Образовательная программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"
методическая разработка на тему

Большакова Наталья Николаевна

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.bumazhnye_fantazii.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка.

 Программа «Бумажные фантазии» написана с учетом «Примерных требований к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844),  Концепции и учебного плана  МБОУДОД « Инсарский районный Дом детского творчества».

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционные решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.

Новизна данной программы заключается в:

- использовании новых технологий,

- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,

-  а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.

   Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на два года обучения. Первый год обучения составляет-144 часа, второй год- 216 часа. Составлен учебно-тематическое план в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: аппликация, оригами, квиллинг, смешанная техника. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период.

  Основной формой обучения по программе является занятие, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей от 7  до 13 лет, предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.

 Цель – знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в таких видах декоративно – прикладного творчества, как аппликация, оригами, квиллинг. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

  научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

  познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала, с историей квиллинга, оригами;

   развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

  воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками

  создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Требования к уровню содержания дисциплины

1.Формирование представлений:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, квиллинг)

2. Формирование навыков:

  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • овладеют основными техническими приемами макетирования;
  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

   Учащиеся должны:

2.3. Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).

2.4. Обладать базовыми компетенциями:

  • умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с бумагой.

2.5. Обладать ключевыми компетенциями:

2.5.1. Информационно-технологические:

  • умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
  • способности задавать и отвечать на вопросы.

2.5.2. Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

2.5.3.Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

        Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ,
  • творческие конкурсы,
  • интеллектуальные викторины;
  • участие в научно-практических конференциях различного уровня;
  • открытые занятия,
  • мастер - классы для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Показатели результативности:

  • позитивная динамика познавательного интереса;
  • накопление  детьми  опыта и социальных установок
  •  эффективное участие в научно-практических конференциях;
  • удовлетворенность всех обучающихся ;
  • положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

 

Содержание программы.

Первый год обучения.


п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

Комочки из бумаги

6

 1

5

3

Аппликация

8

 

6

4

Оригами

16

 1

15

4.1

Пластичная полоска

12

 1

11

4.2

Симметричное вырезание

6

 

6

4.3

Шахматное плетение

6

6

4.4

Петли

14

1

13

4.5

Работа с модулями

24

2

22

4.6

Объёмная аппликация

12

1

11

5

Конструирование

12

1

11

6

Фантазия (смешанная техника)

28

28

 

Итого:

144

Учебно-тематическое планирование.

Первый год обучения

Тема занятия

Количество часов

Всего

теория

Практ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23-24

25-26

27-28

29-32

34

Вводное занятие.  Знакомство с правилами техники безопасности, с режимом работы объединения.

“Большой белый комочек” (Изготовление поделок: заяц, снеговик, козлёнок)

“Цветные комочки”. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту (грибок, черепаха)

Контурная мозаика. Кошка из полос.

Вырезание и аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники).

Вырезание и аппликация из геометрических фигур (круги и части круга)

Оригами. Вводное занятие. Самолётик. Кораблик.

Оригами. Деревья. Лес.

Оригами. Мои друзья. Гномики.

Пластичная полоска. Заяц. Медведь. Лягушка.

Пластичная полоска. Фонарик.

Пластичная полоска. Гирлянда.

Симметричное вырезание. Зимний лес. Ночной лес.

Симметричное вырезание. Рыбки в аквариуме. Кокосовая пальма.

Шахматное плетение. Закладка.

Шахматное плетение. Коврик. Корзина с цветами.

Знакомство с техникой квиллинг.

Цветы , выполненные в технике квиллинг.

Оригами. Сова. Знакомство с чертежом.

Оригами. Двигающиеся модели. Собачка.

Оригами. Двухтрубный корабль. Открытка.

Оригами. Цветы. Простые модели.

Оригами. Работа с модулями. Бабочка

Оригами. Работа с модулями. Снежинка.

Оригами. Работа с модулями. Ваза с цветами.

Самостоятельная работа с модулями.

Самостоятельная работа в технике оригами.

Итого

2

6

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

8

8

4

4

2

4

4

8

8

8

20

20

144

4

1

1

1

2

2

4

4

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

3

4

Содержание курса

Общее содержание курса  1- го года обучения

Тема 1. Комочки из бумаги.
Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы скрепления бумаги.

Тема 2. Аппликация.
Виды аппликаций. Работа с шаблоном. Работа с геометрическим материалом.

Тема 3. Оригами.
Свойства бумаги. Разметка.

Тема 4. Пластичная полоска.
Свойства бумаги. Сложение из полосок фигур.

Тема 5. Симметричное вырезание.
Симметрия. Прорезная аппликация.

Тема 6. Шахматное плетение.
Разметка. Работа с полосками бумаги. Плетение. Виды плетения.

Тема 7.  Квиллинг

Знакомство с техникой квиллинг. Нарезание полосок для квиллинга. Знакомство с базовыми формами « капля», « треугольник», форма завиток.  Выполнение цветов в этой технике.


Тема 8. Работа с модулями.
Модульное оригами. Виды модулей. Способы скрепления модулей (с использованием и без использования клея).

Содержание программы.

Второй год обучения.

N

Количество часов

п/п

Разделы

всего

в том числе

 

(Σ)

теория

практика

1

Аппликация

32

6

26

2

Оригами

42

2

40

3

 Квиллинг

40

6

34

4

Бумагопластика

40

2

38

4.1

Работа с модулями

30

2

28

4,2

Объемная аппликация

10

10

Фантазия

(смешанная техника)

42

6

36

всего 

      216

 Учебно- тематическое планирование.

 Второй год обучения.

N

 

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

 

 

()

теория

практика

1

Вводное занятие

   Общие сведения

- Виды и свойства бумаги

- Подготовка к занятиям

- Форма листа бумаги для моделей

 

 

4

 

 

 

2

 

 

2

Аппликация.

Аппликация цветная. Самостоятельный выбор сюжета для аппликации.

Аппликация черно- белая ( силуэтная ), работа по самостоятельно изготовленным шаблонам.

Картины из бумаги. Самостоятельная работа уч-ся (аппликация плоскостная)

6

12

12

1

5

        

12

 3

       

      3.1  

Квиллинг.

Знакомство с техникой.

Композиция «бабочка»

 

2

4

 

2

1

 

3

      3.2

                                   3.3        

     

Открытка Букет подснежников.

 8

1

 7

«Пасхальное яйцо»

  10

1

9

Изготовление коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга.

12

2

10

Цветы в горшочке

10

1

9

Рамочки для фотографий

8

-

8

Изготовление сувениров к празднику.        Коллективная работа.

 

21

 

 

1

 

 

20

4

Общие сведения о технике бумагопластики и основных упражнениях

12

2

10

Модели цветов

4

2

2

Бумажные хризантемы.

6

1

5


5

Фантазия ( смешанные техники)

Ваза с цветами

Подарочная коробочка

20

2

18

6

 Соленое тесто.

10

1

9

7.

Самостоятельная работа учащихся с модулями.

- « Заяц»;

- « Совята»;

_  « Лебедь»;

_ Фрукты, выполненные в технике модульное оригами;

- « Кошка»

40

8.

Самостоятельная работа учащихся.

Всего

216

 

Содержание программы.

1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с режимом работы объединения, содержанием предстоящей работы.

 Техника безопасности при работе с режущим инструментами и клеями.

2.  Аппликация. Закрепление полученных ранее знаний и умений о технике « аппликации» .  Способы и правили составление аппликации. – 6 ч.

Знакомство с силуэтной аппликацией. Учитель рассказывает о основных правилах  силуэтной аппликации.  Выполнение поделки  « Загадочная дама»- 6ч.

Картины из бумаги . Самостоятельная работа учащихся. Защита своих проектов.-12ч.

3. Квиллинг. Учитель рассказывает об основных правилах работы, правилах  с разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах используемы при работе.-2ч.

Познакомить с основным понятием « композиция». Способы и правила ее составления. Рассказ о технологии выполнения поделки « Бабочка»-4ч.

- Букет цветов  « Подснежники».Знакомство с технологией изготовление поделки. Изготовление заготовок, базовых форм. Сборка поделки-.8ч.

- Изготовление « пасхального яйца». Учитель знакомит с технологией изготовления. Работа выполняется самостоятельно.-10ч.

-Изготовление коробочек и украшение их букетами, выполненными в стиле квиллинга. Учитель рассказывает о технологии выполнения коробочки ( квадратная, прямоугольная). Нанесение схемы на бумагу. Изготовление базовых форм для оформления. Оформление работы. – 12ч.

- Изготовление цветов в технике квиллинг. Работа выполняется индивидуально. Каждый ребенок разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм. Собирает поделку10ч.

- Украшение рамочек для фотографий цветами , выполненными в стиле квиллинга. – 8ч.

- Изготовление сувениров к празднику. Учитель рассказывает о традиции вручения сувениров к празднику.  

Изготовление сувениров на Новый год, День рождения, Пасху. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн сувениров. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют работы.- 21ч.

- Коллективная работа.  Дети самостоятельно выбирают тематику для сувенира. Разрабатывается дизайн. Делятся на группы. Делают заготовки. Затем собирают работу.-8ч.

4. Бумагопластика.

-Общие сведения о  технике бумагопластике. Знакомство с основными базовыми формами. – 2ч.

-Изготовление поделок в технике бумагопластика.- 10ч.

- Модели цветов. Учитель знакомит с технологией выполнения цветов в технике бумагопластика.- 4ч.

- Составление чертежа крышки коробочки (в виде Щенка, Петуха, Котёнка и т.п.)-4ч.

5.        - Бумажные скульптуры.

Выполнение фигурок животных по чертежам. Нанесение схемы на бумагу. Изготовление животных.

- Выполнение кружевных снежинок. Учитель рассказывает о технологии выполнения снежинок. Работа выполняется учащимися самостоятельно.-4ч.

6. Соленое тесто.

Знакомство учащихся с лепкой из соленого теста.  Изготовление теста  по рецепту.  Знакомство с основными правилами работы с тестом. Выполнение поделок из соленого теста.  

7. Модульное оригами.

        Знакомство  с базовой формой « Треугольник». –2ч.

 Учитель знакомит с технологической картой изготовления поделки.  Дети делают заготовки. После чего собирают поделку и оформляют .

        8. Самостоятельная работа учащихся.

- Работа выполняется индивидуально. Каждый ребенок из любых источников выбирает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм. Собирает поделку. Оформляет ее.  

- Выставка лучших работ.  Подведение итогов.

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.

2.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

3. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

4. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска). 

5. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.

6. Пудова В.П., Лежнёва  Л.В. Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.

7. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.

8. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.

9. Соколова С.В. Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

10. Хлямова Т.В. Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.

11. Т Проснякова. Забавные фигурки. М.2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования «Фантазия»

Программа дополнительного образования «Фантазия»Возраст учащихся: 7-12 летНаправление: художественно-эстетическая деятельностьСрок реализации программы – с 3.06.2013г. по 22.06.2013г.Место реализ...

образовательная программа по рукоделию "фантазия"

       Программа творческого объединения «Фантазия» содержит в себе многие разделы, а именно: вышивка крестом, техника «Декупаж», сухое и мокрое валяние, бисеропл...

Образовательная программа дополнительного образования "Страна Фантазия"

Модифицированная образовательная программа дополнительно образования детей "Страна Фантазия". Направленность - художественно-эстетическая. Данная программа предусматривает развитие у обучающихся изобр...

Образовательная программа дополнительного образования детей конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ»

Образовательная программа дополнительного образования детей  конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ». Автор составитель Гайдукова Людмила Алексеевна...