Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"
методическая разработка по теме

Бушуева Надежда Константиновна

ПРограмма состоит из двух блоков: краеведческого  и  этнокультурного. Срок обучени: 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Департамент образования  Администрации  г.Ханты – Мансийска

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  

дополнительного  образования  детей  

«ДЕТСКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»

СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим  советом                        Директор  МБОУ ДОД  ДЭКОЦ

МБОУ ДОД ДЭКОЦ «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»        «ЛЫЛЫНГ  СОЮМ»

Протокол №__________                                _________ Т.С.Вадичупова                        

«____»____________________ 2012 г.                «_____»__________________ 2012 г.

ПРОГРАММА

дополнительного  образования  детей по краеведению

«По  тропинкам  Югры»

возраст обучающихся  7-10 лет

срок  реализации - 3 года

                                               Автор-составитель:  Бушуева  Надежда  Константиновна –

                                           педагог  дополнительного  образования

Ханты – Мансийск  

2012

        По тропинкам Югры: программа  дополнительного  образования  детей  по  краеведению/Н.К.Бушуева, МБОУ  ДОД  ДЭКОЦ  «Лылынг  союм». – Ханты – Мансийск, 2012 – 20 стр.

Автор – составитель:        Н.К.Бушуева, педагог  дополнительного  образования

Рецензенты:        

Рассмотрена  на  научно - методическом  совете  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______  от   «___» ________________ 2012 г.

Руководитель НМС   ф.и.о. должность_______________________________

Рассмотрена  на  научно - методическом  совете  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______  от   «___» ________________ 2013 г.

Руководитель НМС   ф.и.о. должность________________________________

Рассмотрена  на  научно -  методическом  совете  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______  от   «___» ________________ 2014 г.

Руководитель НМС   ф.и.о. должность_______________________________

ПАСПОРТ      ПРОГРАММЫ

Наименование  программы

По  Югре  с  Ай  шоврые

Направленность  программы

туристско – краеведческая

Область деятельности

краеведение, здоровьесбережение

Тип образовательной программы

интеллектуально - познавательная

Срок  обучения

3  года

Возраст  обучающихся

7-10 лет

Область реализации программы

дополнительное  образование  детей

Уровень освоения

Общекультурный

Методы освоения содержания программы

репродуктивный,  проблемно – поисковый, творческий

Форма  организации  деятельности  обучающихся

Коллективная, групповая, индивидуальная

С  какого  года реализуется программа

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ  программы………………………………………………………3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА…………………………………………4

2.СВОДНЫЙ  УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН………………….10

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  по годам обучения

   Первого года обучения…………………………………………………….10

   Второго года обучения…………………………………………………….11

   Третьего года обучения……………………………………………………11

4. СОДЕРЖАНИЕ  программы

   Первого года обучения…………………………………………………….12

   Второго года обучения…………………………………………………….14

   Третьего года обучения……………………………………………………16

5. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  программы……18

6. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..18

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки."

Д.С. Лихачев

        В  канун своего  80-летия, мансийская  сказительница  Анна  Митрофановна  Конькова  в  юбилейном  сборнике  сказок  «Свидание  с  детством»  пишет: «В  минуту  своего  рождения  высокий  и  властный  Бог  засветил  слабенькую  звёздочку. И вот она до сих пор  где-то  горит  среди  многих  звёзд…»

        Действительно, сколько бы лет не было  человеку, он всегда будет нежно  и  трепетно  хранить  воспоминания  о  своём рождении, о детстве, о  близких  людях, о родных местах.

        Родной край, малая родина… Познание  окружающего  мира, первые  чувства, ощущения,  представления  о  добре и зле  начинается  именно  с  этих мест  и  затем  всю  жизнь соотносятся  с  изначальными  образами и понятиями.

        Любовь  к  малой  родине  является  внутренним  стержнем  человека, который  во многом  определяет  жизненную  позицию  человека  и  гражданина.

        Современная  школа  способна  оказать  содействие  в  воспитании  и  становлении  личности  ребёнка  именно  через  изучение  краеведения. Изучая  краеведение, ребёнок  осознаёт  свою  связь  с  окружающим  его  миром  и  эффективно  с  ним  взаимодействует.

