Методическая разработка экскурсии по временной выставке «Девушка в солдатской шинели»
методическая разработка на тему

Цель экскурсии-показать подвиг женщин в Великой Отечественой войне на примере М. Герук. Экскурсию разработала и провела ее правнучка Е. Сорокина с помощью своей мамы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_metod_razrabotka_-_kopiya_1.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 53»

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«Девушка в солдатской шинели»

Методическая разработка экскурсии по временной выставке

Автор-составитель: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории; Гуторова Ольга,Сорокина Екатерина

Экскурсоводы: Сорокина Екатерина 6 а

Н. Новгород

2016 г

 

В 2015 году мы отметили   знаменательную дату – 70 лет Победы СССр в Великой Отечественной войне. В связи с этим актив музея гимназии провел в мае-апреле 2015 года  фестиваль семейных выставок "Тайны семейных архивов", на котором мы выслушали и засняли  тех, кто бережно хранит память о войне,своих родных и близких, переживших и запомнивших те суровые годы. Это возможность поделиться воспоминаниями, показать уникальные фотографии и документы из семейных архивов, награды и памятные вещи, которые хранятся в семьях. Съемки проходили как в семья, так и  в музее гимназии.  Одна из таких выставок –«Девушка в солдатской шинели»

Цель нашей экскурсии – показать и рассказать о подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны на примере М. Герук, о блокаде Ленинграда и Сталинградской битве

Задачи экскурсии:

  • образовательные: углубить и расширить  знания о Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 ггвоспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков;
  • развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации  для получения субъективно новых знаний о прошлом.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003 (отсканированные довоенные фотографии, музыка и т.д.), а также фотографии,награды,открытки и газетные статьи из семейного архива К.Сорокиной Вариант экскурсии разработан для одного экскурсовода. Видео экскурсии выложено на сайте музея http://muzei53.ru/festival_tajny_semejnyh_arhivov/

Ход экскурсии:

Девочки, девушки, женщины (2 слайд)хороши в юбках, платьях, с бантиками и на каблучках. Но в истории нашей страны слишком часто бывают времена, когда шинель это не дань моде, а суровая необходимость или спецодежда. Во времена, когда Родина в опасности, когда не делятся дела на мужские и женские, детские и взрослые, шинель становится обычной одеждой обычного человека. В моей семье есть история девушки, которая была вынуждена одеть шинель.

Это моя прабабушка(3 слайд). Маргарита Герук родилась в 1921 году в посёлке Рагожинское Борского района Куйбышевской области. В 1940 году Маргарита закончила 10 классов в городе Бузулуке. И  поступила в ветеринарный институт в (4 слайд) Ленинграде. Учась на 2 курсе, в 1941 году встретила  войну.

Современным людям, к счастью живущим в мирное(5 слайд) время, практически невозможно представить жизнь людей в осажденном городе. Как это было?

8 сентября 1941, началась  блокада Ленинграда.

В окружение попало почти 3 миллиона мирного населения города   и войска                   (6 слайд), защищавшие город. В результате авиационного налета и возникшего (7 слайд) пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева и выяснилось, что сырья для хлеба осталось на 35 дней

В городе были введены (8 слайд) продовольственные карточки: с 1 октября рабочие (9 слайд) стали получать по 400 г хлеба, все остальные — по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что  не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе  на человека приходилось уже только по 200-125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи.  Не замолкало ленинградское (10 слайд) радио, где выступали поэты и писатели.  И даже зоопарк города работал.

Всех трудоспособных людей мобилизовали на оборону Ленинграда. И девочка Маргарита ездила на электричке к границе  копать (11 слайд) противотанковые рвы и  окопы, с раннего утра до темна. Военные следом за ними все маскировали. Немцы постоянно бомбили их с самолетов, обстреливали из орудий. Девчонки и обычные жители погибали, погибали.  Немцы бросали с самолетов листовки, призывали их прекратить сопротивление и сдаться. Одну листовку Маргарита запомнила: «Дамочки! Не ройте нам ямочки! Все равно наши танки заровняют ваши ямки». Но за время обороны Ленинграда ни один танк фашистов не прошел оборонительные сооружения.

 Когда землю сковал мороз и рыть стало невозможно Маргарита (12 слайд) вернулась в Ленинград. Запасов продуктов у девчонок из общежития не было совсем. Только соль. Маргарита вспомининает:

«вскипятишь воду, бросишь соль и раскрошишь хлеб, он распариться и так вкусно. Все были полуживые. За водой ходили на Неву, а кругом  (13 слайд) трупы умерших».

Чтобы выжить Маргарита стала сдавать (14 слайд) кровь. У нее оказалась ценная для переливания первая группа крови. За сданную кровь хорошо кормили и давали сухой паек.

  Мальчик Юра на  Новый  1942 год написал стих: (15 слайд)


По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год –
Он в Ленинграде незаметен.
Дома –без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землей
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, Земля с золой –
Наследье Прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались Лишь глаза и скулы.
И мы Обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…

В сильные морозы, по льду Ладожского озера была организована (16 слайд) «Дорога жизни». В марте 1942 году Маргариту вывезли из окруженного немцами Ленинграда. В дороге из еды был хлеб - одна буханка и сахар. Ехали в товарном вагоне, от холода, голода и болезней умирали дети, взрослые. В Ярославле первый раз покормили супом. В Ивановской области, в городе Наволоки эвакуированные помещались на карантин.  Маргарита заболела сыпным тифом и неделю была без памяти.  Но жажда жизни позволила выздороветь и вернуться домой к маме на станцию Колтубанка.

Как только Маргарита окрепла  после голода в Ленинграде, подала заявление в военкомат, чтобы ее добровольцем отправили на фронт. Все их поколение воспитывалось патриотами,  (17 слайд) «Нельзя было оставаться в стороне, когда Родина в огне».

 В конце декабря 1942 года, ее вызвали в военкомат, признали годной к строевой службе, посадили в эшелон и повезли в Сталинград. Именно там шли тяжелые бои, решалась судьба нашей Родины.

Сталинградская битва.

23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к (18 слайд) Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться. Потери в Сталинградской (19 слайд) битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.

Прабабушка попала в 748-ой зенитно-артиллерийский полк под командованием майора А. М. Рутковского. Ей пришлось в боях осваивать устройство и действие 85-миллиметровой (20 слайд) пушки. В пушечном расчете семь человек, Маргарита была третьим номером - следящим за стрелкой, которая показывала время от пушки до цели. Она быстро всему обучилась и получила звание ефрейтора – отличника боевой подготовки.

Из (21 слайд) воспоминаний Маргариты - стреляли день и ночь, ствол раскалялся до красна, снег плавился от крови и напряжения.  В тяжелейших боях отстояли город-герой Сталинград. И благодаря этому было положено начало перелому в Великой Отечественной войне.

Вспоминая эти тяжелые дни, генерал Чуйков В.И., а в то время командующий 62-й армией Сталинградского фронта, писал: «… сражение… достигло (22 слайд) такого размаха, какого еще не знала история войн...  Горела земля.… Горела Волга.… Казалось, что все живое должно было погибнуть среди этого моря огня, что человеческие нервы больше не способны выдержать этого адского напряжения. Но …Русские войны… выдержали. Несокрушимой стеной стояли они на своих рубежах». (23 слайд)

Выдержала и хрупкая Маргарита.(24 слайд) В Сталинграде она могла встретиться со своим будущим мужем он тоже здесь воевал-был танкистом., но судьба решила иначе .

Она закончила войну и встретила День Победы на Белорусском фронте (25 слайд).

Вышла (26 слайд) замуж, родила 3 детей. Потом она всю жизнь работала бухгалтером на хлебоприемном пункте в городе Кинеле. И сейчас там проживает. (27 слайд)

Наград у прабабушки не много, но каждая дорога и каждая бесценна. (28 слайд)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии по выставке "Оружие Победы"

Почти 70 лет назад закончилась самая великая и страшная война в мировой истории. Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне, о цене победы. Давайте вспомним, к...

Методическая разработка экскурсии по временной выставке«Елочка, зажгись! История новогодней игрушки»

Экспозиция работала в музее гимназии в декабре 2015 года-январе 2016 года....

Методическая разработка "Цикл уроков по повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Данная методическая разработка может быть использована при изучении повести Н.В. Гоголя "Шинель" на уроках литературы в 8 классе. Цикл включает в себя 3 урока....

«Умное стекло» Методическая разработка экскурсии по временной экспозиции музея

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, непохожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный,многофункциональный и универсальный.Выставка прошла в музее ...

Методическая разработка экскурсии во выставке технического творчества "Техника: от истории в будущее""

Сценарий экскурсии по выставке технического творчества. На выставке представлены  работы детей в номинациях "Космическая и военная техника, техника буущего и др....

Презентация и методическая разработка экскурсии по выставке "Кукольная история"

Презентация выставки "Кукольная история", организованная в школьном музейном уголке, и методическая разработка экскурсии по выставке....