Методика применения игровых педагогических технологий в процессе познавательной активности обучающихся
статья на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала не смог достичь и игровой цели. Выбор игровых методов определяется тем, что процесс обучения должен стать эмоциональным, действенным, должен позволить ребенку получить собственный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика применения игровых педагогических технологий в процессе  познавательной активности обучающихся

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактический игры имеют две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой действует ребенок). Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала не смог достичь и игровой цели. Выбор игровых методов определяется тем, что процесс обучения должен стать эмоциональным, действенным, должен позволить ребенку получить собственный опыт.

Простое заучивание действий с привычными предметами, со знакомым учебным материалом не ведет ни к развитию восприятия или мышления, ни к развитию деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Основная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у умственно отсталого ребенка поисковые способы ориентировки при выполнении заданий игрового характера, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношения предметов.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития: первый – узнавание, второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предмета, здесь умственно отсталые школьники испытывают трудности. Для того, чтобы психическое развитие ребёнка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления.  Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной предмет (его свойство).

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

Исходя из игровой задачи, обучающейся осуществляют игровые действия, которые маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Все игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице или группы. В коррекционной школе значимость выигравшего коллектива целесообразно оценивать учащимися класса. Групповые игры, соревнования служат хорошим воспитательным средством. Подведение итогов при активном участии всего класса – важный эмоциональный момент. Отсутствие этого условия ведет к угасанию интереса, потере игровой задачи.

Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому игры необходимо предлагать постепенно, не оказывая давления на детей. При организации игр важно иметь ввиду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Они помогают выполнять большие воспитательные и образовательные цели и задачи. А именно: стимулирование мотивации и интереса, поддержание и усиление значения полученной ранее в другой форме информации, развитие навыков, конкретных умений, готовность к специальной работе в будущем, изменение установок (социальных ценностей), восприятия интересов других участников, социальных ролей, саморазвитие или развитие благодаря другим участникам игры, осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

В практике обучения умственно отсталых детей все виды педагогических игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определятся особенностями учебного материала, возрастом обучающихся и другими педагогическими факторами.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в образовательный процесс и повышает познавательную активность обучающихся.

Н. В. Кондратенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."

Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и прие...

Применение игровой педагогической технологии

Игровая педагогическая технология способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка...

Консультация « Применение игровой педагогической технологии»

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...

Методика применения отдельных игровых педагогических технологий на занятиях по изобразительному искусству в школе

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко огран...

Методика применения игровой технологий на занятии в дополнительном образовании

Статья посвящена основным методам применения игровых технологий в дополнительном образовании....

Применение игровых педагогических технологий в системе дополнительного образования

Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагог...