Экспериментальная модульная социально-педагогическая программа дополнительного образования "Лидер"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Агеева Татьяна Евгеньевна

Программа обучения ученического актива школы, а также всех желающих с 10 до 18 лет. Рассчитана на 1 год, но планируется расширяться. Также включает в себя занятия курса "Субботы активиста".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Направленность программы «Лидер» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению — специальной, по форме организации — общедоступной,  массовой,  по времени реализации — годовой.

Новизна программы состоит в том, что она сочетает в себе, не просто теоретические и практические модули, а строится с учётом интересов обучающихся, родителей, учителей и администрации школы.  Так же её характерной особенностью является то, что наряду с теоретическим изучением основ ученического самоуправления будет проходить их практическая апробация через работу действующего совета. Таким образом, обучение строится исходя из практической надобности, то есть, теоретический курс корректируется и может варьироваться, исходя из необходимости получения и применения той или иной информации, ЗУН в практической деятельности. Все формы, приёмы и методы работы, использованные в данной программе, не являются новшеством, но способ их сочетания, постоянная опора на инициативы и способности обучающихся позволит добиться такого результата, когда равнодушие по отношению к тому, что происходит в школе, будет сведано к минимуму. Вся деятельность органа ученического самоуправления будет направлена не внутрь выборного коллектива, а вовне, в школьное сообщество. Таким образом, выбранные формы работы будут адекватны той ситуации, которая характерна для данного образовательного учреждения. Правильнее будет считать данную программу не новой, а расширенной и адаптированной к определённым условиям.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

Современная школа, не смотря на все приобретенные новшества, продолжает оставаться лишь местом временного пребывания учащихся, из которого после основных занятий поскорее хочется уйти. Обучающиеся не считают школьную жизнь важной и ценной, хотя большую часть дня проводят в её стенах.  Следует отметить, что ребятам больше интересны их права, нежели обязанности, и то, частично. Идёт массовая вседозволенность, нарушение общепринятых и моральных канонов. Всё это - лишь следствие того, что происходит в нашем обществе, результат смены ценностей, которые уже, к сожалению, укореняются в современном мире.

Педагогическая целесообразность программы заключается в следующем:  главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Данная программа, направлена на:

  • ликвидацию правовой безграмотности учащихся;
  • формирование активной жизненной и гражданской позиции;
  • умение отстаивать свои интересы и права;
  • возможность сформировать собственную точку зрения на серьёзные и важные вопросы;
  • развитие умения говорить и договариваться;
  • приобретение опыта работы в команде;
  • организации различного уровня мероприятий;
  • умение работать с большой аудиторией людей;
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование правильных ценностных ориентиров.

Данные умения и навыки будут приобретены по средствам следующих форм работы:

  • образовательные модули
  • семинары, тренинги, деловые игры
  • круглые столы, конференции
  • дискуссии, форумы
  • собрания и т.д.

Цель освоения программы “Лидер” состоит в создании благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; в стимулировании учащихся к социальной активности и творчеству, в воспитании гражданина с высокой демократической культурой. Ещё один важный момент – подготовка учащихся 8-11 классов к работе в управляющем совете школы.

Учитывая три основных аспекта – обучающий, развивающий и воспитательный, в целях освоения программы можно сформулировать следующее:

  1. Обучить представителей школьных активов основам школьного ученического самоуправления.
  2. Сформировать управленские  умения в организаторской деятельности. 
  3. Воспитать ответственное отношение к начатому делу.
  4. Поддержать инициативу.
  5. Повысить эффективность работы существующего ученического Совета.

Задачи программы.

  1. Обучающие задачи:
  1. Обучение методике организации школьного ученического самоуправления;
  2. Обучение основам и технологиям работы ученического самоуправления;
  3. Формирование понимания необходимости развития ученического самоуправления как способа решения школьных проблем;
  1. Развивающие задачи:
  1. Раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся;
  2. Раскрытие творческого потенциала;
  3. Развитие лидерских качеств;
  4. Развитие самостоятельности в подготовке и организации деятельности.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Формирование определённых ценностных ориентиров и личностных качеств;
  2. Воспитание культурного и современного человека;

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она направлена на формирование реального понимания сути самоуправления, а не на построение номинальных усложненных структур. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена правом учащихся принимать участие в управлении образовательным учреждением и правом на защиту своих прав и интересов.  Практические занятия по программе связаны с приобретением социальных, организационных, представительских и управленческих умений. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приемов, форм и методов. 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы -  от 10 до 18 лет. Дети данной возрастной группы способны на разном уровне выполнять предлагаемые задания, так как в этот возрастной период происходит примерное определение своих индивидуальных способностей и возможностей, в мыслях и действиях доминирует юношеский максимализм, стремления попробовать себя во всех видах деятельности для того, что бы расширить знания о своих способностях. Появляется стремление общаться со взрослыми на равных, обострённое чувство справедливости. Таким образом, все эти возрастные особенности в рамках данной программы можно использовать с максимальной выгодой для учащихся.

