Камерный ансамбль. Рабочая образовательная программа 1-8
рабочая программа ( класс) на тему

Трещеткина Лидия Ивановна

Программа учебного предмета «Камерный ансамбль» в соответствии с федеральными государственными требованиями является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы: В.03.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamernyy_ansambl_rabochaya_obrazovatelnaya_programma.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Одобрено»

Методическим советом

МБОУДОД «ДШИ №1»

«____»________________2012 г.  

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «ДШИ №1»

________________  

«____»________________2012 г.  

Рецензенты:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа учебного предмета «Камерный ансамбль» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (приказ Министерства культуры Российской Федерации  от 12.03.2012 №164).

         Учебный предмет камерный ансамбль предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения совместной игры на струнно-смычковых инструментах. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

        На групповых музыкальных занятиях идет активный процесс формирования музыкально-эстетических представлений ученика, знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки, приобретаются навыки совместного исполнения. Коллективных характер работы при разучивании произведений, общность целей и задач, необходимых для успешного исполнения, воспитания чувства сотворчества, коллективизма, ответственности делают класс камерного ансамбля одной из эффективных форм работы с детьми в детской школе искусств.

        Учебный предмет «Камерный ансамбль» тесно связан с такими специальными дисциплинами, как «Музыкальный инструмент», «Оркестр», «Ансамбль», так как развивает базовые знания, умения и навыки. Педагогическая целесообразность программы учебного предмета «Камерный ансамбль» связана с практическим применением навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося.

        Область применения программы. Программа учебного предмета «Камерный ансамбль» в соответствии с федеральными государственными требованиями является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы: В.03.

        Срок реализации учебного предмета для детей поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет пять лет (предмет вводится с четвертого класса). Срок освоения программы «Камерный ансамбль» для обучающихся, планирующих поступление в средние специальные учебные заведения может быть увеличен на один год. Занятия проводятся в рамках предмета «Камерный ансамбль» в девятом классе в соответствии с ФГТ – 2 часа в неделю.

        Количество часов на освоение программы учебного предмета «Камерный ансамбль»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 412,5 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  165 часов;

самостоятельной работы обучающегося  247,5 часов.

Дополнительный год обучения (9 класс):

максимальной учебной нагрузки обучающегося 115,5 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  66 часов;

самостоятельной работы обучающегося 49,5 часов.

           Форма проведения аудиторных занятий – урок (академический час), проводимый как групповое  занятие педагога с обучающимися (от  3  человек в группе).

        Цель программы:

создание условий, способствующих эстетическому развитию, качественному обучению, воспитанию и творческой самореализации обучающихся.

        Задачи программы:

-формирование стойкой мотивации к изучению музыкальной культуры, музыкальной эрудиции обучающихся;

-освоение необходимых исполнительских навыков для игры в камерном ансамбле;

-воспитание коллективной  творческой дисциплины.

Материально-технические условия реализации учебного предмета. Реализация программы учебного предмета «Камерный ансамбль» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей. Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- учебные аудитории для групповых занятий не менее 12м2. Кабинет оборудуется стульями, а также регулирующимися по высоте пультами для нот;

- комплект струнных инструментов для обучающихся разного возраста;

-концертный зал с роялем или фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;

-библиотеку;

-помещения для работы с аудио- и видеоаппаратурой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Становление ансамбля

Групповой урок

17

8,5

8,5

2

Освоение основных приёмов игры в ансамбле

Групповой урок

108

54

54

3

Учебно-техническая работа над репертуаром

Групповой урок

130

65

65

4

Учебно-художественная работа над репертуаром

Групповой урок

130

65

65

5

Подготовка к выступлению и концертная деятельность

Групповой урок

44

22

22

итого

429

214,5

214,5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИЕЛЬНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (9 КЛАСС)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Совершенствование навыков ансамблевой игры

Групповой урок

16

8

8

2

Учебно-техническая работа над репертуаром

Групповой урок

20

10

10

3

Учебно-художественная работа над репертуаром

Групповой урок

24

12

12

4

Подготовка к выступлению и концертная деятельность

Групповой урок

6

3

3

Итого:

66

33

33

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Программа учебного предмета «Камерный ансамбль» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе  освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

–знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для ансамблевого исполнительства;

– знания музыкальной терминологии;

– умения грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле;

– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей ансамблевые произведения.

       Содержание программы по учебному предмету «Камерный ансамбль» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объёме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- умение планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

-умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

- определение наиболее эффективных способов достижения результата.

Младший ансамбль (4-5классы)

           Становление ансамбля. Формирование состава ансамбля проходит дифференцировано. Преподаватель учитывает рекомендации педагогов оркестрового отделения при распределении обучающихся по партиям. Знакомство с требованиями руководителя, своими обязанностями. Ансамблевая дисциплина, культура поведения, формирование чувства ответственности перед коллективом. Планирование репертуара с учетом возможностей и интересов участников камерного ансамбля.

     Освоение основных приёмов игры в ансамбле. Понятие игры в ансамбле. Роль каждой музыкальной партии в ансамбле, понятия об унисоне, основной партии и подголоске. Развитие навыка слышать себя и звучание всего ансамбля, точно воспроизводить текст. Работа над упражнениями и пьесами простой формы, игра в унисон, в терцию или каноном гамм, арпеджио. Поведенческие упражнения: выход на сцену, поклон, контроль за единым движением и распределением смычка, внимание  на концертмейстера, одновременное Подбор удобной единой аппликатуры вступление и снятие звука. Подбор удобной единой аппликатуры.  

        Учебно-техническая работа над репертуаром. Подбор целесообразного репертуара. Разбор стиля, жанра, формы произведения, специфики ансамблевого исполнения. Разбор и разучивание партий. Работа над интонацией, звукоизвлечением, штрихами, точным ритмическим рисунком. Подбор удобной единой аппликатуры Точное соблюдение  длительностей нот, работа над общим темпом. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над несложными коллективными упражнениями простой формы.

       Учебно-художественная работа над репертуаром. Работа над  художественным репертуаром. Раскрытие характера  и содержания исполняемого произведения. Выразительное исполнение , умение быстро реагировать на изменения темпа, ритма, динамики, на жесты руководителя. Умение передать в пьесе замысел композитора за счёт средств музыкальной выразительности при совместном исполнении. Работа над  качеством звука, синхронностью штрихов и динамики. Расширение музыкального кругозора.

      Подготовка к выступлению и концертная деятельность.  Правила репетиций ансамбля. Воспитание основ музыкально-исполнительской культуры обучающихся. Порядок выхода на сцену, правила поведения за кулисами.  Воспитание умения справляться с эстрадным волнением. Понимание ответственности и ценности каждого участника коллектива, приобретение опыта в качестве участника камерного ансамбля. Участие в школьных и выездных концертных выступлениях. Совместный анализ выступления.

                   

                   Старший ансамбль (6 - 8 классы). 

       Освоение основных приёмов игры в ансамбле. Работа над синхронностью дыхания при игре в ансамбле. Закрепление  навыков чистого интонирования в ансамбле (мелодического и гармонического). Усиление слухового контроля при выполнении ансамблевых задач. Овладение навыками исполнения subito, accelerando, ritenuto, allargando в ансамбле. Воспитание  творческой активности, воли, воспитание умения выходить из непредвиденных ситуаций, быстро ориентироваться в тексте. Развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля. Воспитание  ответственности за младших участников коллектива.

       Учебно-техническая работа над репертуаром. Работа над развитием музыкально-исполнительских навыков в ансамбле. закрепление навыка контроля за синхронностью смены смычков,  динамики, артикуляции. Штриховой ансамбль. Темпо-ритмический ансамбль в процессе исполнения.  Выравнивание ансамблевого звучания. Воспитание умения выстраивать баланс между партиями. Полный слуховой контроль при выполнении ансамблевых задач.

      Учебно-художественная работа над репертуаром. Совершенствование ансамблевых навыков и умений на художественном материале. Продолжение работы над выразительностью исполнения. Понимание стиля, жанра, характера исполняемого произведения. Охват более крупных по форме произведений. Развитие слухового контроля за главной темой и подголоском, мелодией и аккомпанементом. Достижение полноценного ансамбля  в работе над формой исполняемого произведения, его динамического развития и кульминации. Совершенствование музыкально-исполнительского уровня, воспитание музыкальной культуры.

      Подготовка к выступлению и концертная деятельность. Выступления камерного ансамбля должны быть частыми, так как это стимулирует творческий коллектив, превращая его деятельность в учебно-просветительскую. Общая цель: подготовка к выступлению, поездке, конкурсу является эффективным стимулом к работе каждого участника камерного ансамбля. Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения. Визуальное общение  между исполнителями на сцене через взгляд, мимику, движение головы или корпуса. Закрепление пройденного репертуара. Обязательный анализ каждого совместного выступления, обсуждение недостатков и пути их преодоления.

                          Дополнительный год обучения (9 класс). 

     Девятый класс является логическим продолжением обучения по дополнительной программе ”Струнные инструменты”  по учебному предмету “Камерный ансамбль”.  В этот период  обучения происходит дальнейшее совершенствование технических навыков, которые были заложены в классе по специальности и ансамблю, развитие творческой инициативы и самостоятельности в решении музыкально-исполнительских задач.

        Учебно-техническая работа над репертуаром. Знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской, современной отечественной и зарубежной музыки. Умение самостоятельно подбирать целесообразную аппликатуру и штрихи. Работа над более крупными по форме музыкальными произведениями, исполнение полифонической фактуры, умение держать партию в трёх- четырёхголосных пьесах, осуществлять полный слуховой контроль за выполнением ансамблевых  задач  (динамика, штрихи, равновесие в звучании голосов), позволяющих демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.  За год учащийся должен пройти 4-6 ансамблевых произведений, в том числе произведение крупной формы.

         Учебно-художественная работа над репертуаром.  Расширение ансамблевого репертуара. Знакомство с различными интерпретациями ансамблевых произведений. Сравнение жанров, стилей, характера музыкального материала. Совершенствование музыкально- исполнительских навыков игры в камерном ансамбле.

         Подготовка к выступлению и концертная деятельность.  Организация концертной деятельности, способствующей свободному общению обучающихся на сцене, их творческому росту и заинтересованности в коллективном музицировании. Воспитание артистических навыков: исполнительской свободы, уверенности, эмоциональности в передаче музыкальных образов. Исполнение  произведений в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

                                   

                                            ВНЕАУДИТОРНАЯ НАГРУЗКА.

          В соответствии с  федеральными государственными требованиями  данная учебная программа  реализуется, в том числе и через внеаудиторную  деятельность. Внеаудиторная  деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения  образовательной программы, создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации обучающихся. Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся. Она способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии,  формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности,  повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Цели  внеаудиторной деятельности:

 -развитие индивидуальности обучающихся в процессе социального и        профессионального самоопределения;

- создание активной познавательной, творческой,   эмоционально наполненной  среды;

- обеспечение  возможности обучающихся  тврчески проявить себя, раскрыться в области  исполнительского искусства;

-развитие приемов ансамблевого исполнительского мастерства;

- формирование  у обучающихся рефлексивной адекватной самооценки.

         Внеаудиторная нагрузка включает в себя целый комплекс планируемых мероприятий, основная цель которых развивать нравственную культуру и эстетические вкусы участников ансамбля. К таким мероприятиям относятся: самостоятельная работа, как форма  подготовки к аудиторному занятию,   инструментальное  музицирование  дома, в кругу друзей и сверстников, участие в культурно-просветительской работе данного учреждения,  при котором функционирует ансамбль; экскурсии; лекции и беседы по вопросам культуры поведения на сцене и в зале во время концерта, этики и эстетики; посещение всем коллективом спектаклей, концертов, репетиций других музыкальных коллективов, прослушивание музыкальных аудио и видеозаписей.

     В ходе реализации программы обучающиеся  участвуют в различных концертах, лекциях для общественных организаций города, для учащихся общеобразовательных школ, воспитанников детских садов. Проделывая эту работу, учащиеся приобретают навыки не только исполнительской, но и музыкально-просветительской деятельности. Они выступают перед аудиторией своих сверстников. Это положительно сказывается на  процессе обучения, так как обучающиеся используют приобретенные знания и умения, полученные во время аудиторной нагрузки  в практической деятельности.

Основой успешного осуществления внеаудиторной  деятельности обучающихся является реализация следующих принципов:

-непрерывность дополнительного  образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом;

-единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

      Самостоятельная работа обучающихся рассматривается как важнейшая составляющая в освоении данной учебной программы. Осуществляется без непосредственного руководства преподавателя, но обязательно направляемая им.  Самостоятельная работа обучающихся включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.  

       Домашняя работа обучающихся состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над инструктивным материалом, выучивания репертуара наизусть, чтение нот с листа и других творческих видов работ.

         Консультации проводятся с целью подготовки  обучающихся к зачётам, творческим конкурсам, отчетным концертам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

              ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Младший ансамбль. Годовые требования: пройти 4-6 ансамблевых произведений. Формы изучения могут быть в виде ознакомления, эскизного изучения, игры по нотам, игры наизусть, концертного исполнения. По мере готовности репертуара рекомендуется участие в школьных мероприятиях. Обучающиеся должны овладеть первоначальными навыками игры в ансамбле; уметь применять в ансамблевой игре практические навыки игры на струнных инструментах, приобретенные в классе специальности; знать порядок выхода на сцену и правила поведения за кулисами; играть несложные произведения  в ансамбле; контролировать ритмическое и динамическое ансамблевое звучание.

       Старший ансамбль. Годовые требования: пройти в течение года 3- 5 произведений. В концертном варианте представить 2-3 номера. Обучающиеся осваивают и закрепляют       навыки осмысленной игры в ансамбле на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки, способность держать темп во время исполнения. Реагировать на изменения в игре партнёра и подхватывать свою партию в любой момент. Контролировать синхронность игры, динамическое и ритмическое звучание. Уметь согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля.

   В результате освоения учебного предмета»Камерный ансамбль» обучающийся должен уметь:

-  грамотно исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой ;

- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-  слышать звучание ансамбля в целом и отдельные голоса партитуры, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.

владеть навыками:

- чтения с листа;

- теоретического анализа исполняемых произведений;

- использования художественно оправданных технических приёмов;

- репетиционно- концертной работы в качестве участника коллектива;

- публичных ансамблевых выступлений;

-решения музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных  художественным  содержанием и особенностями формы, жанра и стиля исполняемого  произведения.

  В результате освоения предмета обучающийся должен иметь:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла

- сформированные представления о методах разучивания музыкальных произведений в

ансамбле и приёмах работы над конкретными исполнительскими задачами).

  Требования к результатам освоения предмета с дополнительным годом обучения (9класс )

Результатом освоения программы учебного предмета «Камерный ансамбль» является:

- сформированный комплекс умений и знаний в области коллективного творчества, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений  реализацию исполнительского замысла;

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

- знание ансамблевого скрипичного и виолончельного репертуара, способствующее формированию способности к коллективному исполнительству;

- знание профессиональной терминологии, умение легко ориентироваться в тексте ансамблевых партитур;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения, уверенно держать свою партию в многоголосье;

-  знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностям формы и стиля музыкального произведения;

– наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве члена коллектива.

   

                             

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

     Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы. Осуществляется регулярно, каждые 2- 3 урока. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые отметки.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации по предмету «Камерный ансамбль» является зачёт или участие обучающегося в  публичном выступлении коллектива, программа выступления которого должна соответствовать программным требованиям.  

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется руководителем ансамбля.

По завершении изучения учебного предмета «Камерный ансамбль» обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

Младший ансамбль

Контрольный  урок

Зачёт

Декабрь

Апрель-май

Два разнохаракткрных произведения

Два разнохарактерных произведения

 Старший                                                                ансамбль

Зачёт

Зачёт

Декабрь

Апрель-май

Два разнохарактерных, разножанровых произведения

9 класс

Зачёт

Зачёт

Декабрь

Апрель-май

Два разнохарактерных, разножанровых произведения

                        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

         Реализация данной программы предполагает единство учебного, методического и творческого компонентов  в образовательном процессе  и осуществляется посредством:

-постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения;

-создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого ребенка к миру музыки,  с помощью которых он может развить свои навыки.

      Учебный предмет «Камерный ансамбль» является составной частью дополнительной предпрофессиональной программы «Струнные инструменты» и, наряду с другими предметами учебного плана, играет определенную роль в формировании личности обучающихся, раскрывает их творческие способности, способствует приобщению к сокровищам национальной и мировой музыкальной культуры, играет особую роль в музыкальном воспитании  и эстетическом  развитии.

        Важнейшими задачами руководителя класса ансамбля являются:

-воспитать  у  обучающихся сознательной творческой дисциплины;

-сформировать заинтересованность у детей в занятиях на скрипке или виолончели, научить переживать музыку, получать радость от совместного музицирования;

-развить  творческих способностей.

      Выбор необходимого и целесообразного репертуара является одним из решающих факторов, способствующих наиболее успешному музыкально-эстетическому развитию обучающихся в классе ансамбля и помогающих освоению навыков ансамблевого исполнения.

       Целесообразно составленный план работы ансамбля – это, прежде всего, продуманный подбор музыкальных произведений, различных по характеру и стилю, технической сложности и форме. Репертуар должен включать в себя обработки народных мелодий, песен, произведений русских и зарубежных авторов, лучшие образцы классического музыкального наследия и наиболее известные сочинения современных композиторов, популярные мелодии. Педагогу желательно уметь делать обработки, переложения пьес, учитывающие возможности обучающихся.

       Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен, прежде всего, дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее (можно с помощью технических средств обучения - в записи). Помимо этого педагогу следует знакомить обучающихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения; рассказать о значении и функции каждой из партий в общей партитуре, причем качественная сторона исполнения каждого из голосов должна определяться трактовкой произведения в целом.

       На занятиях в классе ансамбля основное внимание педагог обязан уделять работе над чистотой интонации (мелодической и гармонической), ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, динамическим соотношением голосов, раскрывая перед учащимися их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения.

      В процессе работы над музыкальными произведениями обучающиеся должны:

- научиться слышать звучание ансамбля в целом, и отдельные голоса партитуры, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.;

- исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;

- творчески применять в  совместном исполнении музыкально - исполнительские навыки, полученные в специальных классах;

- развивать навыки чтения с листа;

- используя форму публичных выступлений, быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе.

    Этими требованиями, в основном, определяется методика и организация работы в классе ансамбля.

        Коллективный характер работы при разучивании исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание в работе ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени продвинутости учащихся.

      Большое учебно - воспитательное значение имеют публичные выступления обучающихся класса ансамбля, одновременно являющиеся отчётом и проверкой учебной работы.

        

                                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                  Скрипка

Ансамбли для 2-х скрипок. 3-4 классы ДМШ. (редактор- составитель А. Готсдинер). Вып. 1. Л..,1963

Ансамбли юных скрипачей вып. 1 (младшие кл.). Сов. комп., 1975

Ансамбли юных скрипачей вып. 2 (младшие кл.). Сов. комп., 1976

Ансамбли юных скрипачей вып. 3 ( мл. и ср . кл.). Сов. комп., 1978

Ансамбли юных скрипачей вып. 4 (средние кл.). Сов. комп., 1979

Ансамбли юных скрипачей вып. 5 (средние кл.). Сов. комп., 1981

Ансамбли юных скрипачей вып. 6 ( ср. и ст . кл.). Сов. комп., 1982

Ансамбли юных скрипачей вып. 7 (средние и старшие классы) Сов. комп. 1986

Ансамбли юных скрипачей вып. 8 (средние и старшие классы), Сов. комп., 1988

Ансамбли юных скрипачей (составитель С.Сапожникова) М., 1971

Бах И.С. Ария из сюиты для оркестра. Переложение для ансамбля скрипачей и ф-но. Композитор. С-П., 1998

Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля скрипачей (ср. и ст. кл.)

Сов. комп.,1988

Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля скрипачей (ср. и ст. кл.)

Библиотека юного скрипача. ДМШ 5-7 классы. Скрипичные ансамбли, вып. 2.М.М., 1960

Библиотека юного скрипача. ДМШ 3-5 классы. Серия пьес советских композиторов

 ( под ред. К. Фортунатова), вып. 1. М., 1960

Библиотека  юного скрипача. 2-4 классы ДМШ. Дуэты для 2-х  скрипок с фортепиано (ред. К. Фортунатова). М.,1962

Библиотека юного скрипача. ДМШ 5-7 классы. Серия пьес советских композиторов (под ред. К. Фортунатова). Скрипичные ансамбли для 2-х скрипок с фортепиано. Вып.5 .М.,1962

Гнесина Е. Дуэты для маленьких скрипачей (1 позиция) М., 1966

Захарьина Т. Легкие переложения для 2-х скрипок и фортепиано. М., 1960

«Играем вместе» сборник скрипичных дуэтов. 1 часть  (мл. и ср кл.) в обработке В.Ф. Третьяченко. Красноярск 2003

«Играем вместе». Часть 1. Обработка В. Третьяченко. Красноярск 2003

«Играем вместе» Сборник скрипичных дуэтов. Часть 2. Красноярск, 2003

Комаровский А. Струнные ансамбли. М.,1955

Концертный репертуар ансамбля скрипачей. Аранжировка В. Максимова. Издательство Томский университет, 2012

Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Классика 21 века. М.,2002

Легкие скрипичные дуэты (средние  и старшие классы) М.М.,1990

Оркестровые транскрипции для ансамбля скрипачей. «Элегия», «Тарантелла». Ж. Металлиди. Композитор. С-П., 2000

Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок с ф-но (перелож. А. Готсдинера) М.,1960

Педагогический репертуар ДМШ. П.Чайковский. Избранные пьесы (младшие классы). Вып. 1. М., 1961

Педагогический репертуар ДМШ. П.Чайковский. Избранные пьесы (старшие классы). Вып.1. М.,1961

Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок, вып. 2 (ред.- сост. А.Готсдинер). Л., 1964

Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано для ДМШ (перелож. Т. Захарьиной). Тетр. 2. Л.,1965

Педагогический репертуар. (обраб. для 3-х скрипок с ф-но  Т.Захарьиной). Л., 1965

Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок средних и старших классов ДМШ (ред.-сост. А. Готсдинер). Вып. 3 Л.,1965

Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля с ф-но (перелож. Д. Лепилова). М.,1966

Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для 6-7 классов ДМШ (ред.-сост. С. Иванов) М., 1967

Пьесы для ансамбля скрипачей М. М., 1975

Пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении ф-но. Вып. 1. Лен. Музыка 1990

Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. 3-7 классы ДМШ. Сост. И. Ратнер. Композитор. С-П., 2006

Популярные транскипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская. Композитор. С-П., 2009

Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей № 1. СПб.,1998; № 2. СПб, 1998

Петров А. Две мелодии в переложении для ансамбля скрипачей. Композитор. С-П., 1998

Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано. М.,1965

Раков Н. Пять пьес. М., 1960

Самодеятельный концерт (пьесы для ансамбля) М.М.,1989

Сборник легких дуэтов для 2-х скрипок. М., 1952

Сборник пьес для 2-х скрипок и фортепиано, вып. 2. М., 1958

Сборник пьес для ансамбля  струнно-смычковых инструментов (средние и старшие классы). Красноярск 2003

«Светлячок» (2 ступень). Пьесы для ансамбля скрипачей с ф-но. (сост. Э.В. Пудовочкин). С.-П.2004

«Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей 4-7 ступени. Концерты для двух скрипок с ф-но. С-Пб, 2001

«Скрипичная азбука». Сост. Гуревич Л., Зимина Н. т. 2, М., 1998

Скрипичные ансамбли (мл. и ср. кл. ДМШ). Муз. издательство «Нота». С.-П.2004

«Светлячок» - пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. (1 ступень). Сост. Э. В. Пудовочкин. Издат. «Композитор» С.-П. 2005

Скрипичные пьесы из цикла «Любимые мелодии» Л. Смирнова. Ростов-на-Дону 2010

 «Сыграем вместе» пьесы для ансамбля скрипачей. Ж. Металлиди. Композитор. С-П., 2001

Три концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Г. Портнов. Композитор. С-П., 2005

Транскрипции. Пьесы для ансамбля скрипачей. А. Неволович. Композитор. С-П., 2002

Легкие скрипичные дуэты (средние  и старшие классы) М.М.,1990

Оркестровые транскрипции для ансамбля скрипачей. «Элегия», «Тарантелла». Ж. Металлиди. Композитор. С-П., 2000

Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок с ф-но (перелож. А. Готсдинера) М.,1960

Педагогический репертуар ДМШ. П.Чайковский. Избранные пьесы (младшие классы). Вып. 1. М., 1961

Педагогический репертуар ДМШ. П.Чайковский. Избранные пьесы (старшие классы). Вып.1. М.,1961

Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок, вып. 2 (ред.- сост. А.Готсдинер). Л., 1964

Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано для ДМШ (перелож. Т. Захарьиной). Тетр. 2. Л.,1965

Педагогический репертуар. (обраб. для 3-х скрипок с ф-но  Т.Захарьиной). Л., 1965

Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок средних и старших классов ДМШ (ред.-сост. А. Готсдинер). Вып. 3 Л.,1965

Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля с ф-но (перелож. Д. Лепилова). М.,1966

Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для 6-7 классов ДМШ (ред.-сост. С. Иванов) М., 1967

Пьесы для ансамбля скрипачей М. М., 1975

Пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении ф-но. Вып. 1. Лен. Музыка 1990

Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. 3-7 классы ДМШ. Сост. И. Ратнер. Композитор. С-П., 2006

Популярные транскипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская. Композитор. С-П., 2009

Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей № 1. СПб.,1998; № 2. СПб, 1998

Петров А. Две мелодии в переложении для ансамбля скрипачей. Композитор. С-П., 1998

Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано. М.,1965

Раков Н. Пять пьес. М., 1960

Самодеятельный концерт (пьесы для ансамбля) М.М.,1989

Сборник легких дуэтов для 2-х скрипок. М., 1952

Сборник пьес для 2-х скрипок и фортепиано, вып. 2. М., 1958

Сборник пьес для ансамбля  струнно-смычковых инструментов (средние и старшие классы). Красноярск 2003

«Светлячок» (2 ступень). Пьесы для ансамбля скрипачей с ф-но. (сост. Э.В. Пудовочкин). С.-П.2004

«Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей 4-7 ступени. Концерты для двух скрипок с ф-но. С-Пб, 2001

«Скрипичная азбука». Сост. Гуревич Л., Зимина Н. т. 2, М., 1998

Скрипичные ансамбли (мл. и ср. кл. ДМШ). Муз. издательство «Нота». С.-П.2004

«Светлячок» - пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. (1 ступень). Сост. Э. В. Пудовочкин. Издат. «Композитор» С.-П. 2005

Скрипичные пьесы из цикла «Любимые мелодии» Л. Смирнова. Ростов-на-Дону 2010

 «Сыграем вместе» пьесы для ансамбля скрипачей. Ж. Металлиди. Композитор. С-П., 2001

Три концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Г. Портнов. Композитор. С-П., 2005

Транскрипции. Пьесы для ансамбля скрипачей. А. Неволович. Композитор. С-П., 2002

Транскрипции знаменитых скрипачей для ансамбля. Сост. С.Шальман. Композитор. С-П., 1998

Транскипции Ю. Фалика для ансамбля скрипачей. Композитор. С-П., 1999

 «Шире круг» Популярные произведения для ансамбля скрипачей. Н. Нежинская. Композитор. С-П., 2002

Щукина О. «Ансамбль скрипачей с азов». Вып. I. С-П. 2007

Щукина О. «Ансамбль скрипачей с азов». Вып. II. С-П. 2007

«Элегия» - сборник пьес кантиленного характера для скрипки и ф-но. Северск. 2011

«Юный скрипач» № 1. Раздел «Ансамбли». М. М.,1962

«Юный скрипач» № 2. Раздел «Ансамбли». М. М.,1970

«Юный скрипач»  № 3. Раздел «Ансамбли». М., 1992

Список нотных изданий

Виолончель

Альбом пьес для юных виолончелистов. М., «Сов. композитор», 1985

Альбом виолончелиста-любителя. Ред. А. Бедницкого. Вып.1. М.1967

Альбом виолончелиста-любителя. Ред. А. Бедницкого. Вып.2. М.1970

Ансамбли для виолончелей. Перелож. Н. Новицкого, Б. Шеломова. М. «Музыка», 1965

Айвазян А. Сборник лёгких переложений в сопровождении второй виолончели. М. «Музыка»,1968

Артёмов В. Ансамбли виолончелей. М. «Музыка», 2004

Бах И.С. Пьесы. Сост. Ю. Челкаускас. М., 1978

Боккерини Л. Менуэт соль мажор. Перелож .для ансамбля виолончелей. М., 1983

Виолончельная музыка для юношества. Вып 1. М. «Музыка»,1985

Виолончельная музыка для юношества. Вып 2. М. «Музыка»,1987

Виолончельная музыка для юношества. Вып 3. М. «Музыка»,1989

Гречанинов А. «Ранним утром».Сборник пьес для ансамбля виолончелей.перелож. Л. Гинзбурга. М.-Л. , 1951

Десять пьес в переложении для двух виолончелей, скрипки и ф-но. «Классика», 2003

Десять детских пьес для двух виолончелей. М. «Музыка», 2004

Ефремова Л. Сборник пьес для ансамбля виолончелистов. Вып.1. М., 1978

Ефремова Л. Сборник пьес для ансамбля виолончелистов. Вып.2. М., 1979

Ефремова Л. Пьесы для ансамбля виолончелистов. Вып.1. СПб, 2003

Ефремова Л. Пьесы для ансамбля виолончелистов. Вып.2.СПб., 2004

Играем вместе. Популярные произведения для виолончельных ансамблей. М., 2002

Избранные пьесы для старших классов ДМШ. Ред. Т. Мчеделова. М., 1969

Моцарт И.С. Альбом пьес. Перелож. Для двух виолончелей. М., 2002

Педагогический репертуар. Хрестоматия для 3 класса ДМШ. Пьесы, ансамбли для виолончелистов. М., «Музыка», 1974

Педагогический репертуар для виолончелей. 1-2 классы. Ансамбли. М.,1982

Педагогический репертуар для виолончелей. 3-5 классы. Ансамбли. М.,1958

Педагогический репертуар для виолончелей. 1-7 классы. Ансамбли. М., 1980

Педагогический репертуар для виолончелей. Старшие классы. Ансамбли. М., 1955

Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели. Ансамбли. Сост. И. Волчков. М., 1975

 Пьесы. Сост. А. Стогорский. Вып.1. (1-4 классы). Ансамбли. М. , 1963

Пьесы. Сост. А. Стогорский. Вып.2. (5-7 классы). Ансамбли. М. , 1964

Пьесы. Сост. А. Стогорский. Вып.3. Ансамбли. М. , 1963

Пьесы. Сост. А. Стогорский. Вып.4. Ансамбли. М. , 1964

Пьесы. Сост. А. Стогорский. Вып.5. Ансамбли. М. , 1964

Пьесы для виолончели и ф-но. Ансамбли.М., 1958

Пьесы «На бис» Для ансамблей виолончелей. Тетр. 1. СПб, 2004

Пьесы «На бис» Для ансамблей виолончелей. Тетр. 2. СПб, 2004

Пьесы старинных авторов для ансамбля виолончелей. М. , 1937

Пьесы русских композиторов для ансамбля виолончелистов. М., «Кифара», 2001

Пьесы зарубежных композиторов 19 века в переложении для ансамбля виолончелистов. Сост. Р. Сапожников. М. 1975

Пьесы грузинских композиторов. Сост. И. Чаишвили. М., 1974

Русская виолончельная музыка. Вып.1. Ансамбли. Сост. В. Тонха. М.,1977

Русская виолончельная музыка. Вып.2. Ансамбли. Сост. В. Тонха. М., 1978

Русская виолончельная музыка. Вып.3. Ансамбли. Сост. В. Тонха. М., 1979

Русская виолончельная музыка. Вып.4. Ансамбли. Сост. В. Тонха. М., 1980

Русская виолончельная музыка. Вып.7. Ансамбли. Сост. В. Тонха. М., 1983

Сапожников. Школа игры на виолончели. Ансамбли. М. «Музыка», 1955

Сборник пьес для четырёх виолончелей. Ред. С. Асламазян. М. «Музыка»,1953

Сборник пьес «Музыка отдыха». Сост. Я. Смолянский. М., 1954

Хрестоматия для виолончели 1-2 классы. Ансамбли. М. «Музыка», 1977

Хрестоматия для виолончели 3 класс. Ансамбли. М. «Музыка», 1974

Хрестоматия для виолончели 3-4 класс. Ансамбли. М. «Музыка», 1988

Хрестоматия для виолончели 5 класс. Ансамбли. М. «Музыка», 1990

Хрестоматия для виолончели 6 класс. Ансамбли. М. «Музыка», 1991

Хрестоматия для виолончели 7 класс. Ансамбли. М. «Музыка», 1992

Хрестоматия для виолончели под ред. Р. Сапожникова. М. «Музыка»,1961

Чайковский П. 15 пьес из «Детского альбома» в переложении для ансамбля виолончелистов П. Багрянова. М.-Л., 1950

Шостакович Д. Пьесы для виолончели. Перелож. Л. Атовмян. М., 1962

Список методической литературы

Берлянчик М. «Основы воспитания начинающего скрипача». СПб., 2000.

Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования. Педагогика и исполнительство. М., 1996

Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. Искусство в школе. М., 1998

Гертович Р. Оркестр в ДМШ: вопросы организации руководства. М., «Музыка», 1986

Готлиб А.Д. «Основы ансамблевой техники». М.М.1971.

Готсдинер А.П. «Психологические особенности подросткового возраста» М., М. 1981.

Зеленин В.М. «Работа в классе ансамбля» Минск,1979.

Зыбцев А. Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля. М.М.1980.

Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Ред. К. Аджемов. М., 1979

Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. М., 1981

Меневич Р.И. «В классе скрипичного ансамбля» (из опыта воспитательной работы) С-П., 1981

Морозюк Э.Н. «Формирование ансамбля скрипачей». М., 2004.

Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив. Некоторые аспекты работы на примере ансамбля скрипачей. М., 1986

Петрушин В.И. «Музыкальная психология» М., ВЛАДОС 1997.

Пудовочкин Э.В. «Комплексное развитие скрипача в подготовительной группе». Омск 1991.

Свирская Т. «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля (вопросы музыкальной педагогики). М.,1980.

Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. М., 1985

Третьяченко В. «О воспитании навыков ансамблевого исполнительства в ДМШ и ДШИ». Томск 1987.

Турчанинова Г.П. «Организация работы скрипичного ансамбля» (вопросы музыкальной педагогики). М.,1980.

Шевцова Т. О повышении интереса к обучению в оркестровом классе. Газета «Ключ», 1994              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.

Ансамбль  -   адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....

Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.

Данная рабочая программа полезна  для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9  А.В. Погорелов" ...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.

Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...