Применение игровых педагогических технологий в системе дополнительного образования
статья
Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическая технология - есть инструментарий педагогического процесса. В современной методике и практике в дополнительном образовании все больше внимания уделяется сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников, развитие их самостоятельности, мышления, творческого начала является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr_ns_portal.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в системе дополнительного образования детей
Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическая технология - есть инструментарий педагогического процесса. В современной методике и практике в дополнительном образовании все больше внимания уделяется сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников, развитие их самостоятельности, мышления, творческого начала является игра.
Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий, одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения и включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованно выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде». Педагог должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Различаются следующие классификации педагогических игр:
- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические).
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.).
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.).
- по игровой среде (с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели образовательных игровых технологий обширны:
- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков.
- воспитательные воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
- развивающие: развитию качеств и структур личности.
- социальные: приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условия среды.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Игровые приемы не отвлекают детей от учебного процесса, а, наоборот, привлекают к нему больше внимания.
Что такое «успех» и «ситуация успеха»? Ситуация- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- это переживание радости учеником.
Действительно, переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию к учения и развивает познавательные интересы.
-стимулирует к высокой результативности труда.
--корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, низкую самооценку.
-развивает инициативность, креативность, активность.
-поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
Кроме того, переживание успеха внушает ребенку уверенность в своих силах, даёт положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на отношения человека к окружающему миру.
Дидактическая игра-это игра только для ребенка, а для взрослого- это способ обучения. Дидактическая игра в середине занятия решает задачу усвоение темы и закрепление материала.
Использование моментов игры в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Работая с детьми младшего школьного возраста в художественно-прикладной деятельности выявляется некоторая специфика, состоящая в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. Всю деятельность ребенка можно рассматривать, как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности - репродуктивного и творческого. Практически невозможно назвать вид деятельности ребенка, который бы соответствовал тому или ному виду деятельности в «чистом виде». Деятельность ребенка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем, отталкиваясь от этого, ребенок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. Репродуктивный вид деятельности рассматривается лишь как определенная ступень обучения. А когда учащиеся включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приемов работы используются в качестве элементов. Технические приемы, способы обращения с материалом в художественно-прикладной деятельности демонстрируются только в том случае, если используется впервые. Этот метод предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца. Он не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческого потенциала ребенка.
Применение игровых приемов обучения, помогает раскрыть содержание занятия в доступной и занимательной форме, помогает ребенку лучше познать себя и окружающий мир; развивает ребенка. В частности , применение на занятиях по декоративно-прикладному творчеству игровых приемов обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и развивает интерес детей к изучаемому предмету, а также влияет на их творческую самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных методов обучения в системе дополнительного образования
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...
Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально - педагогической направленности
Учреждение дополнительного образования детей – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды де...
Методика применения игровых педагогических технологий в процессе познавательной активности обучающихся
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала не смог достичь и игровой цели. Выбор игровых методов определяется тем, что процесс обучения должен стать эмоциональным, д...
Применение методов арт-терапии в системе дополнительного образования детей с ОВЗ
Сегодня, в эпоху информационного общества образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обм...
Игровые технологии в системе дополнительного образования детей
Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий, одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения и включает в себя обши...
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.Задачи:- Рассмотреть теоретиче...