Структура и формы занятий: занятия по данной программе состоят из нескольких разных по уровню сложности и возрастным группам (5-7 и 8-11 классы) модулей, которые в свою очередь включают в себя теоретические и практические части. Формы  теоретических занятий можно определить как групповые, в зависимости от изучаемого материала, возможны применения тренингов, ролевых и деловых игр, лекций, бесед, обсуждений. Также могут применяться индивидуальные формы работы, например, консультации по проектной деятельности, частным вопросам, касающимся специфики практической деятельности детей. Практическая часть занятий, занимает большую часть времени, так как теоретический базис строится, исходя из практической надобности. При организации практической части работы  могут применяться различные формы из ранее перечисленных, адекватные сложившейся ситуации.

Режим занятий: в общих модулях - 1 занятие в неделю по 2 часа, в модулях, подразумевающих деление на возрастные группы – по 1 занятию в неделю продолжительностью 1 час. Также подразумеваются еженедельные собрания 2 раза в неделю по 15-20 минут и работа с каждым сектором, исходя из ситуаций и школьных задач общей продолжительностью в 1,5 часа. Режим занятий корректируется в соответствии с расписанием занятий у учащихся каждого класса каждую четверть.

Общее количество часов, отведённых на программу  - 4 часа в неделю.  

Ожидаемые результаты освоения программы

  •  обучаемые получат знания по программе обучения;
  •  обучаемые начнут процесс самоопределения своей роли в ученическом самоуправлении, формулирования собственного представления о нём;
  •  обучаемые будут ознакомлены с основами ученического самоуправления, которые смогут применять в своей практике – при работе в составе органов ученического самоуправления своих классов.
  •  улучшится работа действующего органа ученического самоуправления

Ученик будет знать:

  •  Сущность и основные принципы ученического самоуправления;
  •  Особенности развития коллектива;
  •  Правовые основы деятельности ученического  самоуправления;
  •  Специфику работы с подростковым и педагогическим коллективами.

Ученик будет уметь:

  •  Разрабатывать структуру организации;
  •  Организовывать эффективное управление организацией;
  •  Организовывать массовые мероприятия;
  •  Работать с большой аудиторией;
  •  Разрабатывать социальные и творческие проекты;
  •  Аргументировать свою позицию;
  •  Отстаивать свои интересы в рамках закона;
  •  Договариваться и решать конфликтные ситуации.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  •  Самоопределиться, определить своё место в обществе (коллективе);
  •  Узнать свои потенциальные способности;
  •  Определится в профессиональном выборе исходя из осознания личностных особенностей

Ученик способен проявлять следующие отношения:

  •  Сформируются задатки активной жизненной позиции.

Способы определения результативности: 

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ результатов разработки, проведения и участия в мероприятиях, решения задач поискового характера, активности обучающихся на собраниях и мероприятиях для ученического самоуправления;

Мониторинг

  • Педагогический мониторинг (тесты, анкетирование, педагогические отзывы, журнал учёта посещаемости);
  • Мониторинг образовательной деятельности  детей (самооценка обучающегося, отзывы других учащихся, ведение зачётных книжек, личного дневника, оформление фото-отчёта).

Виды контроля  - текущий, промежуточный, итоговый -  определенно связаны с практической частью программы, то есть в разработке, проведении или участии в тех или иных мероприятиях ученического самоуправления на уровне школы, округа, региона и страны.

Формы подведения итогов освоения программы: на протяжении участия в данной программе педагогу и учащимся необходимо будет вести личный дневник, в котором на протяжении  всей работы он будет фиксировать свои планы и  достижения, - что удалось сделать, чего не удалось и по каким причинам. Этот приём позволит определить уровень роста способностей обучающегося, исходя из полученных знаний, а также будет являться рефлексивным материалом для самого обучающегося, для более глубокого самоопределения и самопознания. По результатам выполнений поставленных задач можно будет делать вывод о степени усвоения программы, и видеть, по каким её направлениям необходимо провести дополнительные занятия.

