Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования «Холмский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

«Согласовано»                     Рекомендована                                «Утверждаю»

Зам. директора по ВР       экспертным советом         Директор МБОУ СОШ №8

______________                Протокол №1                            __________________

Юркина И.Г.                                                                              Симакова В.А.

От 03 сентября 2014 г.          От 04. 09. 2014                          04 сентября 2014 г.

Рабочая программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«Юный корреспондент»

студии «Юнкор»

Возрастной состав

обучающихся: 10 – 18 лет

Срок реализации: 1 год

Составлена на основе авторской программы

 Чернышёвой Н.А. «Азы журналистики»

Педагог дополнительного образования

  Кожухова Г.Н.

 

2014 – 2015

 Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят “окном в мир”, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Актуальность курса «Юный корреспондент» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщённости юных и зрелых членов общества.

Пресса, выпускаемая детьми, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Труд журналиста – живой, творческий, и умение взять интервью, правильно выстроить композицию своего материала, не ошибиться в выборе темы и идеи публикации – тоже творчество.

Программа дополнительного образования детей “Юнкор” ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности личности каждого ребенка и учит его свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами, социальными партнерами). Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает обучающимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Программа рассчитана на обучающихся 5–11 классов и ориентирована на применение знаний по ранее изученным предметам, таким как литература, история, русский язык, география и др. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основам учебных предметов, но и даст знания общекультурного характера.

Цели программы:

- дать представление о системе массовой коммуникации;

- познакомить с основами журналистского мастерства;

- создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального совершенствования;

- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.

В ходе достижения целей програмы решаются задачи:

1. Обучающие:

изучить историю журналистики и этапы ее развития;

вооружить обучающихся знаниями о принципах журналистской деятельности;

заложить навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

сформировать практические навыки создания школьного печатного издания.

2. Воспитывающие:

сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

заложить основы толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

сформировать представление о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

привить культуру общения с миром массовой информации;

пробудить интерес к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

сформировать потребность в постоянном повышении информированности;

воспитывать культуру поведения и речи.

3. Развивающие:

развивать всесторонние творческие способности, индивидуальное мышление, интересы, склонности обучающихся;

расширять общий кругозор.

Режим организации занятий.

Программа разработана объёмом 34 учебных часа (1 час в неделю), 1 раз в неделю. Занятия проходят  согласно расписанию. Посещаемость участников и прохождение программы фиксируется в журнале.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний, умений, навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрации в газете; макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки – навыки анализа текст как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной и справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать ключевые понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

II. Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Уровень часов в неделю

Количество часов в год

45 минут

1 раз

1 час

34

Тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Экскурс в историю журналистики

2

3

Журналистика – творческая деятельность

2

4

Содержательная модель газеты

5

5

Графическая модель газеты

2

6

Газетный материал

8

7

Газетные жанры

8

8

Этика журналистского «я»

1

9

Досуговая и общественно-полезная деятельность

3

10

Итоговое занятие

2

итого

34

Календарно-тематическое планирование студии «Юнкор»

Тема

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. «Всё только начинается…»

1

2.

Экскурс в историю журналистики

Значение журналистики. Роль в обществе.

Газетный мир. Для чего нужна газета?

«Листая страницы истории…»

 Практическое занятие: «Знакомство

с детской прессой»

2

3.

Журналистика – творческая деятельность

Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

      Работать в команде:

- Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

      Практическая работа «Проект моей газеты»

      Игра  «Посвящение в журналисты»

2

4.

Содержательная модель газеты

С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

«Путешествие» по газетной полосе.

 Практическая работа «Профессиональные термины»

Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

Макет газетной полосы.  Тематическая модель газет.

 Рубрики.

Практическое занятие: «Подготовка макета номера»

5

5.

Графическая модель газеты

Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

Практическая работа: «Шрифты»

Роль фотоматериалов в газете.

Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами»

2

6.

Газетный материал.

Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

О чём писать? Источники информации.

Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации»

Тема найдена, что дальше?

Практическое занятие: «Пишем материал».

Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера».

 Корректура.

Практическая работа: «Корректоры-спасатели»

Практическое занятие: «Ты – редактор»

8

7.

Газетные жанры.

Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Жанр информации.

Практическое занятие «Пишем информацию»

Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

Практическое занятие: «Работаем над репортажем»

Жанр интервью: человек или проблема?

Практическое  занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы-крючочки»

Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью»  

Очерк, зарисовка

Творческая работа (жанр – по выбору)

8

8.

Этика журналистского «Я»

Неписаные законы журналистской этики

1

9.

Досуговая и общественно-полезная деятельность (в течение всего года)

3

10.

Итоговое занятие: «Пресс-кафе

«Я- журналист!»

1

11.

Зачётное занятие по курсу                                                                                    

Итого:

1

34

III.  Содержание программы

1. Теоретическое обучение

Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.

Раздел 1. Экскурс в историю журналистики.

1.1. Значение журналистики. Её роль в обществе.

1.2. Газетный мир. Для чего нужна газета?

1.3.  «Листая страницы истории…»

Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.

Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».

Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России.  Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.

Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность.

2.1. Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

     Работать в команде:

2.2. Редакционный и типографский процесс.

2.3. Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ:  звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения,  прессы.

Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.

Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.

Раздел 3. Содержательная модель газеты.

3.1. С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

3.2. Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

3.3. Макет газетной полосы.  Тематическая модель газеты.

3.4. Рубрики.

Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал»,  «открытие», «отлёт»,  «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.

Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.

Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.

Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.

Раздел 4. Графическая модель газеты.

4.1. Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

4.2. Роль фотоматериалов в газете.

Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы.

Роль фотоматериалов в газете. Заставка.

Раздел 5. Газетный материал.

5.1. Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

5.2. О чём писать? Источники информации.

5.3. Тема найдена, что дальше?

 5.4. Корректура.

Своеобразие  публицистического стиля: язык газеты  и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.

Выбор темы: о чём писать?  Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.

Литературное редактирование. Понятие корректуры.

Раздел 6. Газетные жанры.  

6.1. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

6.2. Жанр информации.

6.3. Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

6.4. Жанр интервью: человек или проблема?

6.5. Очерк, зарисовка

Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).

Информационные жанры. Информация.  Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации.

Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.

Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки.  Основные правила и законы при подготовке интервью.

 Очерк, зарисовка. Особенности жанра.

Раздел 7. Этика журналистского «Я».

7.1.Неписаные законы журналистской этики.

Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.

II. Практическое обучение.

1.Практические работы.

Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.

2.Практические занятия.

Практическое изучение тем  с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают  изучаемый материал.

3.Деловые и развивающие игры.

Овладение профессиональными навыками участников редакционного выпуска газет через дидактические игры «Путешествие по газетной полосе», Аукцион заголовков».

4. Участие в выпуске школьной газеты «Диалог»

Овладение навыками сбора фактических данных для школьной газеты: источники различных источников информации.

 Овладение навыками разработки выбранной темы, подготовки  материала (составление плана, наброски черновика, отработка текста).

Овладение навыками  компьютерного  набора текста.

Ознакомление с процессом вёрстки газетной полосы.

4.Практическая стилистика.

Знакомство со стилями русского языка и особенностями публицистического стиля.

Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.

III.Досуговая и общественно-полезная деятельность

Участие в социально - значимых делах школы, организация досуговой общественно-полезной деятельности в объединении  с последующим освещением  проводимых мероприятий в школьной газете «Диалог».

IV. Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает использование разнообразных форм работы:

- теоретические занятия (лекции, беседы);

- практические занятия (редактирование материалов, консультации);

- коллективная работа (практикумы, профессиональные игры);

- проектная деятельность;

- участие в конкурсах различных уровней.

Условия реализации программы

- наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, сканер, фотоаппарат, принтер);

- методическое обеспечение (литература по детской журналистике);

- сотрудничество с редакциями школьных газет.

V. Список литературы

1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. - Лениздат, 1971

2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП – холдинг, 2002.

3. О профессии журналиста:  Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодёжи о профессиях»./ Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.: ИСПС РАО, 2004

4. Образовательная программа стажировки «Редактор детского печатного СМИ»// Составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г. Кемерово

5.  Образовательная программа юношеского информационного агентства (ЮНИА) Липецкого городского Дома творчества учащихся// Составители Малько И.А., педагог дополнительного образования, и  Плешков В.В., зам. гл. редактора Липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук

6. Щербаков М.В. Элективный курс для учащихся 9 классов «Основы журналистики»//Просвещение. – № 3. - 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»

Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок  позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» (9-10 лет)

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» разработана для обучения учащихся 3 класса (возрастная катего...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Риторика" для 2-5 классов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Риторика» относится к социально-педагогической направленности. Данная программа позволит детям 8-12 лет усвоить системы базовы...