Методическая разработка вводного урока по пескографии "Подводный мир".
план-конспект по теме

Макарова Анастасия Александровна

Данный материал содержит сценарий вводного урока по пескографии для обучающихся 7-9 лет, а так же примеры детских работ.

Ссылка на видеоролик о подводном мире - https://www.youtube.com/watch?v=iiy_-nWUHIw (Видео желательно обрезать)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_vvodnogo_zanyatiya_po_peskografii.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа №320 Приморского района

Санкт-Петербурга

План-конспект вводного занятия по пескографии

Тема: «Подводный мир»

Возраст детей: 7-9 лет

Год обучения: 1 год

Макарова Анастасия Александровна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016

Объединение: «Песочные сны»

Тема: «Подводный мир»

Цель: Знакомство с основными приемами пескографии на примере изображения подводного мира.

Тип урока: вводный урок.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся со способами создания фона;
  • Формировать умение проводить по песку линии различного характера одним пальцем, ребром ладони, всеми пальцами одновременно, работать щепотью, ставить отпечаток кулачком и подушечками пальцев;
  • Познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе со световым столом и песком;
  • Расширять представление обучающихся о жизни морских обитателей;

Развивающие:

  • Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, мышления, волевой сферы;
  • Содействовать развитию волевой сферы; гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук и сенсорномоторную координацию;

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию эстетического вкуса;
  • Содействовать формированию эмпатии у обучающихся;
  • Формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к творческому самовыражению;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы на песке.

Формы и методы работы

Игровые, словесные, наглядные (беседа, словесное рисование, демонстрация видео, демонстрация приемов рисования), практическая работа.

Средства обучения

Световые столы, кварцевый песок мелкой фракции, компьютер, колонки, камера, штатив, проектор, экран, рыбка, вырезанная из бумаги, цветные стеклянные камни, клубок ниток синего цвета; диск со спокойной музыкой морской тематики, видеоролик о жизни морских обитателей.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (Приветствие, техника безопасности знакомство с группой) – 5 мин.
  2. Введение (Упражнения на знакомство с материалом (песком) с элементами медитации) – 4 мин.
  3. Теоретический блок (Демонстрация видео, беседа) – 5 мин.
  4. Практический блок (Совместное рисование подводного мира) – 18 мин
  5. Итоговый блок (Обратная связь: ребята демонстрируют изученные приемы на месте учителя; оценка деятельности обучающихся) – 5 мин.
  6. Завершение занятия (Упражнение «Комплименты») – 2 мин.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет. Учитель объясняет на какое занятие они пришли, обращает внимание на устройство кабинете и предлагает ребятам сесть за столы, как за парты, не открывая крышек.

Правила поведения и техника безопасности.

  • Песок нельзя высыпать из стола на пол, подбрасывать вверх, дуть на него;
  • Каждый обучающийся рисует только на своем столе, не мешает соседу;
  • Нельзя трогать розетки и провода;
  • Нельзя бегать по кабинету;
  • Перед тем как встать из-за стола или прикоснуться к лицу нужно отряхнуть руки над рабочей поверхностью;
  • Обязательно мыть руки до и после занятия.

Знакомство с группой – упражнение «Клубок».

Учитель:

- У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше вам больше всего нравится». 

Для примера учитель первым начинает знакомство с ребятами. Когда клубок прошел по кругу и вернулся к учителю, учитель соединяет ее и обращает внимание детей на ее цвет:

 Учитель:

- Посмотрите на эту ниточку, она синего цвета, а что еще в нашем огромном мире может быть синего цвета? (Море, океан)

Учитель:

- Так получается эта нить связывает нас в одну команду, а я ее капитан! И нас ждет интересное подводное приключение! Но для этого вы должны слушать меня внимательно и выполнять все мои указания, рисовать только вместе со мной.

2.  Введение

Учитель:

- Итак, откройте ваши столы (демонстрирует как это сделать), но ничего пока не трогайте, только смотрите. На этом белом экране мы будем рисовать словно на листе бумаги, за ним вы видите отделение с песком, оттуда вы будете брать песок для рисования. Сегодня на занятии у нас нет ни карандашей, ни кисточек, зато есть целых 10 пальчиков, и вся наша ладошка. А вместо красок мы будем использовать песок! То есть наши пальцы – это кисти, а песок – краски. Давайте рассмотрим наш инструмент для рисования (учитель поднимает руки). Смотрите внимательно и повторяйте движения за мной».

В игровой форме ребята разминают руки, узнают, что рисовать можно одним указательным пальцем, большим пальцем, сразу всем пальцами, ребром ладони, всей ладонью, кулачком

Учитель:

- Инструменты настроили, можно и немного отдохнуть!

Упражнение – медитация «Берег моря». (Музыкальное сопровождение)

Учитель:

- Давайте закроем глазки, сядем поудобнее и представим, что мы стоим на берегу лазурного моря, нам тепло, дует легкий ветерок, вдалеке слышны крики чаек и песни дельфинов, до ног долетают брызги волн, светит ласковое солнышко, пахнет свежестью и морем, очень приятно.

Дети открывают глаза.

Учитель:

- А чего обычно много на берегу моря? (Песка)

- И у нас есть песок, давайте с ним познакомимся.

3. Теоретический блок

Упражнения на знакомство с материалом.

Учитель предлагает детям достать песок из соответствующего отделения на пластиковую поверхность стола и сделать из него горку.

 - Какой песок на ощупь? Приятно ли его трогать? (мягкий, прохладный, приятный)

- Теперь возьмем песок в кулачки (демонстрирует) и будем медленно его высыпать. Почувствуйте, как каждая пещинка щекочет вашу ладошку. Представляете, этот песок такой мелкий, что его можно использовать в песочных часах.

- А сейчас разгладим песок двумя руками по всей поверхности стола, так, чтобы получились волны. Ваши руки двигаются плавно, нежно, как будто гладят маленького пушистого котенка.

После того, как у всех ребят получилось изобразить волны, учитель предлагает «потрогать воду» и заключает, что она теплая. Спрашивает:

- Как выдумаете, в каких морях водятся самые красивые рыбки, в теплых или холодных? (В теплых)

- Раз наше море тепло, предлагаю нырнуть вместе со мной на дно и посмореть, кто же там живет. Ребята, вы со мной? Тогда мы погружаемся!

Демонстрация видеоролика «Путешествие на дно моря». Учитель делает замечания о красоте подводного мира и жизни его обитателей.

Когда видеоряд заканчивается, учитель на мгновение гасит свет и на экране появляется поверхность светового стола учителя, с нарисованными волнами.

Учитель:

- Ой, посмотрите, что же это! Только что было столько морских обитателей, а теперь пусто.

- А кто это?! (На фоне волн появляется рыбка, вырезанная из картона.)

Рыбка рассказывает, что подводный мир заколдовал злой колдун Скат и все стало невидимым, исчезло. Просит помощи у ребят. Для того, чтобы расколдовать подводный мир его нужно нарисовать.

Учитель предлагает ребятам вспомнить, что может быть на дне морском, кто там живет. (Водоросли, камни, ракушки, морские звезды, различные рыбки, медузы и т.д.) Хвалит детей за внимательность.

4. Практический блок

Учитель:

- Начинаем рисовать! Смотрите на экран и рисуйте только вместе со мной.

Этапы рисования:

  • Фон (Прием «насыпание»)

Учитель:

- Для начала нам нужен красивый темный фон, ведь в океане темно, да и по белому мы рисовать не сможем (демонстрирует). Волны у нас уже есть, чтобы получился фон, нам их нужно «посолить». (Демонстрация приема, индивидуальная  помощь обучающимся)

  • Камни (Рисование пальцем и кулачком)
  • Водоросли (Рисование тонких водорослей пальцем и толстых – ребром ладони)
  • Ракушки
  • Рыбки (Одну рыбку рисует учитель, вторую ребята изображают самостоятельно)

Учитель:

- Ребята, как вы думаете рыбы дышат?

  • Пузырьки (Рисование от центра по кругу одним пальцем).
  • Медуза (Рисование ребром ладони и всем пальчиками сразу).

Учитель предлагает детям дополнить свой рисунок по желанию.

- Ребята, какая красота, вы молодцы, сняли заклятье, наша маленькая рыбка может вернуться к свои друзьям в море. Спасибо вам!

5. Итоговый блок

Учитель «случайно» стирает часть своего рисунка:

- Ой, кажется я испортила свою картину! Как же мне ее заново нарисовать? Забыла. Может скат и меня заколдовал? Наверно мне нужно взять кисти и краски…или можно нарисовать как-то по-другому. Кто может мне помочь, кто запомнил?

Учитель предлагает ребятам «научить» его и всех присутствующих рисовать песком. Дети по очереди выходят к столу учителя, демонстрируя и объясняя приемы, изображают новую песочную картину. Остальная группа работает на местах, предлагая, что можно исправить или добавить.

Учитель:

- Спасибо, теперь я все вспомнила! Вспомнила самое главное, рыбка оставила вам подарки, она попросила ракушку сделать для каждого из вас жемчужину.

Учитель проходит по кабинету и каждому обучающемуся кладет в серединку нарисованной ракушки «жемчужину».

Учитель:

- Заберите свое сокровище на память. И выходите ко мне ко мне, становитесь в кружок.

6. Завершение занятия

Упражнение «Комплименты»

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Для примера начинает учитель.

Когда упражнение выполнено, учитель благодарит детей за занятие предлагает похлопать сам себе.

Учитель предлагает детям убрать рабочее место и вымыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Вводные фразы для написания эссе на англ. языке"

Методическая разработка помогает учащимся составить эссе на англ. языке. Содержит фразы - клише для составления расказов и текстов....

Методическая разработка вводного урока по теме "Многогранники" для 10 класса по геометрии

                Конспект урока и методичекие рекомендации к уроку...

Методическая разработка вводного занятия программы «Туристическое».

Цель занятия: дать представление программного материала, познакомить с основными направлениями деятельности....

Методическая разработка вводного урока по литературе в 8 классе

Данная разработка представляет собой конспект вводного урока по литературе в 8 классе. В ходе урока предполагается наличие разных интересных видов деятельности.Детям предстоит вспомнить произведения, ...

Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия

Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивн...

Методическая разработка вводного занятия студии мультипликации "Капитошка"

Возраст детей: 6-8 лет.Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая.Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностноеОбразовательные области: худож...