Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута
методическая разработка

В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов "модулей".

Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учебными программами, соответсвенно, выбрать наиболее интересную область, в которой ребенок уже начнем заниматься по общей программе.

Главное условие такого курса - выбор ребенка, то есть в рамках определенных часов, например по субботам с 11 до 13,  должно проходить сразу несколько занятий у разных педагогов. И ребенок (или родитель) сам выбирает на какой курс пойти сейчас, а на какой следующей четверти.

Также предлагается пример программы на основе отдела ИТ, хотя не рекомендуется ограничивать мини-курсы одним отделом. То есть ребята за два года (8 модулей) могут познакомиться и рисованием на компьютере и с обычным рисованием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_kurs_eremenok_o.v.doc52 КБ
Microsoft Office document icon modulnyy_kurs_it.doc428 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

«Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута»

Автор:

Еременок Ольга Владимировна, педагог ДО

ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019 год

Теоретический аспект

Современное дополнительное образование детей  является специфической образовательной средой, основным отличием которой от обязательного школьного образования является вариативность предоставляемых образовательных услуг, причем вариативность, задаваемая как содержанием программ, так и формой их практической реализации.

Это обусловлено, в первую очередь,  тем, что в среде дополнительного образования гораздо полнее, чем в школьной урочной системе традиционных учебных занятий, реализуется  принцип личной заинтересованности ребенка: наличие тех или иных программ подстраивается под способности и интересы детей. Именно на этой основе и создается творческая, эмоционально привлекательная для детей, подростков и старшеклассников среда, способствующая их креативной самореализации.

Но у поддержки заинтересованности ребенка есть и обратная сторона: необязательность программ. Ребенок не может учиться всему, что предлагает дополнительное образование, соответственно может и должен выбирать. Но свобода выбора здесь имеет один отрицательный фактор: если ребенку не понравилось обучение конкретной образовательной программе сложно определить - не понравилась конкретная программа, не подходит именно данная сфера деятельности или просто ребенок еще не научился преодолевать трудности.

Для решения этих проблем существуют краткосрочные ознакомительные программы. Часто такие программы имеют формы ролевых игр: например, мероприятия в летних оздоровительных лагерях или игровые зоны типа «Кидбург».

В начале двухтысячных годов были предприняты попытки создания целой системы краткосрочных программ, особенно в той части дополнительного образования, которая заменила школьные занятия труда и технологий (см. Добрецова Н.В: Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения.  Каро, 2005). Считалось, что такая «карусель» профессий и технологий позволит учащимся средней и старшей школы более правильно сделать жизненный профессиональный выбор. Но, большей частью, эти попытки не увенчались успехом и упор был сделан (и делается сейчас) на долгосрочные, многолетние образовательные программы.

Главная причина такого «провала», на мой взгляд, была в неправильной возрастной группе. Упор был сделан на старшеклассников, хотя уже к 9-му классу большая часть учащихся определяется хотя бы со сферой своей будущей деятельности.

Практика модульного курса краткосрочных образовательных программ в ЦДЮТТ Кировского района

В нашем отделе информационных технологий была разработана модульная учебная программа для учащихся начальной школы.

Ее насущная необходимость была определена сразу несколькими, создавшимися в последнее время факторами:

  1. Очень раннее вхождение детей в такие сложные дисциплины как робототехника и программирование. Если еще 10 лет назад самый младший возраст для Лего-робототехники был 10-11 лет, а сам курс рассчитан на детей с пятого класса, то сейчас  разрабатываются программы и конструкторы для детей 6-7 лет.
  2. Очень большое расслоение детей начальной школы по образовательным компетенциям. Часто в одной группе оказываются первоклассники, которые умеют читать и считать, и второклассники, которые читают очень плохо и практически не умеют считать.
  3. Очень неадекватное видение родителями интересов своего ребенка. К сожалению, система поддержки рождаемости создает ситуацию, когда с быстрым рождением второго и третьего ребенка, родители «забывают» о первом, особенно, когда первый ребенок начинает ходить в школу и о нем «вроде бы нечего волноваться». Иногда родители взахлеб рассказывают о том, что ребенок целыми вечерами играет с набором лего, а на деле оказывается, что это просто у ребенка нет выбора - лего его единственная игрушка. И когда такой ребенок приходит на кружок робототехники, оказывается что ему более интересно рисование или программирование, рукоделие, выпиливание, решение задача и т.д., но только не лего.
  4. Засилие планшетов у детей, что полностью свело на нет  владение компьютерными технологиями. Еще 10 лет назад, практически все дети 10 лет умели работать на компьютере – создавать, сохранять файлы, редактировать и т.д. Сейчас же единственное умение – владение тач-скрином для игр.

Таким образом, лавными задачами такой программы были сразу определены:

- выровнять стартовые возможности обучения ребенка в отделе информационных технологий;

-  способствовать выбору ребенком самостоятельно его индивидуального образовательного пути;

-  обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

-  содействовать самореализации личности ребенка

Модульная система в этом случае, углубляет еще одну специфическую особенность дополнительного образования детей — наличие свободного выбора  и построения личного образовательного пути. Оно оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся:  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к самостоятельному выбору и самостоятельному целепологанию, повышает его собственную самооценку.  При этом выбор образовательного пути здесь не имеет того огромного судьбоносного значения, который он имеет в старших классах.

В данном модульном курсе неправильного выбора просто быть не может – все виды деятельности, предлагаемые учащимся, рано или поздно понадобятся в школьной или личной жизнь. Таким образом, выбор курсов приобретает игровой характер: с одной стороны это важный выбор, с другой – главным является не сам выбор, а его возможность. Еще одной особенностью, играющей с одной стороны огромное воспитательное значение, но при этом внешне имеющей игровой характер является иерархическое строение некоторых модулей. Как и во многих компьютерных играх, имеющих вариативные ходы, возможность выбора конкретного модуля зависит от модулей, пройденных ранее, а также от выбранного и пройденного модуля зависит возможность выбирать дальнейший уровень образования. Например, чтобы пройти даже в начальный уровень робототехники, необходимо пройти сначала модуль знакомства с компьютером, а также один из модулей или программирования или технического моделирования. Такая сложная, на первый взгляд, иерархия заставляет ребенка подходит серьезно к проектированию своего учебного маршрута. Но, на самом деле, сложность здесь только иллюзия – практически все модули взаимозаменяемы и в течении двух-трех лет ребенок может познакомиться со всеми видами деятельностей, предлагаемых курсом.

Как оказалось, большую трудность данный аспект вызвал не у детей, а у их родителей. Привычка полагаться на советы сторонних людей или не давать ребенку возможность самому решать даже мелкие проблемы, или и то и другое, стали серьезным препятствием для многих взрослых, которые не могут или не хотят сделать выбор. При этом надо отметить, что в учреждениях дополнительного образования, решение родителя имеет большое значение, так как именно родители приводят детей на занятия. Часто выбор модуля зависит не только от желания ребенка или родителей, но и возможности, точнее невозможности,  приводит ребенка или слишком рано или слишком поздно.

Можно было бы предположить, что гораздо лучшие воспитательные результаты данный модульный курс мог бы иметь в системе школьных продленных групп, которые имеют все особенности именно дополнительного, а не общешкольного образования. В таких группах, родители имеют меньшую возможность влиять на занятия ребенка, поэтому ребенок имел бы большую свободу выбора.

Проблемы выполнения и способы их решения

Как ни парадоксально этот проект, который вообще не требует дополнительных субсидий, столкнулся с большими административными проблемами.

Хотя в нашем центре проект проходит только в рамках отдела информационных технологий, он может быть реализован одновременно во всем центе.

I. Проект НЕ ТРЕБУЕТ особого кадрового состава. Практически любой педагог способен написать краткосрочную ознакомительную программу по своей основной образовательной программе. Педагогу такие программы выгодны тем, что в начале годы, они являются своеобразной рекламой и способом выявить наиболее заинтересованных ребят, а в середине года, помогают «добрать» группы и уравнять знания новичков с учащимися, уже проучившимися несколько месяцев.

II. Проект НЕ ТРЕБУЕТ особых помещений, комплектующих и лабораторного оснащения, а также, как правило, особых методических материалов. Все проводится на той же базе, на которых проводятся основные учебные программы.

III. Проект ТРЕБУЕТ особого планирования курсов.

Способов планирования может быть три, и все они были опробованы в нашем центре, каждый способ имеет свои достоинства и недостатки.

Сама образовательная программы рассчитана на два года, 72 часа в год, по два академических часа в неделю. Каждый ребенок проходит за год четыре модуля-курса.

1. Самый логичный способ, конечно, сделать один курс по девять занятий. Поскольку каждый курс должен заканчиваться зачетной работой или творческим проектом, то выходит 6-7 непосредственных занятий, работа над проектом, защита проекта (как правило, перед родителями).

Большим плюсом данного способа является унификация курсов. Если ребенок не может попасть на курс в этот раз, он знает, что в следующий раз, этот курс будет точно таким же. Это облегчает выбор.

Большим минусом является административное планирование. Поскольку список курсов на следующий модуль определяется родительским собранием, заранее спланировать все родительские собрания довольно трудно. Также трудно, оформить изменение состава групп посредине месяца.

2. Самый простой. Разбить курс по четвертям. Таким образом, защита проектов придется на каникулы. Большим недостатком является разное количество занятий в курсах. Получается, что курс, пришедшийся на третью четверть, обладает большим значением, чем остальные. Также педагогам придется писать несколько вариантов курса для разного количества занятий.

3. Способ, использующийся сейчас. Каждый курс начинается в нечетный месяц и длится два месяца. Каждый курс длится 7 занятий с небольшим внутренним зачетом, оставшиеся занятия используются для учебно-массовых мероприятий, кросс-курсовых конкурсов и т.д. В мае все  участвуют в проектных работах, по теме любого из пройденных курсов.

Это позволяет значительно упростить документацию, приказы о формировании новой группы и т.д. Облегчает связь с родителями и соответственно планирование следующих модулей. Проекты в конце года, позволяют собраться ребятам из разных групп и создавать гораздо более сложные проекты.

IV. Проект требует особого административного планирования.

Сейчас в проекте участвуют педагоги, которые ведут эту программу целый год. На самом деле, в идеале, курс не должен быть зависим от конкретных педагогов. Один педагог может участвовать в проекте, например, один раз в два года, в этом случае каждый ребенок будет иметь возможность познакомиться с его курсом. К сожалению, система административного планирования привязывает количество часов к определенному педагогу в течение всего года, не позволяя увеличивать часы только на два месяца.

Кроме того, в идеале, курсы требуют особого журнала. То есть или журнал должен быть отдельным на каждый курс, либо, наподобие школьного журнала, где записываются все учащиеся обоих годов, а на отдельной странице ведется отдельный курс.

Выводы

К сожалению, можно констатировать, что введение в закон об образовании статьи об инновационной и экспериментальной деятельности, практически уничтожило возможность экспериментальной деятельности. Изменения должны быть или глобальными или никакими. При этом, на инновационную деятельность должно быть получено своеобразное «разрешение», но это «разрешение» должно быть получено на уже ведущуюся инновационную деятельность.

Несмотря на это модульный курс в нашем отделе информационных технологий является довольно востребованным и среди детей, и, что немаловажно, среди родителей.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр детского (юношеского) технического творчества

 Кировского района Санкт-Петербурга

198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 34, литер З

Принята на заседании

педагогического совета

от«____»_______________20 __ г.

Протокол № _________________

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № ____   от «____»__20__ г.

Директор ГБУ ДО ЦДЮТТ

_________________ Ясинская Е.С

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Модульный учебных курс информационных технологий (МОДУЛЬ)»

Срок реализации программы: 2 года.

Возраст учащихся: 7-9 лет.

                                               

                                               

Разработчик:

Еременок О.В.,

 педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Модульный учебный курс информационных технологий (МОДУЛЬ)» дает возможность реализовать учащимся свои потребности в техническом образовании и творчестве.  

Направленность программы – техническая.

Уровень освоения программы - базовый.

Актуальность программы

В Концепции развития дополнительного образования детей в первом же абзаце указано, что «…в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков». Интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности. В этих условиях особенно актуальным становится воспитать в детях умение формировать свой образовательный маршрут как можно раньше, еще в начальной школе.

Для этих целей и создана данная программа, включающая в себя ряд различных сфер деятельностей, связанных с овладением компьютерными навыками и умениями. Дети имеют возможность ознакомиться с каждой из них и выбрать для себя наиболее интересные и/или полезные.

Отличительная особенность

На сегодняшний день подобные курсы существуют в виде кластерных программ, где ребенку надо последовательно пройти необходимое количество модулей из разных областей деятельности. Отличительной особенностью данной программы является избыточное количество модулей. Тем самым, ребенок будет поставлен перед обязательным выбором. Поскольку количество модулей не дает возможности пройти все разделы программы, детям придется выбирать свой образовательный маршрут самостоятельно или с помощью родителей.

Таким образом, курс дает возможность не только реализовать учащимся свои потребности в техническом образовании и творчестве, но также воспитать способность к самоопределению и самостоятельное видение собственного образовательного маршрута, которое лежит в основе самостоятельного видения своей судьбы в целом.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы   - 8-9 лет. На обучение могут приниматься и дети 7 лет, но при условии достаточного навыка чтения, так как почти все модули программы имеют элементы самостоятельных заданий. Других особых условий для приема учащихся в объединение нет.

Цель и задачи образовательной программы

Цель программы — развитие логического мышления и информационной культуры учащихся, а также умения целенаправленно и самостоятельно формировать учебную траекторию, посредством ознакомления с разными областями информационных и компьютерных технологий.

Это важно особенно для начальной школы, так как именно в начальной школе дети «учатся учиться». После окончания курса дети должны понимать и уметь объяснять, почему они выбрали именно этот образовательный маршрут, какие знания и модули им необходимы будут в период ближайшего развития.  

Задачи программы

Обучающие:

- познакомить учащихся с как можно большим количеством деятельностей и компетенций, связанных с компьютерными и информационными технологиями;

-  формировать основные навыки использования компьютерных технологий в творческих и учебных целях;

.Воспитательные:

- сформировать основные навыки выбора тех или иных компьютерных технологий в творческих и учебных целях;

- формировать чувство ответственности за принимаемые решения, путем создания условий для самостоятельного  выбора учащимися учебного модуля;

- развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде;

- воспитывать в учащихся стремление к самообразованию;

- воспитывать способность к адекватной самооценке собственных достижений.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся.

Объем и сроки реализации программы

Программа реализуется в течение двух лет.

1 год обучения -72 часа.

2 год обучения-72 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, как в первый, так и во второй год обучения.

Условия реализации  программы

Состав группы разновозрастный.

1-ый год обучения – наполняемость группы – 11 человек.

2-ой год обучения – наполняемость группы – 11 человек.

(численность определяется количеством компьютеров в компьютерном классе, где происходят занятия).

Прием учащихся, уже обладающих определенными знаниями и навыками в области информационных технологий, сразу на 2-ой год обучения нецелесообразен, т.к. с точки зрения выполнения задач, заложенных в программу, эффективно именно 2х летнее обучение по ней. 

Программа включает в себя следующие модули:

  • Начальный
  • Основы работы в офисных программах (три уровня):

     - текстовый редактор

     - табличный редактор

     - редактор презентаций

  • Рисование на компьютере (три уровня):

           - векторная графика

           - растровая графика

           - анимация

  • Моделирование Lego-Wedo (два уровня)
  • Программирование в среде Scratch (три уровня)
  • Физика роботов (два уровня)

Построение образовательного маршрута зависит от пожеланий и интересов родителей и учащихся, которые производят выбор интересующих их модулей и определяют их последовательность при изучении. Как вариант, это может происходить на родительских собраниях, где педагог информирует родителей о содержании предлагаемых модулей, а родители принимают решение большинством голосов, при этом в обязательном порядке учитывается мнение детей. В другом варианте предполагается участие детей, главным образом, в выборе того или иного уровня каждого из модулей.

Начальный модуль, в отличие от всех остальных, должен быть пройден всеми учащимися в первый год обучения, перед всеми остальными модулями.

Каждый модуль начинается с начала нечетного месяца и длится два месяца. На каждый модуль приходится 7 занятий.

Учебный план всех модулей строится по одному принципу: 2 часа отводится на ознакомительное занятие, 10 часов – на основную часть (выполнение разнообразных практических работ) и 2 часа – на разработку и защиту мини-проекта по теме модуля.

После окончания каждого модуля, при наличии оставшихся часов, проводятся разные кросс-групповые соревнования и мероприятия.

В конце учебного года в течение мая выделяется время для создания практических проектов (в учебном плане это раздел «Работа над проектами»). Работа над проектами может быть как индивидуальной, так и в группах.

Таким образом, ребенок за два года программы проходит 8 учебных модулей. При этом для создания зоны выбора модулей в программе должно быть не меньше 10.

Форма проведения занятий 

Основные формы проведения занятий – комбинированное занятие, практическое компьютерное занятие.

Формы организации деятельности детей – фронтальная (беседа, показ, объяснение),  групповая (выполнение творческих заданий в мини-командах), индивидуальная в рамках фронтальной (при создании проектов).

Материально-техническое оснащение

Для успешной реализации программы необходимы:

- Компьютерный класс, оборудованный компьютерами, связанными локальной сетью.

- Набор офисных программ (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, векторный и растровый редакторы), установленных на каждом компьютере.

- Столы для выполнения набросков и обсуждения.

Планируемые результаты по окончании  2-х лет обучения (независимо от выбранных в течение двух лет модулей):

Предметные

  • знание и практическое использование требований охраны труда, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • умение активно пользоваться для личных и учебных целей офисными и дизайнерскими программами;
  • умение создавать и редактировать текстовый файл;
  • умение выполнять рисунки на компьютере;
  • умение создавать компьютерные презентации

Метапредметные

  • стремление к самообразованию, целенаправленной познавательной деятельности;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные

  • наличие мотивации к работе на результат;
  • приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;
  • умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты).

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-ГО И 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

НАЧАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Введение. Основы работы на компьютере. Знакомство с  Paint.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 1. Знакомство с текстовым редактором.

1

3

4

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 2. Знакомство с редактором презентаций

1

5

6

Анализ качества выполнения творческой работы

IV.

Тема 3. Итоговое занятие

0

2

2

Анализ качества выполнения творческой работы

Всего

3

11

14

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РАБОТЫ В ОФИСНЫХ ПРОГРАММАХ»

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ  «ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с текстовым редактором.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Работа в текстовом редакторе

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «ТАБЛИЧНЫЙ РЕДАКТОР»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с редактором таблиц

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Работа в табличном редакторе

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РЕДАКТОР ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с редактором презентаций редактором.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание и редактирование презентаций

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «РИСОВАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ»

УРОВЕНЬ «ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Основные принципы компьютерного дизайна. Знакомство с программой векторной графики.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание векторных рисунков

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

УРОВЕНЬ «РАСТРОВАЯ ГРАФИКА»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Основные принципы компьютерного дизайна. Знакомство с программой растровой графики.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Редактирование цифровых фотографий, создание фотоколлажей.

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

УРОВЕНЬ «АНИМАЦИЯ»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с принципами анимации и gif редакторами.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Работа в редакторе анимации

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «МОДЕЛИРОВАНИЕ LEGO-WEDO»

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с набором lego-wedo

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание моделей по готовым инструкциям и их изменение под собственные нужды.

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «МОДЕЛИРОВАНИЕ LEGO-WEDO»

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с основами программирования lego-wedo

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание моделей с обратной связью

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH»

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство со средой программирования Scratch

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание программ с использованием циклов и условий

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH»

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с понятием обратной связи и условными циклами

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Программирование объектов, управляемых пользователем. Создание несложных игр

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH»

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с понятием переменной

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Разработка и программирование сложных игровых модулей

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ WEDO-SCRATCH» ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Повторение основ моделирования и программирования.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Программирование WeDo в Scratch

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ WEDO-SCRATCH» ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Повторение понятий циклов и переменных.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание программ с управлением от конструкций WeDo

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ WEDO-SCRATCH» ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Повторение возможностей соединения WeDo и Scratch.

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание сложных программируемых конструкций с использованием нескольких наборов.

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «ФИЗИКА РОБОТОВ» ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с набором «Физика роботов»

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание моделей по готовым инструкциям и их изменение под собственные нужды..

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

МОДУЛЬ «ФИЗИКА РОБОТОВ» ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Знакомство с основами передачи энергии, расчет шестереночной передачи

1

1

2

Опрос

II.

Тема 2. Создание моделей и объяснение их физических свойств

1

9

10

Анализ качества выполнения творческой работы

III.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

0

2

2

Защита проекта

Всего

2

12

14

РАЗДЕЛ «РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

I.

Тема 1. Создание мини-групп, выбор проекта и его планирование

1

1

2

Педагогическое наблюдение, опрос

II.

Тема 2. Работа над проектом

0

4

4

Педагогическое наблюдение, опрос

III.

Итоговое занятие

0

2

2

Защита проекта

Всего

1

7

8

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год

10.09.17

25.05.18

36

72

1 раз в неделю

по 2 часа

2 год

01.09.18

25.05.19

36

72

1 раз в неделю

по 2 часа

Рабочая программа

НАЧАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Задачи модуля

Обучающие:

- дать представление о файловой системе компьютера;

- познакомить учащихся с офисными программами;

- научить основам рисования в компьютерной программе Paint;

- сформировать навыки создания и редактирования документов в текстовом редакторе;

-научить создавать простейшую презентацию;

- познакомить с требованиями охраны труда, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать умение работать самостоятельно и в мини-группах;

- создать условия для взаимодействия ребенка с родителями.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и определять пути их достижения;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся;

- формировать умение публичного представления (защиты) результатов своей деятельности;

-выровнять стартовые возможности ребенка для обучения по всей программе.

Содержание начального модуля

Тема 1. Введение. Основы работы на компьютере. Знакомство с  Paint.

Знакомство друг с другом. Создание мини-групп. Цель и задачи занятий в объединении. Объяснение правил работы за компьютером.

Правила поведения в компьютерном классе.

Охрана труда при работе на ПК.

Обсуждение, что мы знаем о компьютере. Файловая система компьютера.

Основные офисные программы. Знакомство с программой Paint.

Практика:

Работа в программе Paint:

-предварительное создание эскизов

- создание визитки в программе Paint

- создание карты своего микрорайона.

Обсуждение полученных работ.

Тема 2. Знакомство с текстовым редактором.

Знакомство с текстовым редактором.

Практика:

Работа над рассказом о своей школе. Создание эскиза, работа в текстовом редакторе. Обсуждение работы друг друга.

Работа над рассказом о своем доме (предшествующее задание на дом – спросить у родителей или найти информацию о своем доме).

Создание эскиза, работа в текстовом редакторе. Обсуждение работы друг друга.

Тема 3. Знакомство с редактором презентаций.

Знакомство с редактором презентаций. Создание мини-групп. Обсуждение детских книг и игр (задание на дом – спросить родителей, в какие игры они играли в детстве).

Практика:

Создание презентации о прочитанных книгах, на основе готовых рисунков и текстов. Обсуждение работы друг друга.

Создание презентации об играх. Обсуждение работы друг друга.

Итоговое занятие

Практика:

Создание итоговой презентации «Что мы делали на этом модуле». Защита презентации.

Планируемые результаты изучения начального модуля

Предметные:

- знание файловой системы компьютера;

- знание основных офисных программ;

- знание и практическое использование требований охраны труда, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

- умение создавать в офисных программах необходимые для учебной и личной жизни текстовые документы, рисунки, презентации, редактировать их;

-умение использовать полученные навыки для выполнения конкретного задания, выбирая необходимые программы, в зависимости от задачи.

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-понимание отличия самостоятельной работы от работы в команде, понимание их достоинств и недостатков;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;

- умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты).

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РАБОТЫ В ОФИСНЫХ ПРОГРАММАХ»

Модуль создается на основе учебной программы «Интел – путь к успеху» и позволяет учащимся наиболее полно использовать офисные программы для учебных и личных целей. Для прохождения модуля необходимо изучить первый и как минимум еще один уровень.

Задачи модуля

Обучающие:

- познакомить учащихся с областями применения текстовых редакторов, табличных редакторов, редакторов презентаций и сайтов;

- формировать навыки создания компьютерных файлов (текстов, таблиц, презентаций) в офисных редакторах;

- обучать редактировать уже готовые документы, дополнять их в соответствии с поставленными целями;

-объяснить принципы табличной формы, показать основы работы в табличном редакторе;

- научить производить простейшие вычисления в табличном редакторе;

- объяснить принципы создания и редактирования электронных презентаций;

- научить создавать, анимировать и запускать собственную презентацию;

- научить совмещать различные программы для создания проекта или использования в учебных целях;

- обучать использовать компьютерные программы для конкретных учебных и личных целей и самостоятельно выбирать их.

.Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать умение работать самостоятельно;

- воспитывать способность к адекватной самооценке собственных достижений.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и определять пути их достижения;

- обучать планированию работы;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся.

Содержание модуля «Основы работы в офисных программах»

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР»

Тема 1. Знакомство с текстовым редактором.

Знакомство с текстовым редактором. 

Практика:

Создание поздравительной открытки в текстовом редакторе.

Тема 2. Работа в текстовом редакторе

Форматирование и редактирование. Вставка рисунков, фона и границ. Изменения шрифта и форматирование абзацев.

Практика:

Создание на выбор рекламного проспекта, расписания занятий, списка дел, учебного материала.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «ТАБЛИЧНЫЙ РЕДАКТОР»

Тема 1. Знакомство с редактором таблиц.

Понятие таблицы. Знакомство с табличным редактором.

Практика:

Создание списка покупок или ведомости успеваемости.

Тема 2. Работа в табличном редакторе

Работа в табличном редакторе, форматирование таблиц. Вставка диаграмм, фона и границ. Визуализация информации.

Практика:

Создание на выбор: домашнего бюджета, сравнения бокс-офисов известных фильмов, разработка плана путешествия или приема гостей, проведение опроса и анализа собранных материалов.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РЕДАКТОР ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

Тема 1. Знакомство с редактором презентаций.

Понятие презентации. Знакомство с редактором презентаций.

Практика: 

Создание рекламы на выбор в редакторе презентаций.

Тема 2. Создание и редактирование презентаций

Работа в редакторе презентаций, форматирование и редактирование информации. Объяснение принципов наиболее визуально читаемой презентации. Вставка рисунков, фона. Использование анимации. Настройка показа. Автономный показ презентаций.

Практика:

Создание на выбор презентации интервью, презентации домашнего задания по любому предмету, презентации любимой книги или фильма, новостной презентации.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Планируемые результаты изучения модуля «Основы работы в офисных программах» (три уровня)

Предметные:

- знание области применения текстовых редакторов, табличных редакторов, редакторов презентаций и сайтов;

- умение создавать компьютерные файлы (текстовые, табличные, презентации) в офисных редакторах, редактировать и форматировать уже готовые документы, дополнять их в соответствии с поставленными целями;

-понимание принципа табличного редактора, пользование табличным редакторам для хранения информации;

- знание и понимание возможностей  применения конкретных программ для конкретных целей;

- умение использовать компьютерные программы для конкретных целей и самостоятельно выбирать их;

- умение совмещать различные программы для создания проекта или использования в учебных целях.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи; 

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и корректировать работу в течение выполнения задания;

- умение работать с различными источниками информации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- сформированность адекватной самооценки своих учебных достижений.

Личностные:

- наличие мотивации к работе на результат;

- умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты)

МОДУЛЬ «РИСОВАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ»

Три уровня данного модуля позволяют ребенку научиться выражать свои творческие замыслы в дизайнерских программах. Уровни разделены по специфике дизайнерских программ, а не по сложности. Поэтому ребенок может начинать знакомство с компьютерным дизайном с любого уровня. Для прохождения модуля необходимо пройти как минимум один уровень.

Задачи модуля

Обучающие:

- познакомить учащихся с основными принципами компьютерного дизайна;

- познакомить учащихся с особенностями и областями применения растровой и векторной графики;

-  формировать навыки создания компьютерных файлов в векторном графическом редакторе, навыки редактирования уже готовых изображений;

- обучать создавать, изменять и ретушировать растровые графические файлы;

- научить использовать фотографии в оформительских целях;

- познакомить с принципами анимации и gif-редакторами;

- обучать созданию элементарных мультипликационных изображений; 

- формировать знание и понимание возможностей применения конкретных программ для конкретных целей;

- формировать умение совмещать различные программы для создания проекта или использования в учебных целях.

.Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать умение работать самостоятельно;

- воспитывать способность к адекватной самооценке собственных достижений.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся.

Содержание модуля «Рисование на компьютере»

УРОВЕНЬ «ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА»

Тема 1. Основные принципы компьютерного дизайна. Знакомство с программой векторной графики.

         Принципы компьютерного дизайна. Различные виды компьютерной графики, их достоинства и недостатки. Знакомство с редактором векторной графики, основы работы в нем.

Практика:

Создание аватарки открытки.

Тема 2. Создание векторных рисунков

Технология изменения готовых рисунков, создания простейших рисунков.

Практика:

Создание на выбор рекламного проспекта, иллюстрации книги, логотипа.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

УРОВЕНЬ «РАСТРОВАЯ ГРАФИКА»

Тема 1. Основные принципы компьютерного дизайна. Знакомство с программой растровой графики.

Принципы компьютерного дизайна. Различные виды компьютерной графики, их достоинства и недостатки. Программа растровой графики, основы работы в ней.

Знакомство с принципами фотографии. Сканирование и фотографирование. Изменение фотографий в растровом графическом редакторе.

Практика:

Изменение растрового рисунка.

Тема 2. Редактирование цифровых фотографий, создание фотоколлажей.

Технология редактирования цифровых фотографий: раскрашивание черно-белой фотографии, ретуширование испорченных фотографий. Технология создания коллажей.

Практика:

На выбор: сканирование, улучшение, восстановление семейных фотографий, создание портрета-коллажа, использование фотографий для выполнения учебных работ.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

УРОВЕНЬ «АНИМАЦИЯ»

Тема 1. Знакомство с принципами анимации и gif-редакторами.

Принципы анимации. Понятие анимированного рисунка. Gif-редакторы. Знакомство с редактором анимации.

Практика:

Создание анимированных рисунков.

Создание собственной анимированной аватарки.

Тема 2. Работа в редакторе анимации

Технология создания простейших анимированных изображений.

Практика: 

Создание на выбор анимированного логотипа, анимированной открытки.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Планируемые результаты освоения модуля

«Рисование на компьютере» (три уровня)

Предметные:

- сформированность представления о компьютерном дизайне;

- знание и понимание разницы между векторной и растровой графикой;

- знание области применения каждого вида графики;

- общее понимание способов передачи цвета;

- умение создавать компьютерные файлы в векторном графическом редакторе, редактировать уже готовые изображения;

- умение создавать, изменять и ретушировать растровые графические файлы;

- знание принципов анимации и gif-редакторов;

- умение создавать элементарные мультипликационные изображения; 

- знание и понимание возможностей применения конкретных программ для конкретных целей;

-умение использовать созданные на компьютере рисунки для учебных целей;

- умение совмещать различные программы для создания проекта или использования в учебных целях.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи; 

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и корректировать свои действия в течение выполнения задания;

- умение работать с различными источниками информации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- сформированность адекватной самооценки своих учебных достижений.

Личностные:

- наличие мотивации к работе на результат;

- умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты).

МОДУЛЬ «МОДЕЛИРОВАНИЕ LEGO-WEDO»

Задачи модуля

Обучающие:

-объяснить/повторить основы алгоритмирования, научить делать схему программы;

- ознакомить с названиями деталей Lego, с принципами конструирования из Lego-деталей;

-научить сопоставлять действия робота с заложенной программой;

- дать представление об основных действиях контроллера и датчиков Lego-Wedo;

- ознакомить с основными принципами программирования моторов и зависимости их от датчиков;

- ознакомить с основными принципами передачи движения через шестеренки;

- обучать создавать модели по инструкциям, изменять их для выполнения заданий;

- обучать проектировать и конструировать собственные простейшие модели роботов;

- формировать навык по изменению готовых и составлению простейших программ для программирования lego-wedo.

.Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде;

- воспитывать в учащихся стремление к самообразованию;

 - воспитывать способность к адекватной самооценке собственных достижений.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся.

Содержание модуля «Моделирование Lego-Wedo»

Уровни позволяют ребенку выражать свои творческие замыслы в техническом конструировании в близком для него игровом наборе.

Два уровня следуют друг за другом по степени сложности.

Для прохождения модуля необходимо пройти как минимум первый уровень.

Первый уровень

Тема 1. Знакомство с набором lego-wedo

 Знакомство с понятием «робот», знакомство с набором lego-wedo. Виды датчиков. Работа с готовыми программами.

Практика:

Создание объекта по заданию.

Тема 2. Создание моделей по готовым инструкциям и их изменение под собственные нужды.

Анализ готовых инструкций. Анализ узлов моделей. Изменение узлов. Объяснение назначений отдельных узлов конструкций.

Практика:

- создание моделей по готовым инструкциям

- изменение отдельных узлов в зависимости от поставленной задачи

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Второй уровень

Тема 1. Знакомство с основами программирования lego-wedo

Знакомство с понятием «робот», знакомство с набором lego-wedo. Понятие обратной связи. Понятие управления обратной связью.

Практика:

Управление мотором с помощью датчика.

Тема 2. Создание моделей с обратной связью

Разработка схемы действия робота, программирование.

Практика:

Конструирование и программирование моделей по инструкциям, а также самостоятельное конструирование простейших моделей.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Планируемые результаты освоения модуля

«Моделирование Lego-Wedo» (два уровня)

Предметные:

- знание названий деталей Lego, принципов конструирования из Lego-деталей;

- знание основных действий контроллера и датчиков Lego-Wedo;

- знание основных принципов программирования моторов и зависимости их от датчиков;

- знание основных принципов передачи движения через шестеренки;

- умение создавать модели по инструкциям, изменять их для выполнения заданий;

- умение проектировать и конструировать собственные модели;

- умение изменять готовые и составлять простейшие программы для программирования lego-wedo.

Метапредметные:

- умение определить алгоритм любого целенаправленного действия;

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи; 

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и корректировать свои действия в течение выполнения задания;

- умение работать с различными источниками информации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- сформированность адекватной самооценки своих учебных достижений.

Личностные:

- наличие мотивации к работе на результат;

- умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты).

МОДУЛЬ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH»

Задачи модуля «Программирование в среде Scratch»

Обучающие:

- ознакомить с основными принципами программирования и алгоритмирования;

- ознакомить с  понятиями останова, цикла, условия, линейного программирования;

- ознакомить с основными принципами прямой и обратной связи;

- дать представление об основных принципах программирования в среде Scratch; 

- научить создавать простейшие программы и игры в среде Scratch;

- формировать навык чтения схем и листингов;

- обучить создавать творческие проекты на основе лего-конструкторов, которые бы отвечали определенным учебным или личным требованиям.

.Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде;

- воспитывать в учащихся стремление к самообразованию;

- воспитывать способность к адекватной самооценке собственных достижений.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся.

Содержание модуля «Программирование в среде Scratch» (три уровня)

Уровни в легкой игровой форме знакомят ребенка с элементами алгоритмирования и программирования. Первый уровень является обязательным для прохождения модуля. Второй и третий уровни являются параллельными и могут изучаться в любом порядке.

Для прохождения модуля необходимо пройти как минимум первый уровень.

Первый уровень

Тема 1. Знакомство со средой программирования Scratch

Знакомство с языком программирования Scratch. Знакомство с понятием алгоритма. Знакомство с понятием цикла и условия.

Практика:

Нахождение алгоритмов в повседневных действиях.

Тема 2. Создание программ с использованием циклов и условий

Основы программирования движения объекта. Выполнение цикла, выполнение цикла с условием.

Практика: 

Создание сюжетной анимации на основе языка Scratch или создание поздравительной анимированной открытки.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Второй уровень

Тема 1. Знакомство с понятием обратной связи и условными циклами

Понятие обратной связи. Понятие управления обратной связью.

Практика:

Управление объекта мышкой.

Тема 2. Программирование объектов, управляемых пользователем. Создание несложных игр

Управление объектом с клавиатуры или датчика. Изменение объекта в зависимости от условий.

Практика:

Разработка и создание простейших игр.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Третий уровень

Тема 1. Знакомство с понятием переменной

Понятие переменной и черного ящика

Практика: 

Игровая работа с переменной.

Тема 2. Разработка и программирование сложных игровых модулей

Использование переменных для создания усложненных программ. Таймер. Подсчет баллов.

Практика:

Разработка и создание усложненной игры.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика: 

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Планируемые результаты освоения модуля «Программирование в среде Scratch» (три уровня)

Предметные:

- знание основных принципов программирования и алгоритмирования;

-владение понятиями останова, цикла, условия, линейного программирования;

- знание основных принципов прямой и обратной связи;

- знание основных принципов программирования в среде Scratch; 

- умение создавать простейшие программы и игры в среде Scratch с элементами движения графических объектов.;

- сформированность навыка чтения схем и листингов;

- умение создавать творческие проекты на основе лего-конструкторов, которые бы отвечали определенным учебным или личным требованиям.

Метапредметные:

- умение выделить алгоритм любого целенаправленного действия;

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи; 

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и корректировать свои действия в течение выполнения задания;

- умение работать с различными источниками информации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- сформированность адекватной самооценки своих учебных достижений.

Личностные:

- наличие мотивации к работе на результат;

- умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты).

МОДУЛЬ «ФИЗИКА РОБОТОВ» (ДВА УРОВНЯ)

Этот модуль является модулем только второго года обучения, так как, несмотря на отсутствие программирования и работу в первом уровне исключительно по схемам, он требует серьезного анализа и формулирования основных действий робота. Он знакомит учащихся с серьезным конструированием достаточно сложных моделей. Второй уровень впрямую подходит к возможности участия в соревнованиях Junior Skills по сектору лего-конструирования.

Для поступления на обучение по модулю необходимо пройти как минимум один из уровней моделирования.

Задачи модуля

Обучающие:

- сформировать понимание основных принципов механического конструирования; 

-познакомить с элементарными техническими законами, научить понимать и объяснять простейшие механические конструкции;

- сформировать понимание схематических описаний механических конструкций;

- обучать соотносить инструкции с конкретными механическими действиями;

- формировать способность анализировать необходимость в определенных механических действиях конструкций для выполнения определенных задач;

- формировать понимание физических свойств созданных конструкций;

- обучать созданию моделей по готовым инструкциям и их изменению под собственные нужды.

.Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде;

- воспитывать в учащихся стремление к самообразованию;

- воспитывать способность к адекватной самооценке собственных достижений.

Развивающие:

- формировать начальные навыки рационального мышления;

- развивать элементы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- развивать память, внимание;

- развивать умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения;

- формировать творческий подход к решению задач;

- расширять кругозор учащихся.

Содержание модуля «Физика роботов»

Первый уровень 

Тема 1. Знакомство с набором «Физика роботов»

Знакомство с набором «Физика роботов».

Практика:

Создание объекта по заданию.

Тема 2. Создание моделей по готовым инструкциям и их изменение под собственные нужды.

Анализ готовых инструкций. Анализ узлов моделей. Изменение узлов. Объяснение назначений отдельных узлов конструкций.

Практика: 

- создание моделей по готовым инструкциям,

- изменение отдельных узлов в зависимости от поставленной задачи.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Второй уровень

Тема 1. Знакомство с основами передачи энергии, расчет шестереночной передачи

Понятие передачи энергии, шестеренки, передаточное число, ускоренная и усиленная передача.

Практика:

Создание ускоренной тележки.

Тема 2. Создание моделей и объяснение их физических свойств

Принципы разработки конструкций, разработки передач с определенным числом. Использование узлов для различных действий механизма.

Практика:

Создание тягача, создание высокоскоростной машины, создание усложненной транспортной модели.

Тема 3. Разработка и защита мини-проекта

Практика:

Выполнение задания по выбору (или по жребию) по данному тех.заданию. Защита своего мини-проекта перед другими, экспертная оценка чужих работ.

Планируемые результаты освоения модуля «Физика роботов»

Предметные:

- знание и понимание основных принципов механического конструирования; 

- понимание схематических описаний механических конструкций;

- умение соотносить инструкции с конкретными механическими действиями;

- способность анализировать необходимость в определенных механических действиях конструкций для выполнения определенных задач;

- понимание физических свойств созданных конструкций;

- умение объяснять устройство созданных конструкций;

- сформированность навыка создания моделей по готовым инструкциям и их изменения под собственные нужды.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи; 

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и корректировать свои действия в течение выполнения задания;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- умение работать с различными источниками информации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- сформированность адекватной самооценки своих учебных достижений.

Личностные:

- наличие мотивации к работе на результат;

- приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;

- умение представлять результаты своего труда публично (в форме защиты).

РАЗДЕЛ «РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ»

Тема 1. Создание мини-групп, выбор проекта и его планирование

Консультации с педагогом.

Практика:

Выбор темы проекта, составление плана, определение этапов.

Тема 2. Работа над проектом

Практика:

Работа над проектом в мини-группах.

Итоговое занятие

Практика:

Защита итогового проекта

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

Группа № ____

 

Дата занятия

Название раздела, темы

Всего (час)

Примечание

планируемая

фактическая

 

 

Первый (Начальный) модуль. Основы работы на компьютере. Знакомство с  Paint.

2

 

Первый (Начальный) модуль. Создание карты своего микрорайона

2

Первый (Начальный) модуль. Знакомство с текстовым редактором. Рассказ о школе

2

Первый (Начальный) модуль. Рассказ о своем доме

2

Первый (Начальный) модуль. Знакомство с редактором презентаций. Работа в мини-группах – рассказ о книгах

2

Первый (Начальный) модуль. Создание презентации об играх

2

Первый (Начальный) модуль. Создание итоговой презентации

2

Второй модуль. Знакомство с темой

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Третий модуль. Знакомство с темой

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Четвертый модуль. Знакомство с темой

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Работа над проектом

2

Работа над проектом

2

Работа над проектом

2

Работа над проектом

2

Итоговое занятие

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Итого

72

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

Группа № ____

 

Дата занятия

Название раздела, темы

Всего (час)

Примечание

планируемая

фактическая

 

 

Первый модуль. Знакомство с темой

2

 

Первый модуль. Практикум по теме

2

Первый модуль. Практикум по теме

2

Первый модуль. Практикум по теме

2

Первый модуль. Практикум по теме

2

Первый модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Второй модуль. Знакомство с темой

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Практикум по теме

2

Второй модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Третий модуль. Знакомство с темой

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Практикум по теме

2

Третий модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Четвертый модуль. Знакомство с темой

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Практикум по теме

2

Четвертый модуль. Разработка и защита мини-проекта.

2

Работа над проектом

2

Работа над проектом

2

Работа над проектом

2

Работа над проектом

2

Итоговое занятие

2

Учебно-массовые мероприятия

2

Итого

72

Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Основные используемые оценочные материалы:

- Напечатанные задания и алгоритмы их исполнения

Входной контроль проводится в течение первого начального уровня. Формы: выполнение практических заданий педагога, педагогическое наблюдение, беседа с родителями.

Проверяются следующие воспитательные и учебные компоненты:

- первоначальные навыки владения компьютером;

- умение планировать свою деятельность;

- умение рассказывать другим о своей работе;

- коммуникативные навыки работы в мини-группах;

- заинтересованность родителей в деятельности ребенка;

- возможность ребенка заниматься на компьютере дома.

Система контроля результативности обучения

Вид контроля

Срок

Форма выявления

Форма фиксации

Форма предъявления результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Входной

Сентябрь

1-года обучения

Педагогическое наблюдение, собеседование, анализ результатов практической работы

Карта наблюдений педагога.

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Карта наблюдений педагога.

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Текущий

В течение 1,2 учебного года

Анализ творческих работ учащихся, наблюдение, беседа, опрос.

Карта наблюдений педагога.

Скриншоты и фотографии работ.

Практические работы учащихся.

Скриншоты и фотографии работ.

Промежуточный

По окончании изучения каждого модуля (1,2 год обучения)

Анализ качества практических работ, опрос, беседа с родителями

Скриншоты работ. Практические работы учащихся.

Карта наблюдений педагога.

Родительские собрания.

Защита мини-проектов.

Портфолио учащихся.

Декабрь

1,2 года обучения

Анализ качества практических работ, опрос.

Скриншоты и фотографии работ.

Практические работы учащихся.

Карта наблюдений педагога.

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Творческие работы.

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Портфолио учащихся.

Май

1 года обучения

Защита творческих работ. Беседа с родителями

Творческие работы учащихся. Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Защита творческих работ.

Открытые занятия. Родительские собрания

Портфолио учащихся.

Итоговый

Май

2-го года обучения

Защита творческих работ

Творческие работы учащихся. Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Защита творческих работ (проектов).