        Для  освоения  программы  рекомендуемый  возраст    обучающихся    с  7 лет. Именно в этом  возрасте  закладываются основы познавательного интереса к изучению малой  родины как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Данная   программа   предполагает комплексное изучение родного края. На протяжении  всего  периода  обучения, представления  обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы  систематизируются  и  расширяются.

Основные направления  программы: краеведческое  и  этнокультурное.  Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей  в необходимости заботливо относиться к природе, в  программе предлагаются  разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и другие.

Бесценна роль педагога в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению регионального историко- культурного наследия.

        В  программе используется сочетание этнокультурного  материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся   общечеловеческих ценностей, гражданственности, уважения  к  традициям и культуре коренного народа Югры, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации   «Об образовании» :

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 

  1. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 

  2. единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 

  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; 

  4. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; 

  5. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; 

  6. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 

  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. 

Благодаря  краеведению, ребёнок  осознаёт  значимость  наследия родного  

края  в своей  жизни, в жизни  близких  людей, в общей  судьбе  народов  России. Изучение  своей  малой  родины  учит  ребёнка  интересоваться  жизнью  своего  края, осознавать  проблемы  окружающего  его  мира  и  самостоятельно  пытаться  находить  пути  их  решения.

Предлагаемая  программа  по  краеведению  очень  много  даёт  для  морального, нравственного  становления  личности. Когда  ребёнок  понимает, что его  родной  край  играл и  играет  свою, особую  роль  в  истории  России, он, безусловно, ощущает  гордость, как  за  свою  землю, так  и  за  себя. У  ребёнка  поднимается  самооценка, появляется  желание  и  стремление  прославить  свой  край  и  свою  Родину.

Актуальность данной  программы  заключается  в  том, что в настоящее  время  наблюдается  повышенный  интерес  к  изучению  родного  края. Одной  из  главных ступеней  духовно – нравственного  развития  ребёнка  является  «осознанное  принятие  обучающимся  традиций, ценностей, особых  форм  культурно – исторической, социальной  и  духовной  жизни  его  родного  села, города, района, области, края. Здесь  наполняются  конкретным  чувственно – выразительным  содержанием  через  семью, родственников, друзей, школу, природную  среду  и  социальное  окружение  такие  понятия  как  «малая  родина», «Отечество», «родная  земля», «моя  семья и род», «мой дом»  («Концепция  духовно – нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России»).

Изучение  краеведения  в  начальной  школе  является  одним  из  основных  источников  обогащения обучающихся  знаниями  о  родном  крае, воспитании  любви  к  нему, формировании  гражданских   позиций  и  навыков. Оно  играет  существенную   педагогическую  роль  в  нравственном, эстетическом, трудовом, политическом, воспитании.

Предлагаемая  программа  по  краеведению  определяется  запросом  со  стороны  родителей, детей, бабушек, дедушек  и  преподавателей  начальных  классов.

Программа  рассчитана  на  преподавание  в  1-3  классах  начальной  школы  и  предусматривает  36  учебных часов  в  год  (1  час  в  неделю).

Программа  содержит  2  блока: краеведческий  и  этнокультурный.

Цель  программы:

Формирование  духовно  богатой, высоконравственной  личности  через  изучение  истории родного  края, культуры  и  традиций коренных народов Югры.

Или:

Развитие  мотивации  ребёнка  к  познанию  и  творчеству  через  его  увлечение историческим  краеведением, историей  родного  края.

        Для  достижения  поставленной  цели  определены  следующие  задачи:

Образовательные:

  1. Организовать  эффективное  взаимодействие  педагога и обучающихся;
  2. Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями  коренного  населения Югры – ханты;
  3. Формирование  представлений  о различных сторонах жизни  своей малой родины.

Воспитательные:

  1. Формировать  гражданскую  позицию, патриотизм;
  2. Воспитывать  любовь к окружающей природе, малой родине, семье; 
  3. Способствовать  воспитанию  нравственных  качеств  ребёнка по  отношению  к  окружающим независимо от его национальной  принадлежности  (доброжелательность, толерантность и др.);
  4. Воспитывать  и  развивать  уважение  к  традициям и  культуре  коренного  народа  Югры – ханты.

