Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"
рабочая программа (11 класс) на тему

Апанасенко Татьяна Викторовна

В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obucheniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Школы подготовки вожатых

Пояснительная записка

Успех работы детского оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров.

Новосибирская область обладает мощным педагогическим потенциалом: учителя, педагоги дополнительного образования, студенты педагогического университета, педагогических колледжей, принимают активное участие в организации отдыха и занятости детей и подростков. Но сеть учреждений, участвующих в организации детского отдыха, постоянно расширяется. Это требует привлечения дополнительных педагогических кадров.

В связи с этим возникает проблема обеспечения детских оздоровительных лагерей профессиональными вожатыми, поэтому необходимо привлекать к работе летом студентов педагогических вузов и колледжей.

Студенчество и учащаяся молодёжь представляют собой особую категорию населения, организационно объединённую институтами высшего и профессионального образования. Можно отметить явную неоднородность этой части молодежи. С момента появления первых университетов студенчество складывалось и развивалось как социальная группа, отличающаяся более высоким образовательным уровнем, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости, и характеризующаяся более высокой социальной активностью.

Студенты и учащаяся молодёжь относятся к одной возрастной категории, которая определяется как пора юности. Этот возрастной этап связан не только с бурным интеллектуальным развитием личности и её профессиональной подготовкой, но, прежде всего, с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества, как целеустремлённость, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально- нравственные  мотивы  деятельности,  интерес  к  моральным   проблемам: ответственности, долгу, верности и т.п.

В то же время участие юношества в производительном труде o6щества рассматривается не только с точки зрения экономической значимости, с   позиций   воспитательной   ценности.   Этим   подчёркивается   некоторая промежуточность этого возраста, среднее положение между ребёнком и  взрослым. Кроме того, обучение в вузе многими юношами и девушек воспринимается, как возможность отсрочить окончательный профессиональный выбор, попробовать, "твоё это или нет".

Таким образом, реализуя программу профессиональной подготовки  к работе в ДОЛ, мы   решаем   такие   социальные       проблемы,       как:  

  • обеспечение  квалифицированными   педагогическими   кадрами   учреждений, которые занимаются организацией    отдыха и оздоровления детей и    подростков;  
  • создание условий  для вторичной занятости  учащейся молодежи в  летний период;
  • дополнительное  профессиональное  ориентирование молодежи

Ведущая идея создания школы подготовки вожатых - комплексная целевая психолого-педагогическая подготовка вожатых для работы в ДОЛ, обеспечивающая методически и технологически грамотный подход к реализации программ летнего отдыха.

   

Задачи Школы:

- овладение методикой организации жизни детей разного возраста в условиях оздоровительного учреждения;

- приобретение опыта деятельности члена педагогического коллектива оздоровительного  учреждения;

-овладение профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками, расширение социального опыта;

-знакомство на практике с передовыми педагогическими технологиями воспитательной и оздоровительной работы с детьми.

-организация вторичной занятости студентов в летний период.

Программа подготовки педагогических кадров для ДОЛ разработана с учётом принципа единства сознания и деятельности, согласно которому становление и развитие сознания тесно связано с той деятельностью, в которую включена развивающаяся личность. В связи с этим в программе особое внимание уделяется социально-ценным видам деятельности, которые направлены на формирование у современных студентов активной педагогической позиции и общественного самосознания.

Реализация программы работы со студенчеством и учащейся молодёжью строится на принципах комплексности и системности, которые предполагают интеграцию усилий различных государственных органов и молодёжных объединений, заинтересованных в кадровом педагогическом обеспечении. Интерактивными факторами при этом выступают единство целей, на которые направлена деятельность всех участников программы, и общность содержания деятельности. Управление по делам молодёжи Новосибирской области выступает центром этой системы и создаёт условия для её эффективного функционирования, обеспечивая связь между структурными компонентами.

Кроме того, принципы системности и комплексности требуют создания координационных структур разного уровня, каждая их которых обладает своими функциональными возможностями в организации и развитии содержания деятельности по работе со студенчеством и учащейся молодёжью.

В программе использованы материалы, подготовленные в разные годы преподавателями и студентами ФГБОУ ВПО «НГПУ»: Е.А. Белая, к.п.н., Б.А. Дейч, к.п.н.,  Н.В Кошман, к.п.н., Е.В. Лисецкая,  к.п.н., В.С. Пель, к.п.н.    

Содержание программы

Данная программа подготовки педагогических кадров включает в себя несколько блоков (при формировании логики построения используется технология подготовки вожатых Е.А. Левановой) :

теоретический;

учебно-практический;

технологический;

практико-ориентированный;

аналитический

Теоретический блок.

Цель: теоретическая подготовка студентов к организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

Задача: накопление психолого-педагогических и социально-педагогических  знаний и их систематизация.

Формы деятельности: лекции, семинары, моделирующие игры, самостоятельная работа с литературой.

Предполагаемый результат: формирование системы психолого-педагогических знаний, мотивационно-ценностного отношения к организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Учебно-практический блок.

Цель: закрепление  полученных умений и навыков по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

Задачи: накопление собственного педагогического опыта; укрепление социально-психологической адаптации  студентов и учащейся молодежи в профессиональной педагогической среде.

Формы работы: практикумы, лабораторные занятия, собственная работа студентов по организации взаимодействия с детьми и подростками на базе учреждений дополнительного образования.

Предполагаемый результат: накопление практического педагогического опыта по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи; формирование у студентов и учащейся молодежи  установки на практическую реализацию профессионально-педагогических знаний, умений и навыков.

Технологический блок.

Цель: формирование практических умений и навыков по  организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Задачи: знакомство с технологией организации отдыха, оздоровления и занятости детей и  подростков. Сформировать практическую направленность на организацию отдыха детей и подростков, социально-психологическое развитие детской личности.

Формы  работы: социально-психологические и личностно-ориентированные технологии подготовки, реализуемые в рамках семинара-тренинга; «пассивное»  наблюдение за поведением детей, подростков и молодежи; деловые и моделирующие игры.

Предполагаемый результат: расширение мотивов деятельности. Закрепление педагогической направленности. Укрепление и развитие качеств личности, необходимых для организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (лидерство, креативность, коммуникативность и др.). Овладение методами и формами организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Теоретическое  освоение технологии организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Практико-ориентированный блок.

Цель: адаптация  и погружение студентов в педагогически организованную среду.

Задачи:  апробация конструктивных способов взаимодействия в практической деятельности; овладение навыками педагогического взаимодействия.

Формы  работы: организация  праздников и досуговых программ с детьми и подростками на базе школ, учреждений дополнительного образования, муниципальных подростковых клубов в весенний каникулярный период. Инструктивный сбор, позволяющий  использовать формы  КТД,  игровые занятия, творческие лаборатории и т.д. Практическая деятельность в качестве вожатых, педагогов, руководителей кружков в детских оздоровительных центрах НСО, лагерях дневного пребывания при школах и учреждениях дополнительного  образования.

Предполагаемый результат: адаптация студентов к новым условиям жизнедеятельности и освоения профессии, закрепление механизмов саморегуляции. Формирование установки на активное взаимодействие с детьми,  подростками  и коллегами в условиях  временного  детского объединения.

Аналитический блок.

Цель: проанализировать результативность педагогической деятельности по организации отдыха, оздоровления и занятости детей,  подростков и молодежи.

Задачи: обобщить полученные профессиональные знания, умения и навыки, определить дальнейшие пути совершенствования  профессионального мастерства в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Формы работы: итоговый творческий отчет, научно-практическая конференция, ведение педагогического дневника, составление аналитического отчета вожатской педагогической команды, итоговые анкетирование и тестирование.

Предполагаемый результат: создание и закрепление позитивного настроя  на дальнейшее участие в организации отдыха, оздоровления и занятости детей,  подростков и молодежи.

                              Предполагаемый  результат

Разнообразие форм и методов работы, заложенные в содержании программы, предоставляет  возможность студентам включиться в социально-значимые виды деятельности, организовывать свое свободное время на основе социально одобряемых  приоритетов. Реализация внутриличностного потенциала юношей и девушек будет способствовать осознанию значимости той деятельности,  которой они заняты (в том числе и получение высшего и профессионального образования). Информационная поддержка и тесное взаимодействие с общественностью позволит повысить статус  студентов и учащейся молодежи в нашем обществе, привлечет внимание  к  проблемам их трудоустройства, занятости, получения дополнительного профессионального образования.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тематика

Лекции

Практика

Тема 1. Вводное занятие: организация подготовки к работе в детском оздоровительном лагере

2

Тема 2. Возрастные особенности детей, отдыхающих в ДОЛ

2

Тема 3. Особенности создания временного детского коллектива. Самоуправление и соуправление в лагере

2

Тема 4. Методика организации смены в лагере. Методика коллективного воспитания

2

Тема 5. Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов и секций в лагерях

2

Тема 6. Программирование работы. Организация труда вожатого

5

Тема 7. Педагогическая карта отряда, подходы к работе с детьми разного возраста

3

Тема 8. Педагогический стиль вожатого

2

Тема 9. Модели организации жизнедеятельности детей в отряде

4

Тема 10. Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в лагере

10

Тема 11.Оздоровителньая направленность ДОЛ

6

Тема 12. Игровые технологии

16

Тема 13. Практикум по социально-педагогическому проектированию

5

Тема 14. Режиссура массовых мероприятий

5

Тема 15.  Вечерний огонек

12

 Итого:

24

54

Всего

78

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание воспитательной и оздоровительной работы с детьми

в летнем объединении.

