Социально – педагогический кластер в системе дополнительного образования.
методическая разработка по краеведению (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Афонина Тамара Дмитриевна

Методическая разработка по обучению краеведению

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afonina.tezisy_k_dokladu.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогический кластер в системе дополнительного образования.

Автор: Афонина Т. Д.

 

Структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11 г. Кинеля

1.Концептуальная часть модели.

Модель представляет собой объединенный единым замыслом целый комплекс социально – ориентированных мероприятий служит решению основных задач в области краеведения.

Новизна модели состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса создан кластер – модель сетевого взаимодействия с социальными партнёрами по формированию краеведческой компетентности обучающихся. Кластер включает в себя субъекты образовательного процесса, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Краеведение. Истоки». Это: родители обучающихся, школы, городские библиотеки, архивы, музеи, ветеранские организации предприятий г.о. Кинель, предприятия железнодорожного транспорта станции Кинель (и другие), военкомат, полиция, ГИБДД, Всероссийская общественная организация ветеранов локальных конфликтов «Боевое братство», молодёжные организации города, организации культуры и спорта, другое.

Кластер – это объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических), которое позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения.

Кластер, с другой стороны, это -  инструмент для достижения следующих образовательных результатов:

Личностных:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;
  • Формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 Метапредметных:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметных:

  • Понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • Осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Кинеле и Кинельском округе;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности, т. е. овладение приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием краеведческих понятий;
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • Умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и края.

Актуальность модели

Развитие        творческих        и        коммуникативных способностей обучающихся        на        основе        их        собственной        творческой        деятельности        также         является        отличительной        чертой        данной        модели.

Такой         подход,         направленный        на        социализацию        и активизацию собственных        знаний,         актуален        в        условиях        необходимости        осознания        себя        в        качестве        личности,         способной        к самореализации        именно        в        весьма уязвимом        подростковом        возрасте,         что повышает        и        самооценку         обучающегося,         и        его        оценку        в        глазах        окружающих

Целью модели является формирование        духовно        богатой, высоконравственной личности,         патриота родного края средствами социально – педагогического партнёрства.

Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать        систему        знаний,         умений,         навыков        по краеведению;
  • Способствовать использованию современных компьютерных технологий и Интернет ресурсов для создания творческих проектов по различным направлениям и темам.

Развивающие:

  • Развить        умения        думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, доводить         дело        до конца         и        т.д.;

Воспитательные:

  • Сформировать        гражданскую        позицию,         патриотизм;
  • Воспитать        чувство        товарищества,         чувство        личной ответственности за порученное дело;
  • Воспитать        нравственные        качества        по        отношению        к окружающим (доброжелательность,         толерантность        и        т.д.);
  • Приобщить обучающихся         к        здоровому        образу        жизни.

Взаимодействия с партнёрами.

Модель выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Субъектами многообразных отношений в рамках модели являются учителя, учащиеся и родители школы, родители и обучающиеся структурного подразделения дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 , представители бизнеса, предприятия города, педагоги и мастера производственного обучения ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум», представители государственных, общественных, молодёжных организаций, СМИ, представители культуры и спорта города (поэты, художники, спортсмены  и т. д.)

 Новообразования личности        

 Разовьётся желание стать достойным гражданином города, посвятить талант, знания, трудолюбие на благо родного города, страны;

Сформируются традиции здорового образа жизни.

2. Механизм реализации модели.

Целевой педагогический проект «Социально – педагогическое партнёрство»

Цель: Расширить и дополнить представления детей и подростков о структуре организации государственной, общественной, культурной   жизни города, создать единое информационное поле профессий разных направлений, необходимых для нормального функционирования городского хозяйства.

Задача:

Создать единую базу данных субъектов социума, взаимодействие с которыми позволит достичь наибольшего эффекта в социализации детей и подростков на территории города.

Социальные партнёры: семья, музеи, архивы, библиотеки, городские СМИ, городское телевидение, молодёжные организации, культура, военкомат, ДОСААФ, Всероссийская общественная организация ветеранов "Боевое братство", спорт, МЧС, ветеранские организации предприятий города, малый бизнес, предприниматели, предприятия города, государственные и правоохранительные органы, деятели науки и культуры города. Каждый отдельный субъект социума - есть носитель определённых ценностей народа. Объединённые общей социально - педагогической идеей, они стали эффективным средством предпрофильной подготовки обучающихся.

Рассмотрим подробнее роль каждого участника социально – педагогического партнёрства.

Так как семья является наиболее заинтересованным субъектом в получении их ребёнком качественного образования, то в социуме ей отводится главная роль. Родители и дети, оценивая эффективность организации обучения и воспитания в рамках модели, способствуют позитивной коррекции содержания мероприятий и практической деятельности субъектов социально – педагогического партнёрства.  

Партнёрство с семьями обучающихся позволяет повысить правовую грамотность родителей. Родители должны отчётливо понимать реальные возможности, которые им предоставляют государственные организации в сфере образования и исходя из этого планировать будущее своих детей.

  Партнёрство с семьями обучающихся важно ещё и потому, что родители, бабушки и дедушки формируют у них желание жить и работать дома, в родном городе.  Партнёрство осуществляется через тематические вечера, праздники, экскурсии на места работы родителей, поездки, выставки документов домашнего архива, фотосессии и т.д.

Музеи, архивы, библиотеки, СМИ, телевидение города, организации культуры, поэты, художники.

        Формируют навыки работы с документами и информацией разных лет, что порождает понимание важности и необходимости профессий работников указанных организаций.

        Партнёрство осуществляется через работу:

  • В архивах разных организаций под руководством соответствующих сотрудников;
  • В музеях - через обучение кропотливому труду по описанию экспонатов;
  • В библиотеках - через поиск нужной информации в периодических изданиях.
  • Поэты и художники передают обучающимся любовь к родному городу в поэтической и художественной формах, что является основой нравственного здоровья нации.

        СМИ и телевидение учат выделять из потока информации ту, которая отображает реальную жизнь населения города, важную и нужную людям.

Военкомат, ДОСААФ, общественная организация ветеранов "Боевое братство", спорт, МЧС.

        Формирует привычки ЗОЖ, желание стать защитниками Отчизны.

        Партнёрство осуществляется через:

  • Участие в спортивных мероприятиях города, района и области;
  • Экскурсии по местам боевой славы и встречи с Героем Советского Союза Г. П. Кучкиным, ветеранами боевых действий;
  • Организацию мероприятий по увековечению памяти воинов - интернационалистов.

Ветеранские организации предприятий города, малый бизнес, предприниматели, предприятия города.

        Формируют уважение к трудовым традициям города, стимулируют готовность к приобретению профессий, нужных хозяйству   города, желание стать полезными в деловой жизни.

        Партнёрство осуществляется через встречи, экскурсии, совместные предпрофильные проекты.

 Государственные и правоохранительные органы, молодёжные организации города.

Формируют уважение к людям, которые         работают в государственных, правоохранительных учреждениях, способствуют воспитанию качеств характера, необходимых сотрудникам этих учреждений.

В рамках кластера наиболее эффективными стали следующие модели обучения и патриотического воспитания:

  • Проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов, особое место среди которых занимают социально – значимые для социума проекты;
  • Диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность обучения и воспитательной работы по проблемам развития краеведческой грамотности и формированию патриотической позиции обучающихся.

Ожидаемый результат обучения: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества:

  • Гражданская зрелость;
  • Любовь к Отечеству;
  • Ответственность;
  • Чувство долга;
  • Верность традициям;
  • Стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей;
  • Готовность к преодолению трудностей;
  • Готовность к служению в Вооруженных силах.

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность обучения детей и подростков:

  • Индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие, эмоционально - чувственные переживания, эмоционально - волевая устойчивость);
  • Социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);
  • Материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
  • Педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы патриотической направленности)

Далее представлены мероприятия по патриотическому воспитанию в объединениях с использованием проектной и диссеминационной моделей.

 1. Проектная модель.

Одним из путей воспитания в дополнительном образовании является организация поисковой, исследовательской и аналитической деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов.

В объединении «Краеведение. Истоки» созданы проекты военной направленности. Проект «Кучкин Геннадий Павлович. Герой Советского Союза» посвящён жизни и боевому пути нашего земляка. Геннадий Павлович часто приезжает в Кинель, охотно встречается с детьми и подростками. На базе родной школы героя создан музей, в который он передал личные вещи, копии фотографий с мест военной службы. Особенно актуальными становятся встречи военнослужащих с подростками на фоне неспокойных событий в соседних государствах. Звание Героя Советского Союза Г. П. Кучкин получил во время службы в Афганистане. Рассказы взрослого человека, прошедшего через бои, ранения, гибель товарищей, отличаются простотой и доступностью. Подростки всегда ищут человека за кем они пойдут в жизни, чьи нравственные качества будут ориентиром в случае необходимого выбора.

Благодаря этим встречам, изучению информации из различных источников результатом проекта стало создание портрета современника, патриота России. Создатели проекта посещают классные часы в школе, стараются донести до слушателей моральные ценности героя¬: «Больше всего в людях ценю честность и верность долгу».

Естественным продолжением военной тематики стал сбор и систематизация информации о бывшем выпускнике школы № 11 С. Н. Ефремове, который практически в те же годы, что и Г. П. Кучкин проходил службу в Афганистане.  Сергей Николаевич погиб в возрасте 24 лет.  В память о нём на фасаде школы № 11 г. Кинель размещена мемориальная доска. Так случилось, что могила солдата оказалась заброшенной. Инициативная группа обучающихся объединения обратились за помощью к взрослым. В первую очередь к педагогу дополнительного образования, который ведёт занятия. Вместе с ним пошли на приём к директору школы, затем обратились за помощью в отдел молодёжи городской администрации. Результатом этого проекта стала акция по уходу за могилой солдата.

Метод проектов пользуется у обучающихся популярностью, так как предоставляет возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практической задачи или проблемы. В рамках этого проекта, вылившегося в социально – значимую акцию, обучающиеся применили исследовательские, поисковые и аналитические методики, являющиеся творческими по своей сути. Подросткам пришлось найти людей, которые показали местоположение могилы на городском кладбище, затем они нашли родственников солдата, которые по какой - то причине не могут за ней ухаживать. Ими оказались тётя и дядя солдата, люди почтенного возраста – это оказалось причиной того, то могила осталась неухоженной. С их согласия обучающиеся привели могилу в порядок, и на линейке дали клятву хранить память о солдате. Воспитательный аспект данного мероприятия переоценить трудно. В проекте о С, Н, Ефремове «Знаете, каким он парнем был!» подростки написали следующее: «Дал присягу Родине защищать её до последнего вздоха и выполнил свою клятву. Сергей Николаевич не предал страну, в которой мы потом родились. Мы не предадим память о нём».

Продолжением краеведческой работы в рамках проектной деятельности стало участие в социально – значимом проекте по увековечению памяти земляков, ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Проект занял 1 место в городском округе Кинель

 Начиная разработку каждого проекта, подросткам приходиться общаться со многими людьми, просматривать домашние и личные архивы, искать информацию в библиотеках, глобальных компьютерных сетях. Перед ними открывается хорошо организованная жизнь общества. Общества, наследниками которого они будут, и спокойную жизнь которого необходимо защищать.

Наиболее значимые проекты, созданные обучающимися:

  • Эти люди, смерть поправ, дали жизнь земле – о жителях г.Кинеля, ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Знаете, каким он парнем был! – о выпускнике школы № 11 С. Н. Ефремове, погибшем в Афганистане при исполнении воинского долга;
  • Герой Советского Союза Г. П. Кучкин – жителе города Кинеля, Герое Советского Союза, который получил это звание во время службы в Афганистане;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Я б в пожарные пошел, пусть меня научат;
  • Моя Победа – к 65 -  летию победы советского народа в ВОВ;
  • Поклонимся великим тем годам – о жителях г. Кинеля, имеющих звание «Дети фронту;

2. Открытые мероприятия, праздники, экскурсии.

Открытые мероприятия проходят, как правило, по готовым сценариям. Основная задача обучающихся подобрать краеведческий материал по выбранной теме. В нашем городе живёт несколько поколений рода Родионовых. Этот род славен тем, что 86 человек работали или работают на железной дороге, при этом общий трудовой стаж династии составляет 730 лет. Династия в 1994 году была признана победителем в губернской общественной акции «Народное признание» в номинации «Гордость и слава». Ребята в сети Интернет нашли сценарий чествования династий, который послужил матрицей отрытого занятия. В результате обработки собранной информации об Родионовых образовалось генеалогическое дерево рода. Большинства имен на дереве помечены буквой «ж», что означает сокращение от «железнодорожник». После этого на   занятие пригласили представителя династии Родионова В. С., где показали результаты своего труда. При оглашении имени с «дерева» на экране появлялась фотография из домашнего архива, и рассказ об этом члене семьи. Железная дорога – «сердце Кинеля». Изучая историю семьи Родионовых, ребята практически изучили историю развития родного города, своей малой родины. Любовь к родному краю переходит от поколения к поколению разными путями. Верность традициям семьи один из них.

Общаясь с подростками, Виктор Семёнович Родионов посоветовал организовать встречу с почётным гражданином   города Кинеля Афанасьевым В. Ф. Собрав информацию о Викторе Фёдоровиче, обучающиеся были поражены вкладом одного человека в развитие вагонного депо станции Кинель. После общения с людьми, которые работали с ним, ребята назвали его «человек – легенда» и решили встретиться с ним лично. На приглашение детей Виктор Фёдорович легко согласился, на встречу пришел, не опоздав ни на минуту. Разговор был обстоятельный, деловой. На вопрос: «Почему вы так много успели сделать?» последовал ответ: «Я люблю свой город и своё дело всем сердцем. Важно уважать человека независимо от места работы».  Вывод, вынесенный из встречи - стыдно и нельзя учиться плохо, потому что учёба для подростка – это долг перед обществом.

Праздники и творческие дела вносят свой вклад в воспитание любви к родному городу. Первый весенний праздник – 8 Марта. Поздравления девочкам должны быть оригинальными и незабываемыми. Между ГБОУ СОШ № 11 и ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум» подписан договор о сотрудничестве. Юноши объединения встретились с юношами техникума, студентами факультета повар - кондитер и попросили приготовить пирожные и чай из тех продуктов, что они им принесут. Согласие было получено.  В готовый сценарий праздника международного женского дня внесли необходимые изменения, вручили приглашения девушкам, и после окончания уроков встретились в столовой техникума, где были красиво накрыты столы. Поздравления в такой форме девушки получили впервые, были удивлены, что пирожные приготовили кондитеры – юноши. Студенты техникума сказали гостям, что после окончания учёбы хотят остаться в Кинеле. В техникуме учатся ребята из сёл Кинельского района, их ждут специалистами для работы дома. Хозяева провели экскурсию по техникуму, показали классы, лаборатории, спортивный зал и прочее. Экскурсоводам хотелось донести до гостей простую истину: родной край ждёт трудовых рук тех, кто здесь родился.

Обучающиеся объединений встречаются с людьми разных социальных трупп, государственных и общественных организаций. Таким образом, создаётся модель современного малого города, каким является Кинедь. Главное в ней - жители. Воспитание у молодых людей любви к малой родине является залогом её процветания в будущем.

Экскурсии. Известно, что часть молодёжи имеет негативное отношение к службе в армии. Одна из причин этого заключается в том, что в школе, в системе дополнительного образования учителями и педагогами работают женщины. Воспитание мальчиков и девочек проходит почти одинаково, но в 18 лет на защиту Родины встают юноши. Поэтому, наряду с организацией встреч с офицерами, солдатами и курсантами необходимы экскурсии в военные городки, на выставки военной техники. Поездка в город Тольятти накануне даты 9 мая запомнилась мальчикам тем, что боевая техника, находясь на территории выставки не просто доступна для осмотра, им разрешили по ней лазить. Вместе с мальчиками на экскурсию был приглашён подполковник запаса, лётчик.  Он водил их по полю, уставленному самолётами, вертолётами, танками, артиллерией и рассказывал о технических характеристиках боевой техники, месте каждого рода войск в бою. Мальчикам необходимо общение с представителями силовых стриктур общества, тогда из них вырастают мужчины, для которых служба в армии будет почётной обязанностью и проявлением любви к Родине.    

Эффективными являются те модели и формы проведения патриотического воспитания, которые формируют в душе ребёнка чувство любви к родной земле, проявляющееся по разному - от желания стать её защитником до получения нужной городу профессии.

Проектная модель эффективна тем, что обучающийся имеет свободу при выборе путей решения проблемы. Помощь педагога необходима ему в методологических случаях, в оформлении проекта, при продвижении его в социум. Иногда обучающийся не может получить или отправить запрос на нужный документ, например в военный комиссариат города.  В данном случае без помощи педагога не обойтись, что обусловлено правилами выдачи документов государственного образца.

Диссеминационная модель позволяет организовать мероприятие быстро и качественно, так как матрица уже есть, остаётся нанести на неё собственную информацию.

Особое место в патриотическом воспитании имеют экскурсии. Они позволяют через предметы, обстановку понять глубину и значимость события, правильно оценить его.

Перечислю наиболее значимые проекты, созданные обучающимися при моём научном руководстве:

  • «Почётные граждане города Кинель»;
  • «Эти люди, смерть поправ, дали жизнь земле» – о жителях г.Кинеля, ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС;
  • «Знаете, каким он парнем был!»  – о выпускнике школы № 11г. Кинель С. Н. Ефремове, погибшем в Афганистане при исполнении воинского долга;
  • «Герой Советского Союза Г. П. Кучкин» – о жителе города Кинеля, Герое Советского Союза, который получил это звание во время службы в Афганистане;
  • «Подростковый алкоголизм»;
  • «Я б в пожарные пошел»;
  • «Моя Победа» – к 70 -  летию Победы советского народа в ВОВ;
  • «Поклонимся великим тем годам» – о жителях г. Кинеля, имеющих звание «Дети фронту».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...

Педагогические возможности современной системы дополнительного образования

Система дополнительного образования на современном этапе....

Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.

Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях дополнительного образования....

Педагогические аспекты в системе дополнительного образования

Организации деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребносте...

Применение игровых педагогических технологий в системе дополнительного образования

Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагог...