Опыт работы в период летней оздоровительной кампании
методическая разработка на тему

Харченко Евгения Юрьевна
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у учащихся. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений. Вряд ли кто станет спорить с тем, что лето должно быть интересным и занимательным. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Учреждения дополнительного образования в каникулярное время, как правило, продолжают свою деятельность. «Центр развития творчества детей и юношества» пгт. Черноморского имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В Центре накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности в период каникул.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_v_letniy_period.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Опыт работы в период летней оздоровительной кампании «Разноцветное лето Черноморского ЦРТДЮ»

Подготовила:

Методист МАУ ДО «ЦРТДЮ»

ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО

МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Харченко Е.Ю.

2016 г.

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у учащихся. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений. Вряд ли кто станет спорить с тем, что лето должно быть интересным и занимательным. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Учреждения дополнительного образования в каникулярное время, как правило, продолжают свою деятельность. «Центр развития творчества детей и юношества» пгт. Черноморского имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В Центре накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности в период каникул.

Стремление к творчеству является важнейшим условием  и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется  к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой идеальный стиль деятельности. Творчество,  отдых, развитие и оздоровление  рассматриваются в единстве и составляют основу организации летнего отдыха детей МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН.

Программа «Разноцветное лето Черноморского ЦРТДЮ» составлена на основе знаний возрастных психолого-педагогических, физических особенностей детей с учетом возможностей Центра. В содержание программы заложена обучающая, досуговая, интеллектуально-познавательная, спортивно-оздоровительная, военно-патриотическая деятельность.

В программе предусмотрены игры на свежем воздухе, соревнования, конкурсы, встречи, праздники, творческие занятия, экскурсии в музейные комнаты, туристические походы, а также апробация и реализация краткосрочных образовательных программ. Все это поможет ребенку окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году. Содержание программы дает возможность участникам самим планировать, организовывать свою деятельность, в летний период.

Цель программы: создание целостной системы каникулярного отдыха учащихся, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.

Задачи:

  • организация отдыха, оздоровления и занятости учащихся в летний период;
  • формирование творческих способностей детей через систему дополнительного образования.
  • поиск новых форм привлечения детей к различным видам деятельности, привитие полезных навыков, развитие инициативы и самостоятельности;
  • Создание благоприятных условий для укрепления здоровья  детей;
  • Применение краткосрочных образовательных программ направленных на развитие интересов и творческих способностей.

Наш Центр активно сотрудничает с образовательными учреждениями поселка и района, организациями патриотической направленности и другими организациями социума. Это сотрудничество позволяет организовывать и проводить  разнообразные и насыщенные мероприятия и привлекать к участию большее количество детей.

Взаимодействие с учреждениями социума

ККОО «Научно-поисковый православный центр «Щит и меч»

Выставочный зал  Боевой славы

Посещение выставок;

просмотр экспозиций музея;

совместные экспедиции по местам боевых действий;

участие в поисковых работах.

Совет ветеранов пгт. Черноморского

Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

МБОУ СОШ № 21,19,51,46, 49, 17

Организация тематических мероприятий и праздников;

проведение мастер-классов;

проведение экскурсий в музейные комнаты и  в парк Победы пгт. Черноморского.

Комитет по молодежной политике

Помощь в организации и проведении мероприятий поселкового и районного  значения.

Отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада в п. виноградном (Анапский район)

Посещение военной части;

выступление учащихся ЦРТДЮ  с концертной программой.

ГКУ СО КК Северский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»

Проведение концертных программ.

Формы работы в летний период:

  1. Дневные тематические площадки (апробация краткосрочных образовательных программ);

2) Вечерняя спортивно - досуговая площадка;

3) Туристические походы «Край ты мой родной»;

4) Экскурсии в музейной комнате;

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие творческих способностей детей
  2. Оздоровление
  3. Эмоциональная разгрузка
  4. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками
  5. Самореализация в творческой и познавательной деятельности
  6. Развитие познавательных интересов, патриотической и гражданской активности
  7. Развитие лидерских качеств и умений участников программы
  8. Занятость учащихся в различных видах деятельности в каникулярное время
  9. В рамках реализации программы предполагается открыть:
  1. Дневные тематические площадки  –  250   человек
  2. Вечернюю спортивно-досуговую площадку –  250  человек

-  Совершить туристические  походы «Край ты мой родной» -  200  человек

- Провести экскурсии в музейных комнатах  –  300   человек

Механизм реализации программы

«Разноцветное лето Черноморского ЦРТДЮ»

Основные направления

Мероприятия

Ответственные исполнители

1

Реализация дополнительных образовательных программ

1.Реализация краткосрочных дополнительных образовательных программ в период летних каникул

руководители методических объединений, педагоги дополнительного образования.

2

Организация досуговой деятельности учащихся

- проведение игровых программ;

- организация праздников;

- проведение конкурсных программ;

руководители методических объединений, педагоги дополнительного образования.

3

Физкультурно-оздоровительная работа

- проведение спортивно-досуговых мероприятий;

- организация соревнований, походов совместно с родителями учащихся;

Педагоги дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности

4

Музейная педагогика

-проведение экскурсий в музейных комнатах

Педагоги дополнительного образования

.

I. Организация досуговой деятельности учащихся.

По традиции, каждый год в начале лета проводится игровое развлекательное мероприятие, посвященное открытию летнего сезона «Солнце в детских ладошках». Педагоги и учащиеся готовят концертные номера, организовывают выставку декоративно-прикладного творчества, проводят игры, конкурсы, флешмобы.

В течении всего летнего периода, ежедневно по будням все желающие дети приходят на вечернюю спортивно-досуговую площадку, где проходят различные спортивно-игровые, интеллектуально-познавательные, развлекательные мероприятия, мастер-классы. Например: игровая программа «Летние забавы», спортивное мероприятие «В стране здоровья»,  интеллектуальная игра «Умники и умницы» и т.п.

II. Реализация и апробация краткосрочных образовательных программ.

Лето – это не только период активного отдыха учащихся, но и дополнительные возможности для педагогов по привлечению учащихся в свои объединения, а также для поиска новых идей и возможностей их реализации в следующем учебном году. Опыт работы прошлых лет показывает эффективность внедрения краткосрочных образовательных программ в период летних каникул. Создание краткосрочных образовательных программ имеет позитивный педагогический смысл:

Для обучающихся – это возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу дополнительного образования, попробовать себя в разных видах деятельности.

Для родителей – это средство разобраться с логикой ДО, понять преемственность его степеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка.

Для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент учащихся, заинтересованных в последующем обучении по основной программе педагога, а также возможность изучить спрос учащихся на внедрение новых образовательных программ. 

Можно сформулировать следующие основные признаки краткосрочных программ для ДО.

По своему целевому назначению данные программы содействуют:

  • развитию интереса учащихся к окружающему миру, приобретению опыта практической деятельности;
  • ознакомлению учащихся с широким набором видов деятельности, позволяющих им осуществить свой выбор исходя из собственных интересов и потребностей;
  • созданию первоначальной основы для индивидуализации дальнейшего обучения в системе ДО;
  • развитию активности, инициативы, индивидуальности, творческих способностей.

По потенциальной аудитории краткосрочные программы являются всеохватывающими.

По периоду реализации эти программы достаточно разнообразны: они могут быть предложены как в каникулярное время, так и в течение учебного года параллельно основным программам – как средство ознакомления учащихся с программным полем образовательного учреждения.

В качестве примера можно привести две краткосрочные программы.

1. Краткосрочная образовательная программа «Скакалка – лучший тренажер», разработанная для привлечения контингента учащихся для дальнейшего обучения по основной образовательной программе «Фитнес и аэробика». Данная программа актуальна именно в летний период, потому что она сочетает в себе возможность проведения занятий, как в спортзале, так и на свежем воздухе; по форме проведения занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.  Целью данной программы является: создание условий для оптимизации физического развития учащихся, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, а также активная пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, что соответствует общей цели летней оздоровительной кампании.

2. Краткосрочная образовательная программа «Веселые поварята» создана для изучения спроса учащихся на внедрение новых образовательных программ. 

Программа «Весёлые поварята» откроет для ребят удивительный мир, притаившийся на кухне. Это не просто веселые, подвижные игры, конкурсы и эстафеты, но и очень познавательное и увлекательное занятие. Ребята в процессе программы ознакомятся с технологией приготовления  блюд, освоят навыки владения кухонными принадлежностями, познакомятся с историей происхождения продуктов и азами этикета. Ну и конечно где же, как не на кухне есть простор для детской фантазии. Ребята смогут сами придумывать блюда и коктейли, лепить из соленого теста, создавать самостоятельно фантики для конфет, разукрасят одноразовые тарелки.

Все  внеурочные виды работ помогут воспитать интерес к профессии,  любовь  к творческому труду, научат мечтать и действовать, углубят общенаучные и специальные знания,  воспитают творческую инициативу и самостоятельность.

Целью проведения конкурсов является не только воспитание любви к данной профессии и углубление знаний, но и развитие чувств коллективизма, творчества, познавательной деятельности.

III. Экскурсии в музейных комнатах.

Новым направлением патриотического воспитания для Центра стало создание музейных комнат: «Выставочный зал боевой славы», «Музей игрушек», «Кубань – мой дом родной».

В связи с современными требованиями, предъявляемыми к образованию, музейная педагогика является особым инновационным видом педагогической практики: это форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями. Вот почему летом 2014 г. в нашем учреждении была создана музейная комната «Музей игрушек» и разработана первая экспозиция «Куклы народов мира». Посещение учащимися этой  музейной комнаты проходит в сравнительно новой форме музейной педагогики – музейном уроке. На нем учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь, друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Таким образом, неординарность учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Этим летом в музейной комнате «Музей игрушек», планируется открытие новой экспозиции под рабочим названием «Мое советское детство».

Музейная комната «Кубань – мой дом родной» также была создана летом 2014 года. Большая часть экспонатов сделана руками учащихся объединения «Юный дизайнер» (под руководством Якимовой В.А.), что-то приобретено в антикварном магазине, что-то собрано по домам. Музейные уроки в этой комнате проводит педагог Якимова Валентина Александровна. Она рассказывает о быте казаков, а также о природных и климатических условиях Кубани. В таком виде работы, по ее мнению, заложен огромный потенциал по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.

Благодаря сотрудничеству с участниками научно-поискового православного Центра «Щит и меч», которые занимаются поиском  и перезахоронением солдат, погибших в годы ВОВ, в преддверии празднования 70-летия Великой Победы, на базе нашего Центра была  открыта музейная комната «Выставочный зал боевой славы». Экспонатами этого зала являются находки поисковиков с мест, где проходили бои за Северский, Абинский, Крымский и Горячеключевской  районы. Каждый из представленных экспонатов имеет свою историю, с которой знакомятся дети в процессе экскурсии.

Все три музейные комнаты продолжают свою работу в летний период. В рамках краевой акции «Зовем друг друга в гости» их посещают учащиеся школ поселка и района.

IV. Туристические походы «Край ты мой родной».

Наш край богат природными и историко-культурными достопримечательностями. Лето – это период, когда свободное время и теплая погода как никогда располагают к изучению и ознакомлению с этими богатствами. Ежегодно туристы-краеведы нашего Центра совершают однодневные, многодневные, в том числе семейные походы разной степени сложности. Этим летом планируется осуществить походы по следующим маршрутам:

  • 02-07 июня – поход 2 степени сложности «Через горы к морю» по маршруту: ст. Убинская – т/б «Пшадские водопады» - п. Пшада – п. Креница.

Во время этого похода дети познакомятся с низкогорным рельефом Западного Кавказа и разнообразным растительным миром Закубанья, посетят достопримечательности долин рек Убин и Пшада: водопады, дольмены, исторические памятники.

  • 10-16 августа Поход 3 степени с ложности в Туапсинском районе «Через горный массив Семиглавый». Целью этого похода является привлечение подростков к спортивно-оздоровительному туризму, знакомство с богатым разнообразием флоры и фауны Западного Кавказа, интересными природными и сторическими объектами Туапсинского района.
  • 22 августа планируется однодневный семейный поход к Азовскому минеральному источнику (Северский район)
  • 26-28 августа Поход выходного дня по Абинскому району (ст. Эриванская – ст. Шапсугская)

Кроме того, в июле этого года планируется организовать семейный лагерь-поход в Северском районе с целью знакомства с богатым разнообразием природы своего района, посещения природных и историко-культурных достопримечательностей и расширения кругозора детей; формирования начальных туристско-спортивных навыков учащихся, оздоровления и укрепления их здоровья, пропаганды здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении летней оздоровительной кампании "Лето-2011" в ДОЛ "Цветочный город"

На базе ГБОУ СОШ №127 летом 2011 года был организован детский оздоровительный лагерь "Цветочный город", начальник лагеря Раенкова Анна Аркадьевна.Это отчетная презентация...

Анализ летней оздоровительной кампании

Информация может пригодиться начальнику детского школьного лагеря дневного пребывания....

Сочетание волонтерской деятельности и активного отдыха учащихся в период летней оздоровительной кампании

из опыта организации работы школьного волонтерского отряда «Руки добра»...

Организация нестационарного отдыха обучающихся в рамках летней оздоровительной кампании Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опыт проведения.

Организация детского и молодежного отдыха и оздоровления является актуальной задачей, как на федеральном/региональном, так и на районном уровне. Важность её решения обусловлена сужением сферы семейног...

Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании

Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании...

Программа летней оздоровительной кампании "Фабрика звезд - перезагрузка"

полная программа для работы ДОЛ в летний период...