Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"
классный час (6 класс) на тему

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cotrudnichestvo_kl._rukovoditelya_s_roditelyami.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Погореловская СОШ»

Опыт работы по теме:

Сотрудничество классного руководителя

 с родителями обучающихся

как средство формирования нравственности,

культуры личности и культуры здорового образа жизни.

Автор: Шубная Зоя Афанасьевна

Учитель МБОУ «Погореловская СОШ»

2016 г.

Мне нужно только одно,

чтобы совместная деятельность  доставляла ребенку удовольствие, была бы потребность.

С. Соловейчик

  1. Тема опыта.

Я, Шубная З.А., работаю над проблемой «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни».

Вся моя работа построена на воспитание нравственности учащихся. Опыт посвящен одной из проблем современного образования и воспитания – проблеме личностного роста, становление его личности в школьные года.

  1. Условия возникновения, становления опыта

Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, с родителями, стремление придать своей деятельности направленный характер.

В Погореловской средней школе Корочанского района учителем я работаю с 1977 года. МБОУ «Погореловская СОШ» - это сельская школа,  всего учащихся – 364.

Все  годы являюсь классным руководителем, В настоящее время - классный руководитель 6 «Б» класса.

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества.

В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на  родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьей. Классный руководитель и родители должны  рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность  и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых  форм взаимодействия и семьи.

 Актуальность опыта.

Важный предпосылкой возникновения опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это  неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян - самая острая проблема школы, семьи, государства.

Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли  семья может  обеспечить  воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – «нет».

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи  и школы, целью которого является  обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея: сотрудничество классного  руководителя с  родителями обучающихся как средство формирования нравственности,  культуры личности и культуры здорового образа  жизни, сотрудничество педагога, родителей и учеников на основе взаимного уважения, доверия, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через включение его в творческую деятельность.

Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

На притяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Мои классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированны, воспитаны, умеют работать.

Исходя из цели воспитательной системы МОУ «Погореловская СОШ» «Создание благоприятных условий для успешного развития индивидуальности ученика. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма» и задач

  1. формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;
  2. формирование правосознания ученика, гражданской позиции;
  3. создание воспитывающие среды, необходимой  для формирования экологической культуры личности;
  4. вовлечение в проектную деятельность, кружки, секции;
  5. организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей,

создала  свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся  как средство формирования личности ребенка», так как  результативность  учебно–воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Классный руководитель, родители, обучающиеся являются основными компонентами школы как воспитательной системы.

Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничества.

Цель воспитательной системы:

создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей  и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению.
  2. Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.
  3. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.
  4. Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города.

Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребенка» становятся следующие принципы:

         Принцип комплексного подхода.

- работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий  классного руководителя, родителей, педагогика -психолога, учителей – предметников, педагога – организатора.

- ориентация на общечеловеческие  ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир,  Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и  справедливости.

Принцип ценности воспитывающей среды, взаимосвязи природных,  социальных и культурных принципов и традиций в семье, школе, городе, стране.

Принцип сотрудничества детей и взрослых, особенный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей. Что даёт?

- воспитывает мировоззрение

-способствует взрослению

- формирует отношение к культурным  ценностям

- формирует культуру досуга

- способствует развитию способностей, новой культуры мышления

- даёт возможность  проявляться  инициативам.

Ведущими идеями, которые легли  в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов.

В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания». (по В.А. Караковскому)

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  • Воспитание без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является  интеллигентность  - антипод хамству, невежеству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе  незаурядность.
  • Не будь занудой, не ной  и не паникуй.
  • Дорожи доверием  своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение. Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г. Абрамова, РГПУ им. Герцена, С-Петербург)

Основные положения моей воспитательной системы:

  • Индивидуальные подход в воспитании и обучении.
  • Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом- организатором.
  • Системность в работе.

Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая Соразвитие в коллективе, подразумевающие общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.

Деятельность в классном коллективе можно считаться системной, если выделяются «ключевые» дела.

«Ключевыми» делами  моего класса можем считать создание фотоархива класса «Это - мы» коллективных, классно - семейных, индивидуальных проектов,  подготовку к утренникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно-познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т. Е. если  это  теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

 Классно – семейный проект «Семейные хроники Великой Отечественной войны», предложенный родителям на родительском собрании, создавался с целью знакомства учащихся со  страницами нашей истории, семейной истории  в  годы Великой Отечественной войны,  воспитания чувства патриотизма творческой группой семей и классного руководителя которые.

  1. поставить цель собрать  информацию по теме.
  2. смоделировали ожидаемый  результат воспитание чувства гордости за свою семью, за её историческое прошлое, за свою семью, за её  историческое прошлое, за свою Родину. Воспитание ответственности за свои поступки.
  3. спланировали совместную деятельность сбор информации, формирование результатов)
  4. В течение недели организовали работу - беседа с родственниками, запись воспоминаний, фотографии, подбор материала для школьного стенда «Семейная хроника».

Жизнеспособность этой  системы заключается в  возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями.

В построении своей воспитательной  системе могу выделить  такие виды работы:

Направления работы

Цель работы

Формы работы

Ценностно -ориентированная деятельность

Воспитание гуманизма  и милосердия, человеколюбия, сострадания.

  1. Помочь детям – инвалидам, сотрудничество здоровых детей и детей инвалидов;
  2. участие в реализации школьной программы «Как нам обустроить  своё село», социально – значимый для всех жителей ела;
  3.  серия классного числа «Государственные  символы России»;
  4. классные часы  «Кто такой Патриот», «В жизни всегда есть место подвигу.

Краеведческая и поисковая работа

Освоение детьми традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению народных обычаев, праздников, музыкальной культуры

  1. Классные часы «Жизнь замечательных людей» (Изучение жизни замечательных людей родного «Края, села, России»;
  2. Участие в краеведческих викторинах, организуемых школой, районными организациями, другими изданиями и учреждениями;
  3. Сбор поискового материала  по направлениям «Наша школа», «Село родное»,;
  4. Акции «Ими гордится наш край»;
  5. Акция  «Семейные хроники в годы Великой Отечественной войны»;
  6. «Подвиг учителя на фронте  и в тылу»
  7. Памятник в нашем селе ()Сбор, изучение материала о войнах, захороненных в братской могиле с. Погорелока

Экскурсионно-туристическая работа

Воспитание потребности в  изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры

Посещение театров, творчес-ких выставок, концертов. Туристические  походы по знаменитым и достопримеча-тельным местом района и Белгородчины (Посещение районного краеведческого музея)

Физкультурно- оздоровительная работа

Возрождение и развитие народных спортивных игр,  воспитание здорового соперничества между детьми и коллективами

  1. организация соревнований по русским народны играм: лапте, «Выбивному» и т.д.
  2. Изучение истории Олимп движения, вклада в их  развитие советских и  российских деятелей спорта,  достижение и побед российских олимпийцев, а также спортсменов Белгородчины.

Литературно- музыкальная работа

Привитие любви к чтению, воспитание музыкальной культуры, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов.

  1. конкурсы сочинений  о Родине, земляках – героях войне и труда, знаменитых личностях Корочанского района  и Белгородчины.
  2. Конкурсы юных поэтов, чтецов о родном крае на военно-патриотическую тематику.
  3. Конкурс инсценирован-ный песни
  4. Конкурс рисунков на патриотическую тему.
  5.  Организация концертов для  ветеранов, престарелых и одиноких людей.
  6. Выпуск открыток для поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с праздником Победы и Днем Защитника Отечества.

Семейное  воспитание

Утверждение нравс-твенных ценностей в сознании детей через  духовное возрождение семьи, изучение детьми опыта предыдущих   поколений, соединения воспитательного потен-циала семьи и класс-сного руководителя, изучение родственной  семьи  к её послед-

к её исследованию и историческому поиску.

1) Серия классных часов «родисловная моей семьи»

2)Кпд география моей семьи

Самая ценная реликвия моей семьи»

3)Классные семейные праздники, просвещение

А) дню Матери

Б ) папа, мама, я – дружная семья».  (конец февраля)

В) выставка семейного творчества «Умелые ручки нашей семьи»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Обобщение опыта по теме: «Применение текстовых таблиц на уроках истории как средство формирования учебных компетенций"

Применение текстовых таблиц при изучении истории способствует активному осмыслению информации, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять. Актуальность выбора данной темы по...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...