Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
    рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Галина Николаевна Кожухова

    Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации

    муниципального образования «Холмский городской округ»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

    «Согласовано»                     Рекомендована                                «Утверждаю»

    Зам. директора по ВР       экспертным советом         Директор МБОУ СОШ №8

    ______________                Протокол №1                            __________________

    Юркина И.Г.                                                                              Симакова В.А.

    От 03 сентября 2014 г.          От 04. 09. 2014                          04 сентября 2014 г.

    Рабочая программа дополнительного образования

    социально-педагогической направленности

    «Юный корреспондент»

    студии «Юнкор»

    Возрастной состав

    обучающихся: 10 – 18 лет

    Срок реализации: 1 год

    Составлена на основе авторской программы

     Чернышёвой Н.А. «Азы журналистики»

    Педагог дополнительного образования

      Кожухова Г.Н.

     

    2014 – 2015

     Пояснительная записка

    В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят “окном в мир”, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

    Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

    Актуальность курса «Юный корреспондент» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщённости юных и зрелых членов общества.

    Пресса, выпускаемая детьми, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

    Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Труд журналиста – живой, творческий, и умение взять интервью, правильно выстроить композицию своего материала, не ошибиться в выборе темы и идеи публикации – тоже творчество.

    Программа дополнительного образования детей “Юнкор” ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности личности каждого ребенка и учит его свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами, социальными партнерами). Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает обучающимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

    Программа рассчитана на обучающихся 5–11 классов и ориентирована на применение знаний по ранее изученным предметам, таким как литература, история, русский язык, география и др. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основам учебных предметов, но и даст знания общекультурного характера.

    Цели программы:

    - дать представление о системе массовой коммуникации;

    - познакомить с основами журналистского мастерства;

    - создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального совершенствования;

    - расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.

    В ходе достижения целей програмы решаются задачи:

    1. Обучающие:

    изучить историю журналистики и этапы ее развития;

    вооружить обучающихся знаниями о принципах журналистской деятельности;

    заложить навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

    сформировать практические навыки создания школьного печатного издания.

    2. Воспитывающие:

    сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

    заложить основы толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

    сформировать представление о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

    привить культуру общения с миром массовой информации;

    пробудить интерес к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

    сформировать потребность в постоянном повышении информированности;

    воспитывать культуру поведения и речи.

    3. Развивающие:

    развивать всесторонние творческие способности, индивидуальное мышление, интересы, склонности обучающихся;

    расширять общий кругозор.

    Режим организации занятий.

    Программа разработана объёмом 34 учебных часа (1 час в неделю), 1 раз в неделю. Занятия проходят  согласно расписанию. Посещаемость участников и прохождение программы фиксируется в журнале.

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

    Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний, умений, навыков журналистской деятельности, а именно:

    Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрации в газете; макетирование и верстка газеты.

    Предметные умения и навыки – навыки анализа текст как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной и справочной литературой.

    Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

    Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

    Обучающиеся должны знать ключевые понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

    II. Учебно-тематический план

    Продолжительность занятия

    Периодичность в неделю

    Уровень часов в неделю

    Количество часов в год

    45 минут

    1 раз

    1 час

    34

    Тематический план

    Название раздела

    Количество часов

    1

    Вводное занятие

    1

    2

    Экскурс в историю журналистики

    2

    3

    Журналистика – творческая деятельность

    2

    4

    Содержательная модель газеты

    5

    5

    Графическая модель газеты

    2

    6

    Газетный материал

    8

    7

    Газетные жанры

    8

    8

    Этика журналистского «я»

    1

    9

    Досуговая и общественно-полезная деятельность

    3

    10

    Итоговое занятие

    2

    итого

    34

    Календарно-тематическое планирование студии «Юнкор»

    Тема

    Количество часов

    Дата

    1.

    Вводное занятие. «Всё только начинается…»

    1

    2.

    Экскурс в историю журналистики

    Значение журналистики. Роль в обществе.

    Газетный мир. Для чего нужна газета?

    «Листая страницы истории…»

     Практическое занятие: «Знакомство

    с детской прессой»

    2

    3.

    Журналистика – творческая деятельность

    Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

          Работать в команде:

    - Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

          Практическая работа «Проект моей газеты»

          Игра  «Посвящение в журналисты»

    2

    4.

    Содержательная модель газеты

    С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

    «Путешествие» по газетной полосе.

     Практическая работа «Профессиональные термины»

    Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

    Макет газетной полосы.  Тематическая модель газет.

     Рубрики.

    Практическое занятие: «Подготовка макета номера»

    5

    5.

    Графическая модель газеты

    Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

    Практическая работа: «Шрифты»

    Роль фотоматериалов в газете.

    Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами»

    2

    6.

    Газетный материал.

    Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

    О чём писать? Источники информации.

    Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации»

    Тема найдена, что дальше?

    Практическое занятие: «Пишем материал».

    Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера».

     Корректура.

    Практическая работа: «Корректоры-спасатели»

    Практическое занятие: «Ты – редактор»

    8

    7.

    Газетные жанры.

    Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

    Жанр информации.

    Практическое занятие «Пишем информацию»

    Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

    Практическое занятие: «Работаем над репортажем»

    Жанр интервью: человек или проблема?

    Практическое  занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы-крючочки»

    Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью»  

    Очерк, зарисовка

    Творческая работа (жанр – по выбору)

    8

    8.

    Этика журналистского «Я»

    Неписаные законы журналистской этики

    1

    9.

    Досуговая и общественно-полезная деятельность (в течение всего года)

    3

    10.

    Итоговое занятие: «Пресс-кафе

    «Я- журналист!»

    1

    11.

    Зачётное занятие по курсу                                                                                    

    Итого:

    1

    34

    III.  Содержание программы

    1. Теоретическое обучение

    Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.

    Раздел 1. Экскурс в историю журналистики.

    1.1. Значение журналистики. Её роль в обществе.

    1.2. Газетный мир. Для чего нужна газета?

    1.3.  «Листая страницы истории…»

    Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.

    Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».

    Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России.  Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.

    Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность.

    2.1. Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

         Работать в команде:

    2.2. Редакционный и типографский процесс.

    2.3. Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

    Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ:  звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения,  прессы.

    Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.

    Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.

    Раздел 3. Содержательная модель газеты.

    3.1. С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

    3.2. Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

    3.3. Макет газетной полосы.  Тематическая модель газеты.

    3.4. Рубрики.

    Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал»,  «открытие», «отлёт»,  «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.

    Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.

    Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.

    Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.

    Раздел 4. Графическая модель газеты.

    4.1. Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

    4.2. Роль фотоматериалов в газете.

    Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы.

    Роль фотоматериалов в газете. Заставка.

    Раздел 5. Газетный материал.

    5.1. Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

    5.2. О чём писать? Источники информации.

    5.3. Тема найдена, что дальше?

     5.4. Корректура.

    Своеобразие  публицистического стиля: язык газеты  и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.

    Выбор темы: о чём писать?  Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.

    Литературное редактирование. Понятие корректуры.

    Раздел 6. Газетные жанры.  

    6.1. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

    6.2. Жанр информации.

    6.3. Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

    6.4. Жанр интервью: человек или проблема?

    6.5. Очерк, зарисовка

    Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).

    Информационные жанры. Информация.  Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации.

    Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.

    Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки.  Основные правила и законы при подготовке интервью.

     Очерк, зарисовка. Особенности жанра.

    Раздел 7. Этика журналистского «Я».

    7.1.Неписаные законы журналистской этики.

    Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.

    II. Практическое обучение.

    1.Практические работы.

    Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.

    2.Практические занятия.

    Практическое изучение тем  с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают  изучаемый материал.

    3.Деловые и развивающие игры.

    Овладение профессиональными навыками участников редакционного выпуска газет через дидактические игры «Путешествие по газетной полосе», Аукцион заголовков».

    4. Участие в выпуске школьной газеты «Диалог»

    Овладение навыками сбора фактических данных для школьной газеты: источники различных источников информации.

     Овладение навыками разработки выбранной темы, подготовки  материала (составление плана, наброски черновика, отработка текста).

    Овладение навыками  компьютерного  набора текста.

    Ознакомление с процессом вёрстки газетной полосы.

    4.Практическая стилистика.

    Знакомство со стилями русского языка и особенностями публицистического стиля.

    Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.

    III.Досуговая и общественно-полезная деятельность

    Участие в социально - значимых делах школы, организация досуговой общественно-полезной деятельности в объединении  с последующим освещением  проводимых мероприятий в школьной газете «Диалог».

    IV. Методическое обеспечение программы

    Программа предусматривает использование разнообразных форм работы:

    - теоретические занятия (лекции, беседы);

    - практические занятия (редактирование материалов, консультации);

    - коллективная работа (практикумы, профессиональные игры);

    - проектная деятельность;

    - участие в конкурсах различных уровней.

    Условия реализации программы

    - наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, сканер, фотоаппарат, принтер);

    - методическое обеспечение (литература по детской журналистике);

    - сотрудничество с редакциями школьных газет.

    V. Список литературы

    1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. - Лениздат, 1971

    2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП – холдинг, 2002.

    3. О профессии журналиста:  Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодёжи о профессиях»./ Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.: ИСПС РАО, 2004

    4. Образовательная программа стажировки «Редактор детского печатного СМИ»// Составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г. Кемерово

    5.  Образовательная программа юношеского информационного агентства (ЮНИА) Липецкого городского Дома творчества учащихся// Составители Малько И.А., педагог дополнительного образования, и  Плешков В.В., зам. гл. редактора Липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук

    6. Щербаков М.В. Элективный курс для учащихся 9 классов «Основы журналистики»//Просвещение. – № 3. - 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

    Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

    Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

    Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

    Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»

    Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок  позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...

    Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

    Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

    Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» (9-10 лет)

    Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» разработана для обучения учащихся 3 класса (возрастная катего...

    «ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

    Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...