Методическая разработка занятия по робототехнике "Робот - исполнитель алгоритмов"
учебно-методический материал (5 класс)

Иванова Ольга Михайловна

Занятие по робототехнике для обучающихся 1 года обучения (4-5) классы. На занятии обучающиеся пробуют писать простейшие программы для роботов в среде NTX.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_robototehnike.doc252 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx681.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга

«Робот  – исполнитель алгоритмов»

учитель информатики и ИКТ

педагог дополнительного образования

Иванова Ольга Михайловна


Конспект занятия на тему: «Робот – исполнитель алгоритмов»

На уроках информатики обучающиеся изучают виды алгоритмов. Полученные знания они используют при программировании роботов на занятиях в ОДОД. На занятиях в детском объединении «Робототехника» воспитанники строят робота из конструктора LEGO Mindstorms 9797. Затем они составляют в среде программирования NXT-G программу, загружают ее в робота и демонстрируют ее выполнение.

Цель занятия:

  • систематизация знаний по теме «Алгоритмы»;
  •  закрепление понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма;
  •  развитие технического мышления с помощью конструктора LEGO Mindstorms 9797.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: 

  • Изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать с помощью среды программирования NXT-G

Регулятивные: 

  • Научиться программировать роботов с помощью среды программирования NXT-G.

Коммуникативные:

         - Развитие коммуникативных умений при работе в парах.

         - Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: практическая работа

Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедиа проектор, интерактивная доска, персональный компьютер (12 шт.), конструктор LEGO Mindstorms 9797 (12 шт.), в набор которого входят 431 элемент, включая программируемый блок управления NXT, датчики звука,  касания и освещенности.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Повторение теоретического материала (10 мин)
  3. Практическая работа: разработка алгоритма для робота (20 мин)
  4. Демонстрация итогов практической работы (8 мин)
  5. Рефлексия (3 мин)
  6. Подведение итогов занятия (2 мин)

Технологическая карта занятия

Этап урока

Время, мин

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организационный момент

2

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим программировать наших роботов. Цель нашего занятия сегодня: научить робота выполнять простейшие алгоритмы.

Повторение теоретического материала

10

Ф

Давайте вспомним, что вы проходили на уроках информатики.

Ответьте на мои вопросы:

  1. Для кого создаются алгоритмы?
  2. Кто такой исполнитель?

  1. Кто создает алгоритмы?
  2. Какие виды алгоритмов вы знаете?

Молодцы. Давайте теперь вспомним, чем они отличаются (демонстрируются слайды презентации)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

Для исполнителей

Человек, живое существо или устройство, которое выполняет алгоритм

Человек

  1. Линейные
  2. Разветвленные
  3. Циклические

Практическая работа: разработка алгоритма для робота

20

ИП

Теперь возьмите своих роботов и составьте для них 3 вида программ, чтобы они могли выполнять определенный алгоритм. Используйте следующие команды:

Педагог выдает обучающимся карточки с заданием.

Обучающиеся выполняют задания на карточках, выданных педагогом.

Демонстрация итогов практической работы

8

ИП

Ребята заканчивайте работу и давайте посмотрим, что у вас получилось.

Обучающиеся по очереди демонстрируют работу роботов

Рефлексия

3

Ф

Педагог раздает обучающимся карточки для работы в системе Plickers.

Ребята ответьте на мои вопросы, буква правильного ответа должна быть наверху.

  1. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
  2. Узнали ли вы что-то новое на занятии?
  3. Были ли у вас сложности сегодня при работе с роботом?

 Обучающиеся при помощи карточек отвечают на вопросы педагога.

Подведение итогов занятия

2

Спасибо всем за работу на занятии. Вы молодцы. Приводите свои рабочие места в порядок, роботов ставьте на свои места.

Обучающиеся убирают рабочие места.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


Приложение 1

Карточка с заданиями для программирования робота в системе NTX.

Задание 1: написать алгоритм, с помощью которого робот проедет вперед, остановится, проедет назад, и после паузы проедет вперед и остановится.

Задание 2: изменить созданный линейный алгоритм на циклический (задать количество повторений цикла).

Задание 3: Создать разветвляющийся алгоритм, использующий датчик звука. В случае громкой атмосферы в классе после включения робота он поедет вперед, в противном случае – назад и остановится:

                   

Приложение 2

Правильное выполнение заданий.

Задание 1. Правильный вариант программы:

Время движения вперед и назад в каждом отдельном случае будет разное.

Задание 2. Правильный вариант программы:

Задание 3. Перед включением робота начать шуметь или создать полную тишину.

Правильный вариант программы:

Список использованных текстовых и графических источников:

  1. Инструкция для работы с комплектом LEGO Mindstorms 9797
  2. Изображения из среды программирования NXT-G

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритмы Иванова Ольга Михайловна Учитель информатики, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Алгоритм О писание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Слайд 3

Исполнитель алгоритмов – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды

Слайд 4

Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие); Разветвляющийся алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) Виды алгоритмов:

Слайд 5

Блок «Движение» Начало алгоритма Блок «Мотор» Блок «Цикл» Блок «Переключатель», блок условия (в данном случае настроен на датчик звука) Блок «Ожидание» (Пауза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и электронная презетация урока "Алгоритм"(4 класс)

Урок разработан в соответствии с УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. В уроке исползован прием составления ментальной карты....

Методическая разработка занятия по теме "Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи"

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть с...

Методическая разработка на тему: «Работа исполнителя над музыкальным произведением»

В данной метод. разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением.Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студент...

Методическая разработка по информатике «Учебный исполнитель Робот на уроках информатики»

В данной методической разработке описано преподавание темы "Исполнитель Робот" для учащихся 6 класса...

Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей»

Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» для студентов 741 группы специальности 09.02.0...

Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»

Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»...

Методическая разработка "Решение задания 12 «Выполнение алгоритмов для исполнителя» ЕГЭ-2021 по информатике с помощью программы на PascalABC.Net (версия 3.8)

Для решения задания 12 по теме «Выполнение алгоритмов для исполнителя Редактор» можно использовать математический способ решения, а также написать программу на одном из языков программиров...