Методическая разработка занятия "Определение на ощупь"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_na_oshchup.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: 

  • развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;
  • совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;
  • воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию: для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».


Ход занятия.

Вводная часть.

Упражнение «Здороваемся ладошками».

Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте.


Основная часть.

Учитель: «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный мешочек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..».
Учитель кладёт каждому в ладонь мешочек  и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Учитель напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой мешочек. Учитель говорит:» А теперь опустите руку в  мешочек и исследуйте предмет, который находится внутри. Теперь достаньте его и сравните с вашими ощущениями.

  Игры с тактильными дощечка

Материал: тактильные дощечки.

        На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются  приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

        Используются такие приемы:

  1. Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).
  2. Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
  3. Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.
  4. Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)
  5. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
  6. Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.


Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

  • Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).
  • Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).
  • Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).
  • Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).
  • Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).
  • Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).
  • Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).
  • Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).
  • Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).
  • Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).
  • Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).

Весёлая переменка.

Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

- Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)

- Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).

- Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый, колючий.

Холодный, мокрый, тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный, зеленый, голубой.


Завершающая часть.

Рефлексия:

- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?

- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?

- Над чем надо поработать?

А теперь наш урок окончен, давайте каждый на прощание своим друзьям пожелает что‒то хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...