Методическая разработка занятий по теме "Сказки воды"
методическая разработка ( класс) на тему

Заостровская Марьяна Юлиевна

Данная разработка содержит:

  • пояснительную записку,
  • разработку структуры 6 занятий,
  • методические материалы, необходимые для проведения занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_vody_2_klass.docx502.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для педагогов дополнительного образования детей

ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Разработка занятий по теме «Сказки воды».

2 год обучения

Заостровская Марьяна Юлиевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО "Созвездие"

т/о «Игровая экология»

высшей квалификационной категории

 

2016


Пояснительная записка

Данная методическая разработка является дополнением к программе, «Игровой экологии», 2 год обучения, разработанной для экологических классов.

На раздел Тайны воды отводится 10 часов:

Сказки воды, 2 часа

Небесное путешествие капли, 2 часа

Вода вокруг нас, 2 часа

Мини проект «Реки, моря, океаны», 4 часа

Практическим результатом изучения данной темы может стать лэпбук «Сказки воды». Данная книжка поможет активизировать поисковый интерес к теме, обобщить и закрепить полученные знания.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом, в соответствии с ФГОС стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.

«Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.» [Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164]

Создание лэпбука занимает приблизительно 1/3 часть времени занятия и предполагает самостоятельный поиск необходимой информации на занятиях и дома. Основная часть занятия отводится на беседы, просмотр обучающих мультфильмов, развивающие игры и викторины.

Цель и задачи

Цель: 

Разработать структуру и методическое наполнение раздела «Тайны воды».

Задачи:

1. Разработать общую структуру лэпбука.

2. Подготовить раздаточный материал для создания лэпбука.

2. Банк Идей для создания лэпбука «Сказки воды».

Список используемых источников информации:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015

2. http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/

3. Мультфильм «Возвращайся, Капитошка!»  

https://www.youtube.com/watch?v=p-wCMVsfeSs

4. Мультфильм «Заяц Коська и Родничек» https://www.youtube.com/watch?v=ovw6JgtBRog

5. Научно-популярный фильм «Вода» https://www.youtube.com/watch?v=ad00k_IG4x0 


ЗАНЯТИЕ 1

Сказки воды (2 часа)

Просмотр мультфильма «Капитошка», беседа по мультфильму. Какими признаками обладает вода? Какие действия она совершает в природе? В каких состояниях вода встречается в природе?

Творческая работа - написание синквейна на тему «Вода».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (может быть пословица).

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Физкультминутка «Капельки»

Капля – раз, капля -два ( Хлопки на каждое слово)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом бегом (Бег)
Стали капли поспевать (Хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап. ( Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, ( Соединяют руки над головой)
От дождя себя укроем.

Разработка структуры лэпбука  и оформление титульной странички. Синквейн о «Воде» оформить на листочке в виде капли. Раскрасить свою каплю по своему усмотрению и приклеить в лэпбук.

ЗАНЯТИЕ 2

Небесное путешествие капли (2 часа)

Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок», беседа по мультфильму. В каких состояниях вода встречается в природе? Как называется процесс, в ходе которого вода совершает свои бесконечные «путешествия»?

Игра Д. Коррелла «Путешествие капельки» поможет обобщить знания по данной теме и сделать их личностно-значимыми. Познакомиться со стихотворением Андрея Усачева «Круговорот воды в природе»:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше… пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

Все это и зовут в народе:

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Новые понятия: испарение, конденсация, просачивание и круговорот воды в природе.

Продолжаем работу с лэпбуком. Каждому обучающемуся предлагается схема «Круговорот воды» (Приложение 1), которую необходимо рассмотреть, раскрасить, свернуть в форме «звездочки» и приклеить в свою книжку-загадку. На лучиках можно написать в каком виде вода встречается в природе. Домашнее задание – вспомните в каких сказках встречается образ воды? Кто автор этих сказок?

ЗАНЯТИЕ 3

Вода вокруг нас, 2 часа

Познакомить детей с образами воды в сказках и стихах: вода всё очищает, поит, жизнь даёт; «тихая» вода успокаивает и завораживает; вода песни напевает и сон навевает; золото падает с неба (о дожде), утро алмазы рассыпает (о росе), пуховое покрывало (о снеге) и пр. Обратить внимание детей на ощущения, возникающие при контакте с водой (сравнить с образами из прочитанных сказок и стихов).

В каких сказках встречается образ воды? Кто автор этих сказок?

Провести мини-викторину на лучшего знатока сказок, в которых встречается образ воды (каждому обучающемуся по очереди зачитывается фрагмент из сказки и предлагается назвать ее название и автора; если задание вызывает затруднение, то отвечает желающий). (Приложение 2) Можно оформить цитаты из сказок на отдельных маленьких листочках и выдавать их угадавшим знатокам для приклеивания в лэпбуки.

ЗАНЯТИЕ 5

Мини проект «Реки, моря, океаны» (2 часа)

Прочитать стихотворение С.Я.Маршака «Волга и Вазуза» (Приложение 3). Какая река победила в споре. Какие еще реки упоминались в стихотворении?

Работа с атласами и контурными картами. Найдите на физической карте России реку Волгу. Как вы думаете, где надо искать реку Вазузу? Можно рассмотреть карту бассейн реки Волги (Интернет ресурс). Найти в атласе (Атлас природоведение, 3-5 класс с комплектом контурных карт ФГОС/Издательство Омская картографическая фабрика) название рек, озер и морей, начинающиеся на определенные буквы внести их в табличку (Приложение 4). Заполненная табличка приклеивается в лэпбук.

ЗАНЯТИЕ 5

Мини проект «Реки, моря, океаны» (2 часа)

Вспомнить с какой рекой наперегонки бежит река Волга? Познакомиться с еще одним стихотворением С.Я. Маршака «Война с Днепром» (Приложение 5). О какой войне говориться в стихотворении? Зачем «человек» запер реку стеной? На каких еще реках построены гидроэлектростанции? Давайте найдем реку Днепр на карте Атласа. Давайте найдем реку на которой стоит наш город Новосибирск.

У Андрея Усачева есть стихотворение о воде и океанах:

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – …!

На нашей Земле океанов –Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ, Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!

Найти в атласе и обозначить на контурных картах 4 океана. Какие вы знаете «цветные моря»? Найдите 4 цветных моря (Белое, Черное, Желтое и Красное) на карте атласа и раскрасьте их соответствующими цветами на контурной карте. Почему эти моря получили такие названия? Сделайте в своих лэпбуках такой секрет – Я знаю цветные моря и напишите названия этих морей.

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!», говорил Виталий Бианки. Внимательный и любознательный человек слышит сказки, которые ему рассказывает природа. Вспомните летний ливень или грибной дождик, или нудный бесконечный осенний дождь… Закончите сказку дождя (Приложение 6), а желающие могут сделать к ней иллюстрации или сочинять сказку сразу в картинках. Сказка может также украсить лэпбук «Сказки воды».

В конце изучения данной темы можно снова вспомнить стихотворение Андрея Усачева:

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться –
ВОДА!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

http://egfak.narod.ru/fg.files/image122.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.»
«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» Александр Сергеевич Пушкин

«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  Александр Сергеевич Пушкин

«Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил. —? Ох, крепко же я спал!» «Иван-царевич и серый волк» Русская народная сказка

«Завтра я хочу заставить
На дворе котлы поставить
И костры под них сложить.
Первый думаю налить
До краёв водой студёной,
А второй - водой варёной,
А последний - молоком,
Вскипятя его ключом.
Ты же должен постараться
Пробы ради искупаться
В этих трёх больших котлах,
В молоке и в двух водах».
«Конёк-Горбуно́к» Петр Ершов

«—Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком». «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка»

«… заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!» Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду Лилиан Муур

«Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю... и зло подсмеивалась:

- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем. Выходи лучше сама». «Серая Шейка»  Мамин-Сибиряк

«Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге…»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкин

«…Но вот перед ними море -
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она…»
Айболит Корней Чуковский

«…А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, Море синее зажгли…»
Путаница  Корней Чуковский

«…Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять…»
Федорино горе Корней Чуковский

«…Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!» Мойдодыр Корней Чуковский

Гаснет в небе зорька алая:
Приготовилась ко сну.
Спи-усни, речушка малая,
Не гони вперёд волну.

Укроти волны движение,
Бег бессонный прекрати.
Звёзд небесных отражение
Ты не путай - не мути.

Укачай икринки-бусинки,
Сом усатый пусть уснёт.
Пусть рачок совсем
малюсенький
В мягком иле прикорнёт.

Спит цветок душистой таволги,
Спит кузнечик - не куёт.
Месяц, вниз сойдя ненадолго,
Возле брода воду пьёт.

Колыбельная реке

Ирина Токмакова

«…У сестер-красавиц с давних пор

Был такой между собою спор:

Кто из них сильнее

И быстрее,

Кто из них умнее

И хитрее?

И тянулась тяжба долгий век

У сестер - у двух соседних рек.

Ни одна не уступала в споре.

Наконец решили: "Ляжем спать,

А проснувшись, побежим опять.

Кто скорее добежит до моря,

Ту и будем старшею считать!..»

«Волга и Вазуза»

Самуил Маршак


 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

С.Я. Маршак Волга и Вазуза

Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.

Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь - ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.

Перед нею путь большой и долгий -
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой -
Матушкой, кормилицей родной.

Волга - рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться.

Высятся над Волгой города.
На волнах качаются суда,
Носят много дорогого груза.
А у Волги есть сестра - Вазуза.
Вьётся Волга, а её сестра
Напрямик течёт, крута, быстра.
Меж камней бурлит она в дороге,
Сердится, катясь, через пороги.
У сестёр-красавиц с давних пор
Был такой между собою спор:
Кто из них сильнее и быстрее,
Кто из них умнее и хитрее?

И тянулась тяжба долгий век
У сестёр - у двух соседних рек.
Ни одна не уступала в споре.
Наконец решили: - Ляжем спать,
А проснувшись, побежим опять.
Кто скорее добежит до моря,
Ту и будем старшею считать!

Вот зима постлала им постели
Под широкой крышей ледяной.
Шубою накрыли их метели,

Белою одели пеленой.

Но Вазуза пробудилась рано
Под покровом вешнего тумана
И сестру решила обмануть:
Собралась, да и пустилась в путь.
Говорит: -Прощай, сестрица Волга,
Нежиться во сне ты будешь долго.
Я же той порой по холодку
От тебя подальше утеку,
Выберу дорожку попрямее
И до моря добежать успею!

Пробудилась Волга в свой черёд.
Над собой взломала синий лёд,
Разлилась в полях среди простора,
Напилась холодных вешних вод
И пошла не тихо и не скоро,
Не спеша, не мешкая, вперёд.

Хоть она весной проснулась поздно
И путём извилистым текла,
Но сестру свою догнала грозно,
Гневная, к Зубцову подошла.

И Вазуза, с Волгою не споря,
Просит донести её до моря.
Ей самой, усталой, не дойти -
Не собрала силы по пути.

Что ж, сестра родная - не обуза.
Две реки в пути слились в одну.
С той поры шумливая Вазуза
Будит Волгу каждую весну:

- Просыпайся, старшая сестра,
Пробираться к морю нам пора!..

Гонят волны Волга и Вазуза,
Две реки Советского Союза.

