Социальные проекты как эффективный механизм реализации инновационных технологий воспитания патриотизма
статья на тему

Маевская Анна Алексеевна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_proekty.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Социальные проекты как эффективный  механизм реализации инновационных технологий  воспитания патриотизма у учащихся

в современных условиях.

А.А. Маевская, учитель английского языка, Н.Н. Коржова, учитель истории,  МОУ СШ № 117 Красноармейского района Волгограда

Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей  молодежи.  Патриотизм всегда был духовной основой многонационального  российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей российского государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны.  Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью Федерального государственного образовательного стандарта.

Социальные проекты являются средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования и воспитания, рекомендован ФГОС.

Именно этот метод позволяет создавать инновационные продукты.

Целью нашего проекта стало создание уникального средства – мультимедийной видеотеки, способствующей формированию компетенций учащихся и воспитанию патриотизма.

Необходимость создания мультимедийной видеотеки была вызвана не только благодаря современным тенденциям образования, но практической значимостью. Так, учителя истории смогут использовать материалы, находящиеся в видеотеке, на уроках истории по темам «Вторая мировая война» посредством применения ИКТ; классные руководители – внедрить во внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию новые приемы и методы с использованием  технических средств, интерактивных форм; родители – иметь возможность в домашних условиях ознакомиться с богатейшими материалами комнаты Боевой славы  95/75 гвардейской стрелковой дивизии посредством применения ИКТ.

Содержание мультимедийной видеотеки: учебно-методический материал, представленный в пособии в электронном виде, позволяет обеспечить с помощью средств ИТ оперативный  доступ к информации для различных групп пользователей (учащихся 1-11 классов, преподавателей, классных руководителей, администрации, родителей, педагогов дополнительного образования).

«Пусть память говорит…» (видеофильм о А.В.Лабадине  и В.М.Кузьмине, героях-афганцах, учившихся в МОУ СОШ №117)

 - «Героические современники» (видеофильм о героях-интернационалистах нашего района)

- видео-презентация на английском языке «Красноармейск в годы Сталинградской битвы»

- «Человек, которым я горжусь» (видеофильм о Храпове Гаврииле Андреевиче, участнике Великой Отечественной войны, прадедушке одной из учениц нашей школы)

- видеоклипы песен, исполняемых хором коллектива школы №117 и ученицей 5 А класса Журавлевой Ксенией

-  «Пока жива память…» (видеоэкскурсия о Красноармейском районе 1942-1943 годов, включающая видеоматериалы о Площади Свободы, железнодорожной станции «Сарепта»,          Судостроительном заводе, мельнице «Старая Сарепта», бывшем Колхозном рынке, переправе через Волгу -  п.Татьянка, а также интервью с Кузнецовой Раисой Яковлевной – членом Ассоциации «Дети Военного Сталинграда», очевидцем бомбардировок Красноармейского района в 1942-1943 годах)

- «Наш Бессмертный полк» (книга памяти о героях ВОВ, чьи потомки учились или  учатся в МОУ СШ №117)

Бессмертный полк

Нам захотелось найти учителей и учащихся в нашей школе (МОУ СШ №117), которые являются потомками героев, участвовавших  в ВОВ, и создать свой Бессмертный полк.

Чтобы убедиться в актуальности  работы ученики решили провести анкетирование.

Были опрошены учащиеся 5-6 классов МОУ СШ №117.

Они отвечали на следующие вопросы:

1) Есть/были ли у вас родственники, защищавшие нашу Родину во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.?

да – 10%  

нет – 5%

затруднились ответить – 85 %

2) Знаете ли вы их биографию?

да – 5%  

нет – 71%

затруднились ответить – 24 %

Таким  образом, целью работы стал поиск информации о дедах и прадедах, участвовавших в защите нашей Родины от немецких захватчиков в 1941-1945 гг.

Перед ними возник ряд задач:

  • собрать необходимый материал по теме;
  • взять интервью у очевидцев военных событий периода Великой Отечественной войны или у их родственников;
  • систематизировать собранный материал.

Определившись с темой целями и задачами, мы приступили к следующему этапу работы – поиску информации.

Источники  информации:

1.        Архивные данные (наградные документы, приказы о награждении, благодарственные письма);

2.         видео и фотодокументы;

3.         воспоминания.        

•        Население района

•        Административные органы                                                

•        Интернет

•        Библиотеки                                                        

•        СМИ

В ходе изучения источников и анализа информации мы столкнулись с трудностями:

•        Малое количество информации по данной тематике.

•        Осталось мало очевидцев тех далеких событий

Поэтому за дополнительной информацией дети обратились к сайту «Подвиг народа» (podvignarodamil.ru).

В результате исследования информации, многие учащиеся и работники школы узнали о подвигах и наградах своих родственников, принимавших участие в войне против Германии.

Результатами наших усилий стало создание книги памяти «Наш бессмертный полк» - как семейный  летописец о событиях Великой Отечественной войны  1941-1945гг.

Книга была растиражирована и передана в дар нашим социальным партнерам – библиотеке № 23, Центру детского творчества.

«Пока жива память…» (видеоэкскурсия о Красноармейском районе 1942-1943 годов)

О подвигах советского народа свидетельствуют  памятники военного времени. И мы задумались - а действительно ли их так много? И  знают ли о них жители нашего Красноармейского района?

Проведя анкетирование, выяснилось, что мало жителей района знают о военных действиях, проходивших на территории Красноармейского района.

Мы решили найти информацию о памятных местах Красноармейского района в 1942-1943 годах.

Были изучены архивные данные, директивы, приказы, найдены информация в библиотеках и интернете. Также мы  обратились к специалистам за дополнительной информацией.

Ими стали:

•        Общественная организация Красноармейского района Ассоциация «Дети военного Сталинграда» - руководитель Трофимова Раиса  Андреевна;

•        Работники музеев г. Волгограда - А.А.Максимов, старший научный сотрудник научно-методического отдела музея-заповедника «Старая Сарепта».

  В результате исследования информации, мы выяснили, что одними из основных значимых объектов в Красноармейском районе являлись Станция Сарепта, Судостроительный завод, переправа Татьянка, рынок и Сарептская мельница.

Дети выехали на места боевой славы и сняли сюжет в тех местах, где проходили военные сражения в 1942-43 гг.

Результатами наших усилий стало создание фильма «Пока жива память…» (видеоэкскурсия о Красноармейском районе 1942-1943 годов)

Содержание диска:

1.Видео материалы экскурсии:

  • Площадь Свободы;
  • Железнодорожная станция «Сарепта»;
  • Судостроительный завод;
  • Мельница «Старая Сарепта»;
  • Прежнее (1942 года) местонахождение Колхозного рынка;
  • Переправа через Волгу -  п.Татьянка.

2.Интервью с участником  событий 1942-1943 годов.

(Кузнецова Раиса Яковлевна – член Ассоциации «Дети Военного Сталинграда» )

Созданный нами фильм используется учителями школы для проведения внеклассных  мероприятиях, классных часов, посвященному началу контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 г, победы на фашистскими захватчикам, уроков истории, встреч с ветеранами.

Проект реализуется всеми субъектами образовательного процесса (учениками, педагогами, классными воспитателями, родителями), в тесном сотрудничестве друг с другом;  в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (используется Центром детского творчества на микроучастке в ходе проведения мероприятия на патриотическую тематику, районной детской библиотекой № 23), а так же посредством использования его в различных видах образовательного процесса в обучении, в воспитании и в элементах дистанционного обучения (с детьми, находящимися на индивидуальном обучении на дому).

Важными положительными результатами нашего проекта мы считаем:

- выявление талантливых детей и молодёжи, оказание помощи в формировании будущих патриотов России,  повышение интереса молодежи к изучению отечественной истории;

- расширение возможностей  для морально-психологического воздействия на аудиторию в ходе учебно-воспитательного процесса, повышение уровня знаний учащихся об истории своего Отечества;

-пополнение  базы данных по информационно-методическому обеспечению образовательного процесса.

-расширение фактографической базы для организации внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию;

-сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Таким образом, технологии социального проектирования как ведущий механизм формирования патриотизма у современного ученика является неотъемлемым фактором в современных условиях образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»В работе проводится структурирование содержания по элементам знаний, составляется граф-схема, проводится анал...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС

Выступление на форуме по теме "Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС"...

Городской смотр-конкурс как эффективный механизм выявления инновационных методик профилактики асоциальных явлений среди молодежи

Аннотация. В статье представлен анализ динамики проведения городского смотра-конкурса на луч- шую организацию работы по профилактике асоциальных явлений в государст...

Статья "Социальное партнерство как механизм реализации новых форм воспитательной работы в рамках ФГОС"

Социальное партнерство сегодня качественно меняется, поэтому помимо стандартных форм работы в рамках самоуправления школ, которые мы все проводим, приходится искать новые формы работы....

Статья на тему : "Проектная деятельность как эффективный механизм реализации и развития детей разного уровня одаренности."

МАТЕМАТИКА В РУССКОМ МУЗЕЕЛюбой педагог стремится к повышению уровня качества знаний своих учеников. Но не всегда хватает основного учебного  времени, и тогда в помощь учителю есть часы внеурочно...