Диагностика педагогического обследования детей с нарушением зрения В.Н. Лакомкин, Э.И. Танюхина.
учебно-методическое пособие на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Карты  педагогического обследования детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_detyam_s_narusheniem_zreniya.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического обследования детей  с нарушением зрения

В.Н. Лакомкин, Э.И. Танюхина.

Карта  педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 2-3 года)

ФИО   ____________________________________________________________  

Возраст   _______________________

Диагноз:   ________________________________________________________________________________________________________________  

1-6 Социально-бытовая ориентировка

Бальные оценки

1 -  знает, называет, показывает

3 - показывает некоторые знает

5 - показывает только некоторые

Знание схемы тела (с 3 лет)

Одежда

Ближнее окружение (семья)

Ориентировка в помещении: мебель, бытовые приборы

Ориентировка на улице: тротуар и проезжая часть

Растительность, животные

7-9 Навыки самообслуживания

Бальные оценки

1 – выполняет с незначительной помощью и подсказкой

3 – выполняет с посторонней помощью

5 – не выполняет

Личная гигиена

Одевание и раздевание

Приём пищи

10-11 Игровая деятельность

Бальные оценки

1 – ролевая игра

3 – предметные действия

5 – манипулирует

Играет с игрушками

Бальные оценки

1 – собирает вокруг себя детей и организует игры

3 – играет в коллективе

5 – играет один

Общение с детьми в игре

12 Работоспособность

1 – высокая, может долго заниматься чем-то и участвовать в занятиях

3 - работоспособность ограничена, но достаточна

5 – работоспособность низкая, быстро утомляется

Бальные оценки по каждому показателю суммируются, а общее заключение формируется по правилу:

Сумма балов

Заключение об уровне освоения образовательной программы, п.п. 1 - 9

Рекомендации

9 - 19

Хороший

Возможен перевод на воспитание по программе общего вида

20 - 34

Удовлетворительный

Продолжительность обучения по данному варианту обучения

35 - 45

Неудовлетворительный

Необходим перевод на воспитание по программе с усиленной коррекционной направленностью

Рекомендации по дополнительным мерам педагогической коррекции:

* навыки самообслуживания (п.п. 7- 9)    11 -15 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия;

* социально-бытовая ориентация (п.п. 1- 6)    22 - 30 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия.

Рекомендации родителям: обратить внимание на развитие навыков самообслуживания, игровой деятельности, социально-бытовой ориентировки.

Вычисляется средняя бальная оценка по проведённым разделам обследования по правилу:

                 Полученная сумма баллов

Аl ср. = --------------------------------------

                                    12

Дата обследования: ___________________201_г.

Воспитатель:   Т.В.  Разакова

Карта  педагогического обследования детей с  нарушением зрения (возрастная группа 4-7 лет)

ФИО   ____________________________________________________________  

Возраст   _______________________

Диагноз:   ________________________________________________________________________________________________________________  

1. Общее развитие речи

Бальные оценки

1 – норма

3 – ниже нормы

5 – значительно ниже нормы

2. Графические навыки

Бальные оценки

1 – норма

3 – ниже нормы

5 – значительно ниже нормы

3. Готовность к письму

Бальные оценки

1 – норма

3 – ниже нормы

5 – значительно ниже нормы

4. Готовность к письму. Правильно ли держит руку.

Бальные оценки

1 – норма

3 – ниже нормы

5 – значительно ниже нормы

5. Готовность к письму. Соблюдение строки.

Бальные оценки

1 – норма

3 – ниже нормы

5 – значительно ниже нормы

6. Знание схемы тела

Бальные оценки

1 -  знает, называет, показывает

3 - показывает и некоторые знает

5 - показывает только некоторые

7. Знание понятий дальше - ближе, впереди - сзади

Бальные оценки

1 -  знает, называет, показывает

3 - показывает и некоторые знает

5 - показывает только некоторые

8. Представление об окружающем мире.

Бальные оценки

1 – в соответствии с программой общего типа

3 – ниже уровня программы

5 – значительно ниже уровня программы

9. Социальные связи

Бальные оценки

1 -  широкий круг социальных связей

3 – с незначительной помощью

5 - показывает только некоторые

10. Самообслуживание

Бальные оценки

1 -  самостоятельно без подсказки

3 – с незначительной помощью

5 – с посторонней помощью

11. Самообслуживание

Бальные оценки

1 -  самостоятельно без подсказки

3 – с незначительной помощью

5 – с посторонней помощью

Проводя диагностику зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что развитие зрительного восприятия подчиняется общим закономерностям, характерным для детей с патологией зрения.

Анализ изучения результатов уровня развития зрительного восприятия у дошкольников, позволил сделать вывод о том, что обследуемые нами дети продемонстрировали разный уровень зрительного восприятия, т.к. находятся на разных этапах его развития. Это позволило нам выделить дифференцированные группы детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительного восприятия, отражающие их индивидуальные способности.

Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с младшими дошкольниками имеющими патологию зрения.

Социально-бытовая ориентировка

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением зрения

Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.

Занятия по курсу СБО направлены на:

  • накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

 

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.

 

Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах:

  • восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
  • выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
  • сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

 

Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

 

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

 

В обучении выделяется два направления.

  • Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

Темы занятий:

Личная гигиена. Охрана  здоровья и зрения

Значение правильного режима дня, рационального питания.

Охрана и развитие зрения. Подбор очков. Правила ухода за ними.

Закаливание организма.

Привила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей.

Уход за обувью

Пришивание пуговиц.

Пользование утюгом

Специальная посуда для приготовления пищи.

Способы обработки овощных продуктов.

Значение пищи в жизни человека.

Использование консервированных продуктов.

Оформление готовых блюд

Столовые приборы.

Бытовые приборы и их назначение.

Правила пользования бытовыми приборами

Уход за одеждой  в зимнее время

Уход за комнатными растениями.

Уход за комнатными растениями( практическое занятие)

На дорогах города ПДД

Бытовая химия. Правила пользования бытовой химией.

Упражнения для снятия зрительного восприятия

Экскурсия на почту.

Магазины нашего города.

Правила покупки товаров.

Значение витаминов.

Лекарственные растения нашей местности.

Правила приемы лекарств

Уборка жилого помещения.

Уборка жилого помещения. Практическое занятие

Уход за домашними животными.

ПДД  «Безопасная дорога»

Первая медицинская помощь

Карта педагогического обследования

уровня сформированности  пространственных и бытовых навыков

у детей с нарушением зрения

Ф.и.о. _______________________________________________________________

дата  (первичное обследование)   ____________________201___г.

дата  (итоговое  обследование)    ____________________ 201___г.

Знания о предметах

Свойства предметов

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в микропространстве

Навыки самообслуживания

Уровень сформирован-ности знаний и умений

Мытьё рук, лица

Пользование столовыми приборами

Одевание и раздевание

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

Н.

С.

В.

Бальный показатель:

1 б. – норма (выполняет самостоятельно)

3 б. – ниже нормы  (выполняет с незначительной помощью)

5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)

Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:

Низкий уровень – от  28 до 35     □

Средний уровень – от 18  до  21  □

Высокий уровень – от  7 до 14    □

Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения

(возрастная группа 7 – 11 лет)

201___г.

Клиенты

Знания о предметах

Свойства предметов

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в микропространстве

Навыки самообслуживания

Мытьё рук

Пользование столовыми приборами

Одевание и раздевание

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

0 срез

итоговый срез

1.

2.

3.

4.

5.

Низкий ур.

Средний ур.

Высокий ур.

Бальный показатель:

1 б. – норма (выполняет самостоятельно)

3 б. – ниже нормы  (выполняет с незначительной помощью)

5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)

Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:

Низкий уровень – от  28 до 35     □

Средний уровень – от 18  до  21  □

Высокий уровень – от  7 до 14    □


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения

Перспективный план по  поисково- познавательной деятельности  детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...

Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе

В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...

О ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ

Для определения образовательного маршрута ребенка родителям необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию....

Протокол логопедического обследования детей с нарушениями зрения

Мною разработан протокол речевого обследования детей старшего и подготовительного возраста для детей с нарушениями зрения. Применяю его для первичного обследования на начало учебного года и на конец. ...