Деятельность руководителя методического объединения
статья

Филатова Ольга Николаевна

Основные направления деятельности методического объединения в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_-_metod.docx88.2 КБ

Предварительный просмотр:

                          Введение

Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса. Методическая культура учителя состоит из двух компонентов. Первый — это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями закономерности. Это закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет. К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта? Вот эта мысль, обобщающая конкретику и должна составить суть методики, методических рекомендаций.

Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на практике, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школы.

                                               Методическое объединение

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков

и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно- диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о                        целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

                                  Цель работы методического объединения:

создание условий для сохранения объективности и повышения качества знаний обучающихся через применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющих наиболее полно реализоваться каждому обучающемуся и для профессионально-личностного роста педагога, как основы обеспечения качества образования.

Основные задачи методического объединения

  • обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации;
  • выявление педагогических традиций в данном образовательном учреждении;

  обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • анализ качества работы педагогов в режиме функционирования;
  • приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с методическими требованиями, предъявляемым к документам в области образования, учебным планам и программам;
  • помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов;
  • организация педагогических поисков новых технологий, форм и методов обучения;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;

Основные направления деятельности методического объединения

К основным направлениям деятельности МО относятся:

  1. Аналитическая деятельность:
  • мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;
  • создание        базы        данных        о        педагогических        работниках        образовательного учреждения (с методической точки зрения);
  • изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
  • выявление        затруднений        дидактического        и        методического        характера        в образовательном процессе;
  • сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работыМО
  • изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

  1. Информационная деятельность:

  • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
  • ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
  • информирование педагогических работников МО о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
  • создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.
  1. Организационно-методическая деятельность:

  • изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
  • прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной        переподготовки        педагогических работников    МО, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
  • организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;
  • участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
  • методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
  • подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно- практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников МО;

  • организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

  1. Консультационная деятельность:

  • организация консультационной работы для педагогических работников МО по вопросам методики преподавания и воспитания;
  • популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Традиционные формы работы методического объединения

Общая структура форм методической работы.

  1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников :
  • курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
  • обучающие семинары;
  • теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
  • школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
  • участие в работе сетевых сообществ Интернета;
  • научно-методические конференции;
  • круглые столы;
  • мастер-классы;
  • деловые игры;
  • методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
  • самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
  • наставничество;
  • консультирование по научно-методическим вопросам;
  • индивидуальная методическая помощь;
  • работа над личной методической темой;
  • экспертиза результатов педагогической деятельности;
  • диагностика затруднений;
  • инновационная деятельность;
  • творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;
  1. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление              и распространение опыта инновационной деятельности:

  • разработка        авторских        программ,        учебно-методических        комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента;
  • разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
  • работа в творческих группах;
  • научно-практические конференции;

  • практические   семинары   по        направлениям   деятельности        образовательного учреждения;
  • фестивали (например, педагогических технологий);
  • открытые уроки;
  • мастер-классы;
  • творческие отчёты;
  • конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
  • презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
  • публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
  • печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.
  1. Формы информационно-методической работы:
  • изучение информационных запросов педагогических кадров;
  • формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
  • создание банков программ, авторских разработок;
  • создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;
  • размещение информации о деятельности МО на школьном сайте;

По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно                        разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы можно отнести:

  • семинары;
  • практикумы;
  • научно-практические конференции;

К индивидуальным формам работы относятся:

  • индивидуальные консультации;
  • наставничество;
  • работа над личной методической (творческой) темой;
  • индивидуальное самообразование.

Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в  реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.

Педагогические семинары

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях.

Семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы — круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.

Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом. Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно - педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей.

Практика показывает, что        работа такого         семинара в течение        ряда лет заметно повышает общую и  педагогическую культуру учительского коллектива.

Научно-практические конференции

Данные формы методической работы часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива МО, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Центральным событием конференции является доклад, сообщение. Здесь очень важна тематика выступлений. С одной стороны, при проведении конференции на уровне образовательного учреждения наибольшего внимания заслуживают темы выступлений, непосредственно связанные с практикой данного учреждения. Но с другой стороны, и слушателям, и самим выступающим интересно увидеть место проблемы, поднятой в докладах, в общем образовательном пространстве округа, города, страны. А такое возможно только при достаточной степени научного обобщения. Именно потому проведение научно-практических, а не научных и не практических, конференций сегодня наиболее целесообразно.

Успех таких конференций часто зависит от грамотного подбора выступающих и тщательной работы с ними. Очень неплохо поинтересоваться у коллектива образовательного учреждения, кого они сами хотят видеть в роли «научного представителя», решения каких проблем они ждут от приглашенных «ученых». Ведь именно проблемные научно-практические конференции сегодня являются одной из самых востребованных форм методической работы.

Педагогические и методические чтения

Эти формы методической работы все чаще появляются в практике образовательных учреждений. Часто так называют ряд докладов, сопровождающихся небольшими комментариями и обсуждениями. Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того, чтобы учителя поделились своими педагогическими находками с другими. Это прекрасная форма обмена опытом. Но педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений.

Педагогические чтения призваны обеспечить обмен опытом. Здесь принято обмениваться конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков и  мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках.

На методических чтениях обмен опытом происходит на уровне педагогических методик и технологий. Ключевым словом в словосочетании «методические чтения» является «методические». Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов.

На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа об основных принципах, которые положены в основу их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их

преодолеть, что можно получить в   результате   получения   данной   методики. Другими словами, каждое выступление на методических чтениях должно быть небольшими методическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога.

Читательские и зрительские конференции

Эти формы работы способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей, их общей культуры, помогает выявить общественное мнение коллектива учителей по многим актуальным проблемам школы и жизни. Предметом обсуждения на читательской конференции, как правило, становятся наиболее значительные произведения

художественной или публицистической литературы или педагогические книги, или статьи, вызывающие особый интерес. На зрительских конференциях обсуждаются коллективно просмотренные кинофильмы, театральные спектакли, а в последнее время - и телевизионные программы, посвященные школе. Эти формы работы требует высокого уровня доверительности в общении педагогов, наличия учителей, обладающих высоким уровнем художественной и педагогической эрудиции и вкуса, т.е. таких учителей, которые могут возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным. Помня о необходимости экономии времени учителей, не следует проводить конференции слишком часто. Иногда краткие обсуждения могут проходить в рамках заседания методического объединения, неформальных общений учителей и т.д. Нередко после проведения таких конференций между учителями стихийно возникает обмен мнениями о книгах, фильмах,

 о спектаклях, т.е. такой обмен мнениями, впечатлениями постепенно превращается

в потребность, что особенно ценно для повышения мастерства и культуры учителей.

Методические выставки, бюллетени, стенгазеты

Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней учителя представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение учителей по методическим вопросам (тематический педагогический совет, тематические заседания методических объединений, мастер-классы отдельных учителей и пр.).

Широкое распространение получили также методические бюллетени (педагогические стенгазеты) с информацией для всех педагогов о ценных методических приемах, находках. Подобную информацию можно получать у педагогов своего образовательного учреждения, других учреждений округа, города, России. Таким образом, творческое изобретение одного учителя оперативно может стать достоянием его коллег.

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Данная форма широко применяется руководителями в работе МО, наиболее опытными учителями в работе с молодыми учителями, стажерами, а также с учителями, испытывающими затруднения в решении ряда педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон, затруднений, личностных качеств учителя, а также умение руководителей и наставников анализировать ход и результаты деятельности учителей, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации и советы в адрес учителей и классных руководителей. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к учителю в сочетании с высокой принципиальностью и целеустремленностью. Не менее важно обучение каждого учителя, воспитателя самоанализу. Особенно ценно собеседование руководителя МО с учителем до урока или даже совместное продумывание плана урока, которое сопровождается затем посещением и обсуждением урока.

Помощь конкретным учителям может быть сиюминутной, откликающейся на проблемы сегодняшнего дня, но предпочтительней перспективный подход, связанный с созданием долговременной «программы выращивания творческого учителя». Наличие таких программ — признак высокого уровня постановки методической работы.

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно, рано или поздно, но становятся связанными с показом практических умений учителя коллегам. Открытые уроки и мероприятия ничем не заменимы и потому их значение в системе форм          и методов методической деятельности любого образовательного учреждения исключительно велико. У открытых уроков особое предназначение: учителя идут к своему коллеге, чтобы увидеть новую методику на практике; их приглашают на открытый экспериментальный урок, когда новая методика только создается. Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов. Так или иначе, но открытый урок означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия. При ином подходе происходит девальвация открытых уроков, начинается гласное или негласное соревнование (кто даст большее число открытых уроков).