Развивающие

  1. Содействовать  интеллектуальному  и  духовному  развитию  личности  ребёнка;
  2. Развивать  творческое  воображение  и  фантазию, мышление, внимание, память,  умение  исследовать и самостоятельно работать;
  3. Способствовать  развитию  познавательного  интереса  к  изучению  истории  родного  края, культуре  и  традициям  народа  ханты.

Программа  построена  на  принципах:

  1. доступности;
  2. наглядности;
  3. активности;
  4. систематичности  и  последовательности;
  5. учёта  возрастных  индивидуально – психологических особенностей  обучаемых;
  6. межкультурного  взаимодействия;

Формы организации  образовательного  процесса

        Программа  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий  с  обучающимися:

  1. традиционных  занятий
  1. практических  занятий
  2. игры
  3. театрализованных  представлений
  4. выставок
  5. защиты проектов
  6. конкурсов
  7. праздников
  8. викторин
  9. работа  в  микрогруппах
  10. творческих отчётов                          
  11. экскурсий

 

Ожидаемые  (прогнозируемые)  результаты

         Ожидаемые результаты  обучения по программе:

К  концу  первого  года  обучения  обучающийся  будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Историю своей семьи

Работать в сети Интернет, проводить  презентации

Определение  слов «родня», «предки»

Правильно использовать слова в речи

Геральдику Югры

Отличать  от  геральдики  других городов; выполнять задания с творческим подходом

Общие  сведения  о  народе ханты

Владеть  историческими  знаниями о коренном народе Югры; обобщать полученную информацию

Традиции  проведения  детских фольклорных  праздников

Принимать  участие  в  проведении  фольклорных праздников

К  концу  второго  года  обучения  обучающийся  будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Диких и домашних  животных

Применять знания на практике

Обычаи  отношения  к  животным у народа ханты

Относиться к животным добродушно; работать в группах; находить нужную информацию

Священных птиц

Выполнять оригами  «Птица»; применять свои знания на практике

Особенности  проживания птиц в городской  среде

Оказывать помощь птицам в зимнее  время; обобщать информацию

Традиции  проведения  праздника  Вороны

Принимать участие  в  празднике; составлять мини-экспозицию общей выставки

К  концу  третьего  года  обучения  обучающийся  будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Быт, традиционные  жилища народа ханты

выполнять  аппликацию, работать  в мини-группах

Полезные ископаемые Югры

Принимать участие  в  выставках; исследовать  и  находить ответ на поставленный  вопрос

        Оценка  знаний  и  умений  обучающихся  проводится  с  помощью  анализа  тестовых  и  творческих  работ  на основе  безотметочной   системы. Помимо  этого,  учитывается  активность  участия  в  парных, групповых  и  коллективных  работах. По  завершению  обучения  по  программе  проводится  комплексный  контрольный  тест, который  включает  вопросы  по  всем  темам  и  разделам  программы.

Формы  и  методы  контроля

        Контроль  осуществляется  3  раза  в  год.  Механизм контроля за качеством программы  включает  в  себя  следующие  компоненты:

Входной  контроль:

        Позволяет выявить  наиболее  способных детей; выяснить мотивацию  обучения; провести  социально – психологическое  анкетирование.

        Предварительное  выявление  уровня  знаний, умений  и  навыков  обучающихся  по  данной  программе, рассчитанной  на  3  года  обучения, проводится  в  начале  учебного  года  для  определения  усвоения  обучающимися  важнейших моментов курса обучения, в том числе  предыдущего  года. Предварительный  контроль  сочетается  с  компенсационным  обучением, направленным  на  устранение  пробелов  в  знаниях, умениях  и  навыках.

        Используются  методы  анкетирования  и  тестирования.

Промежуточный  контроль

        Осуществляется  в  конце  полугодия  и  помогает  определить  творческий  рост  обучающихся, их  активность, уровень  усвоения  программного  материала. Промежуточная  диагностика  позволяет  по  мере  необходимости  корректировать  программу, изменить  методику  организации  учебно - воспитательного  процесса.

        Промежуточный  контроль  проводится  в  форме: участия в выставках, проведения  праздника, презентации  творческих работ.

        Итоговый  контроль

        Проводится  в  конце  учебного  года. Помогает  определить   изменения  уровня  развития  детей, их  творческих  способностей, результаты  обучения.  Позволяет  сориентировать  обучающихся  на  дальнейшее  обучение, получить  сведения  для  совершенствования  образовательной  программы  и  методов  обучения.

        Используются  следующие  формы:  вернисаж, праздник, викторина, открытое занятие для родителей,  итоговые занятия, анкетирование, тестирование.

        Результаты  перечисленных  видов  контроля  оформляются  в  сводную  ведомость.

Организационно – педагогические  основы  обучения

        Программа  рассчитана  на  3  года  обучения  по  36  часов  в  год. На  полное  освоение  программы  требуется  108  часов, включая  практикумы  и  посещение  экскурсий. Занятия проводятся  в группах  и  индивидуально, сочетая  принцип  группового  обучения  с  индивидуальным  подходом. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

        Программа  адресована  детям  7-10  лет.

        Условия  набора  детей  в  объединение: принимаются  все  желающие. Наполняемость в группах  составляет  по  15  человек.                          

  1. СВОДНЫЙ  УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование  темы

Всего часов

В том числе

I

II

III

1.

Вводное  занятие (техника безопасности)

6

2

2

2

2.

Экскурсии

10

4

2

4

3.

Краеведческий блок

41

13

14

14

4.

Этнокультурный блок

41

14

14

13

5.

Промежуточные и итоговые контрольные   занятия

10

3

4

3

Итого:

108

36

36

36

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  по годам обучения

3.1.Учебно–тематический  план  первого  года  обучения

Название разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Раздел «Семья – это счастье»

11

3

8

2.1.

Мой семейный круг

3

1

2

2.2.

Родня и предки – это кто?

3

1

2

2.3.

Жизнь моей семьи

2

-

2

2.4.

Наши традиции

3

1

2

3.

Раздел «Ханты – Мансийск»

4

2

2

3.1.

Геральдика города Ханты-Мансийска

2

1

1

3.2

Экскурсия по городу «Достопримечательности моей малой родины»

2

1

1

4.

Раздел «Знакомимся с народом ханты»

19

8

11

4.1.

Общие сведения

4

2

2

4.2.

Экскурсия в  музей «Природы и Человека»

2

1

1

4.3.

Хантыйская семья: обычаи и традиции. Сказка «Запрет».

4

2

2

4.4

Народные игры, забавы, сказки

3

1

2

4.5.

Детские и семейные фольклорные праздники

3

1

2

4.6.

Детский  праздник   Трясогузки

3

1

2

Итого

Всего: 36  часов  в год (36 учебных недель в год, по 1 часу  в неделю)

3.2.Учебно–тематический  план  второго  года  обучения

Название  разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Раздел  «Мудрость  природы»

15

6

9

2.1.

Дикие животные

3

1

2

2.2.

Домашние  животные

3

1

2

2.3.

Мой четвероногий любимец

3

1

2

2.4.

Олень

2

1

1

2.5.

Отношение к животным у народа ханты

2

1

1

2.6

Медвежий праздник

2

1

1

3.

Раздел  «Мелодии природы!»

19

5

14

3.1.

Удивительное в образе птицы

3

1

2

3.2.

Священные птицы. Сказка  «Как  лебедь стал белым»

3

1

2

3.3.

Музыкальная гостиная

2

-

2

3.4.

Городские птицы

3

1

2

3.5.

Экскурсия в городской парк

2

1

1

3.6.

Чем я смогу помочь пернатым?

2

-

2

3.7.

Праздник  Вороны

4

1

3

Итого

Всего: 36  часов  в год (36 учебных недель в год,  по 1 часу  в неделю)

3.3.Учебно–тематический  план  третьего  года  обучения

Название  разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Раздел  «Жизнь предков»

18

7

11

2.1.

Интересные люди в моей семье

3

1

2

2.2.

Быт предков хантыйской  семьи

3

1

2

2.3.

Домашняя  утварь

2

1

1

2.4.

Виды  традиционного жилища ханты

4

2

2

2.5.

Экскурсия в музей «Торум Маа»

2

1

1

2.6.

Заключительный праздник  «В  семейном кругу»

4

1

3

3.

Раздел «Природные богатства Югры»

16

9

7

3.1.

Что такое нефть?

3

1

2

3.2.

Лики камней

3

2

1

3.3.

Экскурсия  в  музей  «Геологии, нефти и газа»

2

2

-

3.4.

Города - нефтяники

2

1

1

3.5.

Современная Югра

3

2

1

3.6.

Викторина «Я знаю свой край»

3

1

2

Итого

Всего: 36  часов  в год (36 учебных недель в год . по 1 часу  в неделю)

  1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Содержание  программы  первого  года  обучения
  1. Вводное  занятие – 2 часа.

Знакомство с обучающимися. Порядок и содержание  предлагаемой   программы  по  краеведению.  Периодичность занятий.  Общая информация  о  науке «Краеведение». Техника  безопасности  и  правила  поведения  на  занятиях.

        Методы: Информационный, организационный, словесный, наглядный.

        Форма: беседа.

  1. Мой семейный круг – 3 часа.

Представление  визитной карточки своей семьи.

Методы:  исследовательский.

Форма: презентация.

  1. Родня  и  предки – кто это? – 3 часа.

Знакомство  с  понятиями  «родня», «предки»  с  использованием   компьютерной  сети  Интернет.

Практическое  задание: рисунок.

Методы: частично – поисковый, творческий.

Форма: дискуссия.

  1. Жизнь  моей  семьи – 2 часа.

Рассказ  об  участии  своей  семьи  в  жизни  города, где семья  проживала либо проживает.

Методы: исследовательский.

Формы: исследование, рассказ.

  1. Наши  традиции – 3  часа.

Видеосюжет о традициях своей семьи  с участием родителей, сестёр, братьев, дедушек, бабушек. Выделение наиболее полюбившихся ребёнку традиций.

Методы: исследовательский.

Форма: презентация.

  1. Геральдика  города  Ханты – Мансийска – 2 часа.

Знакомство с флагом, гербом и гимном Югры. История происхождение флага и герба. Исследование  символики герба и флага, их объяснение. Практическая часть: аппликация  флага Югры.

Методы: проблемный, исследовательский, творческий.

Форма: исследование, размышление, анализ.

  1. Экскурсия  по  городу  «Достопримечательности  моей  малой  родины» - 2 часа.

Экскурсия включает исторически  значимые объекты и улицы города. Знакомство  с  их происхождением и предназначением. В  завершении проводится  интеллектуальная  игра.

Метод: объяснительный.

Форма:экскурсия.

  1. Общие  сведения – 4 часа.

Информация  о коренных народах Югры – ханты и манси. Территория проживания. Культура, обычаи. Традиционные  виды  промыслов.

Практическая часть: разгадывание  кроссворда.

Методы: объяснительно – иллюстративный.

Форма: видеозанятие.

  1. Экскурсия  в  музей  «Природы и Человека» – 2 часа.

Экспозиция  «Мифологическое  время». Знакомство с  традиционной культурой  обских угров  по  разделам: «Колыбель», «Времена  года», «Небесный  всадник».

Метод: объяснительный.

Форма:экскурсия.

  1. Хантыйская  семья: обычаи и традиции. Сказка  «Запрет»  – 4 часа.

В ходе игры дети приходят к заключению самостоятельно. Знакомство с  традициями воспитания девочек и мальчиков. Роль хозяйки и хозяина дома. Обычай гостеприимства.

Практическая часть: чтение сказки «Запрет» вслух.

Метод: частично – поисковый.

Форма: сюжетно – ролевая игра.

  1. Народные игры, забавы, сказки – 3 часа.

Знакомство с игрой  «Щёлы», танцующими куклами  «Сопыр»  и  сказкой  мансийской сказительницы  А.М.Коньковой «Праздник большого света».

Практическая часть: инсценировка сказки.

Метод: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Форма: фольклорные посиделки.

  1. Детские  и  семейные  фольклорные  праздники – 3 часа.

Общие сведения о детских и семейных фольклорных праздниках. Самостоятельное изучение  литературы о празднике Трясогузки.

Практическая часть: лепка  фигурки трясогузки  (пластилин).

        Метод: групповой.

        Форма: исследование.

  1. Детский праздник   Трясогузки – 3 часа.

Подведение итогов  первого  года  обучения  по  программе. Используются пластилиновые фигурки трясогузки, изготовленные на предыдущих занятиях.

Практическая часть: репетиции  праздника.

Метод: репродуктивный.

