Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Хасанова Эльза Ривнеровна

В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур  единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образования. Поэтому проблема подготовки учащихся к основному государственному экзамену в настоящее время становится все более актуальной. А также это неразрывно связано с потребностью государства в подготовке качественных специалистов, начиная со школьных лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_no39_hasanova_e.r.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 39

 Как осуществлять проектирование системы педагогической поддержки школьников? Предложите проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы с учетом особенностей реализуемой образовательной программы.

Выполнила:

Хасанова Эльза Ривнеровна

учитель физики, математики и астрономии

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике

Пояснительная записка

В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур  единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образования. Поэтому проблема подготовки учащихся к основному государственному экзамену в настоящее время становится все более актуальной. А также это неразрывно связано с потребностью государства в подготовке качественных специалистов, начиная со школьных лет.

Ранняя подготовка к ОГЭ по физике составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Бытует мнение, что дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве при подготовке к ГИА. Однако в силу возрастных и личностных особенностей ученикам 9 класса сложно разобраться в структуре экзамена и понять необходимость своевременной подготовки.

Выпускников основной школы фактически можно разделить на две группы. Первая группа склонна к критической оценке себя и своих знаний, ставит чаще всего неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Вторая же наоборот может совершенно не волноваться о надвигающемся экзамене и приступить к подготовке слишком поздно, что повлечет за собой низкие результаты и бесконечные ссоры с родителями.

 Важно отметить, что возможность индивидуального образования дает решение проблем как первой, так и второй группы учеников. Чем раньше у ребенка обнаруживаются склонность к той или иной группе, чем больше внимания будет уделено их развитию в соответствии с их особенностями, тем легче им в будущем будет ему найти свое призвание. Разработанный индивидуальный маршрутный лист подготовки к ОГЭ по физике, составлен таким образом, что подойдет для обеих групп.

Построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы основывается на следующих принципах:

  • персональный, дифференцированный подход к учебному процессу каждого ученика;
  • учет особенностей стандартизированного экзамена (ОГЭ);
  • вариабельность программ и учебных пособий, что позволит реализовать образовательные потребности обучающихся, их родителей, школы и региона, где они проживают;
  • качественное обучение, развитие и подготовка учащихся без ущерба для их здоровья.

Главное в построенном таким образом учебном процессе – принятие за каждым учеником права на значительную самостоятельность, свою скорость работы и обучения, нестандартные способы овладения знаниями.

Проект был разработан с учётом требований:

  1. Образовательной программы для обучающихся основной школы по физике в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
  2. Спецификации основного государственного экзамена по физике 2018 года;
  3. Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ «Об образовании». Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников.

Основными задачами проекта построения индивидуальных образовательных маршрутов являются:

  1. Структурирование знаний учеников по физике, необходимых для сдачи ОГЭ;
  2. Знакомство учеников с спецификацией и особенностями сдачи стандартизированного экзамена;
  3. Выявление разделов физики, вызывающих трудности у учащихся;
  4. Корректировка учебного плана с учетом выявленных затруднений;
  5. Обоснование важности результатов данного экзамена в построение дальнейшей образовательной траектории ученика;
  6. Выполнение основных требований развития системы образования по физике в ХМАО-ЮГРЕ.

Ожидаемый результат:

Решение задач, описанных выше, и контроль выполнения основных принципов построения индивидуальных маршрутов, позволит учащимся 9 классов четко структурировать знание разделов физики, обоснованно применять необходимые методы решения задач экзамена, и не испытывать стресс на самом экзамене. Также подготовка по данному маршрутному листу позволит развить привычки к самоконтролю и самооценке.

Согласно перечню требований ОГЭ к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ФИЗИКЕу ученика должны быть сформированы следующие компетенции:

  1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики
  1. Знание и понимание смысла понятий:
  2. Знание и понимание смысла физических величин
  3. Знание и понимание смысла физических законов
  4. Умение описывать и объяснять физические явления
  1. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями
  1. Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу)ивыводы описанного опыта или наблюдения
  2. Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой
  3. Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика
  4. Делать выводы на основании полученных экспериментальных данных
  5. Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  1. Решение задач различного типа и уровня сложности
  2. Понимание текстов физического содержания
  1. Понимание смысла использованных в тексте физических терминов
  2. Умение отвечать на прямые вопросы к содержанию текста
  3. Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста
  4. Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации
  5. Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую
  1. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
  1. Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний
  2. Умение применять физические знания

Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике имеет следующую структуру:

  1. Входная диагностика стартовых знаний ученика

Первая часть индивидуального образовательного маршрута –это входная диагностика. Проверка начальных знаний осуществляется с помощью трех тестов:

  1. Тест на знание структуры экзамена

Понимание важности корректного заполнения бланка ответов №1 и оформление задач в бланке ответов №2. Данное тестирование собрано из необычных заданий основного государственного экзамена (например: Задания «2 из 5») и вопросов о структуре самого экзамена (например: Сколько по времени пишется ОГЭ по физике?). Время тестирования 20 минут(очное занятие)

  1. Тест на профориентацию

Для того чтобы помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Получение уверенности в правильном выборе предмета на ОГЭ. Время написания 1 час (онлайн-тестирование кабинет №102 в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

  1. Решение полного варианта ОГЭ для понимания уровня знаний по профильному предмету ФИЗИКА на данный момент. Время написания 3 часа(очное занятие)

Тест полного варианта ОГЭ позволит выявить разделы физики вызывающие особые трудности у ученика, определить и скорректировать ожидания результатов ОГЭ; тест на знание структуры экзамена даст ученику понимание важности подготовки не только предметной базы, но и алгоритма оформления самого решения. Профориентация даст возможность обучающемуся и его родителям правильно выбрать предмет для сдачи экзамена и своевременно его изменить при необходимости.

Тестирование представлено в (приложение 1).

  1. Беседа с учеником и его родителями

Данная беседа необходима для того, чтобы обозначить каналы связи с учеником и его родителями, определить количество часов в неделю, которое ученик может выделить на подготовку, определить удобные места для занятий (дома или удобный интерактивный кабинет №102 в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»), дать понимание основных проблемных блоков физики ученика и результат, на который он может рассчитывать.


  1. Формирование индивидуального листа ученика

Индивидуальный маршрутный лист ученика для подготовки к основному государственному экзамену

_______________          ____________

(Ф.И.О учащегося )        Цель (оценка)

Месяц

Раздел физики

Результат входной диагностики (%)

Время необходимое для изучение (рекомендуется преподавателем количество часов/неделю)

Необходимые материалы для подготовки

Рекомендации преподавателя ученику (в соответствии с уровнем его знаний)

Результаты контрольных точек(%)

Конечный результат

Теория

Практика

Сентябрь-октябрь

Механические явления

Подготовленные преподавателем задания и теория

Здесь можно порекомендовать уделить внимание конкретной подтеме раздела

Ноябрь-декабрь

Тепловые явления

Январь –февраль

Электромагнитные явления

Март-апрель

Квантовые явления

Май

Лабораторная работа

Подпись преподавателя     ______

Подпись родителя               ______

Подпись ученика                 ______

Для преподавателя также формируется оценочный лист индивидуального образовательного маршрута ученика

Пример оформления оценочного листа преподавателя:

Ф.И.О. ученика

_____________

Механические явления

Тепловые явления

Электромагнитные явления

Квантовые явления

Лабораторная работа

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

Оценка (максимум 5 баллов)

Комментарии по ошибкам для ученика


Для подготовки к лабораторным работам по физике будут использоваться современные комплекты оборудования и специальный лабораторный класс №308 МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1».Также обязательно проведение инструктажа по технике безопасности.

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем и доводится до сведения ребенка и его родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения конкретного раздела, существенное перераспределение учебного времени и т.п.) она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями. Также индивидуальный маршрутный лист в будущем позволит увеличить число сдающих ОГЭ по физике и повысить средний балл при сдаче экзамена.

  1. Исследование конечного результата

После написания основного государственного экзамена проводится оценка индивидуального маршрута учеником, его родителями и самим преподавателем. По результатам опроса программу курса можно усовершенствовать и на основе маршрутного листа корректировать существующий учебный план по физике 9 класса.

     

Приложение 1

Тест

1. Сколько всего на экзамене ОГЭ по физике предлагается заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности?

А. 26 заданий

Б. 36 заданий

С. 56 заданий

2. Сколько всего заданий в части 1 на экзамене ОГЭ по физике? 

А. 22 задания

Б. 26 заданий

С. 16 заданий

3. Сколько всего заданий в части 2 на экзамене ОГЭ по физике? 

А. 4 задания

Б. 5 заданий

С. 10 заданий

4. Сколько всего баллов максимально можно получить на экзамене ОГЭ по физике? 

А. 40 баллов

Б. 45 баллов

С. 49 баллов

5.Каков минимальный балл ОГЭ по физике?

А. 9 баллов

Б. 10 баллов

С. 8 баллов

6. Какое время отводится на выполнение экзаменационной работы по физике?

А. 180 минут

Б. 200 минут

С. 235минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...

Проект "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"

Презентация проекта по теме "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"...

Программа «Воспитание личности» на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов

         Построение учебно-воспитательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов школьников предусматривает не только обучение по индивидуальным у...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося на третьей ступени обучения по физике. Тематическое планирование.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося на третьей ступени обучения по физике. Тематическое планирование....

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий.

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода ...

Этапы построения индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в МБОУ «Школа № 87» (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ОТ 25.02.2021)

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается не только как  специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями зд...

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала....