Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.
учебно-методический материал по теме

Чистякова Елена Дмитриевна

  Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, грамотно и экономично использовать сохранные анализаторы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение индивидуального образовательного маршрута

 для учащихся инвалидов по зрению

с большим перерывом в обучении.

Е.Д. Чистякова, старший методист,

ГБОУ центр образования №1 Санкт-Петербурга

Потеря зрения - тяжелый удар по всей уже сложившейся жизни человека. Рушатся привычные связи с окружающим миром... душевная боль, чувство тревоги, неуверенность в себе и своем будущем зачастую приводят к тяжелейшему стрессу. Потерявший зрение человек нуждается в своевременной квалифицированной помощи не только медиков, но и психологов, тифлопедагогов. Гуманистическая установка современного общества к инвалидам предполагает систему их реабилитации на всех этапах возрастного развития. Мы работаем с подростками и со взрослыми людьми. В нашем Центре  человеку, утратившему зрение, не только обеспечат получение качественного образования  2 или 3 ступени, но и  помогут выйти из стрессового состояния, преодолеть чувство страха и беспомощности, найти силы для новой жизни.

В центр образования №1 Санкт-Петербурга по положению о специальных коррекционных образовательных учреждениях III -IV вида принимаются учащиеся с различными нарушениями зрения: слепые, слабовидящие и учащиеся с пониженным зрением (при соответствующих рекомендациях офтальмологов). Обучение ведется в соответствии с учебным планом школы, который разработан на основе базисного учебного плана для школ III -IV вида и специальных образовательных программ. Все это позволяет успешно реализовать право учеников с нарушением зрения на получение качественного образования. Вместе с тем достаточно часто мы сталкиваемся с учениками,  которые потеряли зрение уже во взрослом состоянии, но среднее образование по разным причинам получить не успели. Причины потери зрения могут быть самые разнообразные: различные травмы,  в том числе после автомобильных аварий, опухолевые заболевания, сосудистые проблемы при диабете и многое другое. Проблема со зрением у них зачастую сочетается с целым комплексом нарушений, связанных с органическими поражениями ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, с расстройствами эмоционально-волевой сферы. При этом перерыв в обучении может составлять до нескольких лет. Уже будучи взрослыми людьми, которые так и не смогли устроиться в своей новой жизни без зрения, они поняли необходимость получения среднего образования. Аттестат о среднем образовании дает им возможность продолжить обучение, как в средних специальных учебных заведениях, так и в ВУЗах. Чаще всего для дальнейшего обучения они выбирают профессии массажиста, пользователя компьютера, преподавателя гуманитарных дисциплин.

Обучение таких учащихся представляет проблему для практических работников школы потому, что обучение  требует иных приемов и средств обучения и методик обучения, чем те, что используются в повседневной практике обучения учеников с нарушением зрения.

Просто учить таких учеников нельзя, так как они фактически оказались в положении неграмотных, и начинать их обучение надо с обучения чтению и письму рельефно-точечным шрифтом. В основу обучения чтению и письму слепых положена система рельефно-точечного шрифта Брайля, для усвоения которой требуется достаточный уровень развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

В практике работы нашего центра имеются случаи, когда полная слепота у ученика сочетается с нарушениями ЦНС, приводящей к нарушению деятельности кожно-кинестетического анализатора. Нарушение этих функций не позволяет им успешно освоить чтение и письмо на основе шрифта Брайля в течение одного года, как предусмотрено программой обучения. Период обучения чтению и письму затягивается на 2-3 года и не всегда дает хорошие результаты, то есть у таких учеников техника чтения и письма остается и при упорных занятиях на низком уровне. В свою очередь, отсутствие этих базовых для начального обучения навыков становится препятствием для успешного усвоения программ по всем предметам. Кроме этого, страдает и эмоционально-психологическое состояние ученика: он чувствует себя постоянно неуспешным.

Между тем, обучение учеников с такой структурой дефекта могло быть более эффективным, при условии индивидуализации обучения и выделения занятий по обучению грамотности в отдельный вид коррекционных занятий. В этом случае очень часто помогает использование специальных методик и средств обучения (в том числе использование  компьютерных технологий).

Именно для таких учеников специально выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.

  Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, грамотно и экономично использовать сохранные анализаторы.
   Психолого-педагогическая работа начинается после  этапа первоначальной реабилитации. Сотрудники Центра знакомят человека, утратившего зрение, с возможностями незрячих, их социальной ролью в обществе, проводят психотерапевтическую работу. Начинается обучение незрячего человека основам пространственного ориентирования, самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля.
   Комплексность и системность реабилитации инвалидов по зрению осуществляется по следующим направлениям:

  1. Педагогическое:
  • Получение образования основной и средней ступени;

  • обучение навыкам пространственного ориентирования и тифлографике;
  • обучение чтению, письму и печатанию по системе Брайля;
  • обучение основам компьютерной грамотности;
  1. Психологическое:
  • психодиагностика;
  • психотерапевтическая помощь поздноослепшим и их родственникам;
  • обучение приемам и навыкам психофизической саморегуляции;
  • проведение информационно-просветительской работы среди зрячих с целью формирования их правильных взаимоотношений с незрячими людьми.

