Методическая разработка занятия по теме "Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи"
методическая разработка (8 класс) на тему

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

 

Оборудование: 1. Компьютер.

                            2. Мультимедийный проектор.

Оснащение:   Презентация Power Point.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  • УМК  Н. Д. Угринович,
  • УМК Л. Л. Босовой,
  • УМК Н.В.Макаровой,
  • http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
  • http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy.rar408.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:   Кузнецова И.А.

Должность:   учитель информатики

ОУ: ГБОУ СОШ №538

Класс:  8

Раздел программы: Информатика и ИКТ

Тема урока: Алгоритм. Определение, свойства, классификация, способы записи.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: 1. Компьютер.

                            2. Мультимедийный проектор.

Оснащение:   Презентация Power Point.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  • УМК  Н. Д. Угринович,
  • УМК Л. Л. Босовой,
  • УМК Н.В.Макаровой,
  • http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
  • http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ».

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Учитель:  Как вы думаете, что такое «алгоритм»? Молодцы, ребята!

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Итак, алгоритм - это последовательность действий, понятных исполнителю и направленных на решение поставленной задачи.

Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

  • Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»

Обмен мнениями.  

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

  • Сосчитайте число окон в своём доме.
  • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
  • Иди туда, не знаю куда.

     Принеси то, не знаю что.

Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Понятность.
  • Детерминированность (определённость). 
  • Дискретность (пошаговость).
  • Массовость.
  • Результативность. 

Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов.

1.Словесный.

2. Графический.

3. Табличный

4. С помощью алгоритмического языка (программный)

Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

 

Начало и конец алгоритма

 

Описание ввода и вывода данных

 

Описание линейной последовательности команд

 

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

 

Объявление переменных или ввод комментариев

Учитель: Какие типы алгоритмов существуют?

  • Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
  • Разветвлённый (разветвляющийся) (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
  • Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.

4.Этап закрепления знаний.

4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

Примерные вопросы:

  1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.
  2. Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
  3.  Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
  4. Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
  5.  Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?
  6. (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел
  7.  Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

 Учитель: Информационная переменка (физминутка). 

4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного,  разветвлённого, циклического алгоритмов.

Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы.  

5.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание: 

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса/ Н. В.Макарова, §12.1-12.2 (обязательно).

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

         

 Спасибо за урок! До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Урок в МЭШ. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Урок в МЭШ. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов....

Методическая разработка занятия по теме «Определение органолептических показателей воды»

Занятие направлено на формирование знаний, умений, навыков по определению органолептических показателей воды и значения их в определении качества воды....

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»

Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...

Методическая разработка занятия "Определение на ощупь"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия в рамках работы «Точка Роста» « Определение кислотности продуктов питания ( фруктов)»

Данное занятие разработано в рамках работы «Точка Роста» и рассчитано на обучающихся 8-10 классов. В рамках занятия обучающиеся знакомятся со способами определения кислотности, методикой п...