Форма: открытый праздник.

4.1. Содержание  программы  второго  года  обучения

  1. Вводное  занятие – 2 часа.

Беседа  по  итогам  прошедшего учебного года  и  перспективам  работы  на  текущий  год. Знакомство  с  планом  работы  на  предстоящий  год. Организационные  вопросы. Техника  безопасности  и  правила  поведения  на  занятиях.

        Методы: информационный, организационный, словесный, наглядный.

        Формы: беседа.

  1. Дикие  животные   - 3 часа.

В ходе  игры  «Интересное  в  мире  животных»  дети отбирают удивительные  факты из жизни диких животных, проживающих на территории Югры: белка, медведь, лиса.

Практическая часть: творческое  представление удивительных фактов  из  жизни  животного, выбранного  группой.

Метод: частично – поисковый, исследовательский.

Форма: групповая, творческая.

  1. Домашние  животные – 3 часа.

Игра «Кто лишний?». Особенности  отличия домашних животных  от  диких. Польза домашних животных.

Практическая часть: ребусы.

Метод: частично-поисковый.

Форма: беседа, исследование.

  1. Мой  четвероногий  любимец – 3 часа.

Защита проекта  «Почему четвероногий «друг»  Для тех, у кого он есть. Защита  проекта «Где ты, мой четвероногий друг?».

Практическая часть: подготовка фотопрезентации, репетиции.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Форма: творческая  фотопрезентация, сочинение.

  1. Олень – 2 часа.

Знакомство  с легендой  «Как  олень стал  жить с человеком». Общие сведения о животном.  Особенности оленя  (строение шерсти, копыта и др.).

Практическая часть: просмотр мультипликационного  фильма  «Храбрый  оленёнок»  ( по рассказу  Е.Фрейберга).

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: беседа.

  1. Отношение  к  животным  у  народа  ханты – 2 часа.

Особенности  уважительного  отношения к животным. Причины такого  отношения. Правила добычи животных. Игра «Согласен ли ты…».

Метод: объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Форма: размышление.

  1. Медвежий  праздник – 2 часа.

Общие сведения о празднике. Основные обряды праздника.

Практическая часть: рисунок «Мои представления о празднике».

Метод: частично – поисковый.

Форма: размышление, творческая.

  1. Удивительное  в  образе  птицы – 3 часа.

Знакомство с  использованием образа птицы  в различных жанрах культуры народа ханты: орнаменты, музыкальный и сказочный фольклор, загадки, праздники.

Практическая часть: оригами  «Птица».

Метод: исследовательский.

Форма: исследование, творческая.

  1. Священные  птицы. Сказки о священных птицах – 3 часа.

Понятие  «священные  птицы». Общие сведения о лебеде, трясогузке, журавле. Загадки.

Практическая часть: чтение  сказки  «Как лебедь стал белым»  под звучание  наигрышей на санквылтапе.

Метод: частично – поисковый.

Форма: беседа.

  1. Музыкальная  гостиная – 2 часа.

Знакомство с хантыйским музыкантом  А.Г.Гришкина. Музыкальные  загадки и наигрыши  «Казарки», «Голос весеннего  лебедя», «Кукушка».  

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: гостиная.

  1. Городские  птицы – 3 часа.

Общие сведения о городских птицах. Плюсы и минусы  для  птиц, проживающих в городской среде. Роль человека в жизни городских птиц.

Метод: исследовательский, объяснительно – иллюстративный.

Форма: исследование.

  1. Экскурсия  в  городской парк – 2 часа.

Наблюдение  за  животными и птицами. Повадки животных и птиц. Места скоплений. Реакция на человека.

Практическая  часть: рисунок  «Жизнь в парке».

Метод: исследовательский.

Форма: наблюдение.

  1. Чем  я  смогу  помочь  пернатым? – 2 часа.

Способы  поддержки  городских птиц. Причины  помощи. Размещение кормушек в близлежащем парке.

Практическая часть: изготовление  кормушек из пластиковой бутылки.

Метод: репродуктивный.

Форма: размышление, исследование.

  1. Праздник  Вороны – 4 часа.

Традиции  праздника. Составляющие  праздника. Выставка.

Практическая часть: репетиции  праздника.

Метод: репродуктивный.

Форма: открытый праздник.

4.1. Содержание  программы  третьего  года  обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.

 Цели  и  задачи. Содержание  программы  третьего  года  обучения. Правила  поведения  и  внутреннего  распорядка. Правила  техники  безопасности. Организация  рабочего  места.

Методы: информационный, организационный, словесный, наглядный.

Форма: беседа.

  1. Интересные  люди  в  моей  семье – 3 часа.

Творческая  встреча  с  представителями семей (3 семьи). Рассказ взрослого о себе и своих достижениях, увлечениях. Фотовыставка.

Метод: словесный.

Форма: беседа,  встреча  с  интересными людьми.

  1. Быт предков  хантыйской  семьи – 3 часа.

Традиционные  виды  промыслов. Места проживания. Обязанности  женской  половины  семьи.

Практическая  часть: аппликация из  листьев.

Метод: частично – поисковый.

Форма: исследование, творческая.

  1. Домашняя  утварь – 2 часа.

Предметы домашнего  обихода  хантыйской  семьи: юхан  (деревянное блюдо для рыбы и мяса),  лый  (поварёшка), циновка. Предназначение  данных предметов. Техника их изготовления.

Практическая  часть: Изготовление  макета циновки из цветной  бумаги.

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: мастер – класс, творческая.

  1. Виды  традиционного  жилища  ханты – 4 часа.

Виды жилищ: бревенчатый дом, чум, землянка. Разделение  жилищ  по  роду занятий  человека (рыбак, охотник) и по временам года (зимние и летние жилища). Территория  размещения  жилищ (лес, гора, река).

Практическая  часть: электронная  игра  «Найди моё место».

Метод: исследовательский.

Форма: игра, исследование.

  1. Экскурсия  в  этнографический  музей под  открытым небом   «Торум Маа» - 2 часа.

Знакомство  с  летней  усадьбой народа ханты: бревенчатый дом, лабаз, чувал (печь). Посещение  культового  места.

Метод: частично – поисковый.

Форма: игровая  программа.

  1. Заключительный  праздник  «В  семейном  кругу» - 4 часа.

Участники  представляют историю своей семьи с демонстрацией семейных реликвий. Презентация  любимого блюда своей семьи. Выставка рисунков.

Метод: репродуктивный.

Форма: праздник.

  1. Что такое нефть? – 3 часа.

Общие сведения о полезных ископаемых Югры. Понятие  «нефть», «баррель», «танкер».  Полезные свойства. Нефть  в  повседневной  жизни.

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: беседа.

  1. Лики камней – 3 часа.

Общая  информация о минералах Югры: хрусталь, малахит, серпентинит. Их практическое применение.

Практическая часть: игра «Согласен ли ты?».

Метод: частично – поисковый.

Форма: исследование.

  1. Экскурсия  в  музей  «Геологии, нефти и газа» - 2 часа.

Выставка  «Коллекция  минералов  Урала»  (редкие образцы кварцев различных цветов и размеров с месторождений Приполярного Урала – Додо и Пуйва).

Метод: беседа.

Форма: экскурсия.

  1. Города – нефтяники – 2 часа.

Общие сведения  о городах – нефтяниках: Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск. Видеопрезентация.

Практическая часть: разгадывание  кроссворда.

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: беседа.

  1. Современная  Югра – 3 часа.

Понятие «месторождение нефти». Ведущие месторождения  Югры: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское.

Метод: исследовательский.

Форма: игра-путешествие.

  1. Викторина  «Я  знаю  свой  край» - 3 часа.

В рамках  викторины - вернисаж  «Моя малая родина» за весь период обучения по программе.

Метод:  репродуктивный.

Форма: викторина, вернисаж.

  1. СОСТАВ  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО  КОМПЛЕКСА

Учебно – методический  комплекс  по  программе  включает  в  себя:

  1. Специальную  и  популярную  литературу  по  тематике  программы  (книги, журналы);
  2. Творческие  работы  обучающихся;
  3. Иллюстративный  материал;
  4. Дидактический материал  (карточки  с  заданиями, вопросы  к  викторинам, тексты анкет, тестов).

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  И  ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ
  1. Закон РФ  «Об  образовании»  от 10.07.1992   №3266-1 (ред. от 10.07.2012)// http://www.consultant.ru.
  2. Единый  официальный  сайт  государственных  органов  ХМАО – Югры  http://www.admhmao.ru.
  1. Гаврилова, О.Н.  Край  родной. Азбука  краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО  «СВ – 96», 2001. – 391 с.
  2. Харламов, И.Ф.  Педагогика: учебное пособие/И.Ф.Харламов.-4-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2007. - 520 с.
  3. Орехова, В.А.  Педагогика  в  вопросах  и  ответах: учебное пособие/В.А.Орехова – М.: Кнорус, 2006. – 200 с.
  4. Дубровина, И.В.  Психология: учебное  пособие/И.В.Дубровина – М.:Издательский  центр  «Академия», 2007. – 464 с.
  5. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Учебное пособие «Педагогика и психология»/Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2007. – 480 с.
  6. Арефьева, И.Л, Лазарев, Т.В.  Копилочка  активных  методов  обучения: электронное  методическое  пособие – М.: Образовательный  портал  «Мой  Университет», Международный  институт  развития  «ЭкоПро», 2005 - 2008.
  7. Воробьёва, Т.П.  Современные  требования  к  проектированию  программ  дополнительного  образования: методические  рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган: Институт развития  образования  и  социальных  технологий, 2011. – 123 с.
  8. Конькова, А.М.  Свидание  с  детством: сборник  сказок для детей/А.М.Конькова – Москва: ИПФ  «Унисерв», 1996. – 94 с.
  9. Волина, В.В.  Учебное  пособие  «Праздник  букваря»/В.В.Волина. – Москва: «Аст – Пресс», 1996. – 380 с.
  10. Решетникова, Р.Г.  детский  журнал  «Шоврие»  №2 /Р.Г.Решетникова. – Ханты – Мансийск: ОАО  «Полиграфист», 2010. – 19 с.
  11. Цареградская, Л.В.  сборник  сказок для детей  школьного  возраста  «Лесные  сказки»/Л.В.Цареградская.- Сургут: ОАО  «Сургутнефтегаз», РИИЦ  «Нефть  Приобья»,2001. – 151 с.
  12. Щукин, А. фотоальбом  «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА  «Тюмень», 2005. – 207 с.
  13. Оборотова, Е.А. От  печки/Е.А.Оборотова. – Новосибирск: «Наука - центр», 2003. – 224 с.
  14. Тарханов, А.С.  Универсальная  книга  для  детей всех возрастов  «Лесные  доктора»/А.С.Тарханов. – Екатеринбург: Средне – Уральское  книжное  издательство, 2008. – 198 с.
  15. Лапина, М.А. Этика  и  этикет  хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского  университета, 1998. – 114 с.
  16. Рокина, А.Е.  Методическое  пособие  для дополнительного чтения  «Чудный олень»/А.Е.Рокина. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 152 с.
  17. Привалова, Р.В.  Сборник сказок для детей школьного  возраста  «Лесные  сказки»/Р.В.Привалова. – Сургут: ОАО  «Сургутнефтегаз»  РИИЦ «Нефть  Приобья», 2001. – 152 с.
  18. Подколзин, Е. Дидактические  карточки для  ознакомления с окружающим миром  «Птицы»/Е.Подколзин. – Москва: ООО «Маленький Гений – Пресс», 2008. -   15 к.
  19. Кошкарева, Н.Б.  Детские  сказки  варьёганских ханты/Н.Б.Кошкарева. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с.    
  20. Ковган, Е.В.  Сказки  народа  ханты/Е.В.Ковган. – Санкт – Петербург: ТОО  «Алфавит», 1995. – 143 с.        
  21. Шутко, А.  Учебное  пособие: Генеалогическое  древо   богов  мансийской, греческой  и  славянской  мифологии/А.Шутко. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 96 с.    
  22.  http://www.coolreferat.com   
  23.  http://mirra-live.livejournal.com/21106.html
  24. http://www.solnet.ee
  25.  http://ethno-ornament.ru                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НЕИЗВЕДАННАЯ ЮГРА». 6 КЛ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности для формирования духовно богатой, высоконравственной, интеллектуальной, патриотической личности. Этому способствует изучение про...

Презентация авторской образовательной программы дополнительного образования детей "Туристскими тропами"

Презентация программы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности...