Подготовка педагогов к участию в конкурсе «Сердце отдаю детям»
статья ( класс) на тему

Притыкина Марина Николаевна

В Центре накоплен опыт участия педагогов в конкурсе «Сердце отдаю детям», который позволяет целенаправленно готовить педагогические кадры к успешному участию в нем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка педагогов дополнительного образования

  к участию в конкурсе «Сердце отдаю детям»

 в МКУДО  «ЦДОД «Спутник р.п. Линево»

Современная система образования нацелена на поиск эффективных форм организации ситуаций личностного, жизненного и профессионального самоопределения  ребенка. Реализация данного постулата, невозможна без активизации инновационного  потенциала педагога. Научить учиться, по определению, может только человек, который сам постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, собственные знания в той или иной предметной области.

Развитие мастерства педагога, его профессиональной компетентности находится в руках самого педагога, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует свое самообразование.

Участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней является возможностью продемонстрировать свои профессиональные достижения, увидеть и научится чему-то новому.

Первый Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» проходил в 1998 года и был посвящен 80-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования.  Этот конкурс служит повышению профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного образования, а также сохранению и развитию системы дополнительного образования детей.

С 2000 года 7 педагогов нашего Центра приняли участие в региональном этапе конкурса профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»: Петрова М.А. – 2 место, Черныш В.А. – 2 место, Виников С. Ю.  - лауреат, Гребенникова Ю.В. – 3 место, Чебурахина О.И – участник, Мурзинцева Т.В. – 3 место, Сорокина О.Б. – 3 место.

В нашем Центре накоплен опыт участия педагогов в конкурсе «Сердце отдаю детям», который позволяет целенаправленно готовить педагогические кадры к успешному участию в нем.

Содержательная составляющая подготовки включает следующие направления:  

  • информационное обеспечение;
  • мотивационное обеспечение;
  •  методическое и психологическое обеспечение.

Следует отметить, что все эти направления образуют системное единство и не могут быть рассмотрены вне связи друг с другом. Каждое из них отражает часть единого процесса подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

 Информационное обеспечение – это, прежде всего:  

информирование педагогов о положениях профессиональных конкурсах  различного уровня (доводим до педагогов на еженедельных планерках и выставляем на сайт учреждения в раздел «Информация для педагогов»);  

формирование банков информации по различным аспектам организации и проведения конкурса:  

  • банк инновационных методических разработок;
  • банк данных о педагогических кадрах, которые потенциально могли бы участвовать в профессиональных конкурсах.

Началом подготовки конкурса служит   разъяснение цели, задачи конкурсов, а также степень престижности участия в них.

Выявление потенциальных конкурсантов происходит на методическом совете  учреждения, где методисты и руководитель  предлагают кандидатуры для участия  в конкурсе.

Мотивационное обеспечение принципиально важно, поскольку позволяет стимулировать участие педагогов в профессиональных конкурсах.

При положительной мотивации у педагога возникает побуждение к непосредственной реализации потребности в достижении успеха, стремление к личностному росту и саморазвитию своих способностей, к познанию нового.

Основная и более ответственная роль в подготовке и участии педагога дополнительного образования в конкурсе принадлежит методисту- куратору.

Участие в конкурсе и результаты выступлений участников дают большой простор для деятельности методической службы учреждения.

Методическая поддержка при подготовке участника к конкурсу выстраивается в соответствии с конкурсными заданиями.

 Главная задача при подготовке педагога к выходу на конкурс - нацелить его не на конкурс-соревнование, а на конкурс-фестиваль профессионального мастерства.

С чего начинается работа по подготовке к участию в конкурсе «Сердце отдаю детям»?

Прежде всего, с детального изучения положения и условий проведения  конкурса.  

В дальнейшем для участия директором и методистом готовиться пакет документов, это:

  • заявка по форме с кратким описанием опыта работы педагога и сведения о наиболее значимых педагогических успехах за последние 3 года,
  • согласие на обработку персональных данных,
  • текст дополнительной образовательной программы в электронном и 3 экземпляра в печатном виде.

Особое внимание  обращается на культуру оформления и общий эстетический вид представляемых документов.

 Затем начинается самое интересное – работа по подготовке к конкурсным заданиям:

  • самопрезентация «Мое педагогическое кредо»;
  • защита дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа»,
  • открытое занятие «Введение в образовательную программу»,
  • импровизированный конкурс.

Регламент первого конкурсного задания – 10 минут, в течение которых участник должен раскрыть ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии.

Работу над этим заданием осуществляет команда, состоящая из педагога, методистов и представителя технического отдела, осуществляющего  запись и монтаж видео, звука и т.д.

Самопрезентация – своего рода шоу, в котором конкурсант проявляет свои самые разнообразные таланты и способности к импровизации и шутке, а также умение быть привлекательным и обаятельным. Практика показывает, что наиболее выигрышно выглядит театрализованное представление. Это – сложная форма, позволяющая максимально раскрыть разносторонние таланты педагога.

Информационный блок конкурсного задания желательно проиллюстрировать. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками или таблицами; поделки, макеты, модели и др. Их наличие и умелое использование придаст выступлению наглядность, дав более полное представление о работе педагога. У Сорокиной О.Б.  самопрезентации проходила в форме диалога виртуального кота и педагога. Для этого был снят мультипликационный ролик, все персонажи которого педагог сам нарисовал и оживил.

По завершении работы над самопрезентацией  желательно прорепетировать его перед зеркалом (с учетом отведенного на это времени).

Также важным фактором самопрезентации является педагогическая культура конкурсанта: его манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.

Защита дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа»  Регламент – 15 минут, в том числе, на представление программы – 10 минут и до 5 минут для ответов на вопросы жюри.

Данное домашнее задание готовится с учетом требований, которые предъявляются к авторским образовательным программам.

  Методистом проводится экспертиза образовательной программы на соответствие требованиям.

Над чем мы работали при подготовке к этому конкурсу?

Педагогу при защите программы необходимо:

  • дать четкое объяснение необходимости программы, ее актуальности и новизны,
  • раскрыть цели и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и отражающие достижения  учащихся за период ее действия,
  • дать характеристику учащихся, которым адресована программа (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки),
  • обосновать подбор содержания материала и последовательность ее изложения,
  • дать характеристику учебно-воспитательного процесса – методы и характер деятельности,
  • обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и эффективность в достижении поставленной цели,
  • раскрыть результативность программы.

Основной этап конкурса – это, конечно, проведение учебного занятия «Введение в образовательную программу». Его планирование занимает львиную долю времени, выделенного на подготовку к конкурсу.

Продолжительность занятия с учащимися – 45 минут. Для младшего школьного возраста – 35 минут.

Педагог при подготовке к конкурсу детально продумывает – как его открытое занятие впишется в контекст представляемой образовательной программы. Также необходимо помнить при построении занятия   об особенностях дополнительного образования детей и его отличии от школьного (базового).

После того, как составлен план проведения открытого занятия, разработана информационная карта занятия и отработана   содержание занятия,   необходимо составить список оборудования, материалов, наглядных пособий и технических средств обучения.

Предварительно согласовывается с организаторами Конкурса вопрос о материально-техническом обеспечении занятия.

При направлении документов организаторам высказываются   пожелания по формированию группы детей (их возраст, уровень базовой подготовки, пол и т.д.), что максимально приближает конкурсанта к реальным условиям и облегчает ему выполнение задания;

Самая лучшая импровизация – это подготовленная, поэтому, исходя из  опыта, рекомендуем вам опробовать учебное занятие на группах детей, которые не занимаются вашим видом деятельности.

Импровизированный конкурс проводится в конце. Тема конкурсного испытания объявляется участникам за 30 мин до его начала. Она может быть самой разной, как например: «Что век грядущий нам готовит?» подготовившись, участники пытаются раскрыть тему в форме речи-экспромта или моноспектакля, в стихотворной или иной форме. Одержать победу в таком конкурсе чрезвычайно трудно. Необходимо наличие высоких профессиональных и ярких личностных качеств.

 Традиционно на протяжении всего конкурса, а это, как правило, два дня, педагога сопровождает и поддерживает директор Центра - Княжева Н.Н.

Педагог на конкурсе защищает не только себя, но и свое образовательное учреждение, что подчас создает стрессовую ситуацию, так как педагог постоянно чувствует огромную ответственность и не всегда может справиться с волнением.

Поддержать его уверенность в собственных силах, а иногда помочь реально оценить свои возможности – все это задачи психологической поддержки, ведь именно она становится, чуть ли не ключевым условием успешного участия педагога в конкурсе.

Еще одно направление методической поддержки конкурсантов – консультативная деятельность победителей конкурсов прошлых лет. В результате взаимодействия один педагог получает интересующую его информацию, другой – возможность самореализации и осознания значимости собственной деятельности.

Все это настраивает педагогов на успешное прохождение конкурсных заданий и на желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

Для многих наших педагогов, участие в  конкурсах — это площадка для обмена опытом и демонстрации лучших творческих находок в области обучения и воспитания.

Вот мнение педагог дополнительного образовании студии «Декор» Сорокиной О.Б. об участии в конкурсе 2015 года:

«В результате конкурса, коллеги  ознакомились с результатом моего труда, идеями, методическими находками. И я  изучила опыт коллег, реализовала свой творческий потенциал. Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар — это, прежде всего призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог — не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

Причина моего  участия - желание быть востребованным, услышанным, отмеченным, а так же мотивация к соревнованию, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении своей профессиональной деятельности с деятельностью коллег. 

Для тех педагогов, кто находится в постоянном поиске, и кто творчески относится к образованию и воспитанию, участвовать в конкурсах обязательно и необходимо. Участвуйте и побеждайте в конкурсах различного уровня! ».

Надеюсь, что наши советы помогут вам при подготовке и участии в профессиональных конкурсах.  Желаем вам удачи и успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай

Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!...

Как подготовиться к районному конкурсу "Сердце отдаю детям"

Предлагаются методические рекомендации по подготовке участников к районному конкурсу педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"...

Представление старшей вожатой на районном конкурсе "Сердце отдаю детям".

Представление членами детского объединения "Атланты" старшей вожатой на районном конкурсе "Сердце отдаю детям" (выступление ребят)....

Конкурс "Сердце отдаю детям"

Конкурс педагогов дополнительного образования....

Самопрезентация для участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям"

Самопрезентация для участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям" 2017 год...

участие в конкурсе "Сердце отдаю детям"

В Республиканском центре Хакасии дополнительно образования состоялся финал регонального этапа всероссийского конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"...