«Развитие логического мышления учащихся подросткового возраста
методическая разработка на тему

Круглова Ольга Николаевна

доклад на МО учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ

РМО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

 «Развитие логического мышления учащихся подросткового возраста

с помощью развивающих задач

 на уроках математики»

                                                    Подготовила:

                                                                                         учитель математики:

Круглова Ольга Николаевна

                                         Октябрь, 2014г.                                                

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е отвлеченно мыслить.

В начальной школе ученик должен овладеть умением учиться. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности начальных классах, в средних, обычно переходит в разряд неуспевающих.  Поэтому одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативности.

Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т.е при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный, теоретический материал.

Особенно  это проявляется на уроках математики.  Роль математики в развитии логического мышления исключительна велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе.  В ней высокий  уровень абстракции и в ней наиболее естественным  способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к частному. Но, очень часто дети приходят в среднее звено и не умеют мыслить.

Традиционные технологии, сколько бы их не усовершенствовали, не могут в настоящее время стать программой развития ребенка.

Современный учитель не должен быть просто информатором, а призван помогать ученику овладеть способами познания. Мне, например, будет обидно, если мой выпускник, выйдя из школы, скажет словами Николая Гладкова:

« А школа мало мне дала,

Там обучали только фразам,

А надо изучать дела, Затем, чтоб развивался разум…»

Теперь предмет математики для учителя – не цель научения, а средство овладения познавательной деятельностью, в которой задействованы творческий потенциал личностей и учителя, и ученика.

         Говоря об опыте своей работы в преподавании математики, я отмечу огромную роль психолого – педагогических знаний, которые я получила, обучаясь на факультете психологии. Ориентация на личность в обучении и воспитании побудила меня как учителя математики и как психолога на выявление мыслительной деятельности учащихся. Используя разнообразные методики для оценки творческого потенциала, логического мышления и т.д. я получила разностороннюю информацию о способностях и деятельности каждого ученика, задалась целью повысить способность учащихся четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

       Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к ясному мышлению и четкой, логически совершенной речи.

       Целенаправленная работа по развитию логического мышления учащихся ведется мною на уроках и в кружковой работе.

       Необходимость такой работы подтверждают введенные в базовый ЕГЭ задания на логику.

Итак, мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса.

Наиболее эффективным средством развития логического мышления является систематическое решение учащимися творческих задач.

    Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, то есть решение задач способствует развитию логического мышления.

Задача – это начало, исходное звено познавательного,  поискового логического процесса. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления, задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.

    За время моей работы в школе наблюдалось снижение  познавательного интереса к урокам математики,  уровня успеваемости  учащихся, обусловленного недостаточно развитым мышлением, недостаточное развитие математической речи и вычислительных навыков у обучающихся., развития одаренных  детей. Поэтому стало необходимым разнообразить методы обучения, активизировать  познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Развивающие задачи  - отличный инструмент для такого развития, они дают возможность включить в активную работу всех учащихся, развить самостоятельность, познавательный интерес, формируют математический стиль мышления, развивают способности детей.

Изложенные выше факты определили тему моей работы «Развитие логического мышления учащихся с помощью развивающих задач на уроках математики».

Я предположила, что развитие логического мышления на уроках математики, повышение уровня знаний у учащихся может быть достигнуто, если:

  1. создать систему развивающих заданий;
  2. использовать широкий спектр  проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат;
  3. научить детей самостоятельно мыслить, логически рассуждать, вести поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения, выводы.

Моя работа включает в себя следующие этапы:

  1. Изучение и систематизация знаний о развитии логического мышления учащихся.
  2. Выполнение практической части, внедрение в урочный процесс различных видов развивающих задач, выяснение причин успешности и неуспешности обучения школьников решению нестандартных задач.
  3. Разработка системы развивающих упражнений, коррекция приемов, методов, отслеживание результатов с помощью наблюдения, анкетирования.
  4. Систематизация и обобщение результатов, а также их апробация в учебном процессе.

        Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения  учебного материала. Основная работа по развитию логического мышления должна вестись при решении задач.  Эффективность обучения школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий.

Во-первых, задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.

Во-вторых, необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность при поиске решения задач, дать им возможность пройти до конца по неверному пути, чтобы убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.

В-третьих, нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы и общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.

 Для осуществления формирования  логического мышления учащихся   можно использовать  систему  развивающих заданий по темам:

  • Аналогия
  • Исключение лишнего
  • Классификация
  • Логические задачи
  • Задачи с геометрическим содержанием
  • Задачи «на переливание»
  • Задачи – шутки
  • Ребусы и кросснамберы
  • Занимательные задания.

Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, т.к. эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки. Такие как:

  1. Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с половиной палок?
  2. Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6?
  3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?

Задачи на переливание, логические задачи, ребусы учат школьников рассуждать, формируют математический стиль мышления, такие как:

  1. В первый сосуд входит 10 литров воды. Как, используя ещё два пустых сосуда по 5 и 7 литров, разделить воду на две части?
  2. Наташа произнесла истинное утверждение. Лена повторила его дословно и оно стало ложным. Что сказала Наташа?

Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы  для формирования пространственных умений школьников, на расширение кругозора. Например:

  1. Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей частью были: а) шестиугольник, б) четырехугольник, в) отрезок, г) точка.
  2. Разрезать квадрат на две равные фигуры (10 способов)

Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению. Например:

  1. Продолжить ряд: 1, 5, 13, 29, …  ( 7, 19, 37, 61, … ).
  2. Уменьшаемое – разность,  множитель - …?
  3. Исключить лишнее:  см,  дм,  м2,  км.

При  использований данной системы развивающих заданий на своих уроках я учитываю следующее:

  1. выбранные задания должны быть посильными для детей;
  2. задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления;
  3. если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
  4. ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
  5. если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.

Также одним из средств активизации мыслительной деятельности, внимания, умственного развития является игра. Игра помогает школьникам  раскрепостить воображение, развивает наблюдательность, смекалку,  логическое мышление и интеллект. Ученик испытывает удовольствие от игры. Поэтому на своих уроках я применяю такие  игры, как:

-  «Магический квадрат»

- «Индивидуальное лото»

-  Игра «Кто быстрей?»

- Игра «Не зевать! Отвечай сразу» и т. д.

Обучая ребенка логичности мышления, учитель должен использовать естественный логический язык мышления. Опыт российских учителей я считаю очень ценным и предлагаю примеры заданий, которые гармонично вписываются в урок математики.

 Поиск различных  признаков  предмета:

  • Прочитай по-разному выражение 17-6 (17 уменьшили на 6; разность чисел 17 и 6; из 17 вычесть 6).
  • Расскажи, что ты знаешь о числе 543. (Это число трехзначное; оно записано цифрами 5, 4, 3;  в нем 543 единицы и т.д)
  • Сколько углов, сторон и вершин у шестиугольника?

         Задания, направленные на развитие умения сравнивать:

  • Чем похожи между собой все числа 30, 50, 80, 10 (разрядные десятки)
  • В чем сходство и различие выражений 8+4 и 8-4; 5*6 и 6*5.
  • Текстов задач:

Саша поймал 3 окуня, а Витя – 9. На сколько больше поймал окуней Витя, чем Саша?

Саша поймал 3 окуня, а Витя – 9. Во сколько раз больше поймал окуней Витя, чем Саша?

            Задания, направленные на умение выделять существенные признаки предметов:

  • Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.

40+х>56                65-5=60                90-х=42

69-х-9=40                49-9<80                х-9=10

  • Разбейте данные выражения на группы по какому-то признаку: 7+9, 12+3, 23-17, 24+6, 13-8, 9-7, 5+13, 8+7, 34-12

              Задания, направленные на развитие умения обобщать:

  • Сравни выражения, найди общее в полученных  неравенствах и сделай соответствующие выводы:

4+3….4*3                                5+2….5*2

5+4…5*4                                6+3…6*3

  • Найди сумму. Сравни ее  с каждым слагаемым. Сделай соответствующий вывод.

Слагаемое

1

2

3

4

5

6

7

Слагаемое

3

3

3

3

3

3

3

Сумма

        

        Постановка различных заданий к данному математическому объекту:

  • К концу учебного года у Ани осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и 7 чистых листов в тетради по математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.
  • В коробке было 9 фломастеров. Когда из коробки взяли несколько фломастеров, В ней осталось 5. сколько фломастеров взяли. Составь краткую запись и начерти схему к задаче.

Развитие логического мышления у школьников возможно только при формировании всех его операций. При систематическом включении в процесс обучения логических упражнений дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми понятиями. В  школьном возрасте мышление является доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических процессов.  

В этот период школьное обучение должно строиться таким образом, чтобы словесно-логическое мышление получало преимущественное развитие. Актуальность проблемы развития логического мышления подтверждается активным внедрением в современную школу различных типов развивающего обучения. Широко известны авторские системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Система развивающих заданий

Аналогия

Аналогия – это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.

Например:

1.уменьшаемое – разность, множитель - …?

2.продолжите ряд: 1, 5, 13, 29, …

7, 19, 37, 61, …

Исключение лишнего

В каждой задаче этой серии указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.

Например,

1.Сумма, разность, множитель, частное

2.9, 12, 8, 15

3.см, дм, м2, км.

В худшем случае

Это прием решения задачи, где для доказательства какого-либо утверждения можно рассмотреть самый неудобный, худший случай, в котором утверждение выполняется. Если мы докажем утверждение для худшего случая, то тем более оно будет верно и в остальных случаях. Главное – правильно определить этот худший случай.

Например:

1.В классе 37 человек. Докажите, что среди них найдутся четыре человека, родившиеся в один и тот же месяц.

2.Есть три ключа от трех замков. Какое наименьшее количество проб нужно осуществить, чтобы подобрать ключи к замкам?

Классификация

Классификация – это общепознавательный прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества (классы). Число таких подмножеств, а также их состав зависит от основания классификации (т.е. признака, существенного для данных объектов), которое может принимать различные значения.

Например:

Что объединяет слова длина, площадь, масса? Какое слово к ним подходит: секунда, центнер, величина, метр?

Логические задачи

Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.

Например:

1.Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?

2.Наташа произнесла истинное утверждение. Лена повторила его дословно и оно стало ложным. Что сказала Наташа?

Перебор

Сущность этого приема заключается в проведении организованного разбора и анализа всех случаев, которые потенциально возможны в ситуации, описанной в задаче.

Например:

1. Сколько имеется двузначных чисел, у которых среди цифр есть хотя бы одна пятерка?

2. В числе 48352 зачеркните такие две цифры, чтобы число, образованное оставшимися цифрами в том же порядке было наибольшим (наименьшим).

Задачи с геометрическим содержанием

1.Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей частью были: а) шестиугольник; б) пятиугольник; в) четырехугольник; г) отрезок; д) точка.

2.Разрезать квадрат на две равные фигуры (10 способов).

3.Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом распилили на 27 одинаковых кубиков. Сколько кубиков имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани? Сколько кубиков не окрашено?

Задачи на переливание

1.В первый сосуд входит 10 литров воды. Как, используя еще два пустых сосуда по 5 и 7 литров, разделить воду на две части?

2. Восьмилитровый бидон наполнен водой. Как с помощью трехлитровой и пятилитровой банок отлить 1л воды?

Задачи-шутки

1.Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он на самом деле стоит. Сколько стоит гусь?

2.Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с половиной палок?

3.Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6?

4.Один поезд отправляется из Москвы в Пермь, одновременно с ним выходит поезд из Перми в Москву, скорость которого в два раза больше. Какой из поездов в момент встречи будет находиться дальше от Москвы?

5.Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?

Занимательные задачи

1.Чему равно произведение -109*(-108)*…107*108?

2.Чему равна сумма -65+ (-64)+(-63)+…+64+65+66?

3.Вдоль всей траектории забега поставили 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через три минуты. За сколько минут он пробежит весь путь? (Скорость спортсмена считать постоянной).

Ещё задачи:

1.Приведите примеры геометрических понятий, которые выражаются: а) одним словом, б) двумя словами, в) тремя словами.

Ответ: а) квадрат; б) тупоугольный треугольник; в) средняя линия трапеции.

2. Перечислите известные вам свойства прямой. Укажите не менее четырех свойств.

Ответ: Прямая не замкнута, бесконечна, делит плоскость, в которой она лежит, на две части, определяется любыми двумя своими точками.

3. Найдите геометрические свойства, общие для прямой и окружности.

Ответ. Прямая и окружность делят плоскость, в которой они лежат, на две части. Прямая и окружность являются линиями постоянной кривизны.

4. Укажите свойства:

а) присущие всем треугольникам (основные, или необходимые свойства);

б) только некоторым треугольникам;

в) свойства, не принадлежащие ни одному треугольнику (противоречивые свойства).

Ответ:

а) во всяком треугольнике сумма углов равна 180˚;

б) только некоторые треугольники имеют равные стороны;

в) треугольник не может иметь двух прямых углов.

Так как в школьный курс математики введен раздел «Комбинаторика», необходимо в план урока включать задачи такого типа:

В чем различие следующих предложений:

1) на спектакле присутствовали все учащиеся нашего класса;

2) на спектакле присутствовали учащиеся нашего класса;

3) на спектакле присутствовали только учащиеся нашего класса;

4) на спектакле присутствовали только некоторые учащиеся нашего класса;

5) каждый учащийся нашего класса присутствовал на спектакле?

Ответ: 1) на спектакле могли присутствовать также и учащиеся других классов;

2) на спектакле могли присутствовать не все учащиеся данного класса;

3) учащиеся других классов не присутствовали на спектакле;

4) некоторые учащиеся данного класса не присутствовали на спектакле;

5) пятое и первое предложения равносильны.

Учителю необходимо обращать внимание и  на то, как отвечает ученик при решении таких задач. Речь ученика должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции.

Рассмотрим предложения, относительно которых имеет смысл говорить, что они являются истинными или ложными.

Проверьте, справедливы ли утверждения:

1) для того чтобы число делилось на 5, необходимо, чтобы оно

оканчивалось 0;

2) все равносторонние треугольники являются равнобедренными;

3) некоторые прямоугольные треугольники являются равнобедренными;

4) произведение двух чисел равно нулю, когда, по крайней мере, один из

множителей равен нулю.

Ответ. 1) предложение станет верным, если слово «необходимо» заменить

словом «достаточно»;

2) предложение верно;

3) предложение верно;

4) предложение верно.

Выполняя такие задания, учитель без труда определит, понял ли учащийся теоретический материал или предложенную задачу. Ученику необходимо показать в своем ответе не столько запоминание, сколько умение разбираться в структуре рассуждений. Учащийся должен знать, что опираясь на основные понятия, строятся рассуждения, из рассуждений строятся умозаключения, то есть доказательства.

Рассмотрим следующие примеры:

1) Как опровергнуть утверждение: «Если число делится на 5, то оно

оканчивается цифрой 5»?

Ответ: Указанием контрпримера. Например, 20, 100 и т. д.

2) Какое значение при доказательстве теорем имеет чертеж?

Ответ: Чертеж имеет лишь вспомогательное значение как «наглядное

пособие», иллюстрирующее наши рассуждения.

Подобные задания развивают у учащихся логическое мышление. Для того чтобы развивать творческие способности у учащихся, нужно, прежде всего научить учиться. Учителю необходимо постоянно приучать учеников мыслить самостоятельно, прививать им твердую привычку надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум.

И последнее. В своей работе придерживаюсь трех заповедей Пойа Д.:

1) Стараюсь научить своих учеников догадываться.

2) Стараюсь научить своих учеников доказывать.

3) Пользуюсь наводящими указаниями, но не стараюсь навязывать своего мнения насильно.

Именно на уроках математики ученик должен привыкать к краткой,

предельно четкой и логически отточенной речи.

    В результате работы над развитием логического мышления были выявлены следующие преимущества успешности применения системы развивающих заданий.  Учащиеся  лучше решают задачи:

- если вводятся решения задач,  поставленных играми;

- если работа имеет соревновательный характер;

-если перед обучающимися имеется красочный наглядный материал ( рисунки, схемы, слайды и т. д.);

- если присутствует тесная межпредметная связь  ( история, природоведение, география, литература ).

Трудности я вижу в том, что:

- у обучающихся слабо развита математическая речь, вычислительные навыки; зрительная и слуховая память;

- имеются пробелы в знаниях предыдущего материала;

- недостаточно развиты активность и самостоятельность.

