Рабочая программа курса "Югорский вернисаж"
рабочая программа

Программа внеурочных занятий по изобразительному искусству 6-8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_yugorskiy_vernisazh.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  в рамках общекультурного направления «Югорский вернисаж» 6-8 класс составлена, в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43», целью реализации основной  образовательной программы школы, одной из задач которой является приобщение  учащихся к национальной культуре ХМАО.

Программа создана с целью развития эстетического и воспитания детей, активизации художественного восприятия через развитие творческого воображения, фантазии, формирования внутренней гармонии, развитие художественно-творческих способностей детей. Предлагаемая программа модифицированная, на основе авторской программы Банникова В.Н. 2007г., реализует творческий потенциал детей и способствует его росту.  Программа предназначена для обучения детей средней ступени, интересующихся изобразительным и художественным творчеством, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Теоретические  знания и практические навыки, полученные на занятиях в изостудии, способствуют созданию детьми выразительных художественных образов  в своих творческих работах.

Отличительные особенности данной программы - в ходе реализации данной программы учащиеся создают творческие работы художественной направленности, опираясь на краеведческий материал по Югре.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над собственными графическими и живописными композициями, при выполнении конкурсных творческих заданий, при создании изделий декоративно-прикладного искусства, а так же участвовать в оформлении  классной комнаты, школы к различным праздникам.

Целью программы на основе национально-регионального компонента является художественная  подготовка учащихся, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.

Основными задачами программы  являются:

Приобретение знаний по  основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.

Способствовать воспитанию эстетического отношения к национальным традициям в культуре и  искусстве, произведениям устного народного творчества.

Способствовать развитию познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

Сроки реализации.

Структура программы составляет цикл - 4 года  обучения.  Рабочая программа рассчитана на 105 часов.

Формы и режим занятий.

Продолжительность одного занятия – 1 час в неделю. В I четверти- 8 ч.;  II четверти- 8 ч.;  III четверти-10 ч.; IV четверти-9 ч. На каждом занятии  учащиеся получают теоретические знания,  развивают практические навыки.

Формы занятий:

беседы;

практические занятия;  

индивидуальные и групповые занятия;

коллективная работа;  

Контроль эффективности проведения занятий ведется  в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри школы, участия в конкурсах  и художественных выставках городского, регионального уровня. В конце года предполагается провести диагностику уровня усвоения учащимися поставленных задач.  

Использование принципов многообразия и успешности в проектировании образовательной программы создает условия для:

  • Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
  • Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  • Создание условий для самовыражения всех учащихся, создание ситуации успеха.
  • Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Система контроля усвоения государственного стандарта по изобразительному искусству во внеурочной деятельности.

Для качественного и систематического усвоения учебного материала по  изобразительному искусству используются различные формы контроля:

Проверочные тесты-

Виды  и жанры изобразительного искусства.

Художественные музеи мира и России.

Практические работы:

Линейная перспектива в пейзаже.

Смешивание красок на палитре

Поурочные просмотры творческих работ учащихся.

На протяжении всех уроков детям предлагается выполнять творческие художественные задания, которые наиболее эмоционально позволяют детям проявлять свои способности.

3. Ожидаемые результаты.

  • Первый уровень результатов — приобретение учащимися знаний  первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни о художественной культуре коренных народов нашего края. Знать особенности выполнения декоративных композиций угорских народов.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям культуры коренных народов севера.
  • Третий уровень результатов — получение учащимися опыта художественно-творческой деятельности, создание собственных графических и живописных композиций, выполнение конкурсных творческих заданий, создание изделий декоративно-прикладного искусства.

В результате проводимых занятий   ученики должны:

  • проявлять повышенный интерес к художественной деятельности.
  • освоить основы  видов художественной деятельности; изображение на плоскости,  декоративную художественную деятельность.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства, самостоятельной творческой деятельности.
  • знать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспективы, пространство, объём, ритм, композиция); свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть графическими и живописными навыками. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же иметь  эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.
  • понимать графику, живопись, декоративно- прикладное творчество, как вид искусства, средства выразительности в графике, живописи.
  • знать основные виды декоративно-прикладного искусства обских угров, других народов, населяющих Югорскую землю, Россию;
  • знать выдающихся представителей регионального искусства и их основные произведения;
  • знать наиболее крупные музеи ХМАО - Югры, значение изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественной культуре;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения программы  является формирование следующих умений:

  • оценивать  произведения народного творчества;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения культуры обских угров;

Метапредметными результатами изучения  программы является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные: 

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) ;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; 

  • определять и формулировать цель
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы учащихся;
  • перерабатывать полученную информацию:  сравнивать  и группировать  предметы и их образы;

Коммуникативные:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения  программы является формирование следующих знаний и умений:

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научаться:

-использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных  и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность намеченного контура;

-менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

-делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека, отдельных  предметов;

  цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

 пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

Этапы реализации программы:

Базовый этап (набор воспитанников для занятий и подбор учебных пособий и материала для реализации программы).

Конструктивный этап (реализация программы).

Обобщающий этап (анализ результатов смены, сопоставление полученных результатов с прогнозируемыми).

4. Содержание программы

Программа состоит из теоретической и практической частей. Как правило, теория предшествует практическим заданиям. Некоторые беседы проводятся непосредственно в ходе выполнения заданий – все зависит от темы задания и поставленной задачи.

Краткое содержание изучаемых разделов.

Для эффективного развития творческих способностей и прочного усвоения теоретических знаний   учащимися программа составлена по разделам, которые чередуются в течение учебного  года по возрастанию сложности  предлагаемых заданий.

Раздел «Основы графики».

Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится изобразительное искусство. Систематизация теоретических основ изобразительного искусства (конструктивное строение формы, объема, линейная и воздушная перспектива, светотень, композиция) и их комплексное использование в процессе выполнения учебных заданий. В процессе рисования необходимо изучать натуру, ее форму, пропорции, пространственное положение.

Особое внимание уделяется выработке графических навыков изображений линий, штрихов разными графическими материалами (карандашом, мелками, пастелью, тушью, фломастерами и т.д.). Предлагаются задания рисование с натуры, по воображению. Изучаются виды графики (гравюра, эстамп, оффорт, линогравюра). Предлагаются краткосрочные зарисовки и длительные композиции. Учащиеся знакомятся с творчеством художников. 

Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.

Примерные задания: графическое выполнение натюрмортов из 2—3 предметов быта несложной формы на контрастном фоне (кувшин, крынка, горшок, корзинка, овощи, фрукты и т. п.); рисование памятников культуры и архитектуры родного края, архитектурных деталей, частей интерьера (уголок класса, школьный коридор, столовая и т. п.); рисование пейзажа с архитектурными постройками, гипсовых розеток сложной формы; выполнение набросков с живых птиц, зверей, человека в движении (идет, бежит, копает, играет в волейбол и т. п.), с грузовых и легковых машин  и т. д.;

       графическое выполнение пейзажа (часть улицы с деревьями и строением, уголок парка, деревенский пейзаж, природные достопримечательности родного края и т. п.),

Раздел «Основы живописи».

Обязательное изучение творчества выдающихся художников настоящего и прошлого, Развитие цветового зрения на занятиях по изучению цветоведения,  развитие творческой фантазии, передача цветовой гармонии при создании колорита,  Развитие навыков прозрачной лессировки и выразительного пастозного мазка. Учебные задания могут быть краткосрочными и долговременными. Особое внимание обращается на развитие навыков работы акварелью и гуашью.

Примерные задания: выполнение  в  цвете  натюрмортов  из  овощей и фруктов с включением предметов хозяйственного обихода; натюрмортов на тему «Народное прикладное искусство» выполнение живописных этюдов букетов цветов, птиц и зверей, фигуры сидящего человека; этюды в цвете ветки яблони с яблоками, букетов цветов, осеннего и весеннего пейзажа. Живописное выполнение тематических натюрмортов «Искусство» (книга, скрипка, ваза, кисти, этюдник, гипсовая розетка или капитель и т. п.), «Русское чаепитие» (самовар, чайник, баранки, снедь, яблоки и т. п.), «Трудовые будни».

Раздел «Декоративно - прикладное искусство».

Данный раздел готовит учащихся к пониманию художественных образов в  декоративном искусстве, знакомит с различными средствами их выражения, формирует интерес к собственной декоративной изобразительной деятельности. На занятиях ученики знакомятся с видами орнаментов, разнообразием узоров. При выполнении таких работ необходимо проявлять творческое воображение, умение аккуратно изображать кистью элементы росписи.

Необходимо знать понятия: ритм, симметрия, цветовые сочетания, силуэт, форма.

Изучение традиционных художественных ремесел народов ханты и манси (художественные изделия из рога, кости, бересты, дерева; изделия из дерева, сувениры из дерева и рога; ювелирные изделия  ханты и манси; строчевышитые изделия и др.). Выполнение эскизов и росписи праздничного панно по народным мотивам (коллективная работа).

Выполнение эскизов национальных костюмов народов ханты и манси, эскизов декоративного оформления интерьера национального жилища (русской избы, хантыйского чума и т. д.) по выбору учащихся.

Знакомство с основами художественного конструирования предметов быта, мебели и т. п. Выполнение дизайнерских проектов промышленных изделий.

В практических работах применяются  основные  средства художественной выразительности. Учащиеся выполняют эскизы росписи предметов быта на бумаге.

Раздел «Тематическое рисование».

Тематическое рисование позволяет детям в полной мере проявить творческую инициативу, художественные способности, свободу воображения, фантазию. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными  художественными материалами. Для выполнения тематического рисунка предшествуют предварительные наблюдения, наброски, эскизы. Как правило, тематические рисунки являются показателями уровня усвоения разнообразных теоретических сведений, основ изобразительной грамоты (строение формы, конструкции, композиции, светотени, фактуры).

Самым сложным изображением для детей является изображение человека, но мир без людей не существует. Доступнее и проще для понимания  детьми законов изображения человека является  изучение их в игровой форме. Предлагается рассмотреть себя в зеркале, проанализировать форму куклы,  рассмотреть лицо своей мамы. После таких наблюдений изучаются пропорции фигуры человека, передача движения. Рекомендуется познакомить детей с историей народной одежды обскоугорских народов. Интересные тематические композиции заинтересуют детей в выработке навыков изображения человека. Рекомендуется знакомство с творчеством местных художников. 

Примерные задания:

- выполнение композиций на темы: «Из прошлого нашей Родины», «Подвиги русских воинов», «Родной край», «Мой любимый уголок природы», «Мой дом», «Празднование Дня Победы», «Закат солнца на реке», «Утро в деревне», «Ненастный день в городе», «В семейном кругу», «В гостях у друзей», «Покорение Самотлора», «Семейный портрет в интерьере», «Зимний день за окном», «Осенний лирический пейзаж» и др.;

-  иллюстрирование литературных произведений: Дж. Лондон  рассказы (по выбору), В. Р.Стивенсон «Остров сокровищ», В. Шекспир «Ромео и Джульетта», сказки народов Севера (по выбору), легенды и мифы ханты и манси

Раздел «Анималистический жанр».

Детям интересно познать окружающий их мир, изобразить его по своему творческому воображению. Правильное  изображение животных, рыб,  насекомых, птиц всегда нравится детям. На занятиях дети знакомятся с природой и животным миром родного края. Изучают пропорции, цвет, повадки разных животных, применяют выразительные художественные средства для создания образа. Примерные задания: выполнение набросков и зарисовок с натуры домашних  животных;   рисование   по   памяти  и   по   представлению диких животных (медведь, волк, лиса, журавль, и др.);

Раздел «Диалог об изобразительном искусстве».

На занятиях дети знакомятся с жанром пейзажа, натюрморта, портрета.

Знакомятся с выдающимися художниками ХМАО и их произведениями.

Основные темы бесед:

  • искусство моего народа;
  • искусство моего края;
  • взаимосвязь изобразительного искусства и литературы, фольклора;
  • национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;
  • выдающиеся художники нашего края;
  • место и роль русского изобразительного искусства в мировой художественной культуре.

Раздел «Скульптура»

Изучение выразительных средст скульптуры. Приемы работы с пластилином, папье-маше, резьба по мылу. Лепка сюжетных композиций на темы окружающей жизни.

Лепка на темы литературных произведений и любимых сказок.

Лепка композиции на фантастическую тему.

   Учебно-тематический план внеурочной деятельности

Тема  раздела

6кл

7кл

8кл

Основы графики

6

8

8

Основы живописи

6

7

7

Тематическое рисование

6

7

7

Декоративно - прикладное искусство

14

8

5

Анималистический жанр

3

1

2

Скульптура

2

2

2

Диалог об  изобразительном искусстве

3

1

3

Экскурсия

1

Всего за год

35

35

35

             6 класс

Тема

Кол-во  часов

1

Птицы севера.

1

2

Орнамент на колыбели.

1

3

Священные птицы обских  угров.

1

4

В тайге и на реке моя работа

1

5

Дары сурового края.

1

6

Таёжный урожай.

2

7

Тучан и её секреты.

1

8

Керамика старожилов Тобольского Севера.

1

9

Северная фантазия.

2

10

Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.

1

11

Напевы о Югре

1

12

Северное сияние.

1

13

Северное сияние.

1

14

Нюблуевая шуба.

1

15

Головные уборы и обувь обских угров.

1

16

Украшения в культуре народов Севера.

2

17

Одежда как отражение национальной традиции.

2

18

Разноликий хоровод.

2

19

Оленёнок быстроногий.

2

20

Живая зябь.

2

21

«Как мир хорош в своей красе нежданной»

2

22

Поле зыблется цветами.

1

23

Радость моя, земля.

3

24

Оформление работ, подведение итогов

1

Всего

35

                                                                 7 класс

Тема

Кол-во  часов

1

Городской пейзаж «Старинные улочки»

1

2

Ожившие вещи

1

3

Атрибуты искусства в твоем натюрморте

2

4

Интерьер национальной избы

1

5

Интерьер национальной избы

1

6

Эмдерские богатыри

2

7

Портрет хантыйской девочки в национальной одежде

2

8

Девушка Хутнай

2

9

Самобытные художники Югры

1

10

Пупи-як – медвежий праздник

2

11

Сувениры для торговых рядов

2

12

Пупки

2

13

Сакпал

2

14

Свадебная накидка для оленя

2

15

Ярмарочный торг

2

16

Скульптура из мыла – фигура человека (хант)

3

17

Защитник Отечества в портретной живописи

2

18

Национальные спортивные игры Югры

2

19

Олений праздник в твоей композиции

2

20

Подведение итогов

1

Всего

35

8 класс

Тема

Кол-во часов

1

Натюрморт «Осенние овощи».

2

2

Птицы народных промыслов.

1

3

Экскурсия в музей

1

4

Рисование на тему «Подражая художникам…».

1

5

Натюрморт на контрастном фоне.

2

6

Дикие животные севера.

1

7

Взаимосвязь искусства, литературы, фольклора

1

8

Рисование на тему «В семейном кругу».

1

9

Аппликация. Русское деревянное зодчество

1

10

Легенды и мифы Севера.

3

11

Эскиз национального костюма.

2

12

Беседа. Выдающиеся художники зарубежья

2

13

Рисование с натуры «Зимний день за окном».

2

14

Парковая скульптура. Лепка

2

15

Рисование по пословицам, поговоркам.

2

16

Иллюстрирование по выбору

2

17

Этюды в цвете цветущей ветки яблони.

1

18

Рисование на тему. Витраж.

1

19

Беседа: «Место и роль русского изобразительного искусства в мировой художественной культуре».

1

20

Иллюстрирование произведений М.Анисимковой

2

21

Графическая версия алфавита.

1

22

Пейзаж «Уголок парка»

2

23

Рисование с натуры весеннего пейзажа.

1

Всего

35

Ресурсное обеспечение реализации программы «Югорский вернисаж» 

материально-техническое -

  1. Предметы и изделия народного творчества (туески, изделия с вышивкой и аппликацией)
  2. Предметы для натурных постановок (вазы, кружки, тарелочки)
  3. Муляжи фруктов, овощей.
  4. Учебно - дидактический материал.
  5. Раздаточный материал (трафареты, таблицы)
  6. Иллюстративный материал.
  7. Учебники и методическая литература.
  8. Технические средства обучения:

Рекомендуемая литература.                                                                                                               Для учителя:

  • «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-4 классы»(авторский коллектив под руководством Т.Я.Шпикаловой, Москва «Просвещение» 2013г.
  • Неменская Л. А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» Просвещение, Москва 2013 год.
  • Изобразительное искусство: программы общеобразователь111,1:\ учреждений. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005. - 71 с.
  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней / Отв. ред. Редик Д.А - Екатеринбург: НПМП«Волот», 2000. - 467 с.
  • Шпикалова Т.Я. я живу в России. - М.: Просвещение,2006. - 32 с.

  • Программные методические пособия, дидактический материал, научная  и искусствоведческая литература. 
  • Банников В.Н., Устенко Л.Н. Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент (5-7 класс): программно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2007
  • Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004. - 116 с.
  • Банников в.н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2005.-61 с.
  • Устенко Л.Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006. - 65 с.
  • Белобородов с.А. Столица северного края: очерки истории Самаровa-Остяко-Вогульска-Ханты-Мансийска. - М.: Унисера, 2007.
  • Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). - Томск.: Изд. Томского университета, 1979. - 239 с.

Для учащихся и родителей:

  • Мифология хантов: энциклопедия уральских мифологий.1.\. Томск.: Изд. Томского университета, 2000. - 304 с.
  • Конькова АМ. Сказки бабушки Аннэ. - Екатеринбург, 2001.117 с.
  • Оборотова Е.А. Уроки Евдокии Ерныховой. - Березово,1997г. - 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Музыкальный вернисаж."

Программа реализуется в дни школьных каникул как музыкальный абонемент - тематические лекции - концерты....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая учебная программа «Электронный вернисаж»

Рабочая учебная программа (далее программа) «Электронный вернисаж» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Сценарий конкурсной программы "Осенний вернисаж"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать для младших и средних школьников....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...