Открытые занятия. Родительские собрания

Портфолио учащихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Входной

Сентябрь

1-года обучения

Педагогическое наблюдение, беседа с родителями

Информационная карта

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Информационная карта

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Текущий

В течение 1,2 учебного года

Педагогическое наблюдение

Тетрадь наблюдений педагога

Тетрадь наблюдений педагога

Промежуточный

Декабрь

1,2 года обучения.

Май

1 года обучения

Педагогическое наблюдение, беседа с родителями

Информационная карта

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Аналитическая справка

Итоговый

        

Май

2-го года обучения

Педагогическое наблюдение, беседа с родителями

Информационная карта

Универсальная диагностическая карта ЦДЮТТ

Защита творческих работ. Открытое занятие.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Входной

Ноябрь  1-года обучения

Педагогическое наблюдение

Тетрадь наблюдений педагога

Аналитическая справка

Текущий

В течение 1,2 учебного года

Педагогическое наблюдение

Тетрадь наблюдений педагога

Аналитическая справка

Промежуточный

Декабрь

1,2 года обучения.

Май

1 года обучения

Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа с родителями

Заполненные бланки анкет. Карта наблюдений педагога.

Аналитическая справка

Итоговый

        

Май

2-го года обучения

Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа с родителями

Заполненные бланки анкет. Карта наблюдений педагога.

Аналитическая справка.

Защита творческих работ. Открытое занятие.

  Универсальная диагностическая карта, разработанная для всех педагогов ЦДЮТТ, включает в себя образовательный и воспитательный компонент и содержит 6 параметров: самостоятельность при выполнении заданий, сложность выполненных заданий, качество выполнения заданий, культура поведения, творческие способности, активность на занятиях в коллективе. Каждый из параметров  оценивается по 4-ём уровням: 1 балл -  самый низкий уровень, 4 балла – наивысший уровень.

Диагностика уровня личностного развития учащихся производится по следующим параметрам: культура поведения, творческие способности, активность на занятиях в коллективе, коммуникативные навыки, умение планировать, способность к целеполаганию, умение работать с информацией, умение производить защиту своей работы публично, мыслительные навыки, мотивация к обучению и самообразованию, адекватность самооценки достижений, способность к самостоятельному выбору.

Итоги диагностики педагог заносит в информационную карту, специально разработанную для данной программы, используя следующую шкалу:

Оценка параметров                                    Уровень

Начальный уровень  - 1 балл                     12-17 баллов – начальный уровень                

Средний уровень – 2 балла                        18-28 баллов – средний уровень

Высокий уровень – 3 балла                        29-36 баллов – высокий уровень

Методические материалы

Используемые методы, приемы, технологии

Методы обучения:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение  и т.д.)

• наглядный (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ самостоятельно)

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают (запоминают) готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, работая по шаблону;

• частично-поисковый – создание творческих работ по собственному замыслу.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная среда занятия и др.

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, побуждение, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение.

Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ, выставки, участие в конкурсах.

Основные приемы: рассказ, беседа, практическая работа, показ образцов, демонстрация практических приемов работы, творческая работа, коллективное обсуждение

Используемые современные педагогические технологии:

  • технология модульного обучения (лежит в основе и составляет суть данной программы).
  • элементы проектного обучения - реализуются на протяжении всей программы и подразумевают под собой:

- наличие организационного этапа подготовки к проекту – самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;

- распределение ролей между участниками проекта;

- наличие этапа самоэкспертизы и самооценки деятельности;

- защиту результата.

Дидактические материалы

Иллюстративный материал к темам программы:

Начальный модуль

  • Учебники «Интел путь к успеху», раздаточный материал по каждой теме.
  • Примеры бейджей и открыток
  • Карты района

Модуль «Основы работы в офисных программах»

  • Раздаточный материал, по темам курса
  • Примеры таблиц, документов
  • Таблица расположения пальцев на клавиатуре

Модуль «Рисование на компьютере»

  • Примеры рисунков в разных форматах
  • Фотографии и рисунки
  • Примеры ретуши и коллажей

Модуль «Моделирование Lego-Wedo»

  • Инструкции по сборке моделей
  • Фотографии реальных роботов
  • Таблицы расположения элементов конструктора в наборе

Модуль «Программирование в среде Scratch»

  • Примеры программ
  • Листинги готовых программ
  • Скриншоты готовых программ

Модуль «Физика роботов»

  • Инструкции по сборке моделей
  • Фотографии и схемы реальных роботов
  • Таблицы расположения элементов конструктора в наборе

Электронные образовательные ресурсы:

   

Начальный модуль

Модуль «Основы работы в офисных программах»

Модуль «Рисование на компьютере»

Модуль «Моделирование Lego-Wedo»

Модуль «Программирование в среде Scratch»

Модуль «Физика роботов»

Информационные источники

Начальный модуль

1. Дуванов А.А. Азы информатики. Знакомимся с компьютером - СПб, BHV, 2009.

2. Хребтов В. Информатика для младших школьников - М., Литера, 2008

Модуль «Основы работы в офисных программах»

1. Дуванов А.А. Азы информатики. Пишем на компьютере. Комплект учебников. СПБ, BHV, 2006

2. Дуванов А.А. Азы информатики. Работаем с информацией. Комплект учебников. СПБ, BHV, 2008

3. Задачник-практикум по информатике – Спб.: БХВ-Петербург, 2012.

Модуль «Рисование на компьютере»

1. Дуванов А.А. Азы информатики Рисуем на компьютере. Комплект учебников - СПБ, BHV, 2006

2.Залогова Л.А. «Компьютерная графика»  http://www.medmedia.ru/printarticle.html

Модуль «Моделирование Lego-Wedo»

1. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М., ДКМ Пресс, 254 с.

2. http://legoacademy.ru/ - Конструирование и робототехника в начальной школе на базе LEGO Education WeDo

3. Конструирование и робототехника в начальной школе на базе LEGO Education WeDo - http://legoacademy.ru/

 

Модуль «Программирование в среде Scratch»

1. Индустрия развлечений. Книга для учителей и сборник проектов inc.

2. http://pandia.ru/ - Методика преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы.

 

Модуль «Физика роботов»

1. Индустрия развлечений. Книга для учителей и сборник инструкций Inc.

2. Mindstorms for schools. Educations division


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Программа «Воспитание личности» на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов

         Построение учебно-воспитательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов школьников предусматривает не только обучение по индивидуальным у...

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий.

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода ...

Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике

В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур  единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образ...

Модульный курс по программе дополнительного образования детей объединения «ТехноМир» по теме "Электроника".

Модульный курс по  программе   дополнительного образования детей объединения «ТехноМир» по теме "Электроника"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...