Любой дефектолог - практик знает, что результат нашей работы во многом зависит от позиции семьи, в которой воспитывается ученик, от степени сотрудничества специалистов школы и родителей. Часто родители становятся не только союзниками, но и идут по пути оказания действенной помощи своему ребенку. Они приобретают и устанавливают на домашний компьютер специальную программу "JAWS" для незрячих пользователей.

 Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что не умея читать и писать, взрослый инвалид перегружает свою память излишней информацией.
     Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительной депривацией.
     Жизненно необходим Брайль работникам интеллектуального труда, так как получение образования или сохранение профессионального статуса невозможно без чтения и письма, а Брайль по-прежнему остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения.
     Кроме того, большое значение системы Брайля в элементарной реабилитации обуславливается и тем, что он необходим для изучения ряда других дисциплин. Так, например, на занятиях по тифлографике, пространственному ориентированию, домоводству используются пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом, рельефные планы, пользование которыми невозможно без знания системы Брайля.
     Главная цель курса состоит в ознакомлении инвалидов по зрению с системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами.
     Достижению этой цели способствует ознакомление незрячих с историей возникновения и развития шрифтов слепых, с различными видами письменных приборов и пишущих машинок для незрячих и обучение письму на них: с основными техническими средствами, используемыми при обучении системе Брайля; формирование у них умения читать рельефно-точечным шрифтом литературного и математического текстов; формирование умения использовать шрифт Брайля для изучения смежных предметов и в собственном жизненном опыте.
     В программу курса включены темы, изучение которых обеспечивает незрячему необходимый уровень знаний.
     В программу входят 5 разделов:
1. Общее знакомство с системой Брайля.
2. Изучение букв, цифр, знаков препинания.
3. Изучение математических знаков.
4. Закрепление умений и навыков письма, чтения и печатания.
5. Письмо по Гебольду и плоскопечатным шрифтом..
     Письмо по Гебольду является средством коммуникации со зрячими, но в методике обучения имеет элементы, присущие письму по Брайлю (прибор, девятиточие), поэтому, этот раздел, завершающий курс обучения, решает самостоятельные задачи:
1. Восстановление представлений о плоскопечатных буквах и цифрах;
2. Формирование навыка письма плоскопечатных букв и цифр без зрительного контроля, с использованием прибора и трафаретов.
     Основной формой проведения занятий по изучению системы Брайля является практическое занятие. Кроме них предусматриваются лекционные занятия и самостоятельная работа.
     На самостоятельную работу отводится 20 учебных часов. Тематика, объем и содержание заданий для самостоятельного выполнения определяется дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей контингента учащихся, степени сохранности зрения.
     Программа обучения чтению и письму по системе Брайля предполагает обучение инвалидов 1 и 2 группы.
     Обучение инвалидов 2-й группы по зрению с относительно высокой различительной способностью зрения обуславливается глубиной и распространенностью патологического процесса, наличием прогрессирующего течения заболевания, а также социальной направленностью личности на овладение системой Брайля.
     Указанные особенности контингента учащихся, а также признание принципов гуманистической педагогики, провозглашающей личность человека самой большой ценностью, обязывает создавать условия максимального развития этой личности. Базовыми положениями курса является признание дифференцированного подхода к обучению чтению и письму по системе Брайля, который реализуется в следующем: в вариантности количества часов, отведенных на ту или иную тему, в исключении темы или введении по мере необходимости дополнительных тем, в изменении последовательности изучения тем.
     В процессе обучения рельефно-точечному шрифту учитываются следующие индивидуальные особенности учащихся:
1. Характеристика зрения и перспектива его сохранения.
2. Тактильная чувствительность и причина ее снижения.
3. Сопутствующие соматические заболевания и физические отклонения.
4. Возраст.
5. Образование.
     Учитывая перечисленные особенности обучающихся надо помнить, что успешность овладения системой Брайля в основном зависит от потребности личности в данном виде деятельности, от уровня готовности к обучению. Пути формирования положительной мотивации могут быть различными, но в каждом случае необходимо подойти к решению этой задачи индивидуально и найти те аргументы и пути, которые помогут убедить незрячего в необходимости и возможности овладеть чтением и письмом в соответствии с требованиями программы.

 В зависимости от индивидуальных особенностей (возраста, тактильной чувствительности, особенностей внимания и памяти) учащиеся могут достигнуть различных уровней сформированности умений.
0 уровень - не овладел в силу различных причин;
1 уровень - различает комбинации точечных обозначений и дифференцирует отдельно стоящие знаки.
2 уровень - знает точечный состав, письменно воспроизводит изученный материал, читает отдельные слова.
3 уровень - осознанно воспроизводит и адекватно воспринимает читаемый материал.
     Эти уровни являются критериями сформированности умений и навыков овладения системой Брайля.
     Преподаватель, анализируя достигнутые результаты, выявляет причины отставания и определяет индивидуальный путь их преодоления.
     Эффективность обучения в значительной степени зависит от подобранного материала, в соответствии с интересами незрячего, с прежним трудовым и жизненным опытом.

Другим важным фактором успешного обучения со зрительной депривацией является компьютерная грамотность человека.

В настоящее время индустрия производства компьютеров и программного обеспечения для них является одной из наиболее важных сфер экономики развитых стран. Причины успеха компьютеров заключаются в простоте использования, в возможности самостоятельного взаимодействия пользователей с ними без каких-либо посредников и ограничений, в относительно высокой возможности по переработке информации, в высокой надежности, в возможности расширения и адаптации к особенностям применения в наличии программного обеспечения, охватывающего все сферы человеческой деятельности.
     В программах информатизации, которые в настоящее время разрабатываются во всех регионах России, большое внимание уделяется подготовке молодежи к работе с различными компьютерными системами и их сетями. В связи с этим возникает необходимость ознакомления с современным развитием компьютерных технологий такой группы населения, как инвалиды по зрению. Современный уровень компьютерной техники и программного обеспечения позволяет привлечь лиц с ограничениями по зрению к процессу всеобщего компьютерного обучения. В связи с социально-экономическими изменениями в стране и появлением такого социального явления, как безработица, остро встает вопрос о профессиональной переподготовке незрячих работников интеллектуального труда и профессиональной подготовке незрячих и слабовидящих подростков.
     Овладение навыками пользования компьютером даст возможность людям с нарушенным зрением расширить сферу своей профессиональной деятельности в условиях возрастающего дефицита рабочих мест. Использование компьютера в профессиональной деятельности поможет более успешно решить проблему интеграции инвалидов по зрению в современном обществе с одной стороны, а с другой - создаст благоприятные условия для осуществления эффективного сотрудничества между незрячими и зрячими специалистами. Одна из принципиальных установок данного курса состоит в том, что компьютер для обучающегося является не только современным рабочим инструментом, но и средством перевода информации в доступную для незрячего человека форму без каких-либо посредников.
     Программа рассчитана на обучение пользованию персональным компьютером инвалидов по зрению I и II групп. В зависимости от состояния зрения учащегося обучение проводится либо с использованием синтезатора речи и тактильного дисплея для лиц без остаточного зрения, либо с использованием программ увеличения изображения на экране - для лиц с остаточным зрением.
     Основными задачами курса являются:
1. Овладение клавиатурой ПК в русском и латинском регистрах.
2. Изучение операционной системы ПК.
3. Умение использовать пакеты прикладных программ, производить их установку и настройку.
4. Умение использовать стандартное программное обеспечение совместно с тифлоустройствами и специальным программным обеспечением.
     Программа курса рассчитана на 120 - 140 часов. Разделы 3 и 4 изучаются теми учащимися, которые по состоянию зрения не могут читать плоскопечатный текст. Тему 5 изучают слабовидящие.

     Базовые знания и умения по курсу.

     В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
ЗНАТЬ
- принципы построения вычислительных систем ЭВМ, архитектуру IBM PC;
- набор компьютерных тифлосредств;
- назначение и состав MS-DOS и Windows;
- назначение и состав синтезаторов речи;
- правила использования тактильного дисплея;
- назначение и возможности программ-оболочек на примере Norton Commander NC для DOS и Explorer для Windows;
- возможности и сферу использования текстовых редакторов Лексикон и Word.
УМЕТЬ
- Использовать файловую систему средствами DOS и NC или Windows;
- Редактировать и печатать документы в программах Лексикон или Word;
- Использовать утилиты Нортона для обслуживания компьютера;
- Использовать общеупотребительное программное обеспечение при помощи синтезатора речи или совместно с программой увеличения экрана.

          Таким образом,  обучение и первоначальная реабилитация носит сугубо индивидуальный и дифференцированный характер, связанный с преодолением тех трудностей, с которыми сталкивается конкретный ослепший.

Индивидуальный образовательный маршрут  может быть расширен, либо сокращен в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, также может меняться порядок изучения тем, программы и ее объем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида

Данная программа рассчитана на реализацию при дистанционном обучении ребенка-инвалида в течение уцчебного года.Программа содержит пояснительную записку, образовательный, коррекционный и воспитательный...

Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории

О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить  и для чего оно нужно....

Проект "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"

Презентация проекта по теме "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"...

Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся

В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся....

Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике

В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур  единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образ...

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала....