Оформление исследовательских работ учащихся для конкурсов и конференций школьников различного уровня
учебно-методический материал по теме
В данных методических рекомендациях кратко и доступно даны общие правила по описанию исследовательских материалов, порядку оформления этих работ, по формам исследования и стилю; по художественному оформлению и подаче иллюстративного материала. Завершаются рекомендации краткими итогами по оформлению исследовательских работ и приложением с примерами оформления.
Цель рекомендаций: обобщение и описание опыта работы по оформлению исследовательской работы.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс: для работы со школьниками любого возраста.
Методические рекомендации по использованию ресурса: в рекомендациях кратко и доступно даны общие правила по описанию исследовательских материалов, порядку оформления этих работ, по формам исследования и стилю; по художественному оформлению и подаче иллюстративного материала. Завершаются рекомендации краткими итогами по оформлению исследовательских работ. Материал может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, занимающимся с учащимися в урочное и внеурочное время не только краеведческими исследованиями, но и другими направлениями познавательной деятельности. Надеюсь, что данные рекомендации помогут руководителям исследовательских проектов и их учащимся в лучшем виде представить собранный материал, оформив его должным образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оформление исследовательских работ учащихся | 432.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
Оформление исследовательских работ учащихся для конкурсов и конференций школьников различного уровня
(методические рекомендации)
Автор - составитель:
Мигонькина Зиля Раисовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель МО туристско-краеведческой
направленности МБОУ ДОД «СЮТур»
Анжеро-Судженск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………. | 3 |
Общие рекомендации………………………………………………………………………… | 4 |
Порядок оформления исследовательской работы………………………………………….. | 6 |
Форма представления результатов исследовательской работы…………………………… | 12 |
Стиль и художественное оформление исследовательской работы………………………... | 14 |
Использование изобразительных средств в оформлении исследовательской работы....... | 15 |
Эстетика подачи иллюстративных материалов…………………………………………….. | 16 |
Заключение……………………………………………………………………………………. | 18 |
Список использованных источников………………………………………………………... | 19 |
Приложения | |
Приложение 1. Образец оформления титульного листа…………………………………… | 20 |
Приложение 2. Образцы оформления оглавления и содержания…………………………. | 21 |
Приложение 3. Образец оформления списка использованных источников | 22 |
Приложение 4. Критерии оценки творческих работ по исследовательской деятельности на городской краеведческой конференции «Отечество»………………………………….. | 23 |
Приложение 5. Образец оформления картографического материала…………………….. | 24 |
Приложение 6. Перечень конкурсов и конференций для возможного участия юных исследователей………………………………………………………………………………… | 26 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная общеобразовательная школа совместно с дополнительным образованием, ведёт интенсивную работу по совершенствованию общеобразовательной трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Комплексный подход в постановке всей воспитательной работы, вооружение учащихся умениями самостоятельно пополнять свои знания, выработка активной жизненной позиции у школьника — гражданина своей Родины — вот основные задачи, поставленные обществом перед образовательной системой.
Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является краеведческая исследовательская работа. Краеведение в школе и в дополнительном образовании — это всестороннее изучение учащимися, под руководством педагога, природных, социально-экономических и исторических условий родного края (микрорайона школы или организации дополнительного образования, села, района, города, области, края). Оно рассматривается как одно из важнейших педагогических средств связи обучения и воспитания с жизнью, трудом и социальной позицией. Но, кроме приобретения определённых знаний и исследовательских умений и навыков, школьникам необходимо освоить и правила описания результатов своей исследовательской работы.
Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоёмких этапов работы. Этому и посвящены данные методические рекомендации.
Многолетний личный опыт участия в конкурсах и конференциях различного уровня показал, что конкурсные материалы, участвовавшие в городских и областных этапах, нередко грешили несоблюдением правил оформления исследовательской работы. Поэтому зачастую интересный, самобытный материал не получал ту оценку, которую мог бы получить с учётом должного оформления. Во многих исследовательских проектах наблюдались недочёты в структурировании работы: отсутствовали введение, заключение или список использованной литературы, некоторые из них не имели информации об авторе- исполнителе работы. В результате исследовательская работа не могла претендовать на призовое место. Часто, написание и оформление исследовательской работы вызывают затруднения не только у учащихся, но и у самих педагогов.
Таким образом, обобщение и описание опыта работы по оформлению исследовательской работы является главной целью данных рекомендаций, этим же обусловлена и их актуальность.
В рекомендациях кратко и доступно даны общие правила по описанию исследовательских материалов, порядку оформления этих работ, по формам исследования и стилю; по художественному оформлению и подаче иллюстративного материала. Завершаются рекомендации краткими итогами по оформлению исследовательских работ.
Материал может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, занимающимся с учащимися в урочное и внеурочное время не только краеведческими исследованиями, но и другими направлениями познавательной деятельности.
Надеюсь, что данные рекомендации помогут руководителям исследовательских проектов и их учащимся в лучшем виде представить собранный материал, оформив его должным образом.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Исследовательские работы, принимающие участие в различных краеведческих научно-практических конференций школьников любого уровня должны иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление или содержание
- введение;
- основная (содержательная) часть;
- заключение;
- список литературы или список использованных источников;
- приложение или приложения (возможно).
Прежде всего, внимательно читайте Положения проводимых конкурсов! Именно там, как правило, указываются параметры (поля) страницы, шрифт основного текста, его размер, межстрочный интервал и отступ абзаца, объём работы, требования к оформлению титульного листа и списка литературы. Обратите внимание, что у организаторов различных конкурсов могут быть разные требования. Если у Вас возникают вопросы по оформлению, регламенту, то лучше связаться с организаторами конкурса и уточнить все детали.
Остановимся на основных общих правилах.
Работа пишется на русском языке с соблюдением грамматических и стилистических норм выбранного языка. Нумерация страниц делается арабскими цифрами. Первой страницей работы является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц работы. Но, на титульном листе и странице оглавления или содержания номер страницы не ставится. Нумерация начинается на последующих листах – страницах. Как правило, с 3-ей станицы. Номер проставляют, согласно условиям конкурса (чаще всего в правом нижнем или верхнем углу, или в центре нижней части страницы без точки в конце)
Нумерация глав, разделов, подразделов, рисунков, таблиц, схем и т.п. даётся арабскими цифрами без знака «№».
Номер главы ставят после слова «Глава». Разделы «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Заключение» не имеют номеров. Разделы нумеруются в пределах каждой главы (номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3».
В конце нумерации глав, разделов, подразделов а также их заголовков точку не ставят.
Каждый раздел работы (введение, главы, разделы и т.п.. заключение, список использованных источников и т.д.) должен иметь заглавие, а также начинаться с новой страницы (за исключением параграфов).
Каждую главу работы следует завершать краткими выводами, которые подводят итоги этапов исследования. В более развёрнутом виде эти выводы будут сформулированы в «Заключении».
Заголовки структурных частей работы «Оглавление». «Введение», «Глава», «Заключение», «Список литературы» или «Список использованных источников», «Приложения» печатаются чаще всего прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт того же размера, что и основной текст или с размером на 1 пункт больше, чем шрифт основного текста. Также печатаются заголовки глав. Заголовки разделов печатаются с абзацного отступа полужирным шрифтом.
Непосредственно в тексте работы могут быть ссылки на использованные источники. Очень важно правильно оформить эти ссылки. Наиболее распространённый и, более простой - указать в тексте работы в квадратных скобках порядковый номер источника, который помещён в «Список литературы» или «Список использованных источников», а затем номер страницы (например: [8, с. 5;] или [4, с. 49-51]).
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Титульный лист
Титульный лист должен быть оформлен следующим образом:
- вверху по центру страницы - полное наименование учреждения образования (с указанием области и района);
- название работы (с указанием, в рамках какой акции, конкурса она выполнена):
- ФИО (полное) автора или авторов с указанием учебного заведения, класса, кружка, группы;
- ФИО (полное) руководителя или руководителей с указанием учебного
заведения, должности, контактных телефонов; - полный адрес учреждения образования, контактные телефоны;
- внизу по центру страницы - год написания работы.
Образец оформления титульного листа - Приложение 1.
Оглавление или Содержание
В оглавлении должно быть отражено название глав, разделов, подразделов и т.п. с указанием страницы размещения главы, раздела, подраздела и т.п.; заключения, списка использованных источников, приложений и т.д.. В содержании – нет глав, но есть разделы, подразделы и так далее.
Образец оформления оглавления и содержания - Приложение 2.
Введение
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Объём введения небольшой, обычно 2-3 страницы.
Во введении отражаются следующие аспекты:
- Тема, проблема, актуальность и новизна исследования;
- Объектная область, объект и предмет исследования;
- Гипотеза (если таковая имеется и в ней есть необходимость);
- Цель и задачи исследования;
- Основные положения исследования, структура работы;
- Методы исследования;
- Практическая значимость исследования
- Сроки, место проведения работы;
- Кем проводились исследования (группой или одним учащимя)
- Краткий анализ литературы.
Остановимся на правилах оформления некоторых аспектов введения подробнее.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:
1. Теоретические методы исследования.
2. Экспериментальные методы исследования.
3. Обобщение данных и предложенные выводы.
Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно–исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитее у них исследовательского типа мышления.
Чаще всего, педагоги школы и дополнительного образования занимаются с учащимися именно учебно-исследовательской деятельностью.
Методы исследований
В научной сфере существует большое разнообразие методов исследования. Метод – это способ получения новых знаний. Существуют различные классификации методов, например, такие:
- Виды методов: теоретические; эмпирические; методы обработки эмпирических данных.
- Виды методов: общенаучные; специальные.
Наиболее часто в краеведческих учебно-исследовательских работах используются следующие методы:
- Биографический метод – восстановление биографии конкретного человека по дневникам, воспоминаниям, документам и т. п.
- Сравнительный анализ – сопоставление, сравнение явлений, идей, положений, нахождение в них общего и различного
- Обобщение – установление общих свойств и признаков предмета
- Историко-генетический метод – раскрытие фактов, свойств, процессов в их изменении в ходе исторического развития
- Историко-сравнительный метод – выявление и описание сходства или различия исторических явлений, сопоставление их проявления в конкретном времени и пространстве
- Наблюдение – специально спланированное, систематичное и контролируемое изучение объекта
- Эксперимент – научно организованный практический опыт
- Метод беседы – ведение направленного диалога с целью получения сведений по определённой теме
- Методы опроса – получение информации при помощи специально подготовленного перечня вопросов: анкетирование; интервьюирование
При проведении исследования могут быть использованы и другие методы, если это необходимо. Главное – чтобы автор понимал суть используемых методов.
Объектная область, объект и предмет
Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).
Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (можно предложить проблему, которая не охвачена школьной программой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).
Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.
Приведём пример:
ОБЪЕКТ | ПРЕДМЕТ |
Система образования города Белово | История школы № 2 |
Вклад Иванова А.Б. в развитие системы образования города Белово | |
Этапы развития системы образования города Белово | |
Геологическое строение севера Кемеровской области | Минералы и горные породы Ижморского и Яйского районов Кемеровской области |
Формирование верхней части платформенного чехла, образующего берега реки Золотой Китат |
Тема, проблема и актуальность исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.
Основные критерии выбора темы:
- желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
- очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
- тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.
Определение гипотезы
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Цель и задачи исследования
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише, лучше всего начинать с имени существительного. Приведём примеры некоторых из них.
Можно поставить целью: выявление...; установление...; обоснование...; уточнение...; разработка....
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, то есть начинать с глагола (изучить; установить; собрать; описать и т.п.). Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу «от простого к сложному», то есть от менее сложных к более трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.
Основная часть
Слова «Основная часть» - не пишутся. Название этой части как основной скорее связано с её большим, чем у остальных частей, объёмом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы. Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы или раздела. Они должны иметь свои названия. Чаще всего они вытекают из задач исследования.
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Раскрытие темы исследовательской работы осуществляется в произвольной форме в соответствии с положением или условиями акции, конкурса и т.п. Обратите внимание на выбор жанра при написании работы (летопись, эссе, путевые заметки, дневниковые записи, научные записки и т.п.). Не следует забывать о ссылках в основном тексте на источники. Порядок их оформления был рассмотрен в разделе «Общие рекомендации».
Ещё одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом: в круглых скобках; после параграфов или глав; подстрочно - как сноски ( в последнее время их не используют).
Что может быть примечанием?
- Определение терминов или устаревших слов.
- Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
- Перевод иностранных слов и предложений.
- Пояснения основного текста.
- Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
Заключение
Заключение, как правило, составляет 2-3 страницы. Большее количество страниц порождает лишние вопросы к работе. Это именно тот случай, когда «краткость – сестра таланта».
Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам или разделам основной части.
В заключении констатируется достижение поставленной цели и задач исследования; формулируются основные выводы, к которым пришли исследователи в процессе работы. Кроме того, в заключении могут быть даны рекомендации и определена степень новизны предложенного исследования. Иными словами, в заключении формулируются выводы, аргументированно и логично следующие из текста работы. В заключении могут быть представлены и конкретные предложения, вытекающие из исследованной проблемы.
Обратите внимание, что заключительная часть носит аналитический, а не «лирический» характер.
Список литературы или Список использованных источников
Список использованных источников и литературы помещается после «Заключения». Существует два варианта его оформления. В первом случае составляется общий список, в котором сначала перечислены источники и после небольшого отступа – использованная литература. При этом сохраняется сквозная нумерация. Второй вариант – составление двух отдельных списков.
В том и другом случае в списке издания располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям книг, если авторы не указаны. При составлении списка литературы учебно-исследовательской работы достаточно соблюдать общие принципы данных требований. Так, необходимо указывать порядковый номер книги (статьи), фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город и издательство, год издания, количество страниц (при использовании статей − номера страниц).
Список использованных источников должен содержать не менее 5 источников. Список литературы научного исследования составляется на основе ГОСТа - это общие требования и правила составления библиографического описания. Чаще всего в условиях и положениях конкурсов указывается ГОСТ 7.1-2003, в соответствии с которым должен быть оформлен Список литературы. Но существуют и другие ГОСТы, например ГОСТ Р7.05-2008.
Образец оформления списка использованных источников - Приложение 3.
Приложение
Особый статус имеет такой раздел исследовательской работы, как приложение.
Приложение - это часть текста исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.
В приложение (при его наличии) могут быть включены копии фотографий, документов, карт, а также схемы, таблицы графики, рисунки и т.п.
Следует обратить внимание на уместность наличия приложения, так как вышеперечисленные документы (фотографии, карты, графики и т.д.) должны быть органично вплетены непосредственно в текст работы, где должны быть ссылки на них.
В условиях конкурсов, как правило, даются указания о том, каким образом должны подписываться таблицы (Таб. 1 Название), фотографии (Фото 2 Название), карты (иметь название и масштаб) – Приложение 5. Иногда условия конкурсов диктуют правила подписи фотографий как рисунков (Рис.1), возможно это обусловлено тем, что в электронном виде любая фотография – это рисунок, «картинка».
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:
- размещаются после библиографического списка;
- в оглавлении или содержании приложение оформляется в виде самостоятельного раздела работы, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
- каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок.
ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В конце XX века и даже на заре XXI века исследовательские работы оформлялись в виде альбомов. Использовались для этого большие, формата A3, картонные фотоальбомы старого образца или же школьные альбомы для рисования или черчения. На их страницах размещались рукописные тексты (реже - напечатанные на машинке), наклеивались фотографии, документы, рисунки и т.п. В последнее время стало распространённым использование современных папок с файлами, брошюр в переплёте, журналов, буклетов и т.д.
Существует несколько основных форм представления результатов исследовательской работы:
- текст научного сочинения;
- статья, тезисы;
- доклад, сообщение;
- отчёт;
- электронная презентация.
Опыт показал, что наиболее удачным на сегодняшний день является компьютерное тиражирование страниц, на которых располагаются копии фотографий и документов и которые размещаются в папки с вставленными файлами. В этом случае в содержание материала без особого труда могут быть внесены изменения и дополнения при появлении новой важной информации. Для того чтобы изменить несколько страниц в работе и это не «потянуло» за собой перекомпоновки всего материала, не рекомендуется располагать на одной странице конец одного раздела и начало другого.
Другой, не менее популярной формой подачи исследовательских материалов, стало брошюрование исследовательской работы. В этом случае следует учитывать, что внесение необходимых изменений и дополнений может повлечь необходимость полного переоформления работы. Поэтому при выборе подобной формы подачи материала необходимо быть очень внимательными и требовательными к отобранному материалу (при возможности, привлечь педагогов – филологов для редактирования работы).
Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается её главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
Обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования, и описываются его результаты.
Электронная презентация служит, как правило, дополнением к выступлению. Оформляется на усмотрение автора и в соответствии с содержанием представляемой исследовательской работы.
Несколько правил оформления презентации: слайды должны быть в одном стиле, цвет фона и текста должны оптимально сочетаться друг с другом; текст и заголовки слайда не должны быть слишком крупными или мелкими; слайды не следует перегружать анимацией.
Защита результатов исследования
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (её уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведённое по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Чёткое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объёму, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведённого исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чём состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории. В Приложении 4 приведены критерии оценки творческих работ по исследовательской деятельности на городской краеведческой конференции «Отечество».
Таким образом, оформление и защита конкурсных работ требует не только знаний и определённых исследовательских навыков, но и художественного вкуса, фантазии, которые «не подведут» в погоне за оригинальностью.
СТИЛЬ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Хорошее (уместное) художественное оформление работы содействует более глубокому раскрытию содержания исследования. В данном случае известный философский постулат о «единстве формы и содержания» должен реально работать. Важно найти визуальное, образное решение идейной нагрузки подаваемого материала и ясно, логически выстроено донести его до читателя. Для таких работ определяющими идеями могут быть как романтика краеведческих экспедиций, экскурсии, походов, так и гордость за свой край, его историю, культурное и природное наследие.
При решении художественных задач в оформлении работы очень важно блюсти «золотую середину»: с одной стороны, не погрузиться в монотонность-однообразие; с другой стороны - не поддаться пёстрой путанице и художественному хаосу. Творческая работа не должна превратиться в пестрый конгломерат текстовых и изобразительных материалов с использованием разных шрифтов и стилей, цветов и орнаментов, рисунков и фотографий.
Визуально соединить все части работы в единое целое поможет, в том числе, и правильный выбор шрифтов. Их использование желательно ограничить 2-3 разновидностями. Например, одним шрифтом, варьируя размерами, толщиной, соотношением ширины и высоты литер, оформляются обложка, титульный лист, делаются заглавия разделов и подразделов; вторым - осуществляется набор основного текста; третьим - исполняются аннотационные подписи.
Все дополнительные включения в структуру работы (интервью, воспоминания, стихотворения и т.п.), размещенные на страницах основных разделов, можно выделить по одному типу простыми или орнаментальными рамками, а также цветом. Стремясь обеспечить целостность визуального восприятия материала, нужно кроме того использовать выдержанные в единой творческой манере рисунки-заставки, виньетки-концовки и т.д. Уместным может быть использование эпиграфов, которые призваны емко отразить идейное содержание работы и усилить эмоционально-образное воздействие на читателя.
Одним словом, прежде чем прибегнуть к тому или иному оформительскому «ноу-хау», задайтесь вопросами: «для чего?», «с какой целью?».
Если же исследовательская работа готовится для участия в конкурсе или конференции, то следует неукоснительно выполнять требования к оформлению конкурсной работы, выдвинутые организаторами мероприятия.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ОФОРМЛЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
При оформлении работы необходимо учитывать основные закономерности восприятия материала. Очень важным для визуального и логического восприятия материала является «плотность» текстовой подачи. Вызывает трудности и своего рода «отторжение» длинный информационный текст набранный мелким шрифтом. Поэтому используемые для оформления титульного листа и изложения содержательной части шрифты должны быть легко читаемыми. Следует помнить, что очень жирные и очень светлые варианты шрифта ослабляют его восприятие; тяжело читается текст с высокими и узкими или очень растянутыми по ширине литерами; не сразу понятным может быть содержание оглавления, когда в его композиции используются приёмы неровного ряда (ломаного, с изменением размера литер и т.д.). Нельзя нарушать правила цветового решения. Голубой шрифт несовместим, например, с зелёным фоном. Подобный диссонанс вызывает у читателя чувство психологического дискомфорта.
Оформление любой краеведческой работы, рассчитанной на детскую аудиторию, должно быть эмоционально выразительным. Без знания секретов воздействия на юного читателя такими приёмами, как цвет, композиция, шрифт и т.п., не обойтись. Когда содержание материала имеет окраску праздничного настроения, нужно использовать чистые красно-оранжевые цвета. Для эмоционально нейтральных материалов хорошо подходит успокаивающий голубой цвет. Ассиметричная композиция текста порождает ассоциации неустойчивости, тревоги; а большие жирные заголовки - чувство тяжести и давления. Некоторые материалы исследовательских работ, конечно, будут иметь динамический характер. В таком случае очень удачным может стать наклонный шрифт, который отлично передает движение, порыв. Для акцентирования внимания на определённых формулировках, словах оформители используют различные средства. Наиболее часто - цветовое выделение, подчёркивание, изменение размера, толщины, курсива шрифта.
Читатель сможет быстрее и глубже освоить содержание, идейный смысл исследования, когда страницы содержат выразительные иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, карты, копии документов и т.п.). Нередко случается, что в заголовок раздела из-за лаконизма не просачивается тот или иной важный аспект темы. Этот недостаток может быть исправлен с помощью рисунка-заставки.
Интересной концовкой для раздела, посвящённого, например, истории населённого пункта, может быть рисунок-виньетка с символикой летописной книги; в разделе, посвящённом растительному и животному миру населённого пункта, возможно использование разнообразных орнаментов с растительными и животными мотивами.
Выразительным изобразительным средством может стать инициал - первая, значительно увеличенная буква слова, с которой начинается новый раздел, обособленный отрывок текста или отдельный тематический материал работы. Декоративные инициалы украшают орнаментальными мотивами. Так, например, в тех главах исследования, где речь идет о растительном мире, можно применить инициалы, украшенные листьями, цветами, силуэтами деревьев н т.д.
Необходимо внести ясность об использовании цветов и красок в оформлении: это хорошо, когда работа представляется детьми и детям, но, если вы претендуете на участие в каком-либо научно-практическом конкурсе, лучше соблюдать строгие условия конкурса и не злоупотреблять разноцветьем и лишними иллюстрациями в основном тексте.
ЭСТЕТИКА ПОДАЧИ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В данной части рекомендаций речь пойдет об иллюстрациях, которые имеют характер исторического документа (фотографии, рукописи, грамоты и т.п.), а также о графических данных (диаграммы, планы, схемы, карты и т.п.). Задача этих материалов - сделать конкретную текстовую информацию образно-наглядной, яркой, запоминающейся.
При размещении иллюстраций на страницах работы необходимо придерживаться определенных оформительских правил. Так не рекомендуется перегружать исследования большим количеством иллюстративного материала. Работа над исследованием должна осуществляться по принципу композиционного равновесия. В работах, где предполагается двухстороннее размещение материала (т.е. на каждой странице листа) основной композиционной единицей является разворот. Это значит, что текстовые и иллюстративные компоненты двух смежных страниц должны создавать единое целое, несмотря на разное месторасположение. При этом необязательно добиваться симметрии; важно, чтобы материал был равномерно расположен по площади разворота. В случае, когда обратная сторона листа работы окажется чистой, автору необходимо задуматься над рациональной компоновкой текста и иллюстраций. Не принято на одной странице размещать более 3-4 изображений. При оформлении текстовых и наглядных материалов необходимо использовать как можно больше способов их композиционного соединения.
Самым широко используемым средством иллюстрирования словесной информации, безусловно, являются фотодокументы. Ни в коем случае не следует наклеивать оригиналы старых фотографий, тем более, если на них имеются надписи на оборотной стороне; не рекомендуется это проделывать и с современными фотографиями (страдает общее эстетическое впечатление о представляемой работе). Наиболее значимые копии фотографий и других документов целесообразно размещать на страницах работы в увеличенном виде. Для визуализации описываемого в работе события можно использовать фотоколлаж, что даст возможность сократить текстовое сопровождение, отдав предпочтение ёмким и точным комментариям. В некоторых случаях допускается тонирование (не раскрашивание) фотоизображений; использование рамок для светлых фото документов (это не позволит изображению «размыться» по всей странице). Аннотации (подписи) под изображениями принято оформлять курсивом или более мелким обычным шрифтом. В последнее время очень часто используется размещение макетового материала на фоне подходящих по тематике изображений.
Иногда в исследовательских работах могут быть представлены рукописные документы, содержание которых очень тяжело читается. В таком случае рядом с этим материалом рекомендуется поместить их печатные копии. Это касается различных заметок, походных дневников, писем, характеристик, написанных неразборчивым почерком.
Очень оригинально смотрятся художественные открытки, на которых отражены особенности культуры, традиций и эстетики той страны, из которой они присланы; а помещённый рядом перевод на русский язык позволит провести интересное сравнение двух корреспондентских традиций.
Выразительным средством иллюстрации аналитической текстовой информации являются различного рода диаграммы и картографические материалы. Так при помощи столбовой и линейной диаграммы можно компактно продемонстрировать те или иные изменения, происходившие на протяжении длительного периода времени (например, изменения в численности населения описываемого объекта в течение нескольких лет или количество экскурсантов, посетивших школьный музей в течение нескольких месяцев, лет). При помощи секторной диаграммы демонстрируются факты, не требующие сравнения по временному критерию (например, возрастной состав населения в определённый год).
Хорошо послужат создателю исследовательской работы картограммы, так как они помогут наглядно отразить географию походов, экскурсий, экспедиций юных краеведов и туристов; отметить видовой состав животного и растительного мира того или иного региона; понаблюдать за плотностью и возрастным составом населения республики, области, района и т.п.
Диаграммы и картографические материалы делаются цветными, масштаб их должен логично соотноситься с масштабом страницы, на которой они располагаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведём итоги всему вышеизложенному:
1. Исследовательская работа может быть представлена в виде книги, брошюры, буклета, альбома, папки с файлами и т.д. (т.е. форма определяется в связи с тематикой исследовательской работы).
2. Исследовательская работа должна иметь чёткую структуру: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложение (если таковое есть).
3. Работа не должна превышать то количество листов (страниц) компьютерного текста, которое ограничено условиями конкурса.
4. Содержание исследовательской работы должно соответствовать положению и условиям соответствующего конкурса.
5. Титульный лист должен быть оформлен в строгом соответствии с предложенными положением требованиями.
6. Следует помнить, что исследовательская работа - это гармоничное единение ценного содержания и интересного оформления. Не забывайте о чувстве меры во всём; не допускайте излишней пестроты, многообразия или, наоборот, монотонности и скупости.
7. Используйте иллюстративный материал таким образом, чтобы он не перегрузил работу, не осложнил её восприятие, а наоборот - облегчил.
8. Уместно используйте в работе «изобразительные» средства: шрифты, инициалы, рамки, рисунки, виньетки, фоновые заставки, цветовое оформление, выделение, подчеркивание и др.
9. Помните, что фотографии, карты, архивные документы, рукописи и т.п. включаются в исследовательскую работу не в оригинальном виде, а в виде копий.
10. В список использованных источников могут включаться материалы из интернет-ресурсов с указанием электронного адреса.
11. Используйте диаграммы, графики, картографические схемы, что придаст вашей работе большую стройность и научность.
12. Исследовательский материал должен быть подан с соблюдением стилистических и грамматических норм русского языка.
13. Внимательно читайте положения и условия конкурсов!
Таким образом, если подготовка исследовательской работы станет интересным делом для каждого участника кружка, объединения, класса; если она будет правильно организована и соотнесена с интересами, возрастом и талантами каждого учащегося, то успех такого исследования закономерен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- В помощь студенту-дипломнику [Текст]: методическое пособие по подготовке и оформлению дипломных работ / Сост. Ю. В. Галактионов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: КемГУ, 1998.-32с.
- Давлетшина, О. Ю. Оформление учебно-исследовательской работы участника туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!» [Текст]: методические рекомендации/ О.Ю. Давлетшина. – Кемерово: ГАОУ ДОД КО ОЦДЮТЭ, 2010.-11с.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 45с.
- Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учебное пособие/ В.М. Кузина. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.- 64с.
- «Отечество» [Текст]: Альманах. – М.: ФЦДЮТиК.
- Теплов, Д. П. Туристско-экологическая тропа как форма общественно полезной деятельности школьников по изучению и охране природы [Текст]/ Д.П. Теплов. – М.: ЦДТЭС, Госкомобразования СССР, 1987.-67с.
- Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сб. статей. – М.: ЦДЮТиК, 2012.
- Зверева, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [Текст]/ И.В. Зверева. – Волгоград: Издательский дом «Корифей», 2007.- 44с.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Управление образования администрации
Анжеро-Судженского городского округа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»
Гидрографические исследования участков
рек Золотой Китат и Алчедат
в рамках
туристско-краеведческого путешествия
в Яйском районе
Работа на областную туристско-краеведческую конференцию
«Живи, Кузнецкая земля!»
Номинация: Природное наследие
Автор:
Мигонькина Алия, ученица 7 класса «В»
МБОУ «СОШ №12» г.Анжеро-Судженск
Дом. адрес:652488, г. Анжеро-Судженск,
ул. Каменноугольная, 53
Научный руководитель:
Мигонькина Зиля Раисовна, педагог
дополнительного образования
МБОУ ДОД «СЮТур»
Адрес: 652488, г. Анжеро-Судженск
ул. Каменноугольная, 53
Консультант:
Бектемирова Любовь Николаевна,
педагог-организатор
МБОУ ДОД «СЮТур»
Адрес: 652104, Яйский район, пос.Турат,
ул.Черёмуховая, 12
Анжеро-Судженский городской округ
2012
Приложение 2
Образцы оформления оглавления и содержания
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Название главы
- Название раздела 6
- Название раздела 10
- Название раздела 14
Глава 2. Название главы
- Название раздела 16
- Название раздела 22
Глава 3. Название главы
- Название раздела…………… 24
- Название раздела 26
- Название раздела……… 28
Глава 4. Название главы
- Название раздела 32
- Название раздела 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 40
Приложение 1 40
Приложение 2 42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….3
1. Угольные предприятия г. Кемерово…………….....….....………..4
1.1 Шахта «Северная»………………………………………….......…4
1.2 Шахта «Центральная»……………………………………......…...6
2. Химические предприятия г. Кемерово…………....…....................7
2.1 А/о «Химпром»………………………………………………........7
2.2 А/о «Азот»……………………………………………………....….9
Заключение…………………………………………………………....10
Список использованных источников и литературы……........….....11
Приложение…………………………………………………………...12
Допускается отсутствие перечня приложений и их номеров страниц. В таких случаях указывается только номер страницы начала раздела «Приложения» (если их несколько).
Приложение 3
Образец оформления списка использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Электронные ресурсы:
Ресурсы локального доступа:
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон текстовые, граф, зв дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - М ; Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см + рук. пользователя (1 л.). - (Интерактивный метод). - Систем, требования; ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640x480; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. - Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20x14 см.
- Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив, учеб.]. -Электрон, дан. и прогр. - СПб. : ПитерКом, 1997. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с). -Систем, требования: ПК от 486 DX 66 МГц ; RAM 16 Мб ; Windows 95 ; ЗВ плата ; динамики или наушники. - Загл. с экрана. -1 500 экз.
- Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК. SQL вариант под Windows [Электронный ресурс] : версия для школьных библиотек / «Информ-система» научно-производственное объединение. - М. : НПО «Информ-система». - 1 электрон, опт. диск + руководство пользователя (23 с).
Ресурсы удаленного доступа:
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр, информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон, дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа : http: // www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус, англ.
Статьи из сборников, журналов и газет:
- Кочкина, Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л. С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, Т. А. Фральцовой, С. Н. Чистяковой; ред. коллегия: И В. Карнаева, Е. Л. Руднева, Т. Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.
- Усова, А. В. Чтобы учение стало серьезным и успешным [Текст] / А. В. Усова // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 30-3 3.
Книги:
- Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]: учеб, пособие / М. Н. Кожина. - М.: Просвещение, 1977. -223 с.
- Методологические проблемы современной науки [Текст] / Сост. А. Г. Москаленко. - М.: Политиздат, 1979. -295 с.
- Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб, пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.
Приложение 4
Критерии оценки творческих работ по исследовательской деятельности
на городской краеведческой конференции «Отечество»
В представленных работах и выступлениях жюри оценивается:
- актуальность и новизна темы;
- полнота и глубина раскрытия темы;
- краеведческий характер исследования;
- самостоятельность проведенных исследований;
- практическая направленность;
- социальная значимость.
В выступлениях учащихся, кроме вышеперечисленных критериев, дополнительно оценивается:
- художественная выразительность, доступность изложения, эмоциональность выступления;
- эффект восприятия, наличие и использование иллюстративного материала;
- соблюдение регламента выступления.
Приложение 5
Образец оформления картографического материала
Обзорная карта района путешествия
Кемеровская область
Масштаб 1: 2 000 000
Условное обозначение:
- граница района путешествия
Обзорная карта района путешествия
Масштаб 1: 200
Условные обозначения:
нитка маршрута | |
места стоянок | |
места фотографирования |
Приложение 6
Перечень конкурсов и конференций для возможного участия юных исследователей
№ п/п | Название конкурсов и конференций | Место проведения | Форма участия | Примерные сроки |
1. | Городская краеведческая конференция «Отечество» | МБОУ ДОД «ДООСЦ «Олимп»» | 2 этапа: заочный и очный | март- апрель |
2. | Городская ученическая конференция младших школьников «Первые шаги в исследовательскую деятельность» | МБОУ «ООШ№8» | очное участие | февраль- март |
3. | Областная туристско-краеведческая конференция «Живи, Кузнецкая земля!» | ГАОУ ДОД КО «ОЦДЮТЭ», Кемерово | 2 этапа: заочный и очный | сентябрь- ноябрь |
4. | Межрегиональная эколого-краеведческая научно-практическая конференция школьников «Цвети, шахтёрская земля!» + конкурс фотографий (в рамках конференции) + конкурс учебных презентаций (в рамках конференции) | МБОУДО «ЦДОД им. В.Волошиной», Кемерово | 2 этапа: заочный и очный заочный заочный | февраль- апрель март- апрель |
5. | Региональная научно-практическая конференция студентов и школьников «Экология Кузбасса» | КузГТУ, Кемерово | Возможны различные варианты (на выбор участников) | март – апрель |
6. | Областная научно-практическая конференция «ДИАЛОГ» | КемГУ, Центр довузовской подготовки, Кемерово | 2 этапа: заочный и очный | апрель- май |
7. | Всероссийская научно-практическая конференция «Научное творчество молодёжи» | АСФКемГУ, Анжеро-Судженск | 2 этапа: заочный и очный | март- апрель |
8. | Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» | ФЦДЮТиК, Москва | 2 этапа: заочный очный (финал) | февраль- март апрель - июнь |
9. | Всероссийская заочная конференция учебно-исследовательских работ «Дорогами открытий» | Интернет com/site/klybnayka | заочное участие | апрель- сентябрь |
10. | Международный интернет-конкур исследовательских работ для детей «От проекта к открытию» | Интернет | заочное участие | с сентября по декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура и оформление исследовательских работ учащихся
Структура и оформление исследовательских работ учащихся...
Положение о проведении городского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся 3 – 6 классов и конференции «Young Explorers» -2015
В Положении представлены организационно-методические условия проведения конкурса проектно- исследовательских работ учащихся 3-6 классов по предмету "английский язык" и конференции ....
Мастер-класс "Требования к оформлению исследовательских работ учащихся"
Методика исследования:Описание методики сбора материалов, методы первичной и статической обработки собранного материала. Результаты исследований и их обсуждение:Обязательно при...
правила оформления исследовательских работ учащихся 5 -11 классов
в статье излодены в доступной форме все правила оформления исследовательских работ , а также требования к защите исследовательских работ...
правила оформления исследовательских работ учащихся 5 -11 классов
В статье очень подробно и доступно изложены основные правила при создании исследовательских работ в любой области наук....
Организация исследовательской работы в рамках научно-практической конференции школьников.
Уже традицией стало участие моих подопечных в районной научно -практической конференции школьников. В этом году мы добились определенных успехов. Наша исследовательская работа"Сравнительный анали...
Структура и оформление исторической исследовательской работы старшеклассников для конкурсов Всероссийского уровня.
Как правильно офрмить исследовательскую работу на конкурс....