Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании
учебно-методический материал

Фетисова Елена Давыдовна

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей по­лучили развитие объединения социально-педагогического направления, ориен­тированные на корректировку и развитие психических свойств личности, ком­муникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие ли­дерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедря­ются социально-педагогический модели деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots.ped_.napravlennost.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества».

Выступление на тему: «Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования» 

     Автор: Фетисова Е.Д.

       педагог- организатор МУДО ДДЮТ

 

2019г.

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования 

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.

Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.

В подавляющем большинстве программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к их меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.

Программы социально-педагогической направленности многофункциональны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон обучающихся.

Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы:

  • программы детских сообществ и детских общественных организаций;
  • досуговые программы;
  • программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.;
  • программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями.

Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.

Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досуговые программы создают предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становления активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.

Программы досуговых объединений, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликтного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.

К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области правовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацелены на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.

Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.

В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых обучающимися в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.

Комплексный характер и надпредметный уровень значительной части программ социально-педагогической направленности, наличие в них психологической, социальной, культурологической, эстетической и других составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают обучающемуся возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности. Отсюда - цель занятий, которая объединяет все программы социально-педагогической направленности - предоставление учащимся возможности производить обоснованный выбор из вееров обсуждаемых проблем и решений, выбор своего «Я».

Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий обучающегося к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие обучающимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора.

Смысл разнообразной групповой деятельности обучающихся на занятиях заключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе сформирования у него ценностных отношений к миру и себе. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.

Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и переживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.

Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в деятельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участниками (игроками).

В ситуационно-ролевой игре, обучающийся, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, развивает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.

Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационно-ролевых играх позволяет учащемуся попробовать себя в различных ролях и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» - ответственный, «Я» - подчиненный, «Я» - лидер, «Я» - исполнитель, «Я» - инициатор и др.

Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность:

- приобрести личный социальный опыт;

- развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность,
собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность;

- реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского объединения;

- активно использовать широкие образовательные возможности истории ко-культурной среды города (края) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;

- активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;

- овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения
маршрута своего развития;

- овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.

 Разнообразие видов деятельности, используемое в процессе реализации программ социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

Социально – педагогический кластер в системе дополнительного образования.

Методическая разработка по обучению краеведению...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...