Программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике""
календарно-тематическое планирование по информатике и икт

Окольнова Ирина Фёдоровна

Учебно-методическое и материально–техническое обеспечениеобразовательного процесса

УМК для учителя:

Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020гг.

УМК для обучающихся:

Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.

Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_podgotovka_k_oge.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка»

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор ……… /Л.А.Сывилькина/

                                                                          Приказ №  128 от  30.08.2021 года

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Название программы «Подготовка к ОГЭ по информатике»

Направление развития личности обучающегося: общеинтеллектуальное

Класс 9

Срок реализации программы  1 год

Рабочую программу составила Окольнова Ирина Федоровна

  1. Результаты  освоения  курса внеурочной деятельности                  «Подготовка к ОГЭ по информатике»

Личностные результаты:

1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
  1. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст;
  • критически оценивать содержание текста.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
  1. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение);
  • принимать решение в ходе диалога;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.

Предметные результаты:

  • дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета, курса «Подготовка к ОГЭ по информатике»

  • Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.

ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

  • Раздел 2 «Тематические блоки»

2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Кодирование и декодирование информации.

2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование информации. Логические значения, операции, выражения

2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»

Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и
процессов, моделирование объектов и процессов.

2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»

Элементы содержания: создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.

2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»

Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.

2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции.

2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»

Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации. Кодирование и декодирование информации.

2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.

2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.

2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»

Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты

2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию»

Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных

2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств

2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации

2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки»

Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»

Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)

2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»

Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.

2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»

Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним.

2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

  • Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике.

Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов.

Тематическое планирование учебного предмета, курса «Подготовка к ОГЭ по информатике»

Содержание учебного материала

Всего часов

Теория

Практика

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике

1

1

Тематические блоки

2

Количественные параметры информационных объектов

1

1

3

Значение логического выражения

1

1

4

Формальные описания реальных объектов и процессов

1

1

5

Файловая система организации данных

2

1

1

6

Формульная зависимость в графическом виде

1

1

7

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

2

1

1

8

Кодирование и декодирование информации

1

1

9

Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

1

1

10

Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

2

1

1

11

Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

2

1

1

12

Анализирование информации, представленной в виде схем

1

1

13

Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию

1

1

14

Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

1

1

15

Простой линейный алгоритм для формального исполнителя

1

1

16

Скорость передачи информации

1

1

17

Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

2

1

1

18

Информационно-коммуникационные технологии

2

1

1

19

Поиск информации в Интернет

1

1

20

Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

2

1

1

21

Короткий алгоритм в среде формального исполнителя

2

1

1

22

Короткий алгоритм на языке программирования

2

1

1

Тренинг по вариантам

23

Государственная итоговая аттестация по информатике

3

3

Итого

34

15

19

Учебно-методическое и материально–техническое обеспечениеобразовательного процесса

УМК для учителя:

Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020гг.

УМК для обучающихся:

Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.

Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:

  • Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
  • Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
  • Сайт для подготовки к ОГЭ (http://sdamgia.ru/).
  • Сайт Полякова К.Ю. (https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm).
  • Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).

Техническое обеспечение:

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронных таблиц и системы управления базами данных.
  • Звуковой редактор.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ по разделу

Тема урока

(занятия)

Дата

План

Факт

1. Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

1.1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике

2. Тематические блоки

2

2.1

Количественные параметры информационных объектов

10.09.2020

3

2.2

Значение логического выражения

17.09.2020

4

2.3

Формальные описания реальных объектов и процессов

24.09.2020

5

2.4

Файловая система организации данных

01.10.2020

6

Файловая система организации данных

08.10.2020

7

2.5

Формульная зависимость в графическом виде

15.10.2020

8

2.6

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

22.10.2020

9

2.7

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

12.11.2020

10

2.8

Кодирование и декодирование информации

19.11.2020

11

2.9

Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

26.11.2020

12

2.10

Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

03.12.2020

13

2.11

Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

10.12.2020

14

2.12

Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

17.12.2020

15

2.13

Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

24.12.2020

16

2.14

Анализирование информации, представленной в виде схем

04.02.2021

17

2.15

Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию

11.02.2021

18

2.16

Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

18.02.2021

19

2.17

Простой линейный алгоритм для формального исполнителя

25.02.2021

20

2.18

Скорость передачи информации

04.03.2021

21

2.19

Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

11.03.2021

22

2.20

Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

18.03.2021

23

2.21

Информационно-коммуникационные технологии

24

2.22

Информационно-коммуникационные технологии

25

2.23

Поиск информации в Интернет

26

2.24

Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

27

2.25

Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

28

2.26

Короткий алгоритм в среде формального исполнителя

29

2.27

Короткий алгоритм в среде формального исполнителя

30

2.28

Короткий алгоритм на языке программирования

31

2.29

Короткий алгоритм на языке программирования

3. Тренинг по вариантам

32

3.1

Государственная итоговая аттестация по информатике

33

3.2

Государственная итоговая аттестация по информатике

34

3.3

Государственная итоговая аттестация по информатике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ ДЛЯ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ

Задачи на тему  "Составление запросов поисковых систем  с использованием логических выражений"  включены в ЕГЭ по информатике и ИКТ (В12). Рассматривается решение задач нескольким...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

презентация "Подготовка к ГИА по информатике по теме: ЛОГИКА"

Представленный материал рекомендуется  для закрепления и контроля знаний по теме:  “ЛОГИКА” 9 класс. А также при подготовке к ГИА по информатике и ИКТ....

Подготовка к ЕГЭ по Информатике. Исполнители

в данной статье рассматриваются цикл задач  с решениями по теме Исполнители....

Рабочая программа курсу внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике"

Рабочая программа курсу внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике"...