Отчет о реализации методики «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами»
методическая разработка на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Отчёт о реализации методики, полученные результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_metodike_razakova_t.v.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение   Ханты-Мансийского автономного округа –Югры  

«Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

 Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными

возможностями

 Отчет

 о реализации методики

«Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста  в процессе обучения действий с предметами»

   

Разработчик: Т.В.Разакова, воспитатель

реабилитационного  отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г. Урай, 2016

«Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста  в процессе обучения действий с предметами»

Актуальность методики

Основным видом деятельности ребенка от 1 года до 3 лет жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается его сенсорное развитие.

В раннем возрасте ведущей становится предметная деятельность, в рамках которой формируются основные новообразования раннего возраста, развиваются все стороны жизни ребёнка.

Цель: Создание условий для формирования умственного развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями раннего возраста.

Задачи:

  1. Обучать в игре производить правильные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.
  1. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  2. Обучать родителей продуктивному взаимодействию  в диаде родитель-ребёнок во время учения детей  целенаправленным действиям с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Целевая группа:

Методика ориентирована на получателей социальных услуг учреждения:

- дети – инвалиды,  дети с ограниченными возможностями от 1 до 3 лет;

-  родителей.

 

Востребованность  методики  

Решая вопрос развития сенсорного восприятия у детей в процессе обучения действий с предметами у 15 детей раннего возраста - получателей социальных услуг реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями учреждения, мы считаем, что окружающие предметы, объекты природного мира являются наиболее близкой, доступной пониманию детей, необходимой для адаптации областью окружающей действительности.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Рабочий план занятий составлен на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей в детском саду»  М.А. Васильевой, включает разработки программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой, а также программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста «Шаг за шагом» Ю.И.Забаровской.

Нами накоплен опыт по развитию и  воспитанию  детей раннего возраста через организацию доступной среды, через формирование конкретных, чувственных представлений о предметах, входящих в круг жизнедеятельности ребёнка, через формирование умений приобретать и применять новые знания в жизни, через наблюдение за действиями взрослых, что доказывает необходимость развития данного направления  по работе с детьми-инвалидами.

Количественные и качественные показатели

Количественные  результаты:

После реализации методики  мы получили  количественные результаты:

1.  Игровыми мероприятиями охвачено 15 детей раннего возраста, 15 родителей.

2. В практических  занятиях  приняли участие  15 детей раннего возраста, 15 родителей.

Качественные результаты:

- у 85% детей сформировались умения производить действия с предметами для формирования сенсорных представлений;

- у 55% детей сформировались умения ориентировки в различных свойствах предметов;

- у 65% родителей и детей развились продуктивные взаимодействия в диаде «родитель  – ребенок» по закреплению полученных знаний, умений и навыков в предметно-игровой деятельности.

Выполнение рабочего плана реализации методики

План мероприятий по работе с детьми и родителями выполнен на 100%.

Уровень методического обеспечения методики

Выпущены и распространены памятки для родителей   «Книга в семье», «Книжки-малышки»,  «развиваем мелкую моторику», «Что должен знать и уметь 2-х летний ребёнок».

Практические рекомендации родителям     «Развиваемся играя», «Картотека комплексов пальчиковой гимнастики», «Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3-х лет».

Приобретены дидактические игры «Вкладыши», «Лабиринт», «Мозаика», «Пирамидки», 1 набор муляжей «Домашние животные», заводные игрушки.

Собраны и оформлены иллюстрации игрушек, животных,  птиц.

Информирование (в рамках реализации методики)

На сайте учреждения  статья на тему: мастер-класс для родителей «Развиваемся играя».

Использование инновационных подходов в реализации методики

Данная форма интегративного взаимодействия педагогов отделения с родителями и детьми раннего возраста в рамках реализации комплексной программы «Ступени в жизнь» ранее не использовалась на базе реабилитационного отделения. В учреждении в основном осуществлялась деятельность с детьми старше 3-х лет, в то время, как дети раннего возраста, имеющие III и IV группы здоровья, оставались неохваченными услугами учреждения по причине не разработанности механизма межведомственного взаимодействия и отсутствия комплексного подхода к профилактике инвалидизации детей раннего возраста, имеющих III и IV группы здоровья и стабилизации состояния здоровья детей-инвалидов раннего возраста.

Полнота использования ресурсов отделения/учреждения (кадровых, материально – технических)

Кадровые ресурсы

Реализатор  методики – воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями - Т.В. Разакова, высшая квалификационная категория, стаж работы в учреждении – 11 лет.

Методика реализовывалась в тесном сотрудничестве с педагогами реабилитационного отделения (психологом, логопедом, инструктором по труду) и родителями, воспитывающими детей – инвалидов, детей с ОВ.      

Материально-технические ресурсы

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями  занимает площадь 712 кв.м., где расположены 35 кабинетов.

  1. В кабинете № 226 «Зелёная комната» проводятся игровые занятия.

Кабинет оснащен, развивающими дидактическими играми:

 - вкладышами,

- мозаиками,

- матрешками,

- пирамидками, способствующими решению задач методики,

 - музыкальными инструментами,

 -«говорящими» книгами,

 -игрушками для организации «сюрпризного момента», а так же необходимым позиционным оборудованием.

  1. Пол в кабинете полностью закрыт ковром с мягким ворсом, для исключения травматизма в случае падения ребенка, а так же с целью создания комфортных условий в процессе свободной игры детей.

3. Сенсорная комната с набором материала для развития детей.  

Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения

Социальный эффект методики для профессионального сообщества

Информирование профессионального сообщества о реализации методики «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста  в процессе обучения действий с предметами» путем обобщения опыта работы на сайте Всероссийского конкурса педагогов «На пути к успеху» г.Санкт-Петербург, февраль 2015г.

На сайте учреждения  статья на тему «Развиваемся играя».

Выводы, перспективы реализации

Анализ  результатов   реализации методики показал, что  коррекционными занятиями охвачены 15 детей раннего возраста.

В результате:

- у 60% детей сформировались умения производить действия с предметами для формирования сенсорных представлений;

- у 56% детей сформировались умения ориентировки в различных свойствах предметов;

- у 65% родителей развились продуктивные взаимодействия в диаде «родитель  – ребенок» по закреплению полученных знаний, умений и навыков в предметно-игровой деятельности.

Таким образом, создание  предметной развивающей среды и процессе развития интереса к окружающим предметам  стало важным фактором в развитии сенсорных представлений. У детей  сформированы умения в сфере построения отношений и взаимодействий с окружающими, выполнению целенаправленных действий с предметами.

Понятность, доступность и практичность организованной работы помогли детям с ОВ адаптироваться в социальную среду.

Проводимая работа показала свою эффективность, что позволило достигнуть положительных результатов.

Мы считаем, что работу по  развитие сенсорного восприятия в процессе обучения действий с предметами детей раннего возраста  посещающими реабилитационное отделение целесообразно  продолжать.

Приложение

Анализ результатов по востребованности данного направления работы

Сформированность действий с предметами у детей раннего возраста

Ориентируются в различных свойствах предметов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения...

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство - особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития....

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста...

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...

Методика «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами»

Данная методика применима в работе с детьми раннего возраста. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры...

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в групповой двигательной активности»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....