Философия и педагогика каникул (термин Н. Крыловой)

Тема 1. Вводное занятие: организация подготовки к работе в детском оздоровительном лагере.

Особенности, задачи, формы подготовки к работе с детьми в лагере.

Организация работы школы. Тематика занятий. Структура занятий: лекционные  и практические.

 Преемственность в работе со школой, семьей, детскими общественными организациями, специфика лагеря гак учреждения дополнительного образования. Принципы работы. Функции летних объединений, приоритетные направления работы.

Особое внимание уделяется особенности деятельности лагеря как многопрофильного учреждения дополнительного образования, и его воспитательных возможностей.

Тема 2. Возрастные особенности детей, отдыхающих в ДОЛ

Дошкольный возраст. Физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики. Развитие познавательных процессов. Эгоцентризм мышления.
Развитие личности в дошкольном возрасте. Осознание эмоций, развитие самоконтроля, развитие произвольности. Игра, развитие игровой деятельности, и ее значение для психического развития ребенка.
 Младший школьный возраст. Физическая форма и предупреждение травм. Когнитивное развитие. Развитие логического мышления
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Общение со сверстниками и учителями, воспитание в семье. Развитие личности в младшем школьном возрасте: формирование мотивации достижений, развитие трудолюбия, организованности и самостоятельности, становление самооценки.
Психология подросткового возраста. Культурно-историческкие предпосылки выделения подросткового возраста. Когнитивное развитие: развитие абстрактного мышления и метапознания. Особенности общения в подростковом возрасте: построение новых отношений с родителями. Развитие личности подростка. Основные закономерности развития самосознания в подростковом возрасте. Появление чувства взрослости, ориентации на сверстников. . Психология юношеского возраста.Проблема самоопределения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение. Поиск смысла жизни. Становление идентичности, жизненных целей, системы ценностей.

Тема 3. Особенности создания временного детского коллектива. Самоуправление и соуправление в лагере

Понятие о временном детском коллективе. Его психологические особенности: сборность, автономность, динамизм внутриколлективных отношений, интенсивность общения, особые и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципов взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Соуправление. Творческие формы организации детского самоуправления.

Тема 4. Методика организации смены в лагере. Методика коллективного воспитания

Содержание работы оздоровительного, профильного лагеря в разнообразной коллективной деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы. Создание и развитие традиций.

Три периода смены – организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Организационный период. Адаптация детей к жизни лагеря, знакомство, создание временных детских коллективов, организационные сборы отрядов, лагеря; коллективное планирование, «Путешествие по службам лагеря», «огоньки» знакомств, запись в творческие объединения, секции, праздники творчества, «Эстафета лета», другие формы включения детей и подростков в активную жизнь.

Основной период. Коллективная организация дел в отряде, взаимодействие отрядов. Роль органов самоуправления (постоянных и временных) в организации жизни лагеря. Коллективно-организаторская деятельность. Содержание, формы и методы основных видов воспитательной деятельности лагеря, их взаимодействие. Социальная деятельность, связь с близлежащими населенными пунктами.

Самообслуживающий и производительный труд. Создание творческих мастерских,  лагерных «бюро добрых услуг».

Познавательная деятельность по расширению кругозора учащихся, изучение исторических, трудовых и художественных памятников, культурно-исторических традиций своего региона. Физкультурно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность. Создание условий для художественного творчества детей, эстетики быта, развития эстетического вкуе, культуры поведения и взаимоотношений.

Экологическая и природоохранительная деятельность. Создание экологических карт, троп, «зеленых» патрулей. Оборудование на территории лагеря сада, огорода, теплицы и других объектов.

Заключительный период. Организация деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену. Использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений. Прощальные костры, «огоньки». Формы поощрения.

Тема 5. Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов и секций в лагерях.

Задачи летних объединений по развитию интересов и способностей детей и подростков. Формы и методы изучения интересов ребят, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Виды, формы и порядок создания творческих объединений. Методика работы инструктое, вожатого, руководителя кружка, сочетающая массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности.

Ознакомление с программами творческих объединений, секций для летних лагерей. Методика подготовки программ для отрядов, кружков с учетом местных условий и базы летних лагерей.

Создание условий для музыкальных занятий воспитанников, организации спортивных школ, объединений дополнительного образования.

Подготовка в объединениях инструкторов, организаторов различных творческих дел в отряде. Методика организации клубных занятий. Формы и методы участия коллективов кружков и клубов в организации общих дел лагеря.

Виды и формы поощрения и стимулирования занятий подростков в объединениях дополнительного образования. Итоговые выставки, концерты, праздники и другие формы коллективного и индивидуального отчета.

Тема 6. Программирование работы. Организация труда вожатого.

Программирование работы, проектный метод разработки программ. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы

с детьми и подростками. Характеристика педагогического состава.

Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Воспитательные функции руководителей. Условия осуществления педагогического руководства детьми.

Рабочий день вожатых и педагогов: юридические нормы и требования. Ответственность за охрану здоровья и жизни детей.

Программа как средство реализации основных задач и путей их реализации в деятельности коллектива отряда. Структура и содержание программы работы педагогического коллектива на летний сезон. Общее и особенное в планах работы педагогов и детских коллективов. Программирование работы отрядов, клубов, творческих объединений. Обеспечение объектов для познавательной, трудовой и общественной деятельности. Программы тематических дней, недель, сюжетно-ролевых игр, работа туристской базы.

Особенности взаимодействия с коллегами по отряду: распределение обязанностей и функций, предъявление единых педагогических требований.

Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения. Особенности педагогической позиции руководителей в коллективах детей разного возраста. Союзники и помощники педагога и вожатого: взаимодействие с тренерами, инструкторами по физкультуре, плаванию, руководителями кружков.

Педагогический совет, производственное собрание, планерка, семинар. Режим работы и отдыха.

Педагогическая документация: списки отрядов, первичная характеристика, планы вожатого, педагога (на смену и на день), педагогический дневник, анализ смены, отчет о работе, методические разработки.

Быт и досуг членов педагогического отряда. Взаимодействие с другими членами педагогического коллектива и службами лагеря.

Тема 7. Педагогическая карта отряда, подходы к работе с детьми разного возраста.

Социально-педагогическая карта отряда. Как применять сведения о детях в воспитательном процессе. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. Учет возрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы  к работе с детьми разного возраста.

Тема 8. Педагогический стиль вожатого

Педагогическая этика. Педагогический стиль вожатого. Имидж педагога. Творческая личность вожатого- одно из условий успеха педагогичесе деятельности. Авторитет вожатого среди детей и взрослых. Творческое решение педагогических задач, выход из сложных социально-педагогических  ситуаций. Этикет на все случаи жизни.

Тема 9. Модели организации жизнедеятельности детей в отряде

Принципы моделирования организации жизнедеятельности детей в летнем объединении. Игровые модели: сюжетно-ролевые, имитационные, деловые. Проектно-исследовательские модели. Коммуникативные модели организации деятельности. Обзор передового педагогического опыта в организации летнего отдыха.

Тема 10. Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в лагере.

Психолого-педагогические особенности воспитания в летний период. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии, к самообслуживанию. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Психологический климат и благополучие во временном детском коллективе. Технологии формирования психо-социального здоровья ребенка, подростка, юноши. Методы изучения психолого-социальных способности и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности  детского коллектива.

Тема 11.Оздоровителньая направленность ДОЛ.

Взаимодействие оздоровительной и воспитательной  ни работы в лагере. Использование педагогики: гуманистический подход к детям, учет принципа природосообразности при конструировании оздоровительной программы, создание медико-педагогических и социально-бытовых условий

жизни коллектива, индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая создание комфортных условий для подростков. Организация жизни и деятельности детей и подростков по режиму: персональная организация режима питания, общественно полезного и производительного труда, самообслуживания, максимального пребывания детей на свежем воздухе, использование соответственных факторов природы, занятие физкультурой, спортом, туризмом, достаточная продолжительность сна. Организация рационального распорядка дня и лагерной смены, сочетающая разнообразие видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и возможностей практически здоровых детей.

Тема 12. Игровые технологии

Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в летнем лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки игр. Летняя игротека. Ее величество – игра (по материалам книг С. Шмакова). Игра – дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры.

Тема 13. Практикум по социально-педагогическому проектированию

Технология педагогического проектирования. Наполнение проекта содержанием: разработка исполняющей части, календарно-тематическое планирование.

Тема 14. Режиссура массовых мероприятий

Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми в условиях летнего лагеря. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т. Д. Нетрадиционные праздники в лагере.

Тема 15.   Методика организации  работы в отряде – вечерний огонек

Огонек как форма коллективного анализа дня. Огонек организационного периода. Тематические огоньки и этапы его проведения. Психолого-педагогическое значение огонька. Позиция педагога на огоньке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике""

Учебно-методическое и материально–техническое обеспечениеобразовательного процессаУМК для учителя:Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020гг.УМК для обучающихся:Информатика и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»

Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских...

2020 Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по физике» - 11 класс

Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в вузе является решение задач. Для ЕГЭ по физике значимым является и диапазон от 61 до 100 тестовых баллов, который ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по математике"

Данная программа внеурочной деятельности по подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса по математике...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ» ДЛЯ 11 КЛАССА

Программа предназначена для работы с учащимися 11 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по математике"

Программа курса «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на: 1. подготовку обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образова...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучен...