"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."
статья на тему

Банникова Вера Викторовна

Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и приемы, используемые в работе с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий

В.В. Банникова

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г. Тамбов

                Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, результатам и результативности их деятельности. Сейчас важно, чтобы дети усвоили не столько предметные знания, умения и навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы ему успешно адаптироваться в современном мире. Именно дошкольное учреждение выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь ему в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.

                Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Задерживается процесс формирования системы «Мы», которая является результатом делового сотрудничества. Вследствие этого выделение собственного «Я» не только запаздывает во времени, но и слабо выражено.Ребенок практически не стремится к самостоятельности и остается индифферентным к своим достижениям. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия, партнерскими отношениями происходит с большим трудом.

         В дошкольном подразделении «Центра» создана и реализуется модель социально-личностного развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья через использование активных методик и современных образовательных технологий. Работа ведется по нескольким направлениям (блоки):

Блок «Я–это Я», направлен на формирование у ребенка представлений о себе, выделение зрительного образа «Я», формирование «Я–сознания».   В работе с данной категорией детей используем следующие приемы, способствующие формированию представлений ребенка о себе:

работа с зеркалом. В индивидуальном порядке, дети, глядя в зеркало, учатся узнавать и рассказывать о себе. Взрослый задает вопросы, ответы на которые выстраиваются в содержательный рассказ о себе («Кого ты видишь в зеркале?», «Какие у тебя волосы?», «Почему ты грустный?» и др.). Рассказ завершается созданием автопортрета. Особое внимание  обращаем на усвоение  детьми такого коммуникативного средства, как улыбка («Улыбнусь я, улыбнись ты», «Радостный малыш»).Это очень важно для создания и поддержания положительного эмоционального фона в группе.

работа с альбомом. Цель данной работы пробудить интерес ребенка к себе как субъекту деятельности, уметь выделять себя из фона других людей. В группах имеются альбомы с фотографиями детей, на которых отражено участие ребенка и его сверстников в различных видах деятельности в течение всего периода нахождения ребенка в учреждении. В ходе рассматривания альбомов учим детей находить себя и сверстников на фотографиях. Привлекаем внимание детей к лицу, жестам, позе детей на фотографии и предлагаем вспомнить, что это было за событие, какие чувства в тот момент они испытывали. Высказывания детей выстраиваются в коротенькие рассказы о себе: «Катя на празднике», «У Кати день рождения», «Вместе играем». Фотографии являются хорошим стимулом для активизации впечатлений ребенка. Фотоальбомы постоянно пополняются и находятся в доступном для детей месте Каждый ребенок в любое время может по желанию с ними «поработать».

комментированное рисование. Смысл такой деятельности заключается в общении между собой по поводу несложных изображений, создаваемых на глазах у ребенка мелом на доске или фломастерами на бумаге. В рисунке отображаем близкое детям содержание, основу которого составляют события из личного опыта детей: совместные игры, прогулка, участие в праздниках. Учим детей узнавать себя и других детей в рисунке, обращаться друг к другу с вопросами и сообщениями, то есть активно использовать коммуникативные типы высказываний.

методика «Передвижная аппликация». Это специальные наборы по различным темам («Семья», «Магазин», «Улица» и др.), в которые входят фигурки детей, взрослых статичные и изображенные в динамике, атрибуты по теме. С помощью этих фигурок и атрибутов можно моделировать любую ситуацию.

 Для формирования образа «Я» используем игровые технологии. Это  разнообразные игры и  игровые упражнения, где учим  эмоционально откликаться на имя, понимать и употреблять различные формулировки вопросов относительно имени (»Как тебя зовут?», «Назови свое имя» и др.), запоминать имена сверстников («Угадай кто позвал?», «Угадай  кто это?»,  «Кто спрятался?», « Выйди в кружок»).Далее проводим работу по формированию у ребенка представлений о схеме тела и своем внешнем виде. Для реализации данного направления используем различные игровые упражнения, содержание речевого материала которых построено на ознакомление ребенка с собственным телом («Ладушки», «Топни ножкой», «Водичка-водичка» и др.). Необходимым условием формирования у дошкольника представлений о схеме тела является  применение наглядности. Это и плоскостные схемы фигуры человека, пальчиковые куклы, картинки с изображением человека. Формирование  представлений о себе включает и формирование представлений о дне рождения. Представление о дне рождения вообще и дне рождения каждого ребенка формируется постепенно в течение всего периода обучения. День рождения должен запомниться как радостное событие в жизни ребенка. Обязательно устраивается праздник в честь именинника, вручаются подарки, заранее оформляется уголок «именинника», где размещаются поздравления и несколько фотографий ребенка, на которых он изображен в разные возрастные периоды своей жизни. Проводятся сюжетные игры: «У нас праздник»,«Встречаем гостей», в которых дети приобретают свой социальный опыт.

Блок «Я и другие», направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества, ведения алгоритма совместных действий и предоставление ребенку возможности реализовать себя в группе. Здесь используем технологию проектирования, которая ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в разных сочетаниях «ребенок–взрослый», «ребенок–ребенок». В ходе проектной деятельности  развивается потребность у ребенка получать знания о себе, как представителе человеческого рода, о других людях, о разнообразной деятельности и ее продуктах. Коллективная работа сближает детей друг с другом и со взрослыми, способствует улучшению микроклимата в группе, повышает самооценку и ответственность детей. Темы проектов выбираем, исходя из интересов и предпочтений ребенка; «Любимые игрушки», «Я и мои друзья»,  «Семейные традиции». Одним из достоинств технологии проектирования в том, что каждый ребенок видит важность и необходимость его работы в коллективе, видит результаты сначала группы, а потом и всего коллектива.

Блок «Я познаю мир», направлен на ознакомление с предметным миром, созданным человеком, явлениями живой и неживой природы, на приобретение навыков социального общения. Данный блок включает в себя проектную деятельность («Волшебная капелька», «Чудесное лукошко», «Где живет здоровье?»), экскурсии, праздники, взаимодействие с социальным окружением; библиотека, кукольный театр, спортшкола.

Таким образом, система работы по формированию основ социальной компетентности у дошкольника с ОВЗ ориентирована на стимуляцию коммуникативной и личностной активности ребенка, систематизацию и обогащение личного опыта детей в сфере человеческих отношений, воспитанию положительных личностных качеств.

Литература

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников– М.:Мозаика–Синтез,2011г.

Екжанова Е.А. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание– М., «Просвещение»,2005г.

Лаврова Г.Н. Система социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья// Вестник ЮУрГУ.– 2009.№5. с31-34.


Визуальное расписание и его роль в социальной адаптации детей с

расстройствами аутистического спектра

Банникова В.В.

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»,

г. Тамбов,bannikovavera2015@yandex.ru

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, обучения и максимально возможной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных способностей и ресурсов для успешной интеграции в общество. Любой ребенок с ОВЗ должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.

В дошкольном подразделении нашего «Центра» воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети с расстройствами аутистического спектра.

В силу психофизиологических особенностей социальная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра – непростая задача, предусматривающая комплексное внедрение специальных методов и приемов. Одним из таких методов является визуальное расписание. Эффективность визуального расписания при обучении детей с РАС обусловлена его вариативностью и возможностью его интеграции в различные цели и задачи обучения и реабилитации конкретного ребенка.

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с аутистическими чертами трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.

Визуальная поддержка широко применяется при коррекционной работе по развитию способностей к коммуникации, помогая ребенку как воспринимать сообщения, так и продуцировать их с помощью наглядных средств. Как известно, ребёнку с аутизмом, трудно контролировать своё собственное поведение. Он либо зациклен на сенсорных повторяющихся действиях, либо легко отвлекается на любые другие стимулы из окружающего пространства. Визуальное расписание помогает ему придерживаться определённой последовательности происходящих событий. Следует отметить, что средства визуальной поддержки эффективны не только в отношении освоения различных навыков, но и  способны уменьшить психологическое напряжение и тревожность у данной категории детей.

Визуальное расписание может сопровождать различные виды деятельности, например, обеспечивать пошаговое выполнение бытовых действий, а также учебных или игровых заданий. Кроме того, визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.

Визуальное расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет  к деятельности в определенной ее последовательности. Основной задачей визуального расписания заданий является выполнение ребенком последовательных действий без прямых инструкций или подсказок со стороны взрослых. В своей работе мы используем различные виды визуального расписания:

— расписание конкретных процессов (например, одевание, мытье рук);

— расписание определенных видов деятельности или занятий;

— расписание всего распорядка дня.

Прежде всего, мы определяем цель введения визуального расписания для конкретного ребенка:

-как способ коррекции нежелательного поведения;

-как визуальная поддержка для формирования самостоятельности;

-как визуальная инструкция для выполнения цепочки определенных действий.

Далее проводим диагностику возможностей освоения визуального расписания конкретным ребенком, оценки его социальной среды и ее ресурсов.

Для каждого ребенка с РАС на основе данных диагностического обследования нами разрабатывается индивидуальный план внедрения визуального расписания, который включает несколько этапов:

-подготовительный;

-основной этап освоения индивидуального расписания;

-этап освоения расписания в группе детей.

В подготовительном периоде работа заключается в выработке у ребенка начальных навыков, необходимых для использования визуального расписания:

-умение различать картинку на общем фоне;

-умение сопоставлять идентичные предметы;

-умение сопоставлять предметы с картинкой;

-позволять взрослому применять физическую подсказку (направление руками педагога).

Некоторым детям подготовительный период не требуется , так как у них сформированы необходимые начальные навыки для использования визуального расписания.

Визуальные расписания обычно делаем в формате «сверху вниз» или «слева направо» и используем съёмные карточки на липкой ленте, что дает возможность ребенку отметить, что данный вид деятельности закончен. Обычно используем для составления визуального расписания картинки, фотографии, схематичные рисунки. Визуальное расписание может быть детальным, в котором расписано каждое действие, или более общим, включающее обозначения отдельных заданий.
Выбор того или иного формата визуального расписания всегда осуществляем на индивидуальной основе - на основе целей его применения и  возможностей ребенка. Например, для коррекции нежелательного поведения при обучении новым навыкам изготовлен и применяется в работе планшет «Сначала— Потом». Данный планшет — это визуальная последовательность двух действий, обозначенная в картинках, которая мотивирует ребенка к совершению непривычной деятельности, либо той деятельности, которая ребенку не нравится.  Данный планшет сообщает ребенку о неком приятном событии, которое произойдет после завершения не совсем приятной задачи. Как это работает? Из наблюдений за ребенком и бесед с родителями мы узнаем, что любит ребенок, то есть на что происходит позитивная реакция(например, любимая игра или любимое угощение).

Важным аспектом использования визуального расписания является освоение детьми с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (одевание, мытье рук, сервировка стола и т. д.). Данный вид расписания представляет собой логическую последовательность событий и необходимые  конкретные предметы. На таком расписании обязательно делаем дополнительную полоску  внизу, чтобы на нее ребенок перемещал карточки, отображающие выполненную деятельность (используем съемные карточки на липучках). Данное условие облегчает ребенку понимание того, что он уже сделал, и каким должен быть его следующий шаг. Например, визуальное расписание «Одевание»: последовательность одевания очень важна, но при этом ребенок не всегда удерживает в голове, что он уже надел, и может продолжать искать эти предметы в шкафу, и расписание помогает ребенку самостоятельно одеваться и не зависеть от пошаговой помощи взрослого. Визуальное расписание применяем и при обучении детей с РАС игровой деятельности. Предметная игра относится к видам деятельности, которым можно обучить, визуально представив в виде цепочки. В визуальное расписание включаем не только задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно, но и те, которые потребуют от него проявить инициативу и обратиться к окружающим с просьбой или с предложением совместной деятельности. Например, ребенок в расписании может увидеть задание, в котором он должен позвать взрослого и показать ему нарисованный им рисунок, или поиграть вместе с другом в мяч. Это способствует отработке навыков социального взаимодействия у данной категории детей.

Визуальное расписание применяем на индивидуальных занятиях по изобразительной деятельности, музыке, физкультуре, что позволяет обобщать полученные знания и переносить их в новую обстановку. Особое значение для развития ребенка с РАС в дошкольном учреждении имеют занятия физической культурой. Детям с РАС зачастую особенно тяжело организовать свое поведение в пространстве: сложнее воспринимать инструкцию, удерживать ее, не переносить внимание на посторонние стимулы. Занятия физкультурой подразумевают постоянные передвижения в пространстве, и ребенку трудно найти стереотипные опоры для поддержания своей деятельности. Именно поэтому визуальное расписание на занятиях физической культурой повышает качество и общий уровень пространственной организации ребенка. Ведь занятия за столом гораздо быстрее структурируют деятельность ребенка, так как он привыкает к своему рабочему месту, которое практически не меняется, и поэтому, садясь за тот же стол, на один и тот же стул, работая с одинаковыми материалами, он быстро погружается в сформированный стереотип предметной деятельности. Чтобы сделать более понятным визуальное расписание физкультурного занятия, его можно составить из карточек с изображением спортивного инвентаря. Если ребенок хорошо различает действия на картинках, можно сформировать расписание из карточек с изображением упражнений..

Таким образом, использование визуального расписания качественно улучшает жизнь ребенка с РАС : помогает ему быть более самостоятельным, и не зависеть от подсказок и инструкций взрослых, уменьшает нежелательные формы поведения и улучшает сотрудничество, способствует снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т.п.). Одной из самых больших заслуг визуального расписания, с моей точки зрения, является возможность с его помощью постепенно вытеснять наиболее неприемлемые формы сенсорных аутостимуляций, поскольку позволяет структурировать активность ребёнка и заполнять его поведение социально значимыми бытовыми действиями.

Литература

1.Барба М. Ф., Ачкасова Ю. В., Сатдарова Т. Т. Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4.

2. Гусева Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации «Добрый сад» // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. No 2.  

3.Линн. И. МакКланнахан., Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению./ Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.

Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий

Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся  трудоспособны...