ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
рабочая программа на тему

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.

Программа рассчитана на период обучения - 1 год, но при необходимости и при желании детей период может быть продлен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_rospis_itog_programma_kruzhka.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Твери

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №53»

                                             

                                                    Утверждена решением педагогического

         (методического) совета школы

Протокол №_______от_________ 2015г.

.                        Директор школы______ Зверькова Л.К.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»

Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:   1 год

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:  7-10 лет

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федераци от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Тверь

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................3

П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН..............................................................6

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ............................................... 7

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.............................................................16

V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 18

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность.

B.C. Bopонов

II. Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

Данная образовательная программа «Роспись по дереву» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.

Учебный план и методическое обеспечение программы составлены на основе опыта работы в кружке «Росписи по дереву», а также рабочих тетрадей, знакомящих детей с основными народными промыслами – хохломской росписью, городецкой, мезенской, жостовской.

Особенность данной образовательной программы состоит в том, что каждый раздел учебного плана составлен на основании последовательного усложнения элементов народной росписи. Учебный план предусматривает самостоятельные творческие задания. Встречаясь с трудностями, дети пытаются их преодолеть и решить самостоятельно.

Роспись по дереву требует от ребенка усидчивости, терпения, что способствует развитию его личности, воспитанию характера. При украшении деревянных изделий формируется целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о народных художественных промыслах, но и  умений по работе кистью, художественного мышления, чувства композиции.

Связи народного искусства с жизнью человека, роль народного искусства в его повседневной жизни - главный смысловой стержень программы. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность украшать конкретные изделия и видеть результат своей работы.

2.  Цель и задачи программы.   

Целью данной программы является создание условий для творческого  развития личности,  развития художественного вкуса и трудовых навыков детей.

Основные задачи программы:

1.   Вызвать интерес к данному виду творчества;

2.   Научить детей приемам  и навыкам росписи по дереву;

3. Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе. Обучающие задачи:

•  Познакомить детей с различными видами народных промыслов – хохломской, мезенской, городецкой росписью;

•  Научить детей понимать художественные свойства различных   материалов, красоту формы данной вещи, ее украшение;

•    Научить ребенка приемами и навыкам росписи по дереву.

Развивающие задачи:

•   Развивать творческие способности у детей;

•   Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление;

•   Развивать мелкую моторику пальцев рук;

•   Развивать конструктивные навыки и умения;

•  Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.

Воспитательные задачи:

•   Воспитывать у детей бережное отношение к своему труду;

•   Воспитывать трудолюбие и усидчивость;

•   Побуждать детей участвовать в коллективной работе;

• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые работы;

• Воспитывать чувство коллективизма, умение прислушиваться к мнению других, уважать их точку зрения.

3. Отличительные особенности программы:

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.

Программа рассчитана на период обучения - 1 год, но при необходимости и при желании детей период может быть продлен.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Программа  рассчитана  на  детей   8 - 12   лет.   При   некоторой   корректировке   методик  и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей   более младшего или старшего возраста (например, при подготовке расписчиков по дереву в профессиональном образовании).  

Группа формируется  без  предварительного  отбора,  из  детей разного  возраста.  

Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю. Занятия групповые:

Группа - не более 12 чел

5.  Режим занятий:

• общее количество часов в год – 136 ч.;

• количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 2 часа;

• периодичность занятий – 2 раза в неделю.

Форма  занятий  - комплексная: сочетание теории и практики.

6.Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей о народных промыслах, умений и навыков в росписи по дереву,  качественно отличающихся от уже имеющихся.

По окончании первого года обучения ребенок должен знать:

- основные виды росписи по дереву, основные виды кистевой росписи; должнен уметь:

-расписывать деревянные изделия в технике хохломской, городецкой, мезенской и др. росписей.

В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках декоративно-прикладного искусства.

В конце учебного года ими выполняется выставочная работа, по качеству исполнения которой определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.

III. Учебно-тематический план:

занятий в кружке «Росписи по дереву»

Тема года: «Знакомство с основами художественного ремесла»

темы

уро-

ков

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

Раздел 1.   Роспись по дереву – одно из направлений украшения предметов быта.         2 ч.                                                              

1.1.

Введение. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы.

1

1

1.2.

Основные элементы «азбуки» народного творчества.

1

1

Раздел 2. Мезенская роспись. Северодвинская роспись.                                                   14 ч.

2.1.

Простейшие элементы росписи – мезенские   прописи. Ленточный   орнамент.

2

1

1

2.2.

Узоры   в   косой   клетке. Роспись   поставка.

2

2

2.3.

Уточки   и   лебеди. Роспись   коробухи.  

2

1

1

2.4.

Цветы   и  деревья. Роспись   утицы

4

4

2.5.

Олени   и   кони. Роспись   доски.

4

4

Раздел 3. Городецкая роспись.                                                                                              16 ч.

3.1.

Изучение Городецкой росписи. Особенности.

2

1

1

3.2.

Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки.

2

2

3.3.

Ленточный орнамент. Ягоды.

2

1

1

3.4.

Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец.

2

2

3.5.

Птицы. Роспись тарелки.

2

2

3.6.

Изображение коней.

2

2

3.7.

Роспись разделочной доски (новогоднего подарка).

4

4

Раздел 4. Хохломская роспись.                                                                                          22 ч.

4.1.

Изучение Хохломской росписи.

2

2

4.2.

Особенности. Последовательность этапов работы. Подготовка, роспись, отделка.

2

2

4.3.

Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись.

2

2

4.4.

Мазок, кустик. Ленточный орнамент.

2

2

4.5.

Стебель, Стебель с кустиками (с правосторонним завитком, с левосторонним завитком).

2

2

4.6.

Хохломская роспись. Пряник. Орнамент к круге.

2

2

4.7.

Тарелка. Изделие с травной росписью.

2

2

4.8.

Кудрина. Бочонок. Сахарница.

4

4

4.9.

Хохломское изделие. Украсим наш дом.

4

4

Раздел 5.    Жостовская роспись.                                                                                     18 ч.

5.1.

Изучение Жостовской росписи.

2

2

5.2.

Особенности. Последовательность этапов работы. Замалевка, выправка: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

2

2

5.3.

Освоение элементов росписи. Листья.

2

2

5.4.

Изображение орнаментов.

2

2

5.5.

Изображение цветов, фруктов.

2

2

5.6.

Роспись подноса.

2

2

5.7.

Конкурс рисунков «Украшаем наш дом»

2

2

Итого:

68

17

IV. Содержание дополнительной программы  занятий в кружке «Роспись по дереву».

Тема года: «Знакомство с основами художественного ремесла (росписью по дереву).

Принцип обучения: от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.

Тема 1.  Роспись по дереву – одно из направлений украшения предметов быта.  

  1. Введение. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы.
  2. Основные элементы «азбуки» народного творчества.

Тема 2. Мезенская роспись.

2.1.  Простейшие элементы росписи – мезенские   прописи. Ленточный   орнамент.

Промысел, его история, показ образцов, выполненных   народными   мастерами,   или   их  изображений.Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий и штрихов. Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих    народов    является    символом    плодородия.Повторение предложенных узоров   в   квадратах.

Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек  и  зигзагов. Ни  одна  роспись   не   обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей,   всегда   присутствующих  в   подобных  сюжетах. Упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные  элементы  воспроизводятся без отрыва руки.

Знакомство   с   ленточным  орнаментом. Обратить внимание на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных  орнаментов.

Нанести границу полосы, а затем при помощи или кисти воспроизвести  орнамент  черной   краской.

2.2.   Узоры   в   косой   клетке. Роспись   поставка.

Освоение    традиционных    мезенских   орнаментов. Показ построений орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое   чередование   элементов  узора.

По намеченным линиям скопировать элементы узора и заполнить закладку с орнаментом.

Декоративное оформление поставка геометрическим   орнаментом. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер  орнамента  определяются   формой  вещи. Показ рисунков коробухи, элементов геометрического орнамента, из которого построен декор. Пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок,   коробух,   солонок,   туесов   и  т. п.

Составить геометрический   орнамент  и   расписать  поставок.

2.3.   Уточки   и   лебеди. Роспись   коробухи.  

Знакомстно с декоративным изображением птиц в  традиционной   мезенской  росписи. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить и мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом   дома   связывали   почитаемое  дерево.

Копирование предложенные варианты изображения птиц. Показ последовательности исполнения росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных  деталей.

Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом   с   изображением   птиц. Показ рисунков, на которых представлены образцы росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать  другие   узоры,   сделанные   на   круге.

Самостоятельное решение или копирование образцов. Карандашом размечаются основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям   производят  роспись   крышки   коробухи.

2.4.   Цветы   и  деревья. Роспись   утицы.

Знакомство с декоративным изображением деревьев   и   цветов   в  традиционной   мезенской  росписи. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых   дерева   располагаются   симметрично   по   отношению   к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских  домах.

Копирование предложенных вариантов   изображений   цветов   и   деревьев.

Декоративное оформление утицы узором с мотивом  дерева   (цветка). Показ рисунков, на которых представлены образцы росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие   предметы   с   изображением   цветов   и  деревьев.

Самостоятельное решение или копирование. Карандашом размечаются основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям  производят  роспись   ковша.

2.5.   Олени   и   кони. Роспись   доски.

Знакомство с декоративным изображением животных  в   традиционной   мезенской  росписи. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения   коней   в   других   крестьянских   росписях,   отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением    перьев,    подобных   тем,    которые   рисовались   у   птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами   и   возле   ног  коней. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Копирование предложенного изображения оленя или коня.

Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом. Показ рисунков, на которых представлены образцы росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением  животных. Самостоятельная роспись доски. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Декорирование разделочной доски.

Тема 3. Городецкая роспись.        

3.1. Изучение Городецкой росписи. Особенности.

Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек.

 Все элементы городецкой росписи дети рисуют сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.

3.2. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки.

Знакомство с художественным элементом городецкой росписи — «листочком».

Обратить внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно обьединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одногс стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.

Изучение порядка выполнения работы. Последовательность росписи та же, что и в предыдущих случаях: сначала - общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем теневка и оживка его при помощи тонких штрихов. Прорисовка листьев и кустиков.

Закрепление умений по составлению узора из листьев.

Освоение традиционных городецких орнаментов.

Слова орнамент, декор и украшение - синонимы, орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Особенности построения орнамента в городецкой росписи законы симметрии.

Упражнение на воспроизведение образца орнамента в полосе.

3.3. Ленточный орнамент. Ягоды.

Знакомство с традиционным городецким мотивом — ягодами – вишни, земляники, розди винограда.

Изучение последовательности и самостоятельная работа по их рисованию. Выполнение ленточного орнамента.

3.4. Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец.

 «Розан и ромашка»

Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи -«розаном».

Просмотр городецких изделий, в росписи которых встречается элемент «розан», так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Изучение последовательности выполнения каждого этапа росписи и названия этих этапов.

Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).

Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что и при рисовании «розана».

 «Купавка и бутон»

Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи - «купавкой», так называется цветок со смещенным центром. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).

 Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов городецкой росписи - «купавок», «бутонов» и «листочков».

Задание выполняется на повтор или импровизацию по рекомендации учителя.

 «Городецкая роза»

Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи. Выполнение «Городецкой розы».

Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза». Предложенные образцы используются  при росписи поставца.

3.5. Птицы. Роспись тарелки.

Знакомство с традиционным мотивом городецкой   росписи — «птицей», с городецкими сюжетами, в которых присутствует данный мотив. Запоминание последовательности выполнения каждого этапа росписи. Птиц обычно рисуют начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур.

Знакомство с изображением различных видов городецких птиц.

Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве; показывает и называет городецких птиц, изображенных в рабочей тетради.

Копирование образца птицы и роспись тарелки.

3.6. Изображение коней.

Знакомство с традиционным мотивом городецкой   росписи - «конем».

Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю - это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше - это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.

3.7. Роспись разделочной доски (новогоднего подарка).

Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках.

Изучение традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными  и тремя крупными цветками в сочетании с разным количеством мелких цветов. Внизу приводятся различные формы разделочных досок. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветового решения всей композиции. Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции.

Самостоятельная  роспись разделочной доски предложенной формы.

                                                                                                   

Тема 4. Хохломская роспись

4.1. Изучение Хохломской росписи.

Знакомство с работами мастеров, основными особенностями хохломской росписи.

Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

4.2. Особенности. Последовательность этапов работы. Подготовка, роспись, отделка.

Знакомство с последовательностью работы над росписью.

Рассматривание росписи, выполненной мастерами, а затем самостоятельная распись изделия. Роспись чашки с травным узором. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Создание узора и украшение ложки элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

4.3. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись.

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента.

Композиция с элементами травной росписи. 

4.4. Мазок, кустик. Ленточный орнамент.

«Кустик» — это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

 Упражнения по прорисовке мазков, кустиков. Чередование элементов образует орнамент.

Выполнение ленточного орнамента. Оформление поставка.

4.5. Стебель, Стебель с кустиками (с правосторонним завитком, с левосторонним завитком). 

Упражнения в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».

Плавное течение ведущей .линии —«криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.

Украшение чашки  травным орнаментом.

4.6. Хохломская роспись. Пряник. Орнамент к круге.

Особенности выполнения орнамента в круге. Украшение пряничной доски.

4.7. Тарелка. Изделие с травной росписью.

Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткой-тычком.

Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью.

Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Роспись тарелки, обращая внимание на соответствие узора и формы  предмета.

4.8. Кудрина. Бочонок. Сахарница.

Изучаем элементы кудрины. Украшаем бочонок. Копирование по образцам мастеров.

4.9. Хохломское изделие. Украсим наш дом.

Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать все ранее изученное. Предлагается самостоятельно придумать форму изделия и украсить его разнообразными хохломскими узорами.

Тема 5. Жостовская роспись (роспись под «Жостово», очень близка к урало-сибирской росписи по дереву).  

5.1.Изучение Жостовской росписи.

 Знакомство с традиционным русским художественным промыслом — «Жостовская роспись», промысла, его историей и этапами развития. Основным мотивом жостовский росписи является букет на черном лаковом фоне. Роспись данного промысла отличается тщательной выписанностью каждого цветка и тонкой колористической гаммой, которая достигается благодаря последовательному нанесению слоев росписи. Используя наглядный ряд с изображением этапов послойного жостовского письма знакомимся  с технологией изготовления подносов.

5.2.Особенности. Последовательность этапов работы. Замалевка, выправка: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Знакомство с жостовским кистевым мазком и простейшими элементами росписи.

Объяснить, что подобно тому, как дом строится из кирпичиков, изделие собирается из мелких деталей конструктора, а слова составляются из букв —точно также букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестками чаще всего в росписи являются различного вида кистевые мазки.

Выполнение кистью упражнений на повтор различных типов мазков и простейших элементов росписи.

5.3.Освоение элементов росписи. Листья.

«Листочек»

Освоение художественного элемента жостовской росписи «листочек».

В жостовской росписи листочки являются обязательной составляющей букета. Чаще всего они зеленые, но могут быть и других цветов — желтые или коричневые. Листочки сильно варьируют по форме. Как правило, это упругие одиночные листья розы, но иногда встречаются розетки — это когда на одном стебле крепится несколько пластин характерной для данного растения формы.

При работе над элементом «листочек» следует особое внимание обратить на его форму. Листочек имеет тонкие начало и конец и утолщенную середину. Рисуют листья чаще всего кистями № 4 или № 5, а чертежку осуществляют кистями № 2 или № 3. Листочек в жостовской росписи, как правило, составной, то есть написан при помощи нескольких мазков.

Пятилистник (цветок яблони)

Знакомство с традиционным жостовским узором — пятилистником (цветком яблони).

Демонстрация подносов (репродукций), на которых представлен данный тип цветов, рассказ об этих цветах, о цветовой гамме, о времени цветения, примеры историй и легенд, связанных с этим растением. Объяснение принципа послойной проработки изображения в жостовской росписи.

Копирование цветов. Чтобы цветок получался ровным и красивым, необходимо мысленно провести линию равновесия и наносить лепестки в определенной последовательности. При этом жостовские мастера поворачивают поднос так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

Травинки, усики и стебельки

Знакомство с элементами жостовской росписи, которыми пользуются для привязки.

Привлечение внимания детей к расположению стеблей, усиков и травинок. Свободное расположение этих элементов подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору и, что самое главное, «связывает» букет цветов и плоскость подноса в единое целое. Этот этап настолько важен, что мастера выделяют его отдельной строкой и называют «привязка». Только после такой привязки поднос становится не просто подносом, расписанным цветами, а именно жостовским подносом.

Освоение одного из важнейших этапов жостовской росписи — «привязки».

Осуществление привязки букета, изображенного на овальном подносе в правой части листа. Это задание дает простор для импровизации.

5.5.Изображение цветов, фруктов. 

Знакомство с типами и формами цветов в жостовской росписи.

Цветок «Лилия»

 Знакомство с декоративным изображением лилии в жостовской росписи. 

Алые маки

Знакомство с декоративным изображением в жостовской росписи крупных цветов — маков.

Цветок «Роза»

Знакомство с декоративным изображением розы в жостовской росписи. Роза — королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она всегда в центре. Цветок розы обычно самый большой и пышный.

Букет садовых цветов

Композиционное решения  букета садовых цветов, отработка умений росписи лилий, маков, роз. Необходимо предоставить детям максимальную самостоятельность, а по окончании работы обсудить композиции рисунков.

Изображение фруктов.

5.4.Изображение орнаментов.

Знакомство с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов.

Выполнение упражнений на повтор главных элементов жостовского орнамента. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

5.6.Роспись подноса.

Формы подносов и композиционные схемы.

Знакомство с многообразием форм подносов и вариантами композиционного размещения узора на подносах. Бывают простые формы - круглые, овальные, многоугольные и сложные - «восьмиусовые», «гитарные», «крылатые» и т. д.

Затем дается представление о композиционном разнообразии жостовской росписи — «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полувенок» и т. д. И особо заостряется внимание на классической композиции узора с центральным расположением букета - в этом случае крупные цветы находятся в центре букета, их окружают цветы поменьше, а по краям располагаются совсем мелкие цветы и листочки.

Еще раз акцентируется внимание на фоне. Одни и те же цветы, но на разном фоне выглядят по-разному и создают разное настроение.

Применяются все ранее полученные навыки и знания. Детям предлагается самостоятельно расписать поднос. При желании можно несколько усложнить задачу, предложив предварительно сделать поднос из папье-маше.

5.7. Конкурс рисунков «Украшаем наш дом».

Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать все ранее изученное. Предлагается самостоятельно придумать изделие и украсить его разнообразными узорами.

IV. Методическое обеспечение образовательной программы.

Основой    организации    образовательного    процесса    являются    личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии. 

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, элементов росписи, композиции, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с различными видами росписей, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.

•      По каждому виду росписи проработан материал, создана презентация в программе    POWER POINT,   включающая основные виды изделий, композиций,  основные элементы росписи.

          Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного

повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в росписи по дереву, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Выполнение объемных игрушек дает представление о форме модели, ее конструкции. Это позволит детям освоить элементы росписи, композиции и оформления объемных моделей.

На занятиях будут использоваться  дидактические материалы – рабочие тетради по различным видам росписи, работы  педагога и детей.

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами – хохломской, городецкой, мезенской росписью по дереву, с национальными традициями.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, элементах их росписи, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

 Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

•     хорошо   освещенный   кабинет,   соответствующий   санитарно-эпидемиологическим   правилам   и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;

•         оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;

•         инструменты: колонковые кисти, баночки с водой, и др.;

•         материалы (краски, бумага, деревянные заготовки для росписи и т. д.);

•     методические пособия и разработки по различным видам росписи по дереву.

VI. Литература.

                Вся литература, которая была использована для разработки программы, с успехом может быть  рекомендована для детей и родителей с целью углубления знаний о различных видах художественной росписи.  

1.  Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 1. М., 1973.

2.  Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 2. М., 1979.

3.  Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1970.

4. Горяева НА., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник. М., 2000.

5. Жегалова С. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983

Искусство Прикамья: Народные росписи по дереву / Сост. В. А. Барадулин      Пермь, 1987.

6.  Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

7.  Мелик-Пашаев АА. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

8.  Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. М., 1987.

9.  Миловский А. Народные промыслы России. М., 1994.

10. Народные художественные промыслы России: Альбом / Авт.-сост. П.И. Ут-кин. М., 1984.

11. Некрасова М. А. Народное искусство России. М., 1989.

12. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М., 1987.

13.  Неменский Б.М. Познание искусством. М., 2000.

14.  Полунина В.Н. Одолень-трава. М., 1987.

15. Ребенок. Искусство. Учитель: Методическое пособие для учителей искусства. Информ. бюллетень «Непрерывное художественное образование». 1999—2002, № 1—10.

16. Русский сувенир: Альбом. /Авт.-сост. М.Г. Черейская. — Л., 1978.

17. Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея: Альбом. / Ред.- сост. И.Я. Богуславская. — Л., 1984.

18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999.

19. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.

20. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М., Владос, 2002.

21. Рабочие тетради по различным видам росписи по дереву.

Календарно-тематическое планирование

занятий в кружке «Росписи по дереву»

на 2015-2016 г.г.

Дата

Ча-сы

Тема

07.09-12.09

1

1

Введение. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы.

Основные элементы «азбуки» народного творчества

14.09-19.09

2

Простейшие элементы росписи – мезенские   прописи. Ленточный   орнамент.

21.09-26.09

2

Узоры   в   косой   клетке. Роспись   поставка.

28.09-27.10

2

Уточки   и   лебеди. Роспись   коробухи.  

05.10-10.10

2

Цветы   и  деревья. Роспись   утицы

12.10-17.10

2

Цветы   и  деревья. Роспись   утицы

19.10-24.10

2

Олени   и   кони. Роспись   доски.

26.10-31.10

2

Олени   и   кони. Роспись   доски.

09.10-14.10

2

Изучение Городецкой росписи. Особенности.

16.11-21.11

2

Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки.

23.11-28.11

2

Ленточный орнамент. Ягоды.

30.11-05.12

2

Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец.

07.12-12.12

2

Птицы. Роспись тарелки.

14.12-19.12

2

Изображение коней.

21.12-26.12

2

Роспись разделочной доски (новогоднего подарка).

28.12-30.12

2

Роспись разделочной доски (новогоднего подарка).

11.01-16.01

2

Изучение Хохломской росписи.

18.01-23.01

2

Особенности. Последовательность этапов работы. Подготовка, роспись, отделка.

25.01-30.01

2

Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись.

01.02-06.02

2

Мазок, кустик. Ленточный орнамент.

08.02-13.02

2

Стебель, Стебель с кустиками (с правосторонним завитком, с левосторонним завитком).

15.02-20.02

2

Хохломская роспись. Пряник. Орнамент к круге.

22.02-27.02

2

Тарелка. Изделие с травной росписью.

29.02-05.03

2

Кудрина. Бочонок. Сахарница.

07.03-12.03

2

Кудрина. Бочонок. Сахарница.

14.03-19.03

2

Хохломское изделие. Украсим наш дом.

21.03-26.03

2

Хохломское изделие. Украсим наш дом.

04.04-09.04

2

Изучение Жостовской росписи.

11.04-16.04

2

Особенности. Последовательность этапов работы. Замалевка, выправка: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

18.04-23.04

2

Освоение элементов росписи. Листья.

25.04-30.04

2

Изображение орнаментов.

03.05-07.05

2

Изображение цветов, фруктов.

10.05-14.05

2

Роспись подноса.

16.05-21.05

2

Конкурс рисунков «Украшаем наш дом»

68

Учитель                       Плотникова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественная роспись по дереву

Содержание программы по обучению учащихся росписи по дереву направленно на воспитание художественной культуры лицеистов, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию...

Северная роспись по дереву

Образовательная программа «Северная роспись по дереву» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-8 лет) и рассчитана на 1 года. Данная программа «Северная роспись по дереву» ра...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.

Урок технологии 5 класс "Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву"...

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....

Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"

Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"...