Методическое пособие "Контрольно-оценочная деятельность руководителя УДО"
методическая разработка на тему

Палехина Марина Сергеевна

В методическом пособии рассмотрены теоретические вопросы по проблеме "Контрольно-оценочная деятельность руководителя УДО" и представлены практические методики оценивания в соответсвии с объектом конроля 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Кемерово

Территориальный отдел образования Центрального района

управления образования администрации города Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методическое пособие

Часть 1

Контрольно-оценочная деятельность

руководителя образовательного учреждения

в теории и практике педагогики

Автор-составитель:

Палехина Марина Сергеевна,

заведующий сектором

«Путешествие к истокам»

МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Центрального района

города Кемерово

Кемерово

2013


Рекомендовано к публикации

научно-методическим Советом

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

Протокол №44 «15» ноября 2012 года

Рецензенты:

Чурекова Татьяна Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор,

 заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации

Чернова Ольга Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой «Управления экономики и правового регулирования»

ГОУ ДПО (ПК) С КРИПК И ПРО.

В первой части методического пособия рассмотрены теоретические вопросы, связанные с контролем и оценкой деятельности образовательных учреждений в целом и учреждений дополнительного образования детей в частности. В тексте представлены составляющие понятия «контрольно-оценочная деятельность руководителя образовательного учреждения», указаны принципы, функции, формы и виды контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения.

Представленное пособие рекомендовано руководителям образовательных учреждений и их структурным подразделениям, для организации планирования, контроля и оценки деятельности учреждения.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..5-6

Понятие «контрольно-оценочная деятельность

руководителя» в педагогическом менеджменте………………7-12

Принципы и функции

контрольно-оценочной деятельности

руководителя образовательного учреждения …………………13-25

Виды и формы контрольно-оценочной деятельности

руководителя образовательного учреждения …………………26-34

Заключение ………………………………………………………………..35-36

Список литературы ………………………………………………………37-42



Введение

Главной целью государственной политики в области образования является повышение эффективности деятельности всех подсистем образования, включая дополнительное образование детей. Особую значимость представляет обобщенная информация о качестве функционирования всей образовательной среды. В условиях большей самостоятельности при делегировании многих прав и полномочий образовательным учреждениям, повышается и их ответственность за свою деятельность и результаты. С этих позиций контрольно-оценочная деятельность руководителей должна занять особое место в мотивации и стимулировании педагога и обучающегося. Сочетание административного и общественного контролей внутри образовательного учреждения с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса характерно для многих современных учреждений. В конечном счете, контроль и оценка деятельности любого образовательного учреждения должна стать предметом ежедневной работы, частью профессиональной деятельности руководителя и педагогов.

Проблема контрольно-оценочной деятельности учреждений дополнительного образования детей не нова, но актуальна. Ее значение возросло с принятием в июле 2012 года нового Типового положения об учреждениях дополнительного образования детей, предполагающей разработку новых моделей этих учреждений. В ходе этой работы предусматривается и переход на новую систему оценивания деятельности учреждений данного типа. В современной образовательной практике актуальными остаются вопросы разрешения противоречия между потребностью социума в оценке эффективности деятельности учреждений дополнительного образования и недостаточной разработанностью контрольно-оценочной деятельности руководителей учреждений дополнительного образования детей, особенности организации контрольно-оценочной деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей, проблемы теоретического обоснования и организации контрольно-оценочной деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей.

В основу первой части, представленного методического пособия, положены теоретико-методологические исследования, которые существенным образом базируется:

  • на теориях и концепциях в сфере управления и менеджмента: теория о принципах научного управления Фредерик Тейлор (1911г.); теории человеческих отношений Мейо (1930г.); концепции человеческого фактора Алексей Гастева (1930г.); теории лидерства и власти Хойера (1960); концепции «управленческой решётки» Роберта Блейкома и Джейна Моутона (1980г.); модели управления персоналом «УП-персонал» Джона Иванцевича (1980г.);
  • на психологических теориях в сфере мотивации: теория потребностей Абрахэма Маслоу (1930г.); теории Девида Мак-Клелланда и Ф. Герцберга (1935г.); теория «Х-Y-Z» Макгрегора и Оучи (1950г. и 1981г.);
  • на исследованиях в сфере управления образованием (П. С. Грушевский, О. В. Жукова, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, В. С. Лазарев, А. М. Моисеева, М. М. Поташник, Т. Ф. Сергеева, В. Ф. Солдатова, Т. И. Шамова,  и др.)
  • на исследованиях в сфере дополнительного образования (А. Н. Золотарёвой, В. Н. Иванченко, С. В. Кульневич, А. А. Левитской и др.)

        

Понятие «контрольно-оценочная деятельность

руководителя» в педагогическом менеджменте

В начале ХХI века в связи с развитием управления как науки, в педагогическую теорию прочно вошли термины и понятия из достаточного нового направления - педагогического менеджмента: «мониторинг» (непрерывное наблюдение за объектами, расширенный анализ деятельности), «синквейн» (комплекс мероприятий для получения обратной связи), «фандрейзинг» (искусство привлечения средств для расширения возможности предприятия) и мн. др. [2].

Как указывают в своих исследованиях Роберт Блейком и Джейн Моутон для повышения эффективности любого вида управленческой деятельности необходимы контроль и оценка [34]. Рассмотрим значения этих управленческих понятий в различных словарях.

Контроль - (от француского «contrцle») - встречная, вторичная запись с целью проверки первой - проверка, наблюдение [55]. Контроль - от английского «control» - господство, насилие, власть [53].

Контроль - специфическая форма рефлексии, способность общества делать себя предметом своего рассмотрения и реагировать на отклонение от идеального состояния [45, 47].

Контроль - наблюдение над управляемым или подчинённым объектом, проверка соответствия технологии и соответствия законодательству [24].

Контроль как основная функция менеджмента – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей [49].

Контроль – как измерение отклонений представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий [58, 60].

Таким образом, резюмируя понятие «контроль» с точки зрения педагогического менеджмента, необходимо отметить, что контроль существует в любом образовательном учреждении как система разнородных механизмов, способов, фиксирующих и запрещающих отклонения действий за рамки допустимого с точки зрения устава образовательного учреждения, коллективного договора, локальных актов, права, и т. д., предотвращающих эти отклонения.

Понятие «оценка» в разных словарях имеет следующие определения:

  • действие по значению от глагола оценить, оценивать;
  • назначенная или определенная кем - либо стоимость, цена;
  • мнение, суждение о качествах, характере кого-либо или чего-либо; отметка, выставляемая преподавателем при определении знаний, умений, навыков учащегося. [45, 47, 55,].

В философских словарях понятие «оценка» - это отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.), которая определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны понятие «оценка» - это учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действия [49, 58, 60].

Кроме этого, оценка - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта; измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями; высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта [24].

Оценка (соответствующей характеристики генеральной совокупности) - выборочная характеристика, является функцией от выборочных значений. Существует много способов получения оценки [44].

Как видно из определений понятие «оценка» может быть прояснено путем противопоставления его дескриптивному (описательному) высказыванию, а также с помощью исследования внутренней структуры оценок. Выделить оценку среди других видов высказываний, опираясь только на грамматические основания, трудно. Таким образом, для правильного понимания понятия «оценка» важную роль играет контекст, в котором они формулируются. Однако в преломлении к педагогическому менеджменту можно выделить общее понимание оценочного высказывания, которое выражается в соотнесении или соответствии какой либо деятельности образовательного учреждения с определённым образцом.

Данное понимание понятий «контроль» и «оценка» позволяют нам утверждать, что в педагогическом менеджменте для оценки функционирования учреждения в целом целесообразнее употреблять термин «контрольно-оценочная деятельность». Так одно понятие – контроль – позволяет нам наблюдать и проверять, а другое – оценка – оценивать, сравнивать и делать выводы.

Понятие «контрольно-оценочная деятельность» в различных источниках [44, 45, 47] трактуется как процесс, направленный на изучение деятельности с целью повышения эффективности управления, и этим процессом всегда управляет руководитель.

В педагогическом менеджменте понятие «контрольно-оценочная деятельность руководителя образовательного учреждения» является составным понятием, соединяющим функции управленца, стратегию учреждения и особенности педагогической деятельности. Таким образом, под понятием «контрольно-оценочная деятельность руководителя образовательного учреждения» можно понимать:

  • с одной стороны целенаправленную систему наблюдения, проверки, оценивания и сравнения результатов деятельности структурных компонентов с целью предотвращения отклонений и корректировки с целью эффективного управления и функционирования образовательным учреждением;
  • с другой стороны одну из функций управления образовательным учреждением.

В своём исследовании мы останавливаемся на определении «контрольно-оценочная деятельность руководителя образовательного учреждения» как виде управленческой деятельности с целью удержания образовательного учреждения на выбранном пути развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами (планами, программами) и принятия необходимых мер при отклонениях.

При таком подходе целью организации контрольно-оценочной деятельности на уровне образовательного учреждения будет являться изучение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменений в количественных и качественных характеристиках системы деятельности образовательного учреждения и его отдельных компонентов.

Управленческими задачами контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения будут:

  • правильно оценить степени, направления и причины отклонения от намеченной цели деятельности;
  • предупредить о неблагополучии, опасности для эффективного функционирования системы;
  • иметь информацию для принятия управленческого решения.

Резюмируя выше сказанное, становится абсолютно понятным, что неотъемлемой частью сложного педагогического процесса любого образовательного учреждения является контрольно-оценочная деятельность. Наглядно структурные компоненты контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения можно представить схематически (см. рис.1)

Рис. 1 Структурные компоненты контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения

Таким образом, контрольно-оценочная деятельность руководителя образовательного учреждения – широкое по объёму понятие. Оно охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учёт). В последующем эта информация подвергается анализу, синтезу и сравнению. При этом выявляется её смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешние и внутренние выражение, словесный или письменный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или внесения в него корректив. На этом этапе осуществляется принятие управленческих решений по итогам всех предыдущей деятельности. Всё зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным педагогическим и управленческим задачам или отличаются от них.

Следовательно, объектом контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения может стать всё, что относится к функционированию образовательного учреждения и воспитательно-образовательному процессу, при этом содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля.


Принципы и функции контрольно-оценочной деятельности

руководителя образовательного учреждения

Контрольно-оценочная деятельность образовательных процессов в последние годы обретает тенденцию перехода от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям, от монолога к диалогу между управляющей и управляемой подсистемами.

Для определения общих, исходных положений, на которых будут основываться требования к организации, направлениям, формам, содержанию контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения встала необходимость в выборе и обосновании принципов этой деятельности.

Основываясь на определении В. И. Вовны , под принципами контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения мы понимаем общие, исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации процесса контроля и оценки [7]. Принципы отражают специфику контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения.

Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская в своём исследовании выделяют следующий комплекс принципов контрольно-оценочной деятельности:

  • вариативность,
  • интеграции,
  • планомерность,
  • достигнутого результата,
  • обоснованность, 
  • полнота (точности) [23].

Принцип вариативности, даёт возможность выбора направлений, форм и видов контрольно-оценочной деятельности и время на их освоение, позволяет поддерживать различные инициативы, направленные на достижение значимых целей учреждения [9, 23].

В основе принципа интеграции заложен синергетический подход, который означает содружество, совместные действия (предложенный Золотарёвой А. Н.) [40]. Благодаря принципу интеграции в контрольно-оценочной системе может возникать синергетический эффект, который обусловлен появлением нового качества вследствие интеграционного процесса, становящегося достоинством целого и отсутствующего у его частей.

Принцип планомерности охватывает разработку и практическое осуществление планов, путей и средств их достижения, кроме этого этот принцип даёт возможность последовательно осуществлять практические действия и скоординировать усилия для достижения эффективности контрольно-оценочной деятельности [22, 23, 38].

Принцип достигнутого результата позволяет педагогу создавать специальные условия контрольно-оценочной деятельности для создания ситуации успеха и закрепления этого значимого личностного результата в новой деятельности, что создаёт положительный эмоциональный фон данному виду деятельности. Данный принцип полностью исключает противопоставление сил и позиций, потому что построен только на сотрудничестве, терпении и заинтересованности всех участников [14, 18, 20, 23].

Принцип обоснованности предполагает полную открытость, информативность и понимание всеми участниками правильности действий контролируемых и выполнения ими своих контролирующих функций.

Контрольно-оценочная деятельность как процесс - это серия непрерывных, взаимосвязанных действий, охватывающих все элементы изучаемой структуры, всех направлений деятельности - именно это регламентирует принцип полноты) [11, 20], у некоторых авторов (точности) [18, 23].

Н. С. Анциперова и Л. К. Гребенкина, как сторонники педагогического менеджмента выделили следующий комплекс принципов [9]:

  • принцип соответствий (выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя);
  • принцип автоматического замещения отсутствующего;
  • принцип первого руководителя (при организации выполнения важного задания контроль за ходом работы должен быть оставлен за первым руководителем);
  • принцип новых задач (видение перспектив);
  • принцип обратной связи (оценка хода и результатов дела);
  • принцип нормы управляемости (оптимизация количества педагогических работников, подчиненных непосредственно руководителю). А. Файоль выступал за неукоснительное соблюдение нормы управляемости. Л. Урвик считал, что «идеальное число подчиненных у всех высших руководителей должно быть равно четырем» [57].

