Овладение социальными ролями через изучение фольклора
консультация ( класс) на тему

Петровская Ирина Васильевна

О фольклоре, как школе социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков овладения различными социальными ролями через изучение русского фольклора

 .

  Русский народный фольклор — это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.     Фольклор — источник нравственного, эстетического, трудового, художест-венного воспитания. Через исполнение и знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

   В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

 Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть. В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

 Занятия в фольклорном ансамбле дают знания об истоках народного творчества, развивают художественно- образное мышление, обеспечивают передачу эстетических, нравственных, трудовых идеалов через песни, игры, сказки. Фольклор, как школа социального опыта даёт возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа..

    Народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой.

   Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои  недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор неоценим.

Воспитание на примере своих предков формирует у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, формируют правильное представление о родительских обязанностях. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве.

   Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного воспитания полоролевой социализации дошкольников и младших школьников.В фольклорной игре, в обрядовом действии формируются навыки овладения различными социальными ролями. Ребенок поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их. Участвуя в совместной деятельности, он осваивает новый ее вид, в котором нет оценок. Ребенок занимается самоценной творческой деятельностью, которую педагог организует как целенаправленное психологическое воздействие.
В ходе изучения фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах межполового общения, о способах невербального общения, технике преодоления страха, способах освобождения от давящего чувства вины, тревоги.
В ходе творческого воссоздания формул игр, танцев, фрагментов обрядов дети примеряют к себе различные роли. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. Дети не просто приобретают навыки социального взаимодействия, но и в ходе импровизаций получают возможность репетирования этих навыков и закрепления их.
Особенностями фольклора являются вариативность, импровизационность воссоздание формулы, что позволяет достаточное число раз репетировать различные формы поведения без опасения превратить процесс в механическое повторение.
Сказки и былины играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев.
Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.
В сказках «Иван–царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие.
Основная идея
былин героического цикла – защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине.
Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных и былинных персонажах.
Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации:

  • терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;
  • силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
  • уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;
  • любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины;
  • Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами), так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т.д.

С помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости.
Так, анализ текстовых фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется как:

  • красивая (красная);
  • приветливая (приветная);
  • разумная.

Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.
Мальчик определяется как:

  • сильный;
  • смелый;
  • разумный;
  • защитник (или завоеватель).

Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную.
Особое место в полоролевом воспитании занимают
пестушки, потешки и колыбельные песни, которые являются средством формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек.
Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, в народе ими дорожили. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно качать, баюкать, усыплять. Этот урок не простая забава матери с ребенком, он не пропадет даром. Мать своим врожденным чутьем понимала, что для дитя нужны именно песни: умиротворяющие, светлые и монотонные. В них отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного.
Колыбельные – это русло начального воспитания мальчика и девочки. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в игровой деятельности, несомненно, способствует воспитанию у детей специфических черт характера. Ведь, как точно об этом подметил А.М.Горький «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
Посиделки – это явление, представляющее собой совместное проведение досугового времени, в течение которого присутствующие общаются друг с другом, в том числе посредством игр, пения и танцев.
Они помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети практически примеряют на себя различные роли.
Пословицы и поговорки отражают народное воззрение на воспитание. Короткие, но глубокие по своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.
«Семья вместе - душа на месте».
«Где любовь да совет, там горя нет».
«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».
«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец».
«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою».
«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье».
Таким образом, использование фольклора в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем.
Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества и формируют полоролевую социализацию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место фольклора в системе музыкального образования Санкт-Петербурга

В статье рассматривается вопрос о возможности использования в обучении аутенчиного материала; о стилизации; о взаимосвязи фольклора с календарными праздниками; связь фольклора с русской классикой....

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Воспитание духовности дошкольников Через русский фольклор

\s   Воспитание духовности дошкольниковЧерез русский фольклор  У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, п...

Социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие детей с ОВЗ через изучение русского народного творчества

В статье представлен опыт работы по реализации исследовательско-творческого  проекта  в  рамках работы дошкольной группы  с  участием родителей как полноценных и активных учас...

Роль социальных сетей в изучении иностранного языка

Как на уроке можно использовать повальное увлечение учащихся социальными сетями....

"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"

Доклад содержит материал об использовании фольклора на уроках музыки,для развития креативного мышления, из опыта работы учителя....