Занятие "Отработка техники завязывания узлов"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Мигонькина Зиля Раисовна

Предлагаемое занятие, позволит педагогу решить ряд задач: закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный»; развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить при выполнении практических заданий.

Цель: Формирование навыков завязывания туристских узлов.
Задачи: 
Обучающая: закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный», об их назначении, способах их завязывания;
Развивающая: развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить при выполнении практических заданий.
Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к коллективному взаимодействию в процессе выполнения заданий.

Методические рекомендации по использованию ресурса: Занятие «Отработка техники завязывания узлов» является составной частью календарно-тематического плана раздела «Туристско-бытовые навыки» дополнительной образовательной программы «Школа безопасности». И подразумевает своей целью формирование навыков завязывания туристских узлов.
Предлагаемое занятие, позволит педагогу решить ряд задач: закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный», об их назначении, способах их завязывания; развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить при выполнении практических заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл техника вязания узлов615.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных туристов»

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ

«ОТРАБОТКА ТЕХНИКИ ВЯЗАНИЯ УЗЛОВ»

                                                                                                        Автор:    Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Станция юных туристов»,

                                                                                                   

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительной образовательной программой «Школа безопасности» на первом году обучения в разделе «Туристско-бытовые навыки» учебно-тематическим планом предусматривается  изучение техники безопасности при проведении туристских походов, занятий, соревнований для обучающихся 11-12 лет.

Занятие «Отработка техники завязывания узлов» является составной частью календарно-тематического плана  этого раздела. И подразумевает своей целью формирование навыков завязывания  туристских узлов.

Предлагаемое  занятие, позволит педагогу решить ряд задач: 

- закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный», об их назначении, способах их завязывания;

- развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить  при выполнении практических заданий.

- воспитывать положительное отношение к  коллективному  взаимодействию в процессе выполнения заданий.

В ходе занятия построенного на использовании как  индивидуальной, так и групповой работы детей обучающимся предлагается выполнить четыре задания:  «Завяжи узелок»,     «Помоги маме»,   « Спасатели спешат на помощь»,  «Завязывание узлов по названию на карточках».  

Всё это способствует   тому, что обучающиеся не только получают знания, но и практически овладевают основополагающими умениями и навыками, связанными с завязыванием узлов,  с оказанием само- и взаимопомощи.                                              

 Особый акцент в занятии сделан на использование игровых и соревновательных приёмов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

           Занятие может быть использовано в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах (как кружковая деятельность туристско-краеведческой направленности или факультативом ОБЖ).

В занятии использованы схемы, таблицы, рисунки, карточки Мигонькиной З.Р.

Тема занятия: отработка техники вязания узлов

       Вид занятия: Закрепляющее

       Форма проведения: Комбинированная.

       Продолжительность занятия: 45 минут.

       Возраст обучающихся: 11-12 лет                                                            

Цель:  Формирование навыков завязывания  туристских узлов

Задачи:

Обучающая: - закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный», об их назначении, способах их завязывания;

Развивающая: - развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить  при выполнении практических заданий.

Воспитывающая:- воспитывать положительное отношение к  коллективному  взаимодействию в процессе выполнения заданий.

Методы и приёмы: Слово педагога,  вопросы, беседа, использование наглядности, игровые   приёмы, соревновательные приёмы,  практические  упражнения, индивидуальная работа и работа в группах.

Материал и оборудование: репшнуры – 12 шт., 2 верёвки по 3-4 м., секундомер, карточки с названиями узлов («прямой», «проводник», «академический»,  «булинь», «встречный», «штык»), карточки с заданиями; доска, мел (для фиксирования  имён обучающихся и результатов выполнения заданий).

План занятия

1

1

 Вводная часть.

Организационный момент.

Мотивация на достижение цели.

Определение целей и задач

3

минуты

2

2

Основная часть.        

Задание № 1. «Завяжи узелок»                                                   5мин.                                                            

Задание №2. «Помоги маме»                                                      5 мин.

Задание №3. Завязывание узлов по названию на карточках    20мин.                                                                         

Задание № 4.  « Спасатели спешат на помощь»                      9мин.  

39

минут

3

3

 Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

3

минуты

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вводная часть

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня видеть  вашу группу в полном составе. Вы стали более серьёзными, более организованными, более подготовленными к настоящим походам. Многое уже знаете, многому научились. Теперь нам предстоит принять участие в соревнованиях  по «Технике завязывания узлов». Лучшие из вас будут отмечены  грамотами и получат призы. О победителях расскажут по местному  радио телевидению, напишут в статьях  газет «РиО» и «Наш город», так все ваши знакомые, родные узнают о ваших успехах.

 Мы  с вами учились на предыдущих занятиях завязывать некоторые туристские узлы. Какие? («прямой», «проводник», «академический», «встречный», «штык», «булинь»). Поэтому мы, сегодня с вами будем готовиться к этим соревнованиям. Но не просто отрабатывать завязывание каждого узла в отдельности, а выполняя определённые задания. И по-одному, и подгруппами, и командами. Будут такие своеобразные мини-соревнования, для того чтобы каждый из вас почувствовал, какие узлы ему даются легко, а какие не очень, и над ними нужно ещё поработать. А для чего вообще нужны туристские узлы? (ответы детей).

2. Основная часть

 Задание №1.        «Завяжи узелок»   

Каждому предлагается взять в руки репшнур и по команде руководителя завязать соответствующий узел.  Педагог произносит названия узлов, обучающиеся выполняют задания. Педагог проверяет правильность  завязанных узлов, указывает на недочёты (перехлёсты, отсутствие контрольных узлов). Помогает тем, кто неправильно завязал узел. Каждый раз, называя узел, проговариваем, зачем он нужен, как используется.  

На доске в виде таблицы  фиксируются все фамилии детей  и названия изученных узлов. По мере выполнения задания педагог ставит «+» тому, кто завязал узел правильно, без ошибок. «-» тому, кто ошибся при завязывании узлов.    (Приложение 1)

Задание № 2   «Помоги маме»

Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает задание «Помочь маме….» (Приложение 2)

Вариант 1 «Помогите маме натянуть бельевую верёвку»

Задача: Натянуть горизонтально верёвку, закрепив её на опорах, используя узлы «булинь» и «штык».

Вариант 2 «Помогите маме завязать шнурки на ботинках маленького ребёнка так, чтобы не развязывались».

Задача: На двух ботинках (кедах) завязать шнурки «на бантик», но используя «прямой» узел.

Вариант 3 «Помогите маме  связать верёвку подлиннее».

Задача: Связать куски разных по диаметру верёвок, используя узлы «прямой», «академический».

Выполнив свои задания, подгруппы проверяют друг друга. Отмечаем, кто справился быстро и правильно.

Задание №3 Завязывание узлов по заданию на карточках («прямой», «проводник», «академический», «булинь», «встречный», «штык») (Приложение 3)

На 2-х горизонтально натянутых верёвках   весят репшнуры с карточками-названиями узлов. Таким образом образуется две одинаковых ветки, на которых могут работать одновременно 2 человека. Назначаются 2 человека, которые будут засекать время выполнения задания. Это своеобразная «репетиция соревнований по Технике вязания узлов». Задача участников: по команде «Старт» начать завязывать узлы, соответствующие карточке-названию, завязав последний узел, участник говорит «Стоп». Время каждого участника фиксируется в таблице на доске. Педагог проверяет правильность завязанных узлов, отмечает штрафы, если они есть.

 Задание №4 « Спасатели спешат на помощь»

 Группа делится на две части – это команды спасателей. Они должны натянуть 2 переправы, связав различные (по диаметру и толщине) куски верёвок, используя «правильные» узлы. Это могут быть узлы «прямой», «академический», «встречный». А для того, чтобы закрепить концы верёвок, используем «булинь» и «штык».

3. Заключительная часть

Подведение итогов занятия    

       - Итак, мы с вами   сегодня выполнили много разных заданий.

         Какими они были? (Интересным, сложным, лёгким, весёлым)

         Что больше  всего понравилось?(Ответы детей) А не понравилось? ( Ответы детей).

         Как вы считаете, вы справились с заданиями?

        Я хочу сказать, что с вами можно пойти в любой поход, вы оказались ловкими и способными, и если группе нужно будет натянуть верёвки, закрепить тент или организовать переправу, то вы не растеряетесь! (Оцениваю каждого ребёнка по результатам в таблице на доске).

        Домашнее задание 

Итак, каждый из вас сегодня узнал, какие узлы ему даются легко, а над какими следует ещё потрудиться, кому-то вязать внимательнее, без перехлёстов, и не торопиться, а кому - наоборот, поторапливаться, так на  соревнованиях учитывается не только правильность, но и время завязывания узлов. Потому, дома я прошу вас, продолжить тренировку в этих направлениях, учитывая все свои недочёты и ошибки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема данного  занятия «Отработка техники вязания узлов» является одной из тем  раздела «Туристско-бытовые навыки» по программе «Школа безопасности» первого года обучения.  Это закрепление знаний о туристских узлах, способах их завязывания и формирование навыков завязывания туристских узлов.