Говорит молва, что до сих пор
У сестёр не утихает спор.
Спорят реки Волга и Вазуза,
Спорят с Доном, Обью и Двиной:
Кто из них подымет больше груза,
Больше рыбы даст земле родной,
Кто прогонит летом больше сплава...

Всем советским рекам - честь и слава!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

В

О

Д

А

Р

Е

К

И

М

О

Р

Я


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

С.Я. Маршак «Война с Днепром»

Человек сказал Днепру:
- Я стеной тебя запру.
Ты
С вершины
Будешь
Прыгать,
Ты
Машины
Будешь
Двигать!

- Нет,- ответила вода,-
Ни за что и никогда!

И вот к реке поставлена
Железная стена.

И вот реке объявлена
Война,
Война,
Война!

Выходит в бой
Подъемный кран,
Двадцатитонный
Великан,
Несет
В протянутой руке
Чугунный молот
На крюке.

Идет
Бурильщик,
Точно слон.
От ярости
Трясется он.
Железным хоботом
Звенит
И бьет без промаха
В гранит.

Вот экскаватор
Паровой.
Он роет землю
Головой.
И тучей
Носятся за ним
Огонь,
И пар,
И пыль,
И дым.

Где вчера качались лодки -
Заработали лебедки.

Где шумел речной тростник -
Разъезжает паровик.

Где вчера плескались рыбы –

Динамит взрывает глыбы.

На Днепре сигнал горит -
Левый берег говорит:

- Заготовили бетона
Триста тридцать три вагона,
Девятьсот кубов земли
На платформах увезли.
Просим вашего
Отчета:
Как у вас
Идет работа?

За Днепром сигнал горит -
Правый берег говорит:

- Рапортует
Правый берег.
Каждый молот,
Каждый деррик,
Каждый кран
И каждый лом
Строят
Солнце
Над Днепром!

Дни
И ночи,
Дни
И ночи
Бой
С Днепром
Ведет
Рабочий.

И встают со дна реки
Крутобокие быки.

У быков бушует пена,
Но вода им по колено!

Человек сказал Днепру:
- Я стеной тебя запру,

Чтобы,
Падая
С вершины,
Побежденная
Вода
Быстро
Двигала
Машины
И толкала
Поезда.
Чтобы
Столько
Полных
Бочек
Даром
Льющейся
Воды
Добывали
Для рабочих
Много хлеба
И руды.

Чтобы
Углем,
Сталью,
Рожью
Был богат
Наш край родной,
Чтобы солнце
Запорожья
Загорелось
Над страной!

Чтобы
Плуг
По чернозему
Электричество
Вело.
Чтобы
Улице
И дому
Было
Вечером
Светло!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Давным-давно, в одном волшебном городе, жил дождь. Точнее, дождём он стал не сразу – вначале он был всего лишь маленьким дождиком. Он родился в облаке, вот так вот раз – и появился, потянулся и стал жить в своём маленьком облачке …

- А ему не тесно было в маленьком облачке?

- Нет, не тесно – дождик-то тоже был маленький, просто крохотный, не забывай, что он только-только родился! Так вот, дождик недолго просидел в своём домике-облачке, он был весьма любопытный, и на месте ему никак не сиделось. Поэтому …


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

методическая разработка раздела программы "Внутренние воды России"

Методическая разработка раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» общеобразовательной программы по географии 8 класс....

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.

Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды"  соответствуе...

Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"

Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...

Методическая разработка занятия по теме «Определение органолептических показателей воды»

Занятие направлено на формирование знаний, умений, навыков по определению органолептических показателей воды и значения их в определении качества воды....

Методическая разработка занятия "Качество воды и ее потребительские свойства. Основные источники химического загрязнения водоемов"

Ознакомление учащихся с потребительскими свойствами воды, основными источниками загрязнения водоемов...


 

Комментарии

Трубенкова Татьяна Ивановна

Марьяна, очень интересная разработка занятий!Вы планируете продолжить данный курс?