить особенности эмоциональной сферы детей.

3. Организовать специальную работу, направленную на развитие эмоционально-творческой культуры.

4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Для решения данных задач применялись Методики.

  1. По развитию творческих способностей: методики Владимира Товиевича Кудрявцева «Солнце в комнате»; «Как спасти зайку?»;  а так же,

 Диагностика Ольги Михайловны Дьяченко, выявляющей уровень развития творческого воображения.

 Рассмотрим некоторые из них.                                                                                                                Методика В.Т. Кудрявцева «Солнце в комнате».                                                                                                                                                                                                               Цель методики: выявление способности ребенка к преобразованию «нереального в реальное» в контексте с заданной ситуацией, путем устранения несоответствия.

 Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находятся человечек, стол, стул, машина,  и солнышко.

 Инструкция к проведению:

       Педагог, показывая ребенку картинку: просит перечислить, что на ней нарисовано. По перечислению деталей изображения (человечек, стол, стул, машина,  и солнышко);  педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной». (Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки). (Даются ответы детей).

Обработка данных:

В ходе обследования оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе.                                                         1. Отсутствие ответа, непринятие задания – пример: («Не знаю, как исправить») – 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия- пример: («Стереть, закрасить солнышко») – 2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ  - пример: («Нарисовать в другом месте - солнышко на улицу») – 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – пример:  «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранить его в контексте заданной ситуации  - пример: «Создать картинку с солнышком внутри», «Нарисовать окно …», «Посадить солнышко в лампу») – 5 баллов.

В таком порядке  проходил эксперимент и по методике В.Кудрявцева,

     Методика В.Т. Кудрявцева «Как спасти зайку?»

     Цель методики: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

         Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

         Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика; блюдце, ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Педагог берет в руку зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем лишь мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Чтобы ты выбрал, чтобы спасти зайку?» (Даются ответы детей).

Обработка данных. 3 уровня:

         В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень: ребенок выбирает блюдце или ведерко, также палочку, при помощи которой зайку можно поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень: решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна. В этом случае ребенок вновь выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень: для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на выбор самостоятельного превращения задачи на преобразование, это свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Проводя диагностику по методике Ольги Михайловны Дьяченко, отметим следующее: 

Цель методики: выявление уровня развития у ребенка творческого воображения.

       Материал: карточки с изображением контуров элементов предметных изображений карандашом.

Инструкция к проведению.

       Детям предлагается последовательно 20 карточек, на каждой из которой нарисована фигура. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. (Даются ответы детей).

 

Обработка данных. 5 уровней:

       0 уровень: ребенок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает данный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 уровень: ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и тому подобное), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 уровень: ребенок изображает отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 уровень: ребенок изображает отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка делающая зарядку).

4 уровень: ребенок изображает несколько объектов, но по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой).

5 уровень: фигура используется качественно по-новому, если в первых 5 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребенком образ (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым малыш рисует картинку). При этом типе ребенок проявляет большую свободу в использовании заданных элементов для создания образа воображения.

  1. Для решения второй задачи необходимо провести оперативное психологическое обследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы младшего школьника.
    Первая методика, по изучению понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.                                                                                                                                      Цель методики: выявление способности понимать эмоциональные состояния людей (взрослых и сверстников) детьми 7 – 9 лет, то есть способности к эмпатии.

         Материал: подобранные картинки-фотографии с изображением детей и взрослых, у которых на лице ярко выражено как эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе), так и его оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).

Инструкция к проведению.

         Исследование проводится индивидуально с детьми 7 – 9 лет. Проводится 2 серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых, задают следующие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку?».

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки детей и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и так далее)? Как ты догадался об этом? Кому из них хорошо, а кому плохо? ». (Даются ответы детей).

Обработка данных.

         Подсчитывают число верных ответов по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника.

Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе:

1) ребенок раскован, дает верные, сложные ответы по каждой серии. Подробно описывает каждую картинку (независимо от изображения на ней взрослого или ребенка), опираясь на ярко выраженные на лицах в момент переживания людьми мимические проявления – 3 балла;

2) ребенок охотно отвечает на поставленные выше вопросы, однако допускает ошибки в ответах. Дает не достаточно точное, однако, приближенное к верному описание картинок с изображением:

а) взрослых, но путаются при описании эмоциональных состояний детей;

б) наоборот: не достаточно точное, но приближенное к верному описание эмоциональных состояний детей, путаясь при описании фотографий взрослых – 2 балла;

3) ребенок зажат, дает неверные ответы практически на все вопросы обеих серий, либо ответы не полны, скупы, символичны. Путается при описании фото как детей, так и взрослых, либо вообще не может описать их – 1 балл.

  Следующим этапом работы будет проведение диагностики «Понимаете ли вы язык мимики

Цель методики: выявление способности детей 7 – 9 лет к эмпатии, то есть способности к сопереживанию через восприятие мимически-выраженных эмоциональных состояний человека.

Материал: 12 карточек с нарисованными лицами, в которых художник закодировал двенадцать состояний человека и один полный рисунок.

Инструкция к проведению.

Детям предлагается 12 карточек-картинок. Педагог берет в руки отдельную карточку: «Друзья, познакомьтесь с мальчиком Томом. Однажды с ним произошла такая история: решил Том как-то раз сходить к художнику и попросить его, чтобы тот нарисовал его портрет. Художник согласился нарисовать портрет нашего мальчика за 12 дней. Однако, каждый день Том приходил к художнику с разным настроением и к сожалению портрета не получил. Через 12 дней художник отдал Тому только 12 картинок – набросков. Вот они (показывает карточки-картинки). Том отдал мне их и попросил вас ребята, чтобы вы внимательно рассмотрев рисунки, ответили на такой вопрос: «С каким настроением Том пришел к художнику в первый день, с каким во второй и так далее? Скажите, почему же портрет Тома все-таки не получился?»

Каждый ребенок рассматривает картинки и расшифровывает их; результаты записываются педагогом в протокол.

Обработка данных.

По окончании исследования ответы детей сравниваются с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками):

1) безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.

Если детям удалось угадать большинство состояний, значит, задача научиться читать по лицам для них не актуальна. Если же результат получится неутешительный, вам следует уделить этому вопросу особое внимание:

По окончании подсчета результатов мы выделили 5 уровней:

1 уровень – дано лишь 1 – 2 правильных ответа. Путаница в остальных.

2 уровень – ребенок отгадал лишь 3 – 4 зашифрованных эмоциональных состояния;

3 уровень – разгадана лишь половина представленных на карточках кодов-состояний;

4 уровень – ребенок отгадал 8 – 9 зашифрованных эмоциональных состояний, проявляя при этом попытки разгадать остальные,

однако, путаясь в ответах;

5 уровень – верно угаданы все или 10 из 12 предложенных состояний-шифров. Допустима 1 – 2 ошибки.

  1. Работа, направленная на развитие эмоционально-творческой культуры. Решение третьей задачи.

Следующим моментом опытно - экспериментальной работы стало проведение исследования эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.
 Цель исследования: изучить степень развития эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, способности воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.

Подготовка исследования.

          Педагог подбирает ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1) больная мама лежит в постели, старшая дочка приводит брата к ней;

2) во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп и все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган; преподаватель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем;

3) мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показывать, что очень замерз;

4) девочку не приняли в игру, она отошла в угол класса, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет;

5) мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в классе.

          Подготовка детей (двух – трех) для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования.

          Исследование проводится с детьми 7 – 9 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;

 2 ситуация - показать строгое лицо преподавателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

 3 ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;

 4 ситуация – показать обиду девочки;

 5 ситуация – показать неподдельную радость за другого.

          Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных.

          Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно - мимических средств общения и развитости умения сопереживать другим людям. Оценка результатов проводится по трем уровням.

высокий уровень эмоциональных проявлений. Хорошо воплощают в инсценировках эмоциональные состояния героев. Активны, самостоятельны, изобретательны. Передают характер персонажей; при исполнении роли раскрепощены.

средний уровень эмоциональных проявлений. Хорошо, однако, не достаточно точно воплощают эмоциональные состояния героев. Достаточно высокого уровня активности и самостоятельности не проявляют. В действиях детей преобладает некая неуверенность, стеснительность, скованность.

низкий уровень эмоциональных проявлений. Ребенок неохотно соглашается или отказывается выполнять задание. Не может передавать, воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.

4. Сравнительный анализ результатов диагностики и коррекционная работа исследования показали:
(Каждая из используемых методик позволяет фиксировать значимые проявления творческих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка).
Анализ результатов диагностики «Солнце в комнате», автор В.Кудрявцев, выявляющей способность ребенка к преобразованию реального в нереальное.
По результатам эксперимента в основном, дети пытались формально изменить ситуацию в требуемом задании, не прибегая к попытке повоображать, пофантазировать. Либо дети совсем отказывались выполнить задание, аргументируя это незнанием выполнения или нежеланием сотрудничать с нами.
Общий уровень контрольной и экспериментальной группы детей мы определили как «ниже среднего».
Анализ результатов диагностики «Как спасти зайку», автор В.Кудрявцев, выявляющий уровень способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование при учете свойств знакомого предмета, мы осуществляем на основе ответов детей.
По результатам видно, большинство детей контрольной и экспериментальной группы отнесли к низкому уровню. Основная масса детей не приняла задания, не справилась с ним. Для решения проблемной ситуации дети чаще всего использовали предметы в готовом виде, не пытаясь преобразовать их, создать что-то свое, новое, не проявляя воображение. К высокому уровню отнесли 2 человека экспериментальной группы. Дети удачно справились с решением задания, они смогли преобразовать готовые предметы в новые, тем самым нашли выход из проблемной ситуации.
Анализ результатов проведенной диагностики «Придумывание рисунка из предложенных геометрических фигур» О. М. Дьяченко, выявляющий уровень творческого воображения показал свои результаты: большинство детей контрольной и экспериментальной группы отнесли к низкому уровню. Дети неохотно выполняли задание, дорисовывание фигур детьми имеют контурное, схематическое, лишенное деталей изображение. Дети не прорисовывали каких-то дополнительных элементов, не включали изображение в сюжет. К высокому уровню отнесли одного ребенка экспериментальной группы. Ребенок справился с заданием, проявив при этом большую свободу в использовании заданных элементов, при этом использовав предлагаемую фигуру качественно по-новому.

Анализ результатов диагностики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», выявляющий способности ребенка понимать эмоциональные состояния людей (взрослых и сверстников), а так же,

Анализ результатов диагностики «понимаете ли вы язык мимики», направленный на выявление способности детей к эмпатии, способности к сопереживанию через восприятие мимически-выраженных эмоциональных состояний человека. Осуществляли на основе полученных ответов детей в ходе проведения диагностики, которые протоколировали  и получили следующие результаты. К низкому уровню отнесли детей, для которых характерно неприятие задания; низкая способность к эмпатии (дают неверные ответы на вопросы обеих серий или символичны, не могут описать картинки).   Средний  уровень:  для данной группы детей характерна неуверенность в ответах, путаница, не достаточно точное описание фотографий – картинок. Высокий уровень: дети дающие верные, сложные ответы по каждой серии, опираясь на ярко выраженные на лицах изображенных на фото людей эмоции.


По подобию приведенных диагностик с детьми проводились эксперименты по: изучение эмоциональных проявлений детей, при разыгрывании сюжетных сценок. Направлено на изучение степени развития эмоциональных проявлений детей, способности воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.

 Анализ результатов показал, что характер способностей детей носит разноуровневые способности. И так же как и ранее проведенные эксперименты и диагностики требует психолого-педагогическую коррекцию с детьми для улучшения результатов в развитии эмоционально – творческой культуры младшего школьного возраста.
Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-творческого мира детей младшего школьного возраста.
По результатам констатирующего эксперимента была, определена необходимость проведения специальной работы направленной на развитие эмоционально-творческой стороны личности младшего школьника.

Система работы формирующего эксперимента была определена на 1 месяц. Основными направлениями работы являлись – психокоррекция и психопросвещение. Психокоррекционое направление представлено коррекционно-развивающими занятиями направленными на формирование и развитие эмоционально-чувственного мира младшего школьника, формирование ярких эмоций. Психопросвещение – представлено тематическими часами, целью которых явилось развитие творческой стороны личности младшего школьника в процессе творческого взаимодействия со взрослыми, посредством знакомства с различными видами искусства (живописью, скульптурой, литературой, музыкой и так далее).
 При их разработке учитывали составляющие эмоциональной характеристики ребенка, такие как:
– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Предполагалась работа по основным блокам:
а) сплочение группы детей; первичное знакомство с эмоциями, вербализация своих переживаний, знакомство с эмоциональным опытом сверстников;
б) продолжение знакомства с эмоциями, расширение полученных представлений;
в) закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях.
                                Коррекционная работа:

Весь блок коррекционно-развивающих занятий направлен на развитие способности детей. Умение осознавать и контролировать свои эмоции, на расширение круга понимаемых эмоций, способности к более глубокому пониманию себя и других людей (способности к эмпатии). Это также необходимо для того, чтобы посредством выработки положительно-эмоционального восприятия мира, ознакомления детей с творчеством отечественных поэтов, писателей, композиторов, художников, культурой и эстетическими ценностями, пробуждать в дальнейшем самостоятельную творческую активность детей. На занятиях, которые проводились 2 раза в неделю, дети знакомились с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом и удивлением.
При организации провидения с детьми младшего школьного возраста коррекционно-развивающих занятий была определена необходимость использования различных технических и других специальных материалов: аудиомагнитофон, диски с записями пьес: П. И. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье»; альбомные листы и фломастеры, краски; книги: «Русские народные сказки», К. Чуковский «Федорено горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», картинки с изображением сердитого Умывальника и Крокодила; Л. Толстой «Три медведя», С. Михалков «Три поросенка» (картинки к сказке); А. С. Пушкин «Сказки»; Н. Носов «Живая шляпа»; различные пиктограммы с изображением эмоций (радость, горе, гнев, страх, удивление); зеркало; игрушки-гномы Кирюша и Антоша, плакат с их изображением; плакаты-картинки, с нарисованными домиками и сказочными героями в них; плакат «Пчелы и медведи»; картинка В. Васнецова «Аленушка».
Работа осуществлялась при помощи игровых методов, метода индивидуальной и групповой беседы (дискуссии) и других.
Например, провидение занятия 1 блока (ознакомительного), где ребята знакомятся с понятием эмоции,
 «радость». Показало, что основной целью явилось знакомство с эмоцией, «радость», обучение вербализации данной эмоции, способности дать словесно-эмоциональную характеристику прослушанной пьесе П. И. Чайковского «Новая кукла».
В ходе занятия: предлагали детям прослушать отрывок пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла». После прослушивания пьесы задавали детям следующие вопросы:
О чем вы думаете, когда слушали музыку?
Что чувствовали?
Что хочется делать под такую музыку?

    Предлагали детям прослушать данное музыкальное произведение повторно. Дети представляли, что им подарили новую куклу или какую-нибудь другую игрушку и потанцевать под музыку, которая прозвучит. По окончании музыки обращалось внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались (как выражали свою радость).
Беседовали с детьми об эмоции радости. Делали акцент на том, что каждый ребенок в танце выражал свою радость по-своему. Спрашивали, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Подводили к выводу о том, что форма и степень выражения радости зависят и от человека, и от самого события, ставшего причиной радостного настроения.
По окончании беседы предложили детям тему рисунка (общая тема рисования «радость»), а по окончании работы рассказать о своем рисунке (желающим). Некоторые дети с удовольствием придумывали название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.
Предлагали поразмыслить детям, а затем дать ответ на вопрос:
что такое радость?
В ходе обсуждения этого вопроса ребята высказывали что:
радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех;
радость – это когда праздник;
радость – это когда никто не плачет. Ни один человек;
радость – когда нет войны;
У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся;
радость – это Я! Потому что мама говорит: «ты моя радость!»
В конце занятия предложили детям встать в хоровод и вместе порадоваться хорошей песне:«вместе весело шагать…» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского).

 Заключительным этапом опытно-экспериментальной деятельности по изучаемой проблеме стал контрольный эксперимент. 

Были поставлены определенные задачи:

1) провести исследования на конец опытно-экспериментальной работы;

2) выявить, как изменился уровень развитости эмоционально-творческой культуры у детей младшего школьного возраста после реализации системы преобразующей работы;

3) сравнить полученные результаты (контрольный эксперимент) с результатами констатирующего эксперимента.

4) Определить степень эффективности разработанной системы коррекционно-развивающих занятий по данной проблеме.

Для реализации запланированного были использованы те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента:

– методика В.Т. Кудрявцева «Солнце в комнате»

– методика В.Т. Кудрявцева «Как спасти зайку»

– диагностика О.М. Дьяченко, выявляющая уровень развития творческого воображения

– методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»

– диагностика «Понимаете ли вы язык мимики»

– методика проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок».

  • Для решения четвертой задачи была организована студийная работа, направленная на развитие эмоционально-творческой культуры младшего школьника.

Работа в студии осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»
4. Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная, конструктивная, изобразительная, начальные формы учебной деятельности, общение.
5. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.
6. Наглядность.
Активное использование предметной среды.
7. Дифференциальный подход.
Учет индивидуальных особенностей.
8. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
9. Конфиденциальность.
Адрессность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.

Студийная работа содержит следующие тематические блоки:

1. Введение в мир эмоций.

2. Развитие творческой культуры.

3. Развитие коммутативных навыков и развитие групповой сплоченности посредством проведения тренингов.

Каждое занятие включает в себя игры к упражнениям из разных тематических блоков. В занятиях учитываются особенности игровых и познавательных мотивов детей, уровень интеллектуального развития детей, конкретной группы, эмоциональная проблематика детей и тому подобное. Учебный месяц  состоит из 12 занятий.
Всю нашу работу в студии можно условно разделить на три блока.
Первый блок включает в себя занятие по развитию эмоционального мира ребенка.
Задачами работы являются:
1. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
2. Развитие произвольности поведения;
3. Развитие рефлексии (осознания эмоций, их проявления у себя и окружающих);
4. Работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка) и так далее;
5. Мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
На первом этапе мы налаживали взаимодействие с детьми, стили общения. Эта работа строилась по следующим принципам:
а. Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы и развивать творческое начало.
б. Создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности).
в. Восхищение каждой идеей детей.
Для налаживания контакта с детьми мы организовали специальную работу, в которую входили следующие приемы:
– беседы о различных видах искусства;
– играем в словесные игры;
– выслушиванием выступления детей;
– инсценирование стихов, басен;
– придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, установление фантастических объектов с реальным миром;
– сочинение фантастических гипотез (что было бы, если);
– сочинение сказок с использованием приемов «оживления»
эти приемы способствуют раскрепощению детей, установлению гармоничных отношений со сверстниками, формируют умения свободно держаться перед аудиторией.
Второй этап работы – это непосредственные занятия в студии. До раскрытия специфики занятий в нашей студии, мы хотим отметить, что это не обычное занятие с обучением, а встреча с другом, отличающаяся личностным характером общения. Наши занятия несут следующие задачи:
1) развитие творческого воображения;
2) развитие нестандартного мышления, освобождающее от психической энергии;
3) внушение уверенности в своих силах, раскрепощение.

В конце опытно-экспериментальной деятельности был проведен анализ и сделан вывод.

 

Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод, что проведение экспериментальной работы с детьми способствуют своевременному реагированию на психолого – педагогические условия для развития эмоционально – творческой культуры младшего школьника в целостном процессе, для его становления гармонично развитой, культурно воспитанной, эмоционально – творческой, гражданской и патриотической личностью.

 Вывод: поставленная цель и задачи по исследованию темы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника, в следствии проводимых экспериментов на примерах различных методов по формированию личности младшего школьника достигнуты и  выполнены.

В связи со всем сказанным настоящая работа имеет практическое значение. Результаты проведенных исследований, методики могут использоваться в педагогической деятельности при работе с детьми в дополнительном и общем образовании.

Советы педагогам:

Как завоевать доверие воспитанников? Советы педагогам.

Отношения с воспитанниками, основанные на взаимном доверии и уважении, - это ли не мечта каждого педагога? Если каждый из опытных наставников имеет в запасе несколько личных секретов, как расположить к себе  воспитанника,  то для педагога этот вопрос особенно актуален.

Эффективные рекомендации по завоеванию доверия школьников.

                                               По взаимному доверию и взаимной помощи 

                                                 сделаны великие дела и великие открытия. 

Гомер 

Доверие воспитанника является очень ценным ресурсом для педагога, показателем сплоченности и моральной зрелости тандема «педагог-школьник». Настоящему профессионалу под силу создание не только рабочей, но и дружеской, доверительной обстановки на уроке. Такой педагог может по праву гордиться установленными отношениями со своими воспитанниками. Педагог, которому удалось завоевать расположение воспитанников, вправе рассчитывать на соответствующую отдачу, к примеру, на повышение интереса и мотивации к изучению своего предмета. 

Как расположить к себе? Воспитанников. У каждого опытного педагога найдется свой ответ на этот вопрос.

В поисках доверия: 10 советов педагогу 

1. Ищите в отношениях золотую середину! 

Может ли педагог рассчитывать на доверительные отношения с, воспитанниками следуя в работе принципу «все будет так, как я сказал, возражения не принимаются»? Запугать детей таким подходом очень просто, а вот расположить к себе не получится. Но это совершенно не означает, что нужно во всем идти на поводу у своих воспитанников. 

Найдите определенный баланс – золотую середину. Выйдите на один уровень общения со школьниками, сохранив при этом нужную дистанцию. Главное, чтобы дети почувствовали, что их педагог – это хороший, приятный, открытый человек, интересная личность. Именно  таким людям дети доверяют и тянутся к ним.
  
2.    Интересуйтесь своими воспитанниками! 
Много ли педагогов  могут рассказать о своих  воспитанниках что-то большее, чем фамилия, имя и успеваемость по предмету? (Кстати, чем быстрее вы 
запомните  новых воспитанников  , тем лучше будете выглядеть в их глазах) Многие ли знают, чем живут их воспитанники, что любят, а чего терпеть не могут, чем увлекаются, к чему стремятся? Безусловно, эта задача не самая простая, особенно для педагога, имеющего большую нагрузку. Но знать хотя бы несколько индивидуальных особенностей воспитанника – значит уже обладать неоспоримыми преимуществами.    

К примеру, расскажите, воспитаннику что вы знаете о его достижениях в плавании, и гордитесь им! Поверьте, тот факт, когда педагогу интересны  личные достижения воспитанника, то эти факты не оставят ребенка равнодушным. А разве сложно в начале занятия искренне поинтересоваться, как у ребят дела? Много времени такая беседа не отнимет, а небольшой мостик между педагогом и воспитанниками будет возведен.  

3.    Будьте открыты с воспитанниками! 
Искренность и открытость педагога воспринимается детьми как особая степень доверия. И отвечают они, как правило, тем же. Приведем простой пример. Многим из нас знакома ситуация, когда с самого утра абсолютно не складывается день. Почему бы открыто не сказать об этом
 воспитанникам? Они оценят вашу откровенность, и вряд ли кому-то придет в голову огорчать любимого педагога своим поведением. 

4.    Станьте примером и защитником для воспитанников!     
Не уставайте лично демонстрировать своим воспитанникам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремленности. Всегда выполняйте данные ребятам обещания, доводите начатое дело до конца. Умейте вовремя вступиться за своих
 воспитанников, защитить их от обид. 

5.    Говорите воспитанникам правду! 
Рассмотрим такой пример. Очень часто школьников интересует, как изученный на занятии материал может пригодиться в дальнейшей жизни. И педагог начинает старательно доказывать, что без знания этого материала  в жизни придется очень туго. Дети чувствуют, что это далеко не так, и определенная степень доверия к педагогу утрачивается. Не лучше ли педагогу быть изначально честным со своими воспитанниками?      

6.    Избегайте шаблонов в работе! 
Постарайтесь сделать каждое занятие  необычным и интересным! Чтобы стать любимым, педагогом, к которому ребята спешат на каждое занятие, нужно признать на помощь сердце, душу и интуицию! Даже такое рутинное дело, как повторение пройденного материала, может стать настоящей
 изюминкой занятия.

7.    Хвалите и поддерживайте воспитанников! 
Не упускайте возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений, воспитанников не оставляйте незамеченными их успехи,  хвалите за приложенные усилия и старания. Научитесь поддерживать воспитанников и в неудачах. Школьнику важно понять, что любые ошибки являются ценным опытом на пути к достижению поставленной цели.   Однако помните, 
хвалить детей нужно правильно!

8.    Запаситесь терпением! 

Постарайтесь не ругать и не раздражаться на,
 воспитанников если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре, многим детям непонятны резкие перепады настроения педагога. Не употребляйте слова, которые могут обидеть, воспитанника снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих, воспитанников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение. 

9.    Станьте источником оптимизма!

Вспомните, с чего начинается дружба в известной детской песенке! Не скупитесь на  искреннюю улыбку! Помните о том, что дети очень чувствительны к настроению взрослых. Постарайтесь обучать предмету легко, заряжайте ребят оптимизмом! Это сделает их более уверенными в своих силах, избавит от ненужных страхов. Заручиться доверием воспитанников педагогу поможет и отличное чувство юмора. Ведь дети по натуре – большие весельчаки! 

10.    Сохраняйте  доверие! 
Завоевав расположение школьников, приложите все усилия, чтобы его сохранить! А для этого бывает достаточно просто уместно пошутить или от души похвалить ребят. Главный же совет, как завоевать и сохранить доверие,
 воспитанников заключается в искренней любви и уважении к детям, в желании подарить своим воспитанникам лучшее из того, что в ваших силах! Желаем вам успехов на этом пути! Любите то, что вы делаете и тех, для кого вы это делаете!

И в заключении можно отметить следующее:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоционально - творческая культура, её духовно-нравственные ценности должны занять доминирующее положение в духовном мире ребёнка, оказать всестороннее воздействие на его нравственность и эстетическое восприятие мира, на его мировоззрение, отношение к людям и обществу.

Красота – это призыв жить и действовать, становиться лучше, добрее, чище. Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания.

А условия для развития детей – это сама жизнь.

    «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»  

Мир прекрасен и мы обязаны украсить его еще лучше. А красота - это вершина, с которой можно увидеть мир ярким, добрым, счастливым и мы  взрослые обязаны помочь детям найти путь к этой вершине, а иначе погибнет весь мир.

                                        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Приложение

Методики

  • По развитию творческих способностей: Владимир Товиевич Кудрявцев

 «Солнце в комнате»;

http://bibl.com.ua/pars_docs/refs/5/4126/4126_html_5292ba83.jpg

  • Диагностика Ольги Михайловны Дьяченко, выявляющей уровень развития творческого воображения

http://referatdb.ru/pars_docs/refs/138/137437/137437_html_m3a75a791.png

  • Выявление особенностей эмоциональной сферы младшего школьника.                                                                                        
    Методика, по изучению понимания эмоциональных состояний людей.
    Диагностики «Понимаете ли вы язык мимики?»

проведение диагностики «Понимаете ли вы язык мимики?»

http://i0.beon.ru/7/49/434907/24/104356624/tumblr_mhyvzgWYYh1re1fgmo1_1280.png

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1315/d-1314736/7z-docs/1_html_51fea02e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников

Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

Творческие работы как способ повышения речевой культуры младших школьников.

В данной статье рассматривается работа по развитию связной речи учащихся, включающая в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможност...

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...

Особенности развития эмоциональной сферы слабовидящих младших школьников

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание в современном воспитании и образовании. Каждый педагог должен уметь правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать дру...