Цель и задачи занятия соответствуют теме. Занятие построено с учётом особенностей психического и физического развития обучающихся 11-12 лет, соответствует их возрасту и выдержано в рамках рекомендаций Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2  1178-02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса».

Занятие проводится с группой  10 -12 человек, где у каждого обучающегося есть возможность проявить свои знания и умения, выполняя задания индивидуально и работая в группе. А само-  и взаимоконтроль обучающихся позволяют в мягкой, корректной форме выявить и исправить ошибки в работе.

Многократное завязывание узлов в различных игровых ситуациях позволяет успешно достичь цели занятия -  сформировать навыки завязывания туристских узлов.

Таким образом, в ходе занятия обучающиеся расширяют границы взаимодействия с окружающим миром, сохраняют высокий уровень мыслительной деятельности. А возможность сотрудничества со сверстниками повышает их коммуникабельность, воспитывает умение работать в команде, способствует оптимальной социальной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бардин, К. Азбука туризма  [Текст] / К. Бардин. - М.: Просвещение, 1981.- 385с.
  2. Волкова, М. Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха [Текст] /М.Г. Волкова.  - М., 1989. -178с.
  3. Ильичёв, Л. А.   Популярная   энциклопедия   выживания . 2-е изд., испр., доп. и перераб. [Текст] / Л.А. Ильичёв. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 272с.
  4. Крайнева, И.Н. Узлы: простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни [Текст] / И.Н.Крайнева.- СПб: ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 1997.- 240с.
  5. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии: (Из опыта работы) [Текст]  / Под ред. И. И. Бариновой и Г. П. Герасимовой. - М.: Просвещение, 1983.- 163с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица  к заданию «Завяжи узелок»

П/П

Ф.И. ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

НАЗВАНИЯ ТУРИСТСКИХ УЗЛОВ

«прямой»

«проводник»

«академи-ческий»

«штык»

«булинь»

«встречный»

1.

Иванова Мария

+

-

+

+

+

+

2.

Кучумов Иван

-

+

_

+

+

+

3.

Леднёв Сергей

+

+

+

+

+

+

4.

Ушаков Андрей

+

+

+

_

+

+

Условные обозначения  «+»  - узел завязан правильно, без перехлёстов

                                          «-» - узел завязан с перехлёстами или неправильно

Приложение 2

Карточки к заданию «Помоги маме…»

карточка №1

Помогите маме натянуть бельевую верёвку

Ваша задача: натянуть горизонтально верёвку, закрепив её на опорах, используя узлы «булинь» и «штык».

карточка №2

Помогите маме завязать шнурки на ботинках маленького ребёнка так, чтобы не развязывались

Ваша задача: на двух ботинках (кедах) завязать шнурки «на бантик», но используя «прямой» узел.

карточка №3

Помогите маме  связать верёвку подлиннее

Ваша задача: связать куски разных по диаметру верёвок, используя узлы «прямой», «академический».

Приложение 3

Карточки к заданию «Завязывание узлов по названию на карточках» 

Приложение 4

Иллюстрации «Туристские узлы»

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 004.jpgC:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 005.jpg

           «прямой»

«академический»

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 005.jpg

«проводник»

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение.jpgC:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 005.jpg

«булинь»

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 001.jpg

схема завязывания узла «штык»

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 003.jpg

схема завязывания узла «встречный»

Рисунки Мигонькиной З.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристские узлы, их значение. Техника вязания узлов.

Туристские узлы, их значение. Техника вязания узлов....

Конспект занятия "Техника вязки узлов"

Конспект занятия "Техника вязки узлов"...

Открытое занятие «Туристские узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.»

Открытое занятие«Туристские узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.»...

Занятие "Отработка техники завязывания узлов"

Предлагаемое занятие, позволит педагогу решить ряд задач: закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь&raqu...

Презентация "Туристские узлы. Техника вязания узлов"

Хороший узел - это:когда его легко завязать,когда он сам не развязывается,когда его легко развязать.Узел - это способ соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образо...

План-конспект по теме: "Техника вязки узлов"

Цель: Популяризация и привлечение детей к туризму, отработка единой последовательности приемов вязки узлов.Задачи:Совершенствовать навыки по вязки туристических узлов.Укрепление здоровья обучающихся и...