Также необходимой формой контроля знаний и умений будет промежуточные и итоговые собрания, на которых будут подводиться итоги проделанной практической работы, выявляться недочёты и ошибки.

Содержание программы

I Модуль – ознакомительный (5 занятий) -  “Школьный Ученический Совет: Что? Для чего? Как?” Создание структуры ШУС и организация выборов. 

Тема 1 - “Добро пожаловать в ученический совет школы!” Основные полномочия Ученического совета.

Тема 2 - Состав и формирование Ученического совета. Подготовка к проведению выборов в Ученический совет.

Тема 3 - “Школьный Ученический совет – кто вы?” “Из чего же, из чего же…” Структура и принципы работы нашего Ученического совета.

II Модуль – базовый (10 занятий) -  Работа школьного совета.

Тема 1 - “Джентельменский набор” начинающего активиста и администрации. Необходимая документация и эффективные собрания.

Тема 2 - Работа с направлениями школьного ученического совета.

Тема 3 - Взаимодействие ученического совета с учителями и родителями.

III Модуль – углублённый (12 занятий)

1 группа (5-11 классы) “Школа лидера”

2 группа (администрация ШУС)

“Лидерство. Уверенность. Успех” (На основе программы “Субботы активиста”)

Тема 1 - Лидер во всех аспектах.

Тема 1 - Психология управления.

Тема 2 - Искусство общения.

Тема 2 - Личная эффективность.

Тема 3 – Ораторское искусство.

Тема 3 - Мастерство публичного выступления.

IV Модуль – дополнительный (9 занятий) - “Школа и местное сообщество – меняем мир вокруг себя!”  (Совместно с экспериментальным курсом “Обучение заботой”)

Тема 1 - Знакомство с общественно полезной деятельностью и определениями. Составление плана местного сообщества.

Тема 2 – Определение проекта и стратегическое планирование.

Тема 3 – Вовлечение сообщества в действия. Реклама.

Тема 4 – Реализация проекта. Подведение итогов.

Учебно-тематический план (подробный вариант)

Раздел, тема, группы

Количество часов

1 группа (5-7 классы)

2 группа (8-11 классы)

Теория

Практика

Всего

I

I Модуль – ознакомительный (5 занятий)

“Школьный Ученический Совет: Что? Для чего? Как?” Создание структуры ШУС и организация выборов

4

6

10

1

Введение

  1. “Добро пожаловать в ученический совет школы!”
  • Что такое школьный ученический совет и для чего он предназначен
  • Что и как Ученический совет может улучшить в работе школы
  1. Основные полномочия Ученического совета
  • Что может и чего не может Ученический совет
  • Основные полномочия Ученического совета

1

1

2

2-3

  1. Состав и формирование Ученического совета
  • Состав Ученического совета
  • Порядок формирования Ученического совета
  1. Подготовка к проведению выборов в Ученический совет
  • Проведение анкетирования
  • Выполнение практического задания
  • Самопрезентация (не более 3х минут)
  • Блиц-опрос или вопрос-ситуация

1

3

4

4

  1. “Школьный Ученический совет – кто вы?”
  • Права и обязанности участников совета
  • Перспектива: школьники в Управляющем совете школы (8-11 кл)
  • Работники школы в Ученическом совете
  • Выведение участников из состава Совета

1

1

2

5

  1. “Из чего же, из чего же…” Структура и принципы работы нашего Ученического совета
  • Направления работы, тематические сектора
  • Дополнительные возможности для участников УС (курсы, семинары, бонусы, привилегии)

1

1

2

Выборы в ученический совет на 2015-2016 учебный год

II

II Модуль – базовый (10 занятий)

Работа школьного совета

10

10

20

1

“Джентельменский набор” начинающего активиста и администрации. “Моя визитная карточка”.

1

1

2

2

Роли в школьном совете. Секреты успеха. Необходимая документация. Основы делового этикета и тайм менеджмента.

1

1

2

3

Эффективные собрания школьного совета. Акции, идеи, обратная связь.

1

1

2

4

Работа с направлениями ШУС:

  1. Сектор образования
  2. Сектор шефства

1

1

2

5

  1. Сектор безопасности, правопорядка и здравоохранения
  2. Сектор экологии и ресурсосбережения
  3. Сектор примирения и взаимоотношений

1

1

2

6

  1. Сектор спорта
  2. Сектор туризма

1

1

2

7

  1. Сектор культуры
  2. Сектор дополнительного образования и досуга

1

1

2

8

  1.  Сектор патриотического воспитания
  • Военно-патриотическое направление
  • Духовно-нравственное направление
  • Добровольческая деятельность
  1.  Сектор труда

1

1

2

9

  1.  Сектор СМИ. PR-деятельность

1

1

2

10

Взаимодействие Ученического совета с учителями и родителями.

Подведение итогов модуля

1

1

2


III

III Модуль – углублённый (12 занятий)

9

15

24

1 группа (5-11 классы)

“Школа лидера”

2 группа (администрация ШУС)

“Лидерство. Уверенность. Успех” (На основе программы “Субботы активиста”)

4,5/4,5

7,5/7,5

12/12

1

  1. Лидер во всех аспектах:
  1. Современное понимание лидерства. Лидер и его команда, формирование и правила работы в ней.
  1. Психология управления:
  1. Управление

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

2

  1. Роль лидера в ученическом самоуправлении. Управление собой и самоорганизация.

2) Лидерство

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

3

  1. Лидерские качества, его роль, деятельность. Авторитет лидера и коллектив.

3) Распределение ролей в команде

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

4

  1. Мастер-класс от…

2

2

5

  1. Искусство общения:
  1. Виды общения, правила, искусство диалога.

2. Личная эффективность:

1) Эмоциональный интеллект

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

6

  1. Жесты, мимика, интонация

2) Конфликтология

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

7

  1. Способность высказывать своё мнение, умение слышать и слушать собеседника.

3) Управление временем

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

8

  1. Мастер-класс от…

2

2

9

  1. Ораторское искусство:
  1. История ораторского искусства.

3. Мастерство публичного выступления:

1) Техника речи

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

10

  1. Основные навыки выступления

2) Ораторское искусство

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

11

  1. Внешний облик оратора, голос, интонация.

3) Переговоры

0,5/0,5

0,5/0,5

1/1

12

  1. Мастер-класс от…

Подведение итогов модуля

2

2


IV

IV Модуль – дополнительный (9 занятий)

“Школа и местное сообщество – меняем мир вокруг себя!”

(Совместно с экспериментальным курсом “Обучение заботой”)

9

9

18

1

Знакомство с общественно полезной деятельностью и определениями.

1

1

2

2

Если вы решили заняться службой обществу. Составление плана местного сообщества.

1

1

2

3

Определение проекта и начало стратегического планирования.

1

1

2

4

Стратегическое планирование: сотрудничество в пользу сообщества.

1

1

2

5

Стратегическое планирование: определение ресурсов и завершение плана.

1

1

2

6

Вовлечение сообщества в действия. Приглашение дополнительных добровольцев.

1

1

2

7

Реклама и гласность (публичность).

1

1

2

8

Заключительные приготовления к общественно значимому проекту. Реализация.

1

1

2

9

Завершающее размышление и подведение итогов, оценка проектов.

1

1

2

Итого:

32

40

72

Методическое обеспечение программы.

В данной программе используются следующие формы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. по дидактической цели – вводное занятие, занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, а также комбинированные занятия;
  2. по особенностям коммуникативного взаимодействия:
  • на школьном уровне – мини-лекция, практикум, конференция, мастерская, конкурс, фестиваль, олимпиада, занятия-игры, упражнения, защита проектов, круглый стол;
  • на окружном уровне – семинар, экскурсия, конкурс, фестиваль, олимпиада, защита проектов, “мозговой штурм”, круглый стол;
  • на городском уровне – конференция, экскурсия, конкурс, фестиваль, олимпиада, защита проектов.
  • на межрегиональном и международном уровнях – конференция, саммит, конкурс, фестиваль, олимпиада.

На окружном, городском, а также межрегиональном и международном уровнях мероприятия проводятся городским методическим центром, а также другими организациями и образовательными учреждениями.

Методы обучения, применяемые в программе:

  • словестные – устное изложение, беседа, объяснение;
  • наглядные – показ видео- и фотоматериалов, иллюстраций;
  • практические – тренинг, практическая работа.

Материально-техническое обеспечение.

В зависимости от форм и методов организации обучения, занятия могут проводиться как в школьном кабинете и актовом зале школы, так и на пришкольной территории, а также в помещениях других организаций, связанных с учебной и социальной деятельностью.

В связи с отсутствием специального помещения для работы ученическим советом, для этой цели используется кабинет музыки, а также школьный актовый зал.  В кабинете музыки отведено рабочее место для ученического совета, которое не мешает проведению других уроков в кабинете. Рабочее место оснащено столом, стульями, магнитно-меловой доской,  телевизором, музыкальным центром, школьным ноутбуком. В актовом зале школы имеется стационарный проектор, экран, компьютер, через который можно реализовывать аудио- и видео-материалы, переносная магнитно-маркерная доска (флип-чарт), а также зал оснащён стульями. В зависимости от форм и методов работы в зал могут вноситься парты из близлежащих кабинетов.

Условия реализации программы

Для реализации программы используются современные информационно-методические условия:

  • электронные образовательные ресурсы и информационные технологии;
  • использование инфраструктуры школы, районов города Зеленограда и Москвы – библиотеки, музеи, дворцы творчества и культуры, центры социального обслуживания, другие образовательные и социальные учреждения;
  • использование видеоматериалов, таких, как социальные ролики, информационные видео-справки, фрагменты фильмов в соответствии с тематикой занятий, а также тематические аудиоматериалы для работы в группах и релаксации в конце занятий.

Список литературы, используемый при написании программы

Основная  литература

  1.  Серия “Школьный управляющий Москвы”:
  1.  Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. “Добро пожаловать в Управляющий совет!” М., 2014.
  2. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Школьники в управляющем совете. Москва: 2014.
  3. Баринов С.Л., Моручков И.А. Методическое пособие по подготовке учащихся 8-11 классов к работе в управляющих советах школ. – М., 2015.
  1. Тимофеева А., Полякова М., Белолипецкий С., Андреев А., Тимофеев И., Кретова А., Фролова И. Рабочая книга Школьного совета “Шаг за шагом”: Практическое пособие. – М.: РОХОС, 2005. (МОО “Ассоциация юных лидеров”, 2004.)
  2. Рогаткин Д.В.  Школьное ученическое самоуправление. Учебник. Петрозаводск. Юниорский союз “Дорога”, 2002.
  3. Алымова Н.А., Надточий Е.И. “Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы”. – Издательство “Учитель”, Волгоград, 2014.
  4. Захарова Е.А., Загладина Х.Т., Захаров И.Г., Дражевский М.Д. “Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детец и молодёжи в местном сообществе”/ Сборник материалов. – Фонд “Созидание”, М., 2015 г.
  5. Захарова Е.А., Рамазанова А.Ю. Методические материалы курса “Обучение заботой”: программа совмещения процесса образования  общественно полезной деятельности / Сборник материалов. – М., 2013г.

Дополнительная литература

  1. Серия “Школьный управляющий Москвы”:
  1. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Директор и Управляющий совет: работаем вместе. – М., 2014.
  2. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Председатель управляющего совета образовательной организации. – М., 2014.
  3. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Секретарь управляющего совета образовательной организации. – М., 2015.
  4. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Комиссии и комитеты управляющего совета образовательной организации. – М., 2014.
  1. Серия “Библиотека школьного управляющего”:

Феклин С.И. Участники образовательных отношений в московской школе: ответы на вопросы. Методическое пособие. – М., 2015.

  1. Е.А. Захарова, И.Г. Захаров. “Добровольческая активность социально ориентированных некоммерческих организаций: лучший опыт”/ Сборник материалов. – Фонд “Созидание”, М., 2012

Список нормативных документов

  1. Федеральный закон РФ “Об образовании”
  2. Государственная программа города Москвы на период 2012-2018 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
  3. Серия “Библиотека школьного управляющего”:

Седельников А.А. Сборник нормативно-правового обеспечения деятельности органов государственно-общественного управления образованием. Москва: 2015.

  1. Локальные документы ОУ:
  1. Устав ГБОУ г. Москвы “Школа №719”
  2. Положение о совете ученической общественности в ГБОУ “Школа №719”
  3. Положение об ученическом совете “Школьный водоворот” ГБОУ “Школа №719”.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая реабилитационная программа по формированию семейных ценностей «Истоки»

Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к формированию семейных ценностей, которые реализуются через использование психологических и педагогических методов. Активно используется кин...

Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей по­лучили развитие объединения социально-педагогического направления, ориен­тированные на корректировку и развитие психических св...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение      обучающимися   основами    журналистики...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Модульный курс по программе дополнительного образования детей объединения «ТехноМир» по теме "Электроника".

Модульный курс по  программе   дополнительного образования детей объединения «ТехноМир» по теме "Электроника"....

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Разговорный английский»

Цель: Развитие  элементарных навыков общения на английском языке.Задачи:формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей ребенка;освоение элементарных...

Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута

В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов "модулей".Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учеб...