Методическая разработка экскурсии по выставке "Оружие Победы"
методическая разработка по истории на тему

Почти 70 лет назад закончилась самая великая и страшная война в мировой истории. Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне, о цене победы. Давайте вспомним, какой ценой досталась победа нашим дедам и прадедам. К сожалению, чем дальше уходят эти страшные годы, тем больше появляется разных мифов о войне.
И сейчас можно услышать мнение, что наши солдаты воевали «не умением а числом», что нашим войскам не хватало оружия, а немецкое оружие и техника по качеству превосходили советскую. Так ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, сегодня мы представляем вам выставку «Оружие Победы».Мы расскажем вам о гранатах, пулеметах, винтовках, которым воевали советские солдаты и сравним его с образцами немецкого оружия тех лет.
Выставка эта необычна. Это отреставрированное оружие, участвовавшее в боях, или же это точные копии, сделанные вручную. Коллекция создана Филатовым Сергеем Михайловичем, слесарем механиком завода ИМБИО..Сергей Михайлович с детства увлекался оружием. От деревянных копий пистолетов увлечение переросло в серьезное коллекционирование. Его коллекция собиралась около 15 лет и насчитывает около 200 экспонатов.
Так что наши экскурсоводы в процессе подготовки опирались не только на материалы книг и интернета-они советовались с человеком,который это оружие реставрирует,коллекционирует и отлично в нем разбирается. Также мы благодарим за консультации студента 4 курса педагогического института Петра Ивановича. Старкуса. Он увлекается реконструкцией событий Великой Отечественной войны, и также рассказал нам много интересного об оружии и обмундировании тех лет.Мы уверены, что говорить правду о войне, сравнивать и обсуждать очень важно. "Ведь люди настолько устали от прямой и тупой пропаганды, что они перестали ей доверять. А в этом деле очень важны честность, открытость и, в конечном счёте, эффективность. Чрезвычайно важные вещи. Если мы не добьёмся этого состояния работы по этому направлению, результат будет нулевой либо отрицательный.» (В.В. Путин.)
Выставка получила первое место на районном и городском этапах конкурса временных выставок "Умея честно Родине служить "(экскурсоводы Даниил Попов, Александр Мосякин) , а экскурсовод Владимир Хачатурян -первое место на районном этапе конкурса "Юный экскурсовод" . Также рассказ об этой уникальной экспозиции показал телеканал "Домашний" в передаче "Один дома". Наши экскурсоводы представили эту экспозицию в нижегородском Доме ученых во время областной краеведческой конференции "Отечество" а также в рамках коллегии министерства образования Нижегородской области 25 февраля 2015 года, посвящённой подготовке празднования юбилея Великой Победы. Гостями экспозиции стали заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, начальники управлений образования, представители Министерства образования Нижегородской области.

На моем сайте в разделе "видео" можно посмотреть полную запись экскурсии и сюжет о ней,снятый телеканалом "Домашний". Также в соответствующем альбоме можно увидеть фотографии с выставки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_oruzhie_pobedy_.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«Оружие победы»

Методическая разработка экскурсии по временной выставке

Авторы-составители: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Батарин Алексей Александрович, учитель истории

Экскурсоводы: Мосякин Александр,

учащийся 7а класса МБОУ гимназии №53;

Попов Даниил,

учащийся 7а класса МБОУ гимназии №53;

Хачатурян Владимир,

учащийся 7а класса МБОУ гимназии №53

Н. Новгород

2014 г.

Почти 70 лет  назад закончилась самая  великая  и страшная война в мировой истории.  Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне и цене победы. Давайте вспомним, какой ценой досталась победа нашим дедам и прадедам. Ведь, к сожалению, чем дальше уходят эти страшные годы, тем больше появляется разных мифов о войне.

Цель нашей экскурсии – показать и рассказать всем желающим о самых известных образцах советского и немецкого стрелкового вооружения времён Второй мировой и Великой Отечественной войны, сравнивая их некоторые технические характеристики и опыт применения в полевых условиях.

Задачи экскурсии:

  • образовательные: создать представления у экскурсантов о сущности, достоинствах и недостатках самых известных образцов советского и немецкого стрелкового вооружения Второй мировой и Великой Отечественной войны;
  • воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за их славные деяния и подвиги;
  • развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации (вооружение, видеофильм и т.д.) для получения субъективно новых знаний о прошлом.

«Маршрут»[1] экскурсии следует принципам научности, идейности (как сознательной приверженности к определённой системе идей по определению Б.В. Емельянова), связи теории с жизнью. Сама экскурсия носит во многом обзорный характер, выполняя, главным образом, функции информации, научной пропаганды и расширения культурного кругозора. К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, экспонаты коллекции Филатова Сергея Михайловича, слесаря-механика завода ИМБИО, представляющие собой или отреставрированное оружие, участвовавшее в боях,  или же  его точные копии, сделанные вручную. К дополнительным объектам относятся материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003 (отсканированные военные фотографии, видеофильм и т.д.).

В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. При показе и рассказе материала применяется приём сопоставления и сравнения демонстрируемых объектов.

В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: периоды показа объектов на витринах (основное время) чередуются с показами объектов на электронной презентации, а более подробное рассмотрение экспонатов коллекции отнесено в конец экскурсии. Вариант экскурсии на 7 минут разработан для одного экскурсовода.

Ход экскурсии представлен в следующей ниже таблице. Структура этой таблицы (количество столбцов и их названия) несколько отличаются от рекомендованных в отечественной литературе по экскурсоведению таблиц, включаемых в методическую разработку экскурсии.[2] Обоснование изменений: экскурсия «Оружие победы» - обзорная экскурсия по временной выставке музея, показ объектов которой, как уже было отмечено выше, органически сочетается с демонстрацией слайдов презентации. Это снимает необходимость прописывать специально маршрут экскурсии, остановки, время показа, так как, с нашей точки зрения, подобные указания нужны, главным образом, для экскурсий «на местности», если предполагается реальный объезд или обход маршрута.      

Ход экскурсии.

Объект показа

Деятельность экскурсовода

Деятельность экскурсантов

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Методические указания

1) Образцы винтовки Мосина 1891 г., винтовки М-98 Маузера 1935 г. Слайды электронной презентации (1-8).

Экскурсовод приветствует экскурсантов (смотрите контрольный текст).

Обращает внимание на слайд №1 с названием экскурсии «Оружие Победы», которое озвучивает (смотрите контрольный текст).

Продолжает, рассказывая о коллекции и коллекционере (контрольный текст, слайд №2).

Демонстрирует образец винтовки Мосина 1891 г., рассказывает о технических характеристиках, достоинствах и недостатках этого оружия (контрольный текст, слайды №3-5).

Демонстрирует образец винтовки М-98 Маузера 1935 г., рассказывает о технических характеристиках, достоинствах и недостатках этого оружия (контрольный текст, слайды №6-8).

Слушают экскурсовода, рассматривают демонстрируемые образцы оружия, бегло рассматривают слайды презентации.

Подтема I «Винтовки».

Вопросы: технические характеристики винтовки Мосина 1891 г., винтовки М-98 Маузера 1935 г., достоинства и недостатки указанных образцов оружия.  

Использовать сочетание рассказа и показа, переключать внимание с демонстрации слайдов презентации на демонстрацию предметов.

2) Образцы пистолета-пулемёта Шпагина 1940 г., пистолета-пулемёта Судаева 1942 г., пистолета-пулемёта Шмайсера 1940 г. Слайды электронной презентации (9-15).

Фрагмент видеофильма (слайд 10).

Экскурсовод обращает внимание на слайд №9 презентации, демонстрирует образец пистолета-пулемёта Шпагина 1940 г. (контрольный текст, слайд №9).

Демонстрирует фрагмент видеофильма (слайд №10).

Затем экскурсовод рассказывает о достоинствах и недостатках пистолета-пулемёта Шпагина 1940 г. (контрольный текст, слайд №11).

Вновь обращает внимание на презентацию (слайд №12) и демонстрирует образец пистолета-пулемёта Судаева 1942 г. Рассказывает о технических характеристиках, производстве, достоинствах и недостатках этого оружия (контрольный текст, слайды №12-14).

Демонстрирует образец пистолета-пулемёта Шмайсера 1940 г. Рассказывает о технических характеристиках, достоинствах и недостатках этого оружия (контрольный текст, слайд №15)

Слушают экскурсовода, рассматривают демонстрируемые образцы оружия, видеофрагмент, слайды презентации.

Подтема II «Пистолеты-пулемёты».

Вопросы: технические характеристики пистолета-пулемёта Шпагина 1940 г., пистолета-пулемёта Судаева 1942 г., пистолета-пулемёта Шмайсера 1940 г., достоинства и недостатки указанных образцов оружия, особенности производства.

Использовать сочетание показа и рассказа, переключать внимание с демонстрации предметов на демонстрацию содержания слайдов. Особенно эмоционально рассказывать о производстве пистолета-пулемёта Судаева 1942 г. в блокадном Ленинграде.

3) Образцы пехотного пулемёта Дегтярёва 1927 г., пулемёта MG-34 1934 г.

Слайды презентации (16-21)

Экскурсовод  демонстрирует образец пехотного пулемёта Дегтярёва 1927 г., рассказывает о достоинствах и недостатках этого оружия (контрольный текст, слайд №16).

Затем обращает внимание на содержание слайда №17 и рассказывает о ручном пулемёте Дегтярёва 1944 г. (контрольный текст, слайд №17).

Демонстрирует образец пулемёта MG-34 1934 г. и рассказывает о технических характеристиках, достоинствах и недостатках этого оружия (контрольный текст, слайды №18-21)

Слушают экскурсовода, рассматривают демонстрируемые образцы оружия, слайды презентации.  

Подтема III

«Пулемёты».

Вопросы:

технические характеристики пехотного пулемёта Дегтярёва 1927 г., ручного пулемёта Дегтярёва 1944 г., пулемёта MG-34 1934 г., достоинства и недостатки указанных образов оружия.

Использовать сочетание показа и рассказа, переключать внимание с демонстрации предметов на демонстрацию содержания слайдов.

4) Слайды презентации (22-27)

Экскурсовод обращает внимание на слайд №22 презентации и делает выводы из сравнительного анализа продемонстрированных образцов советского и немецкого оружия (контрольный текст, слайд №22).

Затем обращает внимание на слайд №23 и цитирует отрывок из статьи в немецкой газете (контрольный текст, слайд №23).

Затем делает вывод (цитата Наполеона и т.д.) и благодарит экскурсантов за внимание (контрольный текст, слайды №24-27).

Слушают экскурсовода, рассматривают слайды презентации.

Подтема IV

«Причины Великой Победы».

Вопросы: причины Великой Победы, героизм советского народа, выводы из сравнительного анализа продемонстрированных образцов советского и немецкого оружия.

Использовать сочетание рассказа и показа слайдов презентации, особенно эмоциональным должен быть вывод (цитата Наполеона и далее).

Контрольный текст.

Вступление, приветствие (слайд №1): «Добрый день, дорогие друзья. Почти 70 лет  назад закончилась самая  великая  и страшная война в мировой истории.  Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне и цене победы. Давайте вспомним, какой ценой досталась победа нашим дедам и прадедам. Ведь, к сожалению, чем дальше уходят эти страшные годы, тем больше появляется разных мифов.

Сейчас  можно услышать  мнение, что наши солдаты воевали «не умением, а числом», что нашим войскам не хватало оружия и боеприпасов, а немецкое оружие и техника по качеству превосходили советские образцы. Так ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, сегодня мы представляем вам выставку «Оружие Победы». Мы расскажем вам о винтовках и пулемётах, с которым воевали советские и немецкие солдаты и сравним представленные образцы».

Слайд №2: «Выставка эта необычна. Это отреставрированное оружие, участвовавшее в боях,  или же  его точные копии, сделанные вручную. Коллекция создана Филатовым Сергеем Михайловичем, слесарем-механиком завода ИМБИО. Сергей Михайлович с детства увлекался оружием. От деревянных копий пистолетов  увлечение переросло в серьезное коллекционирование. Его коллекция собиралась около 15 лет  и  насчитывает около 200 экспонатов».

Слайд №3: «Итак,  мы знаем, что Великая Отечественная война была не только войной  армий. Это был еще и поединок оружейников. Молодая и несовершенная промышленность СССР  противостояла самым мощным и современным предприятиям  Европы.  Каждому солдату нужно было дать простое и эффективное оружие. Основным оружием пехотинца были обычные самозарядные винтовки.

В СССР такой винтовкой была винтовка Мосина образца 1891 г., прошедшая две мировые войны, или просто «трёхлинейка». Название «трёхлинейка» происходит от размера калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (линия - это старая мера длины, равная 2,5 мм; три линии равны примерно 7,5 мм)».

Слайд №4: «Это основное, самое массовое оружие пехоты. Дальность выстрела - 400 метров. Магазин винтовки состоял из 5 патронов. Скорострельность - до 10 выстрелов в минуту. В годы войны было выпущено более 12 млн. винтовок. Она была проста, дешева, доступна даже мало обученным солдатам».

Слайд №5: «Но винтовка эта длинная и неудобная для боя в окопах, тяжелая из-за примкнутого штыка. Ненадежно сделан предохранитель. Тем не менее, солдаты и снайперы ценили винтовку за безотказность  в любых условиях».

Слайд №6: «С «трёхлинейкой» сравнима немецкая винтовка М-98  Маузера 1935 г.».

Слайд №7: «Являлась основным и наиболее массовым стрелковым оружием вермахта. Показатели те же, что и у винтовки Мосина».

Слайд №8: «Из недостатков следует отметить высокую стоимость производства. И сложно эту винтовку отремонтировать самому. Интересно, что ствол не весь закрыт деревянными накладками, как и у «трёхлинейки». Выпущено около 10 млн. штук».

Постепенно винтовки уступали место автоматическому оружию…».

Слайд №9: «ППШ! Пистолет-пулемёт Шпагина 1940 г.,  разработанный конструктором Г.С.  Шпагиным».

Слайд №10: «Предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма "Оружие победы"».

Слайд №11: «ППШ стал символом советского солдата. Он  появляется практически во всех фильмах про войну. За годы войны было выпущено около 6 млн. экземпляров. У нас на выставке представлены ППШ как с дисковым магазином, так и с рожковым. Но это оружие имело большой вес - около 7 кг. Перед оружейниками была поставлена задача разработать более лёгкий и компактный пистолет-пулемёт».

Слайд №12: «ППС.   Пистолет-пулемёт Судаева был разработан   в блокадном Ленинграде советским конструктором Алексеем Судаевым в 1942 году».

Слайд №13: «Там же его и производили, сразу же отправляя на фронт. Эксперты признают его лучшим пистолетом-пулеметом Второй мировой. Он был в два раза  легче ППШ  – немного больше  3  кг.  Он компактен, со складывающимся прикладом. Изготавливался из любого металла, который подворачивался под руку. Металла требовалось в 2 раза меньше, чем для ППШ, и обходился он в 2 раза дешевле. Делали его на простых станках. Голодные, измотанные женщины и дети стояли у станков, зачастую и ночевали в цехах.  А солдаты ценили ППС  за неприхотливость и безотказность. В конце войны копию ППС стали делать даже в Германии».

Слайд №14: «Особенно хорошо показал он себя в городских боях за Берлин. Посмотрите на фото - знамя победы над рейхстагом водружает боец, вооруженный именно ППС».

Слайд №15: «Давайте сравним его с MP-40.  Это немецкий пистолет-пулемет Шмайсера 1940 г.  Надежный, но дорогой в производстве, он был легче ППШ (вес 4 кг), но уступал по этому показателю  ППС. Если продолжить сравнение с советскими аналогами, то можно  отметить более  низкий темп стрельбы и большую  точность. «Шмайсер» очень чувствителен к грязи и холоду. Выпустили их около 1млн. штук».

Слайд №16: «А здесь вы видите ручной пулемёт Дегтярёва или ДП (пехотный пулемёт Дегтярёва). Пулемет-легенда по имени «Дегтярь», разработанный в 1927 году, первый советский ручной пулемет. Дегтярев создал пулемет, способный работать в экстремальных условиях: при запылении, без смазки, при низких и высоких температурах.

Пулеметчики-дегтярёвцы первыми шли в атаку и последними отступали, прикрывая товарищей заградительным огнем. Минусы  – сильно  перегревался ствол».

Слайд №17: «В  1944 г. этот недостаток убрали. Лента пулемёта составлена из двух кусков по 50 патронов и находится в круглой коробке (магазине). Были авиационные, танковые, пехотные пулеметы Дегтярева. Выпущено их 800000 штук».

Слайд №18: «Сравним «Дегтярь» с немецким MG 34 1934 г. Немецкий единый  пулемёт, вообще первый в мире единый пулемет. Что значит единый? Значит, что пулемёт использовался и как танковый, и как авиационный, и как ручной. Стрельба из него осуществлялась с применением опоры на двуногие сошки.  Пулемет MG 34 имел высокую скорострельность. Бронебойные патроны пробивали броню легких советских танков. Нагревающийся ствол менялся на охлажденный - для этого прикладывались асбестовые рукавицы. Наши союзники  называли этот пулемет "Пилой Гитлера"».

Слайд №19: «MG-34 полюбился фронтовым корреспондентам. Немецкие журналы тех лет пестрели фотографиями солдат с этим грозным и красивым  оружием».

Слайд №20: «Другое дело - окопная действительность. Песок, грязь, вода, попадая внутрь короба пулемёта, вели к отказам. Русские морозы и вовсе оказались ему не по зубам  - смазка просто застывала, превращая оружие в бесполезный 12-килограммовый кусок металла. А также MG-34 был сложен и дорог в производстве. Выпущено было около полумиллиона единиц за годы войны».

Слайд №21: «Вы видите, что эти проблемы характерны для большинства немецкого оружия. Качественное, сложное и   дорогое в производстве оно требовало особого  ухода, в полевых условиях часто отказывало».

Слайд №22: «Конечно, наше оружие тоже  не было стопроцентно работоспособным в бою. Но оно  не уступало немецкому в точности и скорострельности, а при  этом  было дешевым  в производстве и неприхотливым в уходе. Простота, дешевизна, надежность сыграли огромную роль. Ведь нужно было придумать  оружие, которое можно доверить вчерашнему школьнику, произвести и починить «в чистом поле». Оружие, которое в больших количествах смогут сделать на простых станках женщины и подростки. Это практически невыполнимая задача, которая по силам лишь действительно талантливым конструкторам. И, несмотря на внешнюю грубость и простоту, именно такие винтовки, автоматы и пулемёты стали настоящим оружием нашей Великой Победы».

Слайд №23: «И всё же  самой важной причиной Победы было даже  не превосходство в оружии. Одна из берлинских газет писала  в сентябре 1942 г. «Советская система, создавшая стахановца, теперь создает красноармейца, который ожесточенно дерется даже в безвыходном положении. На том же исступлении построена советская военная промышленность, беспрестанно выпускающая невероятное количество вооружения. Русские почему-то сопротивляются, когда сопротивляться нет смысла».

Слады N24-26 (переключаются с учётом темпа речи экскурсовода): «Гениальный французский полководец Наполеон Бонапарт  писал «Сабля и дух правят миром. Но дух сильнее сабли». Мы считаем, что боевой дух, воля к победе, уверенность в своей правоте - главные причины  того, что наши деды и прадеды победили в той страшной войне». 

Слайд №27: «Спасибо за внимание!»

Список источников и литературы

  1. MG-34 / Википедия – свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/MG_34
  2. MP 38/40 / Википедия – свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/MP_38/40
  3. Единый пулемёт MG-34 (Германия) // http://vsevteme.ru/network/1077/2011/07/13/voennaya-istoriya/edinyy-pulemet-mg-34-germaniya
  4. Карабин Mauser 98K / Стрелковое оружие и боеприпасы // http://www.armoury-online.ru/articles/bar/de/mauser-98k
  5. Пистолет-пулемёт Дегтярёва / Википедия – свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F1%F2%EE%EB%E5%F2-%EF%F3%EB%E5%EC%B8%F2_%C4%E5%E3%F2%FF%F0%B8%E2%E0
  6. Пистолет-пулемёт Судаева / Википедия - свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F1%F2%EE%EB%E5%F2-%EF%F3%EB%E5%EC%B8%F2_%D1%F3%E4%E0%E5%E2%E0 
  7. Пистолет-пулемёт Шпагина / Википедия – свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%91%D1%82_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0
  8.  Пономарёв Ю., Оружие Победы. Трёхлинейная винтовка Мосина / Журнал «Калашников» №5/2005 // http://www.kalashnikov.ru/upload/medialibrary/4dc/14_22.pdf
  9.  Пулемёт-легенда по имени «Дегтярь» / Свободная Пресса // http://svpressa.ru/post/article/86575/


[1] Под «маршрутом» экскурсии здесь понимается не столько наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, сколько, с учётом специфики экскурсии и условий её проведения, наиболее удобное изложение и показ представленного на временной выставке материала.

[2] См. например различные издания классического учебника по экскурсоведению Б.В. Емельянова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Экскурсия по городу

Конспект экскурсии по одной из улиц города...

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»

Форма: путешествие по станциям  (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...

Методическая разработка мероприятия посвященная дню победы «9 мая День Победы. Мы помним. Мы гордимся»

Педагог-организатор призван воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе...

Методическая разработка классного часа "Дороги победы", посвященная празднованию 75 годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Данный материал можно использовать на классных часах в 9-11 классах, а также при подготовке учащихся к сочинениям, посвященным Великой Отечественной войны. В разработке содерзаться имена веретанов, ко...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

Методическая разработка на тему: «Война. Победа. Память», посвящённая Дню Победы.

В рамках реализации ФГОС нового поколения особое место занимает проектная деятельность. В связи с этим данная методическая разработка представляет собой проект по теме: «Война и Мир» и сод...