Чтобы существенно повысить эффективность открытых уроков и внеурочных мероприятий учитель, дающий открытый урок, до его начала рассказывает коллегам проект будущего урока:

  • показывает его место в образовательной теме, разделе, курсе;
  • рассказывает об идее мероприятия;
  • называет образовательные, воспитательные задачи;
  • рассказывает о намеченных путях и средствах решения поставленных задач;
  •         дает характеристику реальных учебных возможностей класса в зоне ближайшего развития.

Иначе говоря, знакомит приглашенных со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа урока на этапе проектирования. Только в этом случае можно выявить сильные и слабые стороны проекта урока (планирования урока).

Далее учитель проводит открытый урок, на котором коллеги присутствуют уже не просто как наблюдатели, бесстрастные созерцатели опыта, а как соучастники.

Затем учитель делает анализ урока, раскрывает, что ему удалось из намеченного реализовать, что не удалось и почему, как он использовал запасные методические ходы, оценивает эффективность примененных приемов. Присутствовавшие на уроке задают уточняющие вопросы, и только потом высказывают свои мнения, предлагают рекомендации по дальнейшему развитию опыта, решают, что из увиденного они возьмут на вооружение, где, когда и в какой форме используют.

Важно помнить, что реально проведенный урок может оказаться как хуже, так и лучше своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему, варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег.

Работа над единой методической темой (проблемой) школы

Значение данной формы методической работы определяется тем, что при правильном выборе единой методической темы и неформальной работе по избранной проблеме она организует, делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства учителей и воспитателей. Наличие единой темы, которая действительно способна увлечь, захватить все педагогов, выступает как важный и необходимый фактор сплочения коллектива единомышленников. Поэтому так важен выбор единой методической темы образовательного учреждения. Какой должна быть единая методическая тема?

  1. Тема должна быть актуальной, действительно важной для современной школы в целом, должна отражать проблемы современного состояния образования в РФ.
  2. Тема должна быть актуальной для данного конкретного педагогического коллектива с учетов достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов учителей.
  3. Желательна тесная связь единой методической темы с конкретным передовым педагогическим опытом, что дает возможность опереться в работе на определенные методические разработки.
  4. Необходимо, чтобы методическая тема охватывала как учебную, так и внеурочную воспитательную работу.
  5. Тема должна формулироваться достаточно конкретно и ясно, но при этом она не должна быть слишком мелкой, частной.
  6. Тема должна соответствовать программе развития образовательного учреждения.

В соответствии с единой методической темой планируются и индивидуальные темы методической работы учителей, темы их самообразования.

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы

Значение выявленного передового педагогического опыта для методической работы трудно переоценить. Он обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает рубеж, к которому может приблизиться каждый член коллектива.

В процессе освоения опыта изучаются:

  • личность учителя — носителя данного опыта;
  • конкретные условия возникновения и развития опыта;
  • задачи, решаемые с помощью методик и технологий, накопленных в опыте;
  • система методов, форм и приемов, составляющих опыт;
  • педагогические действия, которые составляют суть опыта;
  • внешние        проявления        опыта        в        конкретных        условиях        данного образовательного учреждения;
  • продолжительность времени становления опыта.

Важно отметить, что исключительную роль при изучении опыта играет не только результат, то есть сам сложившийся опыт, но и весь процесс его создания. Часто

«творческая лаборатория» учителя и есть наиболее ценная составляющая данного опыта. Ведь при его воспроизведении педагогам приходится проходить путь, проделанный создателем опыта, еще раз.

Передовой характер опыта может определяться по следующим критериям:

  • высокая результативность;
  • научная обоснованность;
  • длительность функционирования;
  • творческая новизна;
  • актуальность;
  • сокращение        затрат        времени        на        достижение        высоких        результатов        по сравнению с типичными, массовыми средствами.

Нельзя забывать, что в передовом опыте находит свое практическое выражение идея свободы выбора учителем оптимального варианта структуры, методов, форм, средств обучения.

Выявленный передовой опыт должен быть распространен в школе с помощью всех возможных форм методической работы. Опыт, остающийся багажом одного учителя, потерян для коллектива. Внедрение же и освоение передового опыта представляет собой управляемые (планируемые, организуемые, контролируемые) процессы.

Особое место в методической работе занимает направленная организация педагогического опыта на тех участках, которые явно западают, являются трудными, и потому тормозят ускоренное развитие школы.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.

Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. В связи с этим нелишним будут напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.

Сами консультации, особенно индивидуальные, обычно проводится в форме бесед. При этом важным фактором являются коммуникативные качества консультанта, умение создать теплую, доверительную атмосферу.

Используя разные методы при проведении консультаций, консультант не только ставит задачи  педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности. Например, при проблемном изложении материала формируется проблема, и вместе ищутся пути ее решения. При использовании частично - поискового метода проведения консультаций участники активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений.

При обмене опытом между участниками консультации, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.

Активные формы методической работы   МО ЕМЦ в нашей школе

В настоящее время, в связи с развитием в образовании деятельностных методов,                   все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:

  • методические дискуссии и диспуты;
  • педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры- имитации);
  • моделирование педагогических ситуаций;
  • олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;
  • литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
  • аукцион методических разработок;
  • конкурсные        выставки        методических        разработок        (уроков,        воспитательных мероприятий) и др.

Дискуссия

Это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

На стадии подготовки дискуссии ее организаторы:

  • определяют содержание обсуждаемой проблемы;
  • прогнозируют итоги дискуссии;
  • определяют ключевые вопросы, по которым будет организована дискуссия;
  • составляют план дискуссии;
  • предварительно знакомят педагогический коллектив с основными положениями темы будущей дискуссии.

В процессе проведения дискуссии ее ведущий:

  • знакомит участников с проблемой, которая предложена для обсуждения;
  • последовательно, в соответствии с планом, предъявляет вопросы участникам;
  • организует обсуждение проблемы с различных точек зрения;
  • подводит итог обсуждению.

Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучить позицию и аргументы оппонентов; не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Но, прежде всего, обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему. В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения и благодарит учителей за участие в обсуждении.

Методический ринг

Отличается от дискуссии соревновательностью. С одной стороны, это хорошо, так как добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему.

Для организации методического ринга часто формируют группы: оппонентов (они противостоят друг другу), поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивает аргументированность высказываний оппонентов).

При наличии двух противоположных взглядов на обсуждаемую проблему можно строить методический ринг как разновидность дискуссии. Например, «Коллективные способы обучения и индивидуализация — противоположности или нет?»; «Как добиться дисциплины на уроке — переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?».

Заранее готовятся оппоненты. Каждый собирает группу поддержки, которая помогает ему в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень аргументации оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Другой вариант методического ринга — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, на методический ринг по теме

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» могут выйти группы применения игровых заданий, использования активных форм обучения, организации группового взаимодействия учащихся, повышения роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и др.

Методический диалог

Чаще всего проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Деловая игра

Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».

Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.

Тренинг

Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в

действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.

Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 3 до 6 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Иногда его применяют внутри деловой игры. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Предварительный этап (постановка проблемы). В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. На этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Основной этап (генерация идей). Здесь очень важно соблюдать определенные правила:
  • Главное — количество идей. Нет никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  1. Заключительный этап (группировка, отбор и оценка идей). На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Решение педагогических задач

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Поэтому выполнение таких заданий поможет научить выделять из многообразия явлений существенное, главное. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.

Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Анализ конкретных педагогических ситуаций

Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.

Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.

Методическая мозаика

Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Продленная конференция

Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов. Данная методика нередко применяется при работе с молодыми специалистами, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу. Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.

Критерии успешности методической работы

Еще раз хочется напомнить, что прямой зависимости повышения качества образования от успешности методической работы нет. Продуктивность методической работы в школе определяется использованием учителем ее результатов в практике учебно- воспитательного процесса, но не результатами этого процесса. Поэтому такие критерии, как мониторинг учащихся, результаты сдачи ЕГЭ и ГИА, для оценки методической работы применяться не могут. Учитель, только вчера узнавший на курсах о новой методике, а сегодня ее впервые попробовавший, может не получить никакого нового результата от учеников. И вероятно не получит, поскольку всякий результат в системе образования отсрочен, то есть накапливается постепенно, благодаря усилиям очень многих отдельных людей и всего социума в целом.

Литература:

Ивлев С.А. Методическая работа в учебном заведении М. 2014

Лещинский И.В. Педагогические задачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о деятельности Городского методического объединения педагогов и руководителей ИЗО-студий.

Городское методическое объединение педагогов и руководителей ИЗОстудий СПб представляет собой многочисленное (более 90 человек) творческое содружество педагогов-художников. Среди членов ГМО – как начи...

План работы руководителя методического объединения.

Материал содержит шаблон плана работы руководителя методического объединения учителей....

«Мониторинг результативности деятельности районного методического объединения руководителей отделений дополнительного образования детей»

Название предлагаемого метода: Мониторинг результативности деятельности районного методического объединения (РМО) руководителей отделений дополнительного образования детей (ОДОД).Деятельность РМ...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Деятельность руководителя методического объединения

Основные направления деятельности методического объединенияв средней школе...