ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КРАТКОСРОЧНАЯ) «Кавказскими тропами»
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Программа помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащение знаниями и новыми впечатлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma_kavkazskimi_tropami.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено и одобрено на заседании                         Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ                Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ______ от ____________                          _________Л.П.Зорина

Приказ №___________

  от «____»_________20__   г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

(КРАТКОСРОЧНАЯ)

«Кавказскими тропами»

Направленность социально-педагогическая

Уровень ознакомительный

Рассчитана на детей от 11 до 17 лет

Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (16 часов)

Автор: Буханцова Татьяна Валерьевна

 ст. Кавказская, 2016г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Кавказскими тропами» разработана с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Кавказскими тропами» - социально-педагогическая.

Программа предназначена для создания условий для творческого развития личности ребёнка, его индивидуальности, развития мотивации у обучающихся к позитивной деятельности, обеспечения эмоционального, интеллектуального развития, направлена на достижение успеха, служит профилактике асоциального поведения ребёнка и его окружения.

В процессе реализации программы каждый ребенок, подросток проявляет себя в таких видах деятельности как: в спортивных, досуговых, интеллектуальных, трудовых или экологических мероприятиях. Поэтому на протяжение месяца каждый участник программы проходит кавказские тропы Доверия, Интеллектуалов, Экологов, Волонтёров, Олимпийцев и Памяти. На каждом этапе выполняют определенные задания и вовлекают в мероприятия своих друзей и единомышленников.

Программа предусматривает обязательное проведение спортивных мероприятий, подвижных игр на свежем воздухе, организацию походов, экскурсий, проведение социальных акций для пожилых и больных людей, "квесты" по памятным достопримечательностям станицы Кавказской. В основе активной деятельности лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовно- нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Новизна программы «Кавказскими тропами» заключается во внедрении основных методических инноваций, связанных сегодня с применением интерактивных методов и технологий познания, которые предполагают такую организацию познавательного процесса при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в игровую деятельность. Совместная деятельность в процессе познания, реализация собственного творческого потенциала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Программа помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащение знаниями и новыми впечатлениями.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, таки создаёт основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Актуальность программы заключается в наличии у обучающихся потребности в общении, в совместной продуктивной деятельности. Сами подростки готовят себя к новым социальным отношениям: учатся преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости и понимания, совершенствоваться и само развиваться.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в занятости свободного времени подростков в летний период, пробуждение интереса к новой активной деятельности.

Разработка программы продиктована повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых ребят; модернизацией старых форм работы и введением новых; многообразие предлагаемых форм деятельности; возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов; систематическое информирование о результатах, достижениях; добровольное участие во всех делах; максимальное включение детей в различные формы общественной и творческой деятельности.

Цель программы- создание условий для развития индивидуальных способностей, ценностной ориентации, коммуникативных навыков и физического оздоровления детей через организацию досуговой деятельности.

Задачи программы:

- обучение овладению технологиями организации и проведению коллективных творческих дел;

-        развитие интеллектуального, физического, творческого потенциала детей, детской самостоятельности и самодеятельности, приобщение детей к культурным ценностям;

- воспитание нравственного становления подростков, мотивации к социально значимой деятельности;

- укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей;

- организация работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; профилактика безнадзорности и правонарушений и вовлечение их в досуговую деятельность;

- предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках программы.

Критерии эффективности программы разработаны следующие:

  • постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • заинтересованность педагога и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • удовлетворённость детей предложенными формами работы;
  • творческое сотрудничество взрослых и детей.

Отличительная особенность программы.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период летних каникул в течение 1 месяца и рассчитана на детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Срок реализации программы один месяц: 8 занятий по 2 часа, всего 16 часов.

Ожидаемый результат:

- овладение технологиями организации и проведение коллективных творческих и игровых дел;

- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

- укрепление физических и психологических сил детей и подростков, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, вовлечение их в досуговую деятельность

- предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках программы;

- обеспечение мер безопасности при организации летней работы.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Сроки

Что контролируется

Формы и виды

июнь

Умение самостоятельно организовать досуг, составлять и проводить коллективно-творческое дело, знания, умения и навыки в игровой познавательной деятельности

Познавательный квест «Кавказскими тропами»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(11-17 лет)

Темы занятий

Теоретические

часы

Практические часы

Всего

1.

Вводное занятие. Инструктажи.

Игры на сплочение коллектива

1

1

2

2.

Тропа «Доверия»

-

2

2

3.

Тропа «Интеллектуалов»

6 июня

-

2

2

4.

Тропа «Экологов»

-

2

2

5.

Тропа «Волонтёров»

12 июня

-

2

2

6.

Тропа «Олимпийцев»

-

2

2

7.

Тропа «Памяти»

22 июня

-

2

2

8.

Познавательный квест «Кавказскими тропами»

1

1

2

ИТОГО:

2

14

16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие.

     Теория: Организационные вопросы.

     Практика: Игротека для начинающих на сплочение коллектива.

  1. Тропа «Доверия».

            Практика: Игра путешествие по основам лидерского мастерства и творчества.

  1. Тропа «Интеллектуалов».

Практика: Интеллектуальная игра «Своя игра», посвященная творчеству А.С. Пушкина.

  1. Тропа «Экологов».

Практика: проведение акции по благоустройству детской площадки на территории ДДТ.

  1. Тропа «Волонтёров».

Практика: проведение спортивного флеш-моба «Россия Вперед!».

  1. Тропа «Олимпийцев».

Практика: проведение спортивных состязаний по метанию и стрельбе, на роликах, скейтборде, велосипедах.

  1. Тропа «Памяти».

Практика: Проведение познавательной викторины, посвященная Дню памяти и скорби. Социальная акция «Живые свечи».

  1. Познавательный квест «Кавказскими тропами».

Теория: проведение тестовых анкет. 

Практика: Проведение велоквеста по памятным историческим местам станицы Кавказской.

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение: помещение для работы с малыми группами; для проведения массовых мероприятий требуется актовый зал, игровая площадка; спортивная площадка; художественные средства, игры настольные и др.; аудиотека, фонограммы; канцелярские принадлежности; компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор; игровой материал (мячи, кегли, скакалки, настольные игры и т.д.).

Методическое оснащение: игровые программы, подборки лидерских игр и упражнений, сценарии творческих мероприятий, конкурсов. Газетные и журнальные статьи для обсуждения. Карточки-задания для игр, открытки, таблички и карточки с казусами, тестовые карточки.  

Формы работы:

коллективно-творческая деятельность;

участие в станичных и районных мероприятиях;

путешествие по памятным местам станицы;

интеллектуальные конкурсы и викторины;

познавательные квесты;

социальные акции.

В целях обеспечения безопасности жизни детей в программу включены беседы-инструктажи о правилах поведения детей на дорогах, в лесу, во время поездок, походов и экскурсий, в моменты проведения различных игр. Запланирована учебно-практическая работа по выполнению и соблюдению правил пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи.

     Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса реализации программы.

Результатом итогового периода реализации программы станет награждение самых активных ребят и выявление самого лучшего мероприятия; исследование интересов ребят разного возраста и анализ новых форм и методов работы, их результативность.

Каждый участник программы получает индивидуальное поощрение за свои достижения.

Список литературы

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь.– М.: ВАКО, 2006.
  3. Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций и разработок./Сост. Н.В.Кравченко. Нижний Тагил, 2006.
  4. Организация общешкольных мероприятий./Сост. С.А.Цабыбин.– Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова.–Волгоград:Учитель, 2007.
  7. Дубровская Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006.
  8. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  9. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.

Методическое обеспечение программы «Кавказскими тропами»

Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, определяющих принципы учебно-воспитательной деятельности программы «Кавказскими тропами».

Тема

Формы занятий

Приёмы и методы обучения

Знания и умения

1

Тропа «Памяти»

Познавательная викторина, социальная акция «Живые свечи

Метод игры, диалог.

Метод практической работы

-  Знать основные исторические достопримечательности станицы, героев и участников ВОвойне, Афганистана и Чечни.

- умения организовать социальную акцию помощи пожилым.

2

Тропа «Доверия» и «Интеллектуалов»

Игры, конкурсы, тренинги, игровые программы

Метод игры. Метод практической работы.  Наглядный метод, методы эмоционального стимулирования. Творческие задания и тренинги.

Иметь представление:

- о существующих формах организации игры и игровых программ;

- уметь разработать и наполнить содержание программ в зависимости от тематики.

3

Тропа «Волонтёров»

Коллективно-творческие игры, деловые, ролевые игры, упражнения. Флеш-моб.

Словесный метод обучения – диалог, объяснение, рассказ, групповые и коллективные дела, творческие встречи. Метод мозгового штурма.

Знать основные направления деятельности волонтёров, уметь вовлечь других и совместно проводить социально-значимые мероприятия

4

Тропа «Олимпийцев»

Спортивные состязания

Метод игры. Метод практической работы.

Навыки самоорганизации, формирование взаимовыручки, ответственности за себя и команду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"

ПРограмма состоит из двух блоков: краеведческого  и  этнокультурного. Срок обучени: 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет....

Дополнительная образовательная программа "Подросток: тропинка к своему "Я"

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование...

дополнительная общеобразовательная краткосрочная программа "Растения лета"

Дополнительная общеобразовательная программа «Растения лета» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.  Образовательная дополнительная кратк...

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "МХК", 10 класс."

Краткосрочный курс направлен на освоение программы МХК в дополнительном образовании, так как этот предмет из обязательного урочного плана был исключен....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Графика".

Краткосрочный курс в дополнительном образовании "Графика " является подспорьем в изучении изобразительного искусства в школе....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Военная песня".

Краткосрочный курс дополнительного образования "Военная песня" направлен для подготовки вокальных номеров на концерт, приуроченный празднику  "День Победы"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «СТИЛЬНЫЕ ПРИЧЁСКИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «СТИЛЬНЫЕ ПРИЧЁСКИ»...