Существуют и другие классификации и трактовки принципов из педагогического менеджмента. О. С. Виханский и А. И. Наумов выделяют следующие принципы:

  • целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджера любого уровня управления;
  • целенаправленность (умение ставить цели с учетом реальности, социальной значимости и перспективности);
  • кооперация и разделение труда, т. е. опора на коллективное творчество и разум;
  • функциональный подход - постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей;
  • комплексность не только определения цели и задач контроля, но и выполнения принятых решений, педагогический контроль, коррекция деятельности;
  • систематическое самосовершенствование контрольно-оценочной деятельности на всех уровнях управления [6].

На основе анализа работ исследователей О. В. Жукова, А. Н. Золотарёвой, П. И. Третьякова, А. М. Моисеева, М. М. Поташника, Т. Ф. Сергеева, В. Ф. Солдатова, Т. И. Шамовой,  и др., разрабатывающих принципы контрольно-оценочной деятельности в образовательных учреждениях, нами выделены в качестве основополагающих следующие принципы [29, 36, 42, 48, 49]:

  • демократизация и гуманизация управления;
  • системность и целостность в управлении;
  • рациональное сочетание централизации и децентрализации;
  • взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
  • научная обоснованность (научность) управления;
  • объективность, полнота и регулярность предоставления информации.

Рассмотрим более подробно эти принципы.

  • Демократизация и гуманизация контрольно-оценочной деятельности. Принцип демократизации и гуманизации контрольно-оценочной деятельности предполагает развитие самостоятельности и инициативы всех участников образовательного процесса (руководителей, педагогов, обучающихся и родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективному управлению контролем и оценкой работы учреждения. Демократизация сферы образования начинается с внедрения в практику выборности руководителей образовательных учреждений, введения механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров. Гласность в управлении образовательного учреждения основывается на открытости, доступности всей информации, когда каждый участник образовательного процесса не только знает о делах и проблемах образовательного учреждения, но и принимает участие в их обсуждении и высказывает свою точку зрения. Демократизация контрольно-оценочной деятельности реализуется через регулярные отчеты администрации, Советов учреждения перед коллективом и общественностью, через гласность принимаемых решений.
  • Системность и целостность контрольно-оценочной деятельности определяются системной природой педагогического процесса и создают реальные предпосылки для эффективного управления им. Системный подход в контрольно-оценочной деятельности побуждает руководителя образовательного учреждения и других участников управленческой деятельности осуществлять ее в системе, в единстве и целостности всех взаимодействующих компонентов и подсистем. Реализация данного принципа способствует приданию контрольно-оценочной деятельности последовательности, логичности, гармоничности и в конечном счете эффективности. Рассматривая образовательное учреждение как целостную систему, имеют в виду, что она состоит из частей (компонентов), которыми могут выступать коллективы учителей, учащихся, родителей. Чтобы установить точное приложение управленческого воздействия, необходимо уметь расчленять систему на части, блоки, подсистемы и структурообразующие элементы. Оценкой действенности системы выступает реальный результат. Таким образом, уровень целостности системы зависит от ее целеустремленности, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым из них и целым.

Изучение сущности социально-педагогических систем невозможно без комплексного подхода. Комплексный подход при изучении системы образования предполагает:

  • системный и всесторонний анализ результатов управленческой и педагогической деятельности;
  • выявление закономерных связей (по вертикали и горизонтали);
  • определение специфических условий и проблем социума;
  • разработку динамической структуры и технологии управления;
  • обоснование содержания управления [36, 49].

Таким образом, принцип системность рассматривается нами с нескольких сторон:

  • во-первых, он позволяет рассматривать объекты изучения как систему;
  • во-вторых, ориентирует исследование на рассмотрение целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину;
  • в-третьих, определяет концепцию управления, в которой организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая с внешней средой;
  • в-четвёртых, наблюдение за объектами контрольно-оценочной деятельности должно проводиться системно, с определённой периодичностью[36, 49].

  • Рациональное сочетание централизации и децентрализации. Чрезмерная централизация контрольно-оценочной деятельности неизбежно ведет к усилению администрирования, сковывает инициативу управляемых подсистем (руководителей всех уровней, педагогов и обучающихся), которые в данном случае становятся простыми исполнителями чужой управленческой воли. В условиях излишней централизации часто происходит дублирование управленческих функций, что приводит к потерям временных, финансовых и иных ресурсов, перегрузке всех участников образовательного процесса от руководителей до обучающихся [7, 11, 36, 49].

С другой стороны, децентрализация контрольно-оценочной деятельности, понимаемая как передача ряда функций и полномочий от высших органов управления к низшим, при неумеренности ее исполнения, как правило, приводит к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Это выражается в следующих негативизмах: снижение роли управляющей подсистемы (руководителя и администрации в целом), полная или частичная утрата аналитических и контролирующих функций, осуществляемых органами управления. Чрезмерное увлечение децентрализацией приводит к возникновению серьезных проблем в деятельности коллектива, к возникновению межличностных и межуровневых конфликтов и недоразумений, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления образовательным учреждением. Разумное, основанное на последних достижениях науки сочетание централизации и децентрализации в контрольно-оценочной деятельности обеспечивает оптимальное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем образовательного учреждения, административных и общественных его органов в интересах достижения цели. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации создает необходимые условия для демократического, заинтересованного и квалифицированного обсуждения, принятия и последующей реализации контрольно-оценочной деятельности на профессиональном уровне, исключения дублирования управленческих функций и повышения эффективности взаимодействия всех структурных подразделений системы [24, 33, 39].

Проблема сочетания централизации и децентрализации в контрольно-оценочной деятельности состоит в оптимальном делегировании (распределении) полномочий. Практика делегирования полномочий предполагает следующие виды управленческой ответственности: общую - за создание необходимых условий деятельности, функциональную - за конкретные действия.

  • Взаимосвязь единоначалия и коллегиальности. Одним из условий эффективного осуществления контрольно-оценочной деятельности является опора на опыт и знания непосредственных организаторов этой деятельности, умелое, тактичное привлечение их к разработке, обсуждению и принятию оптимальных управленческих решений на основе сопоставления разных, в том числе и противоположных, точек зрения. Однако при этом надо четко представлять, что коллегиальность должна иметь свои границы, особенно когда речь идет о личной ответственности каждого члена коллектива за исполнение принятого коллегиальным путем решения.

С другой стороны, единоначалие в контрольно-оценочной деятельности призвано обеспечивать дисциплину и порядок, четкое разграничение полномочий участников педагогического процесса, занимающих различные уровни. Кроме того, руководитель осуществляет контроль за соблюдением и поддержанием статуса каждого члена педагогического коллектива. Вся деятельность руководителя образовательной системы основывается не столько на формальном, административном авторитете, сколько на опыте работы с людьми, высоком профессионализме, основанном на глубоком знании педагогики, психологии, социальной психологии и философии, педагогического менеджмента, управления, а также учете им индивидуально-психологических особенностей педагогов, обучающихся и их родителей.

Если коллегиальность приоритетна на стратегическом этапе (обсуждение и принятие решений), то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений (на этапе тактических действий). Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление закона единства противоположностей.

Принцип взаимосвязи единоначалия и коллегиальности в контрольно-оценочной деятельности образовательной системой реализуется в деятельности общественных органов управления (различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения). Государственно-общественный характер управления образованием, создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

Резюмируя, можно сказать, что: принцип единоначалия, подразумевает общее руководство контрольно-оценочной деятельностью единым органом или руководителем, т.е. централизованно, что позволяет понимать все цели проверки для изучения учреждения одинаково всеми её участниками, этот принцип позволяет сохранять единство требований и задач контроля и оценки деятельности, а принцип коллегиальности, позволяет строить контрольно-оценочную деятельность на основе равноправных отношений, использовать групповые формы обсуждения и принятия управленческих решений группой лиц (коллегией) с учётом общего мнения на основе интересов всех участников деятельности.

В заключение заметим, что реализация принципа единоначалия и коллегиальности направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в контрольно-оценочной деятельности.

  • Научная обоснованность (научность) контрольно-оценочной деятельности. Данный принцип предполагает построение системы контрольно-оценочной деятельности на новейших достижениях науки управления. Научное управление контрольно-оценочной деятельностью несовместимо с субъективизмом. Руководитель должен понимать и учитывать закономерности, объективные тенденции развития общества, педагогических систем, принимать решения с учетом сложившейся обстановки и научных прогнозов. Реализация принципа научной обоснованности контрольно-оценочной деятельности во многом определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы.

  • Объективность, полнота и регулярность предоставления информации. Эффективность контрольно-оценочной деятельности в образовательном учреждении в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В контрольно-оценочной деятельности важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда и контрольно-оценочной деятельности.

В контрольно-оценочной деятельности информация играет такую же важную роль, как и в любом учреждении. В деятельности образовательного учреждения прослеживается довольно значительное количество информационных взаимоотношений: педагог - обучающийся, педагог - родитель, администрация - педагог, руководитель - обучающиеся, администрация - родители и пр. Кроме того, руководитель образовательного учреждения постоянно находится в информационных контактах с органами управления образования, методическими учреждениями, другими учреждениями и организациями, занимающимися воспитанием детей и подростков. Все это свидетельствует об уникальном многообразии информационных потоков: входящих, выходящих и движущихся внутри образовательного учреждения, в связи с чем к ее качеству (объективности и полноте) предъявляются высокие требования. Трудности с использованием информации в контрольно-оценочной деятельности часто исходят от информационного избытка или, наоборот, от его недостатка. И то и другое затрудняет процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.

Кроме вышеизложенных принципов мы придерживаемся общих требований, предложенных Б. З. Вульфовым, Б. Т. Лихачёвым, В. А. Караковским, Н. Ю. Синягиной, А. Н. Тубельским, Н. Е. Щурковой и др., предъявляемых к принципам в целом [31, 40, 52].:

Обязательность. Обязательное и полное воплощение каждого принципа в практику.

Комплексность. Применение всех принципов должно происходить одновременно на всех этапах реализации деятельности.

Равнозначность. Среди принципов нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить.

Использование педагогических возможностей любого образовательного учреждения зависит от эффективности контрольно-оценочной деятельности. Смысл её состоит в создании необходимых условий и определении функций для достижения желаемых педагогических и социальных результатов. Сущность управления, как отмечают Ю. А. Конаржевский, О. Т. Лебедев, М. М. Поташник, П. С. Таранов и др.выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль [3, 22, 28, 48, 54].

Функция – выполнение деятельности в соответствии с видом выполняемых работ [55].

Функции контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения – это такие характеристики управления, которые позволяют выявить проблему, корректировать деятельность организации до того как они перерастут в кризис [60].

Осуществление функций контрольно-оценочной деятельности руководителя во многом зависит от внедрения строго продуманной системы внутренней информации и отчётности, единых форм отчётной документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководитель может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Функции контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения состоят в посредничестве между планами и деятельностью, то есть система контроля и оценки обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определёнными первоначальными планами и реальными показателями деятельности учреждения.

Ряд исследователей Л. Г. Богуславец, Д. А. Иванов, Л. И. Лукичёва, выделяли различные функции контроля как составной части мониторинга воспитательно-образовательного процесса. На основе комплексного подхода нами определены следующие функции контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения [4, 15, 32]:

  • диагностическая – обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию деятельности образовательного учреждения;
  • контролирующая – выражающаяся в определении уровня деятельности на разных этапах;
  • стимулирующая – заключающаяся в установлении и закреплении динамики достижений всего учреждения, отдельных его подразделений, всех участников педагогического процесса в освоения деятельности, характера деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств на всех этапах деятельности;
  • информационная – обеспечивающая полные, своевременные данные и информацию о ходе деятельности учреждения.

А. В. Золотарёва определяет всего две целевые функции контрольно-оценочной деятельности как вида управления: обеспечение содержания деятельности и создание условий для деятельности [42].

Кроме этого А. А. Попов, В. А. Розанова, Е. В. Руденский выделяют главной функцией контрольно-оценочной деятельности – функцию обратной связи [50, 43, 51]. Как отмечал В. Н. Шамардин: «…только тогда можно надёжно идти вперёд по пути совершенствования, когда имеешь постоянную информацию о том, как ведёт себя и как реагирует система на которую ты воздействуешь» [40, С. 24].

Все остальные функции, которые встречаются в исследованиях П. С. Грушевского, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, П. И. Третьякова, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, Э. В. Черняк и др., можно свести к двум группам [22, 42, 48, 59]:

  • информационно-диагностической - получение информации об ошибках, недочётах, пробелах, характере ошибок (ориентирующая, профилактическая, диагностическая, информационная, информационно-аналитическая и т.д.);
  • профилактической - предупреждение, коррекция, изменение для совершенствования (проверочно-оценочная, эмоциональная, корректирующая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, регулятивно-коррекционная и т.д.).

Мы же полностью согласны с мнением Р. С. Галькович, который отмечал что в контрольно-оценочной деятельности руководителя «… можно выделить две самые главные функции:

  • познавательную, связанную с восприятием и изучением информации;
  • воздействующую, заключающуюся в возможности обеспечить управляющую систему данными для осуществления корректирующих мер» [8]. Такой подход практически оправдан, так как позволяет контролировать ситуацию как внутреннюю, так и внешнюю, в единстве с изменяющимися законами, социальными ценностями, новыми технологиями, условиями конкуренции и др.

Виды и формы контрольно-оценочной деятельности

руководителя образовательного учреждения

Успех деятельности образовательного учреждения во многом зависит от контрольно-оценочной деятельности руководителя и определяется эффективностью его управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития, ставить цели на будущее, оперативно получать и анализировать все происходящие процессы в учреждении.

        Контроль и оценка – одна из неотъемлемых процедур и составляющих управленческого цикла. Для эффективного контроля и оценивания в педагогической практике образовательных учреждений используются различные виды контрольно-оценочной деятельности руководителя.

Основываясь на определении «вид» как объединение групп на основе общих характеристик (внешность, видимый облик; состояние) рассмотрим различные классификации видов контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения [39]. Целесообразно представить их в зависимости от времени, направлений, целей и т.п.

Рассмотрим виды контрольно-оценочной деятельности руководителя на основе различного вида проверок, предложенной И. В. Никишкиной:

  • тематический контроль (итоговый и персональный);
  • фронтальный контроль (предварительный, текущий итоговый);
  • самоконтроль (работа на доверии, частичный контроль с коррекцией деятельности);
  • оперативный контроль (предупредительный, экспресс-диагностика, выборочный);
  • сравнительный контроль (сравнение деятельности одной направленности)
  • взаимоконтроль [38].

Такой подход к контрольно-оценочной деятельности руководителя даёт возможность всем участникам образовательного процесса включаться в управленческую деятельность на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.

На основании производимых в ходе контрольно-оценочной деятельности документов авторы Д. Бодди и Н. В. Елжова выделяют документальный и процессуальный контроль:

  • документальный – в процессе деятельности образовательного учреждения или работы педагогических кадров уделяется значительное внимание изучению документов, позволяющих определить уровень и характер нормативного обеспечения образовательного процесса. Изучение должностных инструкций, системы управления педагогическим процессом связано с замером успешности исполнения документов по каждому направлению деятельности учреждения.
  • процессуальный – система практического выстраивания контрольно-оценочной деятельности в образовательном учреждении с целью повышения эффективности результатов (программы, планы, карты, схемы, алгоритмы и др.) [5, 14].

Действительно подобные классификации мы видим в исследованиях В. М. Лизинского, Н. В. Мокина, Л. В. Поздняк и др. [30, 36, 46].

Виды контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения представленные Т. П. Колодяжной, также похоже на представленную выше классификацию и зависят от логической последовательности в учебном году [21].:

  • Предварительные контроль и оценка (обычно проводится в начале учебного года, полугодия, четверти, начале занятия);
  • Текущие контроль и оценка (наиболее оперативная и гибкая проверка, обычно сопутствует готовности к новому виду деятельности, даёт возможность быстро отреагировать на недостатки, выявить причины нарушений, позволяет вовремя внести изменения);
  • Тематические контроль и оценка (проводится по определённой тематике, для систематизации и обобщения контролируемых результатов, для аналитической работы в рамках определённого направления деятельности);
  • Итоговые контроль и оценка (проводятся как результат работы за учебный год, или другой промежуток времени – четверть, полугодие)

Л. М. Денякина выделяет виды контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения по исполнителю контроля [10]:

  • Коллективный (к контрольно-оценочной деятельности привлекаются все ступени управления: администрация, руководители комиссий, советов, опытные педагоги, родители, обучающиеся, члены общественных Советов при чётком делегировании объектов и рамок контроля).
  • Взаимоконтроль (к контролю привлекаются опытные педагоги, через наставничество и взаимопосещение занятий).
  • Самоконтроль (делегируется опытным педагогам с обязательной периодической самоотчётностью по предложенным схемам и алгоритмам).
  • Персональный (проводится специально для выявления особенностей деятельности конкретного педагога).
  • Административный (осуществляется директором и его заместителями).

Многие из авторов (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, Н. В. Дорогина, В. Л. Пятина, В. Ю. Питюков и др.) отмечают, что в соответствии с планами контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения может быть плановый и внеплановый вид данной деятельности; по периодичности проведения эпизодический и периодический; по организационному уровню стратегический и оперативный; по используемому инструментарию стандартизированный и нестандартизированный; по организационным формам индивидуальный, групповой, фронтальный; по временной зависимости ретроспективный, предупредительный, опережающий, текущий и др. [12, 40, 42, 44].

Э. В. Островский и Э. В. Черняк классифицируют виды контрольно-оценочной деятельности по:

  • объекту контроля (федеральный, региональный, муниципальный, ведомственный);
  • субъекту управления (административный, хозяйственный);
  • целям (стратегический, тактический, оперативный);
  • механизму влияния (социально-политический, организационно-распорядительный, организационно-педагогический);
  • стилю (авторитарный, демократический, либеральный);
  • времени управленческих действий (перспективный, долгосрочный, текущий) [41, 59].

Среди видов контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения по влиянию на деятельность педагога, интересен подход, встречающийся в работах по В. М. Лизинского:  

  • Неразрушающий (созидательный) – психологически и педагогически точно выверенный и согласованный с интересами, целями, возможностями и деятельностью педагога, процедуры, ставящие своей задачей диагностирование, анализ, поддержку и развитие педагогической успешности. Контрольные акции и система контролирующей деятельности видится в том, чтобы исключить влияния, возникающие вследствие вмешательства в педагогическую деятельность педагога. Неразрушающий, созидательный контроль есть системная диагностика педагогической деятельности с целью определения и повышения успешности педагога.
  • Разрушающий – любая контрольно-оценочная деятельность изменяет характеристику деятельности педагога. Случайные проверки порождают слухи о успешности или не успешности педагога. Существует и субъективизм проверяющего при оценке деятельности педагога, этика проверяющего нередко базируется на твёрдом априорном убеждении в профессиональной несостоятельности педагога. Любая проверка заставляет педагога работать на проверяющего [30].

В своём исследовании мы используем один из самых распространённых видов контрольно-оценочной деятельности руководителя в образовательном учреждении, представленного в практическом пособии В. И. Мигаль и Е. А. Мигаль «Управление современной школой» (М.: Учитель, 2003):

  • Предварительный (показывающий реализацию определенных правил, процедур и линий поведения, уровень учебно-методической, технической, финансовой и материальной базы).
  • Текущий (с целью получения обратной связи и корректировки линии поведения, выявления непредвиденных проблем всей системы, соотносит задачи с практической действительностью).
  • Заключительный (необходим для адаптации, осмысления и работы по будущему планированию) [35].

Проведённый анализ педагогической литературы, показывает, что основные подходы к видам контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения совпадают, но названия (номенклатура) терминов, их классификацию и взаимосвязь авторы трактуют на свой лад. Такое разнообразие, естественно создаёт сложности в осмыслении, но при этом предоставляет право вариативного выбора для разнообразия в организации данного направления деятельности.

Областью применения контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения служат все составляющие деятельности организации, влияющие на достижение поставленных целей. Для его эффективного использования существует многообразие форм этой деятельности.

Форма – это способ организации деятельности, способ существования  содержания [39, 55]. Форма применения контрольно-оценочной деятельности руководителя образовательного учреждения зависит от цели, задач, функций, вида и алгоритма действий.

На основе теоретического исследования в сфере педагогики, психологии управления, педагогического менеджмента нами выявлено разнообразие форм контроля, представим их в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Классификация форм контрольно-оценочной деятельности

руководителя образовательного учреждения

Автор классификации

Предложенная классификация

Источник

В. И. Мигаль

  • Наблюдение
  • Проверка документации
  • Тестирование
  • Оперативный разбор
  • Ретроспективный разбор
  • Анкетирование
  • Опрос

Мигаль, В.И. Управление современной школой. Выпуск 1 [Текст] / В.И.Мигаль, Е.А.Мигаль. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2003. – 64 с.

Д.А. Иванов

  • Графические
  • Алгоритмические
  • Программные
  • Проектные
  • Табличные
  • Матричные

Иванов, Д. А. Внутришкольная система управления качеством образования [Текст] / Д. А. Иванов // Управление качеством образования, №5, 2011. – С. 3-35

И. В. Никишина

  • Анализ общего состояния
  • Анализ затруднений
  • Анализ противоречий
  • Анализ преимуществ
  • Анализ возможных изменений

Никишкина, И. В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой [Текст] / И. В. Никишкина. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 367 с. – (Управление школой).

В. М. Лизинкий

  • Самоконтроль
  • Самодиагностика
  • Портфолио
  • Экспертная оценка
  • Внутренняя экспертиза
  • Внешняя экспертиза

Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», - 2000. – 160 с.

П. С. Таранов

  • Мониторинг
  • Оценка
  • Коррекция

Таранов, П. С. Золотая книга руководителя [Текст] / П. С. Таранов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 496 с. – (Настольная книга бизнесмена).

Л. М. Денякина

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Опрос, анкетирование, тестирование
  • Итоговых срезы
  • Оценка результатов продуктивной деятельности (разработанные пособия, разработки, обобщение опытом, участие в конкурсах и др.)
  • Педагогическая диагностика
  • Изучение документации;
  • Хронометраж (позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты)
  • Статистика (выражается графически – иллюстрациями, таблицами, схемами)
  • Заслушивание отчетов
  • Педагогический мониторинг
  • Делегирование полномочий (привлечение к контролю органов коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения, учеников, родителей и т.д.)

Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Л. М. Денякина. - М.: «Новая школа», 1995. – 89 с.

Н. В. Елжова

  • Лицензирование учреждения
  • Лицензирование отдельных компонентов
  • Аттестация по должности
  • Аттестация рабочих мест
  • Соответствие стандартам
  • Сертификация
  • Договоры
  • Контракты
  • Инструкции
  • Общественное регулирование

Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. – Изд. 4-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2010. – 264 с. – (Сердце отдаю детям).

Л. И. Лукичёва

  • Письменные характеристики (отчёты, анализы, отзывы, справки, служебные записки и др.)
  • Шкалы оценки
  • Экспертная оценка
  • Ранжирование (прямое и чередующееся)
  • Матрица сравнений (парные сравнения)
  • Заданное распределение
  • Сравнительная характеристика
  • Комментарии (отзывы, рецензии, письма, предложения и др.)

Лукичёва, Л. И. Управление организацией: Учебное пособие [Текст] / Л. И. Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2004. – 360 с.

Т. С. Кабаченко

  • инструктивные (должностные инструкции, приказы, справки и т.д.);
  • методические (семинары методические объединения, педагогические советы),
  • теоретические (конференции, педагогические чтения и др.)
  • соуправленческие (заседания ученического коллектива, родительский всеобуч, попечительские советы и др.)

Кабаченко, Т. С. Психология управления [Текст] / Т. С. Кабаченко. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.

В. С. Краснова и А. К. Привалов

  • Разработка и внедрение должностных инструкций.
  • Эффективно постоянное присутствие на предприятии кого-нибудь из состава менеджеров с контрольно-надзорными функциями.
  • Разработка и внедрение корпоративной программы по управлению персоналом.
  • Регулярные разъяснения содержания и необходимости пунктов инструкций, контроль знаний.
  • Регулярное проведение коротких тематических собраний и тренингов по различным вопросам организации работы.
  • Постоянный и разнообразный контроль выполнения должностных обязанностей,
  • Внедрение и ведение таблицы штрафных и поощрительных баллов по результатам

Семь НОТ менеджмента: 5-е изд., доп. [Текст] / под ред. В. С. Красновой и А. К. Привалова. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2010. – 656 с.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что формы контрольно-оценочной деятельности разнообразны, они зависят от многих факторов и могут быть применены в любом сочетании.

В контрольно-оценочной деятельности необходимо использовать разнообразные виды и формы контроля для его эффективности и сопоставления информации. Правильно организованная контрольно-оценочная деятельность является одним из основных условий научного и рационального управления. Она повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

В заключении можно сделать общие выводы, что контрольно-оценочная деятельность сложный многогранный процесс, организуемый руководителем. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи, создали или возглавили свою организацию.

Контрольно-оценочная деятельность это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контрольно-оценочная деятельность организуется для обеспечения достижения организацией своих целей.

Контрольно-оценочная деятельность выстраивается на основе принципов, имеет ряд функций и отличается многообразием видов и форм реализации содержания.

В контрольно-оценочной деятельности есть две основные функции – предупреждение возникновения кризисных ситуаций и поддержание эффективной деятельности учреждения. Первая из этих функций призвана выявить проблемы и дать возможность скорректировать деятельность учреждения до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любое образовательное учреждение должно обладать способностью выявлять свои ошибки и исправлять их до того, как они нанесут вред деятельности и тем более помешают достижению целей. Вторая из названных функций состоит в активной поддержке того, что является успешным в работе учреждения. Эта функция призвана определить, какие направления деятельности образовательного учреждения в наибольшей мере способствуют достижению ее целей.

Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура образовательного учреждения определяют её направление деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контрольно-оценочная деятельность, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.


Заключение

Внимание к проблемам контрольно-оценочной деятельности руководителей образовательных учреждений – явление закономерное, основанное на объективных обстоятельствах развития современной системы образования. Анализ литературы по психологии, педагогики, менеджменту позволяет отметить, что проблема контрольно-оценочной деятельности руководителей образовательных учреждений всех типов и видов является одной из актуальных и социально значимых. Она возникла в связи с необходимостью поиска новых подходов к организации контроля и оценки деятельности образовательных учреждений, которые имеют свои особенности и традиции.

Организация контрольно-оценочной деятельности руководителей образовательных учреждений должна строиться на основе правильного понимания термина «контрольно-оценочная деятельность руководителя», как виде управленческой деятельности с целью удержания образовательного учреждения на выбранном пути развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами (планами, программами) и принятия необходимых мер при отклонениях.

Важным для каждого образовательного учреждения становится соблюдение принципов, на которых строиться контрольно-оценочная деятельность руководителей:

  • демократизации и гуманизации управления;
  • системности и целостности в управлении;
  • рационального сочетания централизации и децентрализации;
  • взаимосвязи единоначалия и коллегиальности;
  • научной обоснованности (научность) управления;
  • объективности, полноты и регулярности предоставления информации.

Каждому направлению контрольно-оценочной деятельности руководителей образовательных учреждений соответствуют функции этого процесса:

  • информационно-диагностическая - получение информации об ошибках, недочётах, пробелах, характере ошибок (ориентирующая, профилактическая, диагностическая, информационная, информационно-аналитическая и т.д.);
  • профилактическая - предупреждение, коррекция, изменение для совершенствования (проверочно-оценочная, эмоциональная, корректирующая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, регулятивно-коррекционная и т.д.).

Любая контрольно-оценочная деятельность руководителя образовательного учреждения обеспечивается реализацией определённых видов и форм, которые в единстве и взаимосвязи способствует эффективности организации всего процесса контроля и оценки, так как дают возможность полного, всестороннего и разноуровневого получения информации об учреждении.

Кроме этого, современные теоретические исследования в практике педагогического менеджмента, изменения в образовательном пространстве России, стремительное развитие инновационных технологий в разных областях знаний, появление новых видов образовательных учреждений требуют новых подходов к изучению контрольно-оценочной деятельности образовательных учреждений.


Список литературы

  1. Алямовская, В. Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации деятельности в образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская. – М.: Владос, 2001. – 134 с.
  2. Басовский, Л. Е. Менеджмент. Учеб. пособие [Текст] / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с.
  3. Белая, К. Ю. Руководство образовательным учреждением: Контрольно-диагностическая функция [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 201 с.
  4. Богуславец, Л. Г. Организация контроля педагогического процесса - одна из функций руководителя [Текст] / Л. Г. Богуславец // Дошкольное воспитание, 1984, №12. – С. 24-29
  5. Бодди, Д. Основы Менеджмента [Текст] / Д. Бодди, Р. Пэйтон. – пер. с англ.  – СПб.: Питер, 2008 – 204 с.
  6. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] /О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М., 2003 – 148 с.
  7. Вовна, В. И. Мониторинг качества деятельности современного руководителя образовательного учреждения как важнейший инструмент управления [Текст] / В. И. Вовна, В. В. Короченцев, И. А. Морев. // Инновации в образовании, №5, 2005. – С. 67-73.
  8. Галькович, Р. С. Основы менеджмента [Текст] / Р. С. Галькович,          В. И. Набоков. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 148 с.
  9. Гребенкина, Л. К.. Технология управленческой деятельности зам. директора школы [Текст] / Л. К. Гребенкина, Н. С. Анциперова. - М.: Сфера, 2000. – 124 с.
  10. Денякина, Л. М. Контроль как инструмент управления [Текст] /            Л. М. Денякина. - Минск, 1998. – 108 с.
  11. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Л. М. Денякина. - М.: «Новая школа», 1995. – 89 с.
  12. Дорогина, Н. В. Контроль в управлении педагогическим процессом [Текст] / Н. В. Дорогина. - Челябинск, 1999. – 207 с.
  13. Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи менеджмента: Уроки основоположников менеджмента и управляющей практики: Перевод с английского [Текст] / Дж. У. Дункан. – М.: Дело, 2006. – с 439.
  14. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. – Изд. 4-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2010. – 264 с. – (Сердце отдаю детям).
  15.  Иванов, Д. А. Система управления качеством образовательного учреждения [Текст] /  Д. А. Иванов // Управление качеством образования, №5, 2011. – С. 3-35.
  16. Иванченко, В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы [Текст] / В. Н. Иванченко. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с.
  17. Кабаченко, Т. С. Психология управления [Текст] / Т. С. Кабаченко. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.
  18. Ковылева, Ю. Э. Организация внутришкольного контроля [Текст] /     Ю. Э. Ковылева // Завуч, №2, 2008. – С. 46 – 69.
  19. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] /                            Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  20. Колодяжная, Т. П. Управление современным образовательным учреждением: Практическое пособие для руководителей ОУ. Часть 1. [Текст] / Т. П. Колодяжная. – Ростов – н/Д.: Издательство «Учитель», 2002. – 128 с.
  21. Колодяжная, Т. П. Управление современным образовательным учреждением: Практическое пособие для руководителей ОУ. Часть 2. [Текст] / Т. П. Колодяжная. – Ростов – н/Д.: Издательство «Учитель», 2002. – 224 с.
  22. Конаржевский, Ю. А. Педанализ учебно-воспитательного процесса и управления школой [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - М.: «Издательство Скрипторий 2000», 1986. – 67 с.
  23.  Корепанова, Н. В. Контроль функционирования и развития [Текст] /  Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская. - М.: ТЦ «Сфера», 2003
  24. Краткий терминологический словарь по общему и финансовому менеджменту: для студентов и аспирантов экономического факультета университета [Текст] / сост. Ст. преподаватель Антипенко Е. А. – Кемерово: КемГУ. Кафедра иностранных языков, 2001. – 64 с.
  25. Крупнов, С. Ю. Новые подходы к системе воспитания [Текст] / С. Ю Крупнов// Российская Федерация. – 2006. - № 24, декабрь. – С.34-38.
  26. Кульневич, С. В. Дополнительное образование детей: методическая служба [Текст] / С. В. Кульневич, В. Н. Иванченко. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 324 с.
  27. Лафта Дж. К. Теория организации: учебное пособие [Текст] / Дж. Лафта. – М.: Проспект, 2008. – 224 с.
  28. Лебедев О. Т. Основы менеджмента [Текст] / О. Т. Лебедев. - СПб.: Ритм, 1997. – 84 с.
  29. Лебедев, О. Т. Основы менеджмента [Текст] / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. – СПб.: МиМ, 2003. – 108 с.
  30. Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», - 2000. – 160 с.
  31. Лихачёв, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачёв. – М.: Знание, 1982 – 378 с.
  32. Лукичёва, Л. И. Управление организацией: Учебное пособие [Текст] / Л. И. Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2004. – 360 с.
  33. Лэнд П. Э. Менеджмент – искусство управлять [Текст] / П. Э. Лэнд. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 196 с.
  34. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. [Текст] /                    М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1993 – 702 с.
  35. Мигаль, В. И. Управление современной школой. Выпуск 1. Внутришкольный контроль и сетевое планирование. [Текст] /               В. И. Мигаль, Е. А. Мигаль. – Ростов н/Д.: Издательство «Учитель», 2003. – 64 с.
  36. Моисеев, А. М. Разработка проектов перспективного развития школ на основе инициативы «Наша новая школа». Научно-методическое пособие [Текст] / А. М. Моисеев, О. В. Жукова, Т. Ф. Сергеева, В. Ф. Солдатов. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 208 с.
  37. Мониторинг качества образования в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»: комплексно-целевая программа [Текст] / Кемерово: ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», 2011. – 64 с.
  38. Никишкина, И. В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой [Текст] / И. В. Никишкина. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 367 с. – (Управление школой).
  39. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / Ожегов, под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1984. – 797 с.
  40. Опыт управления: педагогические странствия по регионам России [Текст] / Отв. ред. Б. З. Вульфов. – М: Образовательно-издательский центр «Артамонов - центр», 2008. – 208 с.
  41. Островский, Э. В. Психология управления: Учебное пособие [Текст] / Э. В. Островский. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 249 с.
  42. Острые проблемы управления учреждением: поиски решения [Текст] / Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2008. – 240 с.
  43. Открытая модель дополнительного образования региона [Текст] / сост. А. А. Попов. – М.: ООО «ДОД», 2008. – 120 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  44. Педагогическая энциклопедия [Текст] / Каиров А. И., Петров Ф. Н. и др.; под ред. Каирова А. И. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – Т.1. – 832.
  45. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред.              Б. М. Мим-Бад; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.
  46. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием [Текст] /           Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. - М.: «Издательство Скрипторий», 1999. – 178 с.
  47. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] /: Сб. научн. тр./Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып.3. -  Екатеренбург: Издательство «СВ-96», 1988. – 352 с.
  48. Поташник, М. М. Управление развитием школы [Текст] /                      М. М. Поташник, В. С. Лазарев. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 312с.
  49. Поташник, М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2012. – 320 с.
  50. Розанова, В. А. Психология управления [Текст] / В. А. Розанова. – М.: «Альфа - Пресс», 2008. – 206 с.
  51. Руденский Е. В. Введению в теорию и практику психологических технологий общения учителя как менеджера: Монография [Текст] /      Е. В. Руденский, Т. С. Панина. – Департамент образования и науки АКО, Обл.ИУУ, НГПИ, Институт психологии личности академика Е. В. Руденского. – Кемерово, 1995. – 190 с.
  52. Семь НОТ менеджмента: 5-е изд., доп. [Текст] / под ред. В. Красновой и А. Привалова. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2010. – 656 с.
  53. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Текст] / под. ред. Н. Абрамова. – М.: Русские словари, 1999. – 889с.
  54. Таранов, П. С. Золотая книга руководителя [Текст] / П. С. Таранов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 496 с. – (Настольная книга бизнесмена).
  55. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца 20 столетия [Текст] / ИЛИ РАН; Под ред. Г. Н. Скляревской. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 994 с.
  56. Урбанович, А. А. Психология управления: Уч. Пособие [Текст] /           А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 640 с. – (Библиотека практической психологии).
  57. Файоль, А. Управление – это наука и искусство [Текст] / А Файоль,      Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Издательство «Республика», 2002. – 439 с.
  58. Филосовский энциклопедический словарь [Текст] / Редкол.:                 С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв идр.2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815с.
  59. Черняк, Э. В. Разработка управленческого решения. Учеб.пособие [Текст] / Э. В. Черняк. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. – 90 с
  60. Энциклопедия менеджмента [Текст] / В 3-х т. / Пер.с англ. – М.Смысл, 1994. – Т.1. – 248 с.
  61. Янчик, Г. Ф. Кузбасс: в цифрах и фактах [Текст] // Деловой Кузбасс – 2012, №3. – С.44-59


КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методическое пособие

Часть 1

Контрольно-оценочная деятельность

руководителя образовательного учреждения

в теории и практике педагогики

Автор-составитель: М. С. Палехина

Подготовлено к печати и отпечатано в методическом кабинете

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Центрального района г.Кемерово

10 февраля 2013 года

650066, г.Кемерово, пр.Октябрьский, 8

Тел./факс.: 72-16-12  

E-mail: cdtcr@mail.ru

Сайт учреждения: www.kemcdt.ru


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности руководителя детской вокальной группы Асановой З.И -2014

Анализ деятельностируководителя детской  вокальной группы АСАНОВОЙ З.И. Успешность и эффективность обучения и образования детей зависит, прежде всего, от деятельности руководителя круж...

ДАЙДЖЕСТ НОРМАТИВНЫХ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Основные законы и нормативные акты, регламентирующие воспитательную работу в ОУ....

Информация о деятельности Городского методического объединения педагогов и руководителей ИЗО-студий.

Городское методическое объединение педагогов и руководителей ИЗОстудий СПб представляет собой многочисленное (более 90 человек) творческое содружество педагогов-художников. Среди членов ГМО – как начи...

Методическое пособие "Контрольно-оценочная деятельность руководителя УДО"

В методическом пособии представлен теоретический материал по проблеме "контрольно-оценочная деятельность руководителя УДО" и практический материал в соответсвии с объектом контроля....

Методическая разработка "Алгоритм организации деятельности руководителя образовательной организации в АИС "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста"

В связи с модернизацией платформы во втором квартале 2023 года в АИС «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» внесены следующие изменения: заявка педагога...

Деятельность руководителя методического объединения

Основные направления деятельности методического объединенияв средней школе...

Деятельность руководителя методического объединения

Основные направления деятельности методического объединения в средней школе...