Я предположила, что повышение уровня логического мышления, уровня знаний и интереса к математике может достигаться таким образом:

  1. Использованием на уроках исторического материала.
  2. Разнообразием развивающих задач, придающих  уроку своеобразный характер.
  3. Использованием  мультимедийной технологии, наглядных пособий.
  4. Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, контрольных работ, тестов и диктантов.
  5. Разнообразием домашнего задания.
  6. Установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в  производстве.

Для проверки результатов я использовала следующие методы:

  1. Наблюдение за работой обучающихся на уроке математики.

Цель: провести  наблюдение и выяснить на сколько дети активны , заинтересованы и умеют выражать свои мысли на уроках математики в одном классе в прошлом учебном году и в этом учебном году.

По результатам наблюдения можно сделать вывод, что обучающиеся на уроках становятся активнее, интерес к урокам математики  повышается,  дети умеют анализировать, обобщать, делают самостоятельные выводы по изученной теме, не боятся ошибиться.

  1. Анкетирование «Интерес к школьным предметам» обучающихся одного класса в начале прошлого года и в начале этого учебного года.

Например в 6 классе любят заниматься на уроках математики  всего 33% обучающихся. Я считаю это низкий уровень и поэтому поставила цель: повысить интерес обучающихся к урокам математики через систематическое решение на уроках нестандартных задач и осуществление межпредметной связи, в частности с историей, биологией и географией.

Результаты анкетирования проведенного в этом году (9 класс) показывают, что интерес обучающихся повысился на 19% .

  1. Сравнение качественной успеваемости по математике обучающихся одного класса в 6,7,8,9 классах.

Результаты показывают, что в прошлом 6 и 7 классе качественная успеваемость по математике была  примерно одинаковая, а в  начале 8 класса наблюдалось некоторое ухудшение(может из-за особенностей возраста, может из –за трудности материала?!), и очень радует, что на конец 1 четверти 9 класса качество по математике возросло.

  1. Определение уровня развития логического мышления обучающихся разным методикам

Цель: провести тестирование и определить уровень развития логического мышления каждого обучающегося.


Проведенная работа по формированию логического мышления у учащихся  позволяет сделать следующие выводы:

· логическое мышление развивается интенсивнее, если создавать на уроке атмосферу уважения, поощрять инициативу и стимулировать творчество учащихся;

· система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся.

Результативность. Система заданий является средством повышения уровня логического мышления учащихся, развивает интеллект. Повышается успеваемость учащихся, прививается интерес к предмету.

    Главным трудом ребенка является учеба. На уроке в школе он овладевают общим для всех набором знаний, умений и навыков, которыми первоначально владеет учитель. Внешне дети на уроках активны. Однако учитель не может проникнуть во внутренний мир всех детей, в мир детских мыслей на уроках.

      Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.

     Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по созданию математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка. Ведь творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

    Каждый учитель имеет своё представление о том, что такое творческая одарённость детей. Это представление у каждого из нас складывается на основе понимания творческой одарённости, из опыта общения с детьми, наблюдения за особенностями их развития.

Создание сказок – один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время это важное средство умственного развития. Если бы не составление сказок, то, возможно, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление – беспорядочным. Между творческим мышлением и словарным запасом учащегося существует прямая связь. Чем больше волнует ребенка слово, тем больше оно запоминается, поэтому многие сказки запоминаются детьми, как бы сами собой. От такого запоминания память не перегружается, а становится еще острее.

Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития…

Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить.

В.А. Сухомлинский

. Наше время – это время перемен и глобализации. Поэтому становится весьма важным, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые люди должны быть адаптированы к этому миру и умели и хотели думать

                                                  

Список литературы.

  1. Веденов. А.А.Моделирование элементов мышления. – М.: наука, 1988.
  2. Гайтшут А.Г. Математика в логических упражнениях. – Киев: Родная школа, 1995.
  3. Подгорецкая Н.А. Изучение процессов логического мышления. – МГУ, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...

Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов в процессе решения развивающих заданий

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного ...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий. Из опыта работы учителя математики Горбачёвой И. Н.     Интеллект человека, в первую очер...

Психологические аспекты развития логического мышления в подростковом возрасте

В данной работе представлена психолого-педагогические основы мышления, на какие виды они разделяются. отдельно описывается особенности логического мышления. И как происходит развитие мышления в подрос...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления,  приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе...