Главные вкладки

    Методическая разработка занятия по теме "Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи"
    методическая разработка (8 класс) на тему

    Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

    Задачи:

    1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

    2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

    3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

    4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

     

    Оборудование: 1. Компьютер.

                                2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение:   Презентация Power Point.

    Список литературы и интернет-ресурсов:

    • УМК  Н. Д. Угринович,
    • УМК Л. Л. Босовой,
    • УМК Н.В.Макаровой,
    • http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
    • http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл algoritmy.rar408.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О.:   Кузнецова И.А.

    Должность:   учитель информатики

    ОУ: ГБОУ СОШ №538

    Класс:  8

    Раздел программы: Информатика и ИКТ

    Тема урока: Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи.

    Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

    Задачи:

    1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

    2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

    3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

    4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование: 1. Компьютер.

                                2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение:   Презентация Power Point.

    Список литературы и интернет-ресурсов:

    • УМК  Н. Д. Угринович,
    • УМК Л. Л. Босовой,
    • УМК Н.В.Макаровой,
    • http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
    • http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник

    Ход урока

    1.Организационный момент

    Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ».

    2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

    Учитель: Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

    Учитель:  Как вы думаете, что такое «алгоритм»? Молодцы, ребята!

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Учитель: Итак, алгоритм - это последовательность действий, понятных исполнителю и направленных на решение поставленной задачи.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    • Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»

    Обмен мнениями.  

    Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

    Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

    • Сосчитайте число окон в своём доме.
    • Сосчитайте звёзды на небе.
    • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
    • Иди туда, не знаю куда.

         Принеси то, не знаю что.

    Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

    • Понятность.
    • Детерминированность (определённость). 
    • Дискретность (пошаговость).
    • Массовость.
    • Результативность. 

    Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов.

    1.Словесный.

    2. Графический.

    3. Табличный

    4. С помощью алгоритмического языка (программный)

    Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

     

    Начало и конец алгоритма

     

    Описание ввода и вывода данных

     

    Описание линейной последовательности команд

     

    Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

     

    Объявление переменных или ввод комментариев

    Учитель: Какие типы алгоритмов существуют?

    • Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
    • Разветвлённый (разветвляющийся) (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
    • Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.
    2. Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
    3.  Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
    4. Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
    5.  Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?
    6. (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел
    7.  Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

     Учитель: Информационная переменка (физминутка). 

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного,  разветвлённого, циклического алгоритмов.

    Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы.  

    5.Этап информации о домашнем задании.

    Учитель: Запишите домашнее задание: 

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса/ Н. В.Макарова, §12.1-12.2 (обязательно).

    2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

             

     Спасибо за урок! До свидания, ребята.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"

    Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....

    Методическая разработка занятия по джаз-танцу для подростков 14 - 18 лет: «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца»

    Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является...

    Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

    Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

    Урок в МЭШ. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

    Урок в МЭШ. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов....

    Методическая разработка занятия по теме «Определение органолептических показателей воды»

    Занятие направлено на формирование знаний, умений, навыков по определению органолептических показателей воды и значения их в определении качества воды....

    Методическая разработка занятия "Качество воды и ее потребительские свойства. Основные источники химического загрязнения водоемов"

    Ознакомление учащихся с потребительскими свойствами воды, основными источниками